Урок по литературе «Японские хокку»




Скачать 43.35 Kb.
НазваниеУрок по литературе «Японские хокку»
Дата публикации20.01.2014
Размер43.35 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Философия > Урок




Урок по литературе «Японские хокку».

(Технология КСО «Французская мастерская», учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение» 4 класс, часть 2)

разработан учителем сш.№1 Никитиной Г.Э.

Цели:

  1. раскрыть философский смысл японских трехстиший на примере хокку Басё;

  2. способствовать развитию у учащихся воображения, фантазии, поэтического дара слова.


I. Индукция (этап настроя на урок - создание эмоционального настроя. Введение в тему).

Предлагаю детям прослушать стихотворный ряд.
Уродливый ворон –

И он прекрасен на первом снегу

В зимнее утро.

(Исса)

Иней его укрыл,

Стелет постель ему ветер…

Брошенное дитя.

(Басё)

Вот выплыла луна,

И самый мелкий кустик

На праздник приглашен!

(Исса)

Ах, не топчи траву!

Там светлячки сияли

Вчера ночной порой.

(Исса)

  • Что я вам сейчас читала? Да, совершенно верно, это хокку японских поэтов Кобаяси Иссы и Мацуо Басё. У хокку есть еще одно название «хайку».

  • Что вы знаете о хокку? В чем особенность построения таких трехстиший? О чем они рассказывают?


^ II. Первичная самоконструкция.

1. Раскрытие смысла стихотворения (индивидуальная работа учащихся).

  • Послушайте еще одно хокку, которое написал Басё.


Ива склонилась и спит.

И кажется мне, соловей на ветке –

Это ее душа.


  • Запишите на листочках свои ассоциации, которые возникли при прослушивании этого стихотворения. (Возможные художественные образы: птица, зима, сон, одиночество, осень, смерть, душа, песня и др.).


^ 2. Соединение результатов индивидуальной работы (работа в группах).

Запишите в группах свои ассоциации. Если они повторяются, то записывайте только один раз. (Работают на листах А3 маркерами)
^ III. Социализация.

(Представление групповых работ. Выявление общих идей стихотворения).

(Вывешиваем групповые работы и зачитываем все варианты.)

  • У меня тоже возникли ассоциации (вывешиваю свои плакаты)

дерево таинственность

ночь покой

луна внутренний мир

река грусть

ожидание

мечты

музыка

^ Если ассоциации учителя в большинстве совпадают с ассоциациями детей, то работа строится по такому варианту: Я записала свои ассоциации в две группы, подумайте «Почему?» Что объединяет слова первой группы? О чем эти слова? (Слова первой группы – о природе, о конкретных вещах, предметах, об окружающем мире, а слова второй группы – о чувствах, переживаниях, отношениях человека к природе)

^ Если ассоциации сильно разнятся, то задаю вопрос: «Почему такие полярные чувства, образы возникли у нас?» (Мы разные, поэтому и воспринимаем многое по разному: здесь играет роль и наше настроение, и жизненные впечатления, жизненный опыт) Далее возвращаемся к первому варианту.

    • Как взаимосвязаны эти понятия? Почему эти образы возникли у нас? (Через конкретные вещи, предметы, образы раскрываются наши чувства, переживания, мироощущения)

    • Кто соединяет эти образы? (Поэт. Записываю это слово посередине)

    • Действительно, поэт способен разглядеть в самом простом, обычном что-то важное, прекрасное, то, что способно вызвать чувство восхищения. Создание хокку – это настоящее искусство, когда поэт способен сказать многое в немногих словах. Так, художник создает свои миниатюры в художественных образах, композитор – в музыкальных произведениях. И тем гениальнее произведение, чем больше различных ассоциаций оно вызывает. Такие произведения называются классикой. Они переживают своих создателей, так как всегда интересны людям.


^ IV. Деконструкция. Учащиеся получают задание для индивидуального написания стихотворения.

Послушайте еще одно хокку Басё. Но для более глубокого его осмысления я хочу уточнить одну деталь. «Кукушка в японской поэзии является таким же символом, как в русской поэзии – соловей. Однозвучные трели кукушки всегда пробуждали в японских поэтах возвышенные чувства».
Далекий зов кукушки

Напрасно прозвучал. Ведь в наши дни

Перевелись поэты.


  • О чем здесь говорить Басё? (О том, что сейчас нет людей способных увидеть прекрасное в обычном, людей, которые способны поэтично воспринимать окружающий мир, людей, которые обладают внутренним взором постижения сути вещей.)

  • Но я хочу обратить ваше внимание на то, что эти слова Басё были сказаны в XVII веке. Попробуем сегодня опровергнуть его слова и создать свои хокку. В помощь я предлагаю вам начало –

«В каждом человеке солнце»
^ V. Вторичная самоконструкция.

Самостоятельная работа учащихся.
VI. Социализация.

(По желанию авторов работы зачитываются)

Приложение

Творческие работы учащихся.

В каждом человеке солнце

Это его душа и чувство,

Которое может согреть всех, кто в этом нуждается.

Гаврилова Алёна
В каждом человеке солнце.

Оно греет его душу,

Когда он относится к людям добрее.

Воскобойников Кирилл
В каждом человеке солнце.

Это любовь и доброта

К окружающему миру.

Коломеец Валя
В каждом человеке солнце.

Оно не дремлет,

Ведь ты жив.

Ольский Миша
В каждом человеке солнце.

Оно начинает светить ярче,

Когда у человека появляются чувства.

Ярманов Коля
В каждом человеке солнце.

Оно согревает нас

В любую погоду.

Куркчи Оля

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе «Японские хокку» iconУрок литературного чтения в 4 классе Тема: Авторский почерк в переводах хокку
Цель: на материалах разных переводов хокку сравнить творческий почерк разных переводчиков

Урок по литературе «Японские хокку» iconУрок литературы для 7 класса «Хокку – жемчужины японской поэзии»
Сегодня речь пойдет о Японии – Стране Восходящего Солнца, её традициях и поэзии. Тема нашего урока: «Хокку – жемчужина японской поэзии»....

Урок по литературе «Японские хокку» iconПриложение 2 Памятка Правила написания хокку Цель хокку
...

Урок по литературе «Японские хокку» iconНовая красота ????????
Японские куклы с полок и стен смотрели на них. Японские куклы шептались меж собой. Красный бумажный фонарь легко покачивался на сквозняке...

Урок по литературе «Японские хокку» iconХокку ( «начальные стихи» )- японское лирическое стихотворение, отличающееся...
Хокку ( «начальные стихи» )- японское лирическое стихотворение, отличающееся предельной краткостью – трехстишием… Оно изображает...

Урок по литературе «Японские хокку» iconПлан конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...

Урок по литературе «Японские хокку» iconЛитература 1
Филолог В. Николаенко написал шуточные стихи по мотивам известных литературных произведений и назвал их "хокку"

Урок по литературе «Японские хокку» iconСказки
Задание №1. Прочитай хокку. Запиши в третьей колонке, какому времени года посвящено каждое

Урок по литературе «Японские хокку» iconI-iii ступеней – гимназия
«Средневековая поэзия»; учить выразительному осмысленному чтению рубаи, танка и хокку

Урок по литературе «Японские хокку» iconТема урок
Урок Подготовка к домашнему сочинению "Человек и история в унт, дрл и в литературе 18 века"



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница