Название науки происходит от греческого слова Logos речь, мысль, разум, слово. Логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, направленного на




НазваниеНазвание науки происходит от греческого слова Logos речь, мысль, разум, слово. Логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, направленного на
страница1/11
Дата публикации19.10.2013
Размер1.5 Mb.
ТипЗакон
www.lit-yaz.ru > Философия > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ВВЕДЕНИЕ
Название науки происходит от греческого слова Logos – речь, мысль, разум, слово. Логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, направленного на познание объективного мира. Основная цель логики – выяснение условий достижения истинных знаний, изучение внутренней структуры мыслительного процесса, выработка логического аппарата и правильного метода познания.

Органически связанная с теорией познания логика представляет собой совокупность научных дисциплин, главными из которых являются диалектическая и формальная логика. Это разделение обусловлено наличием двух аспектов мышления содержательного и формального.

По своему содержанию мышление есть отражение закономерностей реальной действительности. Исходя из наиболее общих законов развития природы, общества и нашего мышления, логика формулирует научный, диалектический метод, учитывающий объективную диалектику предметного мира и процесс отражения его в человеческом сознании.

В месте с тем мыслительный процесс имеет свою внутреннюю структуру, он реализуется в таких естественно сложившихся формах, как понятие, суждение, умозаключение. Оперирование понятиями, суждениями и получение нового, выводного знания в умозаключениях составляет формально-логический аппарат мышления. Логические операции с этими формами и лежащие в их основе формальные законы связи между понятиями изучает формальная логика.

В курсе логики особо важное место занимает тема аргументации. Аргументация – это приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений, другой стороны. Словом «аргументация» часто называют не только процедуру приведения аргументов в поддержку какого-то положения, но и саму совокупность таких аргументов.

В теме «аргументация» объединяются все логические формы мышления, применяются все правила и законы, обеспечивающие логически стройную и последовательную мысль. Здесь концентрируются все теоретические и практические выводы логики, наиболее полно выражаются ее познавательные возможности и задачи.

Аргументированность составляет активную черту правильного мышления, важное условие научного познания. Наука стремится доказать все свои положения, найти для них разумное объяснение, объективное обоснование. Формальную логику принято характеризовать как науку о выводном знании, о рассуждении, а аргументацию – необходимое условие всякого научного рассуждение.

Аргументация – это выведение одного знания из другого, истинность которого ранее установлена и проверена практикой. Поэтому она, в конечном счете, является сверкой теоретических положений и выводов с реальной действительностью. Использование научных открытий в практической действительности невозможно без такой сверки.

Логически стройная и убедительная аргументация необходима как в естествознании, так и обществознании. Здесь она играет еще более важную роль, чем в науках о природе. Если в естествознании широко применяется наглядный опыт и эксперимент, то в общественных науках основную функцию выполняет истинность доводов и логическая стройность аргументации.

Аргументация представляет собой речевое действие, включающие систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого либо мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека, который способен, рассудив, принять или опровергнуть это мнение.

Отсюда следует, что хотя научиться мыслить с помощью логики и аргументации невозможно, все же изучать ее необходимо. Ее главное значение состоит в том, что она усиливает наши мыслительные способности и делает мышление более рациональным, подобно тому, как знание физиологии помогает нам правильно, рационально питаться.

^ 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ И ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ
Термин «логика» мы используем для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, и для обозначения науки, о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.

Познание существует не в виде какого-то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения от незнания к знанию, от знания одного порядка к знанию другого порядка. Процесс этот складывается из множества моментов, сторон, находящихся между собой в необходимой связи.

Для более полного выяснения знания логики как науки, необходимо рассмотреть мышление как предмет изучения логики.
^ 1.1. Мышление – предмет изучение логики
Познание осуществляется в двух основных формах – в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления.

Основными формами абстрактного мышления выступают понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предметов. Понятия в языке выражаются словами («ручка», «студент», «стоя») или группой слов, словосочетаниями («студент политехнического университета», «штормовой ветер»)

Суждение – форма мышления в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например, «на улице идет дождь» - простое суждение, а суждение «на улице идет дождь, поэтому, я не пойду гулять» - сложное, состоящее из двух простых.

Умозаключение – форма мышления, посредством которого из одного или нескольких суждений, по определенным правилом «выводится» заключение. Например, «все металлы - вещества», «алюминий - металл», следовательно, «алюминий - вещество».

Остановимся на особенностях абстрактного мышления. Первой его особенностью является опосредствованность и обобщенность отражения действительности. С помощью форм чувственного познания, протекающего в формах – ощущения, восприятия, представления, вещи и их свойства познаются непосредственно (этот цветок приятно пахнет, это море шумит и т.д.). Абстрактное мышление позволяет из одних знаний получить другие, не обращаясь к непосредственному опыту. Так, например, специалист по симптомам болезни судит о характере заболевания.

Абстрактное мышление выступает вторичным по отношению к бытию, носит активный характер, проявляющийся в теоретических обобщениях, образовании понятий и суждений, построении умозаключений и гипотез. С использованием имеющихся знаний, человек может предвидеть, планировать, творить, фантазировать, координировать практические действия. Активное отражение мира и участие в его преобразовании выступает как еще одна особенность абстрактного мышления.

Особенность абстрактного мышления является его неразрывная связь с языком. Остановимся на этом подробнее.

По меткому выражению К. Маркса, язык – есть непосредственная действительность мысли. Его функции многочисленны и многократны. Язык – средство повседневного общения людей, общения в научной и практической деятельности. Он позволяет передавать и получать знания, умения, жизненный опыт от поколения к поколению. Посредством языка ведется обучение и воспитание. Важны и такие функции языка: хранение информации, быть средством выражения эмоций, гносеологическая функция.

Язык является знаковой информационной системой. Информация передается с помощью знаков (слов) языка.

Речь может быть письменной и устной, звуковой и незвуковой (у глухонемых), или внешней, речью выраженной с помощью естественного или искусственного языка.

Знак (слово) языка – это материальный предмет, (явление, событие), выступающие в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений.

Знаки подразделяются не языковые и неязыковые. К неязыковым знакам относятся знаки-копии (например, фотографии, отпечатки пальцев, репродукции и др.), знаки признаки, или знаки – показатели (например, дым – признак огня, повышенная температура тела – признак болезни, знаки символы (например, дорожные знаки)) и другие виды знаков. Существует особая наука – семиотика, которая является общей теорией знаков. Разновидностями знаков являются языковые знаки. Одна из разновидностей функций языковых знаков состоит в обозначение ими предметов. Для обозначения предметов служат имена.

Имя – это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет. Предмет здесь понимается весьма в широком смысле: это вещи, свойства, отношения, процессы, явления и т.п. как природы, так и общественной жизни, психической деятельности людей, продуктов их воображения и результатов абстрактного мышления.

Имена делятся на: простые («стол», «ветер», «студент») и сложные, или описательные («самая большая река в Европе», «самая высокая в мире горная вершина»). В простом имени нет частей, имеющих самостоятельный смысл, в сложном они имеются: собственные, т.е. имена отдельных людей, предметов, событий («А.С. Пушкин», «Волга») и общие (название класса однородных предметов), например «здание», «гейзер».

Каждое имя имеет значение и смысл. Значением имени является обозначающий им предмет (денотат).

Смысл (концепт) имени – это способ, каким имя обозначает предмет, т.е. информация о предмете, которая содержится в имени. Поясним это на примере. Один и тот же предмет может иметь множество различных имен (синонимов). Так например, знаковые выражения «великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) », «автор романа в стихах «Евгений Онегин», «поэт смертельно раненый на дуэли с Ж. Дантесом», имеют одно и тоже значение (или обозначают поэта А.С. Пушкина), но различные смыслы.

Выражение (слова и словосочетания) естественного языка, имеющие какой-либо самостоятельный смысл, можно разбить на так называемые семантические категории, к которым относятся: а) предложения (суждения): повествовательные, побудительные, вопросительные; б) выражения, играющие определенную роль в составе предложений: дискриптивные (описательные) и логические термины (логические постоянные или логические константы.)

К дискриптивным терминам относятся:

1) Имена предметов – слова или словосочетания, обозначающие единичные (материальные или идеальные)предметы (Платон, первый космонавт) или классы однородных предметов («портфель», «парта», «саранча»)

2) Предикаторы – слова и словосочетания, обозначающие свойства предметов или отношение между предметами («порядочный», «электропроводный», «меньше»)

3) Функциональные знаки – выражения, обозначающие предметные функции, операции («+», «V»)

В языке, кроме выше изложенного, встречаются так называемые логические термины. В естественном языке ими выступают слова и словосочетания: «и», «или», «если…то», «равносильно», «хотя…но», «если и только если», «кроме» и др., выражающие логические константы (постоянные).

^ 1.2. Понятие о логической форме и логическом законе
Формальная логика – наука о законах и формах правильного мышления. Задачей логики как науки является установление законов и правил, которым подчиняются рассуждения. Что же понимается под логической формой и логическим законом.

Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. В логических формах отражается не вся полнота содержания мира, существующего вне нас, а его общие структурные связи, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры).

Структуру мысли, т.е. логическую форму, можно выразить при помощи символов: Выясним структуру в суждении «все щуки есть рыбы». Она включает в себя субъект «щуки», т.е. понятие о предмете, предикат (Р), т.е. понятие о свойстве (признаке) предмета (Р), связку («есть»), кванторное слово («все»). Иногда связка может опускаться или заменяться тире.

Необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения – соблюдение законов логики. Основными законами формальной логики являются: а) закон тождества; б) закон не противоречия; в) закон достаточного основания. Эти законы, как существенные, устойчивые, повторяющиеся, внутренние связи между мыслями в ходе рассуждения и выводимые из них руководящие начала для правильного мышления (принципы) выражают его определенность, логическую непротиворечивость, последовательность и обоснованность.
^ 1.3. История возникновения и развития логики
В своем развитии логика прошла долгий и сложный путь. Ее корни уходят в глубокую древность, когда у человека, выделившегося из мира животных, появилась и стала все более необходимой потребность обмениваться своим опытом и знаниями, сообщать свои мысли другим людям, рассуждать и обосновывать свои выводы.

Некоторые ученые высказывают мнение, будто существовало так называемое пралогическое (дологическое) мышление. Согласно этой точке зрения, первобытный человек, дикарь мыслил или совершенно произвольно, не придерживаясь никаких правил, или по каким-то особым правилам и законам, еще более элементарным, чем правила и законы формальной логики.

Но оставленные на пути исторического развития следы древних цивилизаций свидетельствуют об ошибочности подобных мнений. В своем мышлении и действиях древние люди стихийно, в силу накопленного опыта, придерживались определенных правил. И это естественно, ибо в противном случае «мышление» было бы запутанным, непонятным и,
следовательно, никому не нужным. Наука и общественная практика неопровержимо свидетельствуют о том, что существуют единые общечеловеческие законы и правила мышления, придерживаясь которых, стихийно или сознательно отражают действительность все люди.

Даже дочеловеческое мышление (мышление высших животных), в известном смысле, не хаотичесно. Чувственные образы связаны между собой, как объективно связаны существующие предметы материальной действительности, «Нам общи с животными, - отметил Ф. Энгельс, - все виды рассудочной деятельности: индукция, дедукция, следовательно, также абстрагирование ..., анализ незнакомых предметов (уже разбивание ореха есть начало анализа), синтез (в случае хитрых проделок у животных) и в качестве соединения обоих, эксперимент (в случае новых препятствий и при затруднительных положениях). По типу все эти методы, ~ стало быть, все признаваемые обычной логикой средства научного исследования — совершенно одинаковы у человека и у высших животных. Только по степени (по развитию соответствующего метода) они различны» /1, с.537/.

Первые формы и приемы мышления сначала вырабатывались стихийно. В процессе постоянного общения между собой, с природой, в ходе практической деятельности люди находили простейшие приемы познания, проверяли истинность рассуждений. Первобытный человек наблюдал явления природы, познавал их особенности, находил пути и средства познания окружающего мира. Ведь для того, чтобы добыть огонь, изготовить простейшее каменное орудие труда, построить несложное жилище, необходимо было обладать определенными знаниями, практическим опытом и значительно развитым мышлением. Изготовленные первобытным человеком лук и стрелы, составляют уже очень сложное оружие, изобретение, которого предполагает долго накапливаемый опыт и более развитые умственные способности.

Приемы и формы мышления, которые приводили к истинному познанию, к выводам, которые соответствовали действительности, закреплялись как оправдавшие себя, способные привести к полному и всестороннему знанию о предмете. И наоборот, такие связи мыслей в рассуждении, которые приводили к ложным выводам, отбрасывались как несостоятельные. Правильные логические формы и методы мышления проверялись в процессе практического воздействия человека на материальные предметы и закреплялись в его сознании. Благодаря миллиардным повторениям логические формы приобрели значение аксиом. Человек получил возможность не вспоминать те факты, на которых они основаны, не задумываться при обобщении явлений действительности над теми формами мышления, которые образовались в опыте предшествующих поколений. В. И. Ленин, подчеркивая знание общественной практики, отмечал: «... Практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики. Фигуры эти имеют прочность предрассудка, аксиоматический характер именно (и только) в силу этого миллиардного повторения» /2, с.198/.

Мыслительная, познавательная деятельность человека развивалась в процессе речевого общения. Язык дал возможность людям отвлеченно отражать действительность, закреплять в словах обобщение результатов наблюдения, формулировать и совершенствовать понятия. Разумеется, способность образовывать сначала самые простейшие понятия не пришла сразу, а вырабатывалась в течение многих веков. На первых парах обобщения были весьма неглубокими, а соответственно им и понятия. Например, понятие «нога» вначале мыслилась весьма конкретно: «нога человека», «нога мамонта» и т.п. На следующей ступени обобщения появились более общие понятия: «нога животного», «нога птицы» и т.п. Для образования понятия «нога» вообще, безотносительно к тому, кому она принадлежит, потребовалась сравнительно более высокая степень абстрагирования и обобщения.

Эта способность человека мысленно абстрагироваться от объектов материальной действительности отличает его от животных, мышление которых не может оторваться от непосредственного восприятия предметов. Академик И. П. Павлов, опираясь на многочисленные экспериментальные данные, доказал, что высшие обезьяны не могут создавать идеи. По образному выражению И. П. Павлова, обезьяна каждый день начинает сначала. Психике человека, в отличие от психики животных, присуща направленность не только на внешний мир, но и на само себя. Человек способен отражать и материальные объекты, и процесс отражения этих объектов. Другими словами сознание человека способно как к отражению первого порядка (первичному, непосредственному отражению предметов окружающей действительности) так и к отражению второго порядка (вторичному, опосредованному отражению своих мыслей, самоотражению).

Специально теоретико-познавательными и логическими проблемами ученые стали заниматься в третьем тысячелетии до н.э. в древнем Китае, Египте и Индии. Впервые для обозначения определенной области знания название «логика» было употреблено стоиками. Термин «логика» восходит к древнегреческому полисемантическому (т.е. многозначному) слову «логос», который в зависимости от контекста мог означать «единство мышления и слова», а так же «мысль», «разум», «речь», «смысл», «суждение», «отношение», «закон», «доказательство». Наименование «логика» получила наука о законах и формах правильного мышления, т.е. такого мышления, которая приводит к истинным знаниям. Демокрит (ок.460-З70 г.г до н.э.) считал, что познание бывает двух родов - истинное и тем­ное. «К темному, писал он, - относятся все следующие (виды познания): зрение, обоняние, слух, осязание. Что же касается истинного (познания), то оно совершенно отлично от первого. Когда темный (род познания) уже бо­лее не в состоянии не видеть слишком малое, не слыхать, не обонять, не воспринимать вкусов, не осязать, но исследование (должно проникнуть) до более тонкого (недоступного уже чувственному восприятию), тогда на сцену выступает истинный (род познания). Так как он в мышлении обладает более тонким познавательным органом» /3, с.99/.

Систематическое изложение и достаточно полную для своего време­ни разработку знаний о человеческом мышлении дал Аристотель (384-322 гг. до н.э) в своде «Органон», в который вошли логические трактаты «Кате­гории», «Об истолковании», 1-я и 2-я «Аналитики», «Топи­ка» /4/. В этих трактатах обос­новано положение о том, что новые истинные мысли можно получить из других истинных мыслей в том случае, если последние связаны между собой по правилам логики. Такую связь истинных мыслей, которая приведёт к новой, ранее не известной истинной мысли, Аристотель называл умозаключени­ем. Он исследовал различные виды силлогизмов - дедуктивных умозаклю­чений, открыл и впервые сформулировал основные логические законы: то­ждества, противоречия, исключенного третьего.

Свои логические построения Аристотель осуществлял так же на ос­нове целого ряда диалектических догадок и положений. Ф. Энгельс отме­чал это в «Анти-Дюринге», говоря, что Аристотель «уже исследовал су­щественнейшие формы диалектического мышления» /5, с.19/.

В. И. Ленин, характеризуя логику Аристотеля, говорил, что в ней «есть запрос, искание, подход к логике Гегеля ...» /2, с.326/. Вклад Аристотеля в развитие науки о мышлении был настолько велик, что до настоящего времени формальную ло­гику в ее традиционной части называют аристотелевской, элементарной.

В более позднее время, когда возник и развился кризис рабовладель­ческого строя, который привел к упадку античной философии, к усилению влияния религиозно - мистического мировоззрения, логика Аристотеля была соответствующим образом переработана схоластами, подчинена ин­тересам церкви.

Средневековая схоластическая логика была чисто формальным, ото­рванным от жизни учением о ведении споров, в которых главными аргу­ментами были не реальные факты, а положения «священного писания» и высказывания «отцов церкви». Спорили, например, о том, «сколько анге­лов можно поместить на конце иголки», «спят ангелы или нет», «была ли не порочной дева Мария, родившая Христа» и т.п. Совершено очевидно, что подобные беспредметные словосочетания не могли обогатить логику. Однако теоретические состязания все-таки вынуждали наиболее мыслящих схоластов совершенствовать формы мышления и правила логических вы­водов. Некоторые положительные моменты, не потерявшие своего значе­ния в ходе дальнейшего развития логики, содержались в трудах Петра Ис­панского, Раймунда Луллия, номиналистов и реалистов.

С возникновением капитализма поворотным пунктом в развитии ло­гики явилось учение о познании английских философов - материалистов Ф. Бекона (1561-1625 гг.) и Т. Гоббса (1588-1679 гг.). Подвергая критике средневековую схоластическую философию, Ф. Бекон утверждал, что ис­тинным объектом познания является материальный мир, а главным инст­рументом познания — опыт, эксперимент. Он считал научными только те понятия, идеи, аксиомы, которые выведены из опыта, опираются на экспе­римент, наблюдения. В противоположность Аристотелю, который в своем труде «Органон» изложил основы дедуктивных умозаключений, Ф. Бекон в книге «Новый арганон» развил учение об индукции, чем существенно обо­гатил формальную логику.

Материалистические идеи Ф. Бекона о познании подхватил и про­должил Т. Гоббс. Он полагал, что опытных знаний далеко не достаточно для установлении «связей и зависимости фактов между собой». Истина, по его мнению, постигается в ходе рассуждений, умозаключений.

Дальнейшее наполнение новым содержанием логика получила в тру­дах французского мыслителя Р. Декарта (1596-1650гг.). Он предлагал совершенствовать формальную логику с помощью дедуктивно-математического метода. Р. Декарт исходил из того, что все наши знания должны быть выведены из некоего единого достоверного принципа, как это делается в математике, которая основана на строгом доказательстве, на выведении своих положений из достоверных основ. Поставив вопрос о создании всеобщего логико-математического метода получения новых знаний, Р. Декарт не смог решить его. Но сама постановка такого вопроса была в то время весьма плодотворной и оказала положительное влияние на последующих ученых, особенно на Г. Лейбница (1646-1716 гг.).

С точки зрения Г. Лейбница, новая логика должна оперировать ми­нимальным количеством основных понятий и высказываний, из которых путем определенных преобразований можно вывести другие понятия, вы­сказывания. Все основные понятия этой логики должны быть обозначены определенными символами, знаками, соответствующая комбинации кото­рых может выражать все остальные понятия. Символически он обозначил не только понятия и высказывания, но и отношения между ними. Операции с симво­лами должны осуществляться по определенным правилам, которые Г. Лейбниц назвал правилами логического вычисления.

Дальнейшие исследования в области способов применения матема­тических методов в логических операциях были в более широких масшта­бах предприняты в XIX в. Сначала английский логик и математик Д. Буль сформулировал основные положения алгебры логики и, по существу, дал первую систему математической логики в виде так называемой двузначной логики, а позже за совершенствование этой логики взялись У. С. Джевонс и Э. Шредер. Значительный вклад в разработку математической логики внес видный русский естествоиспытатель Н. С. Порацкий.

В наше время развитие всех разделов математической логики осуще­ствлялось и продолжает осуществляться в самых широких масштабах в связи с ее огромным теоретическим и практическим значением. Из зарубеж­ных ученых весьма ощутимый вклад в разработку математической логики внесли Г. Фраге, А. Уайтхед, Б. Рассел, Д. Гильберт, В. Аккерман, А. Тарский, Я. Лукасевич и др. У нас в стране большой вклад в математическую логику внесли И. И. Жегалкин, А. Н. Колмогоров, А. А. Марков, А. И. Мальцев, П. С. Новиков, А. А. Зиновьев, В. И. Шестаков и другие.

В истории развития науки разработкой логических и теоретико-познавательных проблем активно занимались и русские ученые материа­листы. В первую очередь в этой связи необходимо отметить великого рус­ского мыслителя М. В. Ломоносова, который в своем труде «Краткое руко­водство к красноречию» в той или иной мере рассматривал многие основ­ные понятия и принципы логической науки. Он исходил из того, что чув­ственное и рациональное являются неотъемлемыми сторонами познавательного процесса. Настоящим химиком, говорил он, может быть только тот, кто, исходя из практики, делает теоретические обобщения, а не тот, кто услаждает себя одними умозрениями. В связи с этим ученый раскры­вает и обосновывает также единство анализа и синтеза, индукции и дедук­ции в познании. Большое внимание он уделял также основным законам формальной логики. Важнейшими логическими принципами М. В. Ломо­носов считал следующие: «одно и то же равно самому себе»; «одно и тоже не может одновременно быть и не быть»; «ничто не происходит без доста­точного основания» /6, с.88/.

Формальная логика, как определенный метод исследования, играла важную роль в тот период, когда наука от изучения общих закономерно­стей материальной действительности перешла к более глубокому изуче­нию сущности отдельных явлений, к накоплению фактического научного материала, когда нужно было разложить действительность на ее отдельные предметы, явления, а сами предметы, явления - на их составные элементы, выделить их основные свойства, особенности, стороны и изучить их в от­дельности, вне их связи и развития.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Название науки происходит от греческого слова Logos речь, мысль, разум, слово. Логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, направленного на iconEu- (хороший благой) + logos
Благословение. Если взглянуть на состав этого слова, то несложно заметить, что слово "благословение" состоит из двух слов: "благо"...

Название науки происходит от греческого слова Logos речь, мысль, разум, слово. Логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, направленного на iconАлександр Леонидович Никифоров : Логика Александр Леонидович Никифоров Логика Логика
Но что такое «разум»? Оказывается, до сих пор ответить на этот вопрос чрезвычайно трудно. Мы гораздо больше знаем о строении вещества,...

Название науки происходит от греческого слова Logos речь, мысль, разум, слово. Логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, направленного на iconФонетика как лингвистическая наука. Предмет фонетики и ее место среди лингвистических дисциплин
Наименование «фонетика», образованное от греческого слова «звук», употребляется многими учеными в разных странах. В старых немецких...

Название науки происходит от греческого слова Logos речь, мысль, разум, слово. Логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, направленного на iconТестовое задание (8 баллов) А. Выберите все правильные ответы Название...
Название населенного пункта, реки или высоту холма можно определить по такому изображению местности, как

Название науки происходит от греческого слова Logos речь, мысль, разум, слово. Логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, направленного на iconФонетика? Фонетика. Фонетика!!! (5 класс)
Чем отличаются эти звуки от других, окружающих нас? Звуки речи изучает фонетика. Ее название образовано от греческого слова phone–...

Название науки происходит от греческого слова Logos речь, мысль, разум, слово. Логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, направленного на iconНазвание: Azbuka4
Текущая версия содержит 103 предустановленных слова, состоящих из 4 букв. На каждую букву есть хотя бы одно слово

Название науки происходит от греческого слова Logos речь, мысль, разум, слово. Логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, направленного на iconО. Э. Терехов Историческая мысль и историческая наука
I. Историческая мысль и историческая наука в эпоху романтизма в первой половине XIX века

Название науки происходит от греческого слова Logos речь, мысль, разум, слово. Логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, направленного на iconВопрос Особенности философского мировоззрения и его ключевые проблемы:...
Философия наука о наиболее общих законах развития природы, общества, и человеческого мышления. Предмет философии вышеуказанные законы....

Название науки происходит от греческого слова Logos речь, мысль, разум, слово. Логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, направленного на icon«Игровые технологии на уроках математики»
Ещё в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Слово «математика» в переводе с...

Название науки происходит от греческого слова Logos речь, мысль, разум, слово. Логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, направленного на iconНазвание этого учреждения происходит от имени персонажа евангельской...
День, накануне Рождества и Крещения Господня называется сочельником. Это именование происходит от слова сочиво, которые иначе принято...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница