Тема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа




Скачать 39.29 Kb.
НазваниеТема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа
Дата публикации27.09.2013
Размер39.29 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Философия > Урок
Л.Н.Толстой «После бала»

Тема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа.
Цель урока: показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;

работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;

раскрыть гуманистический пафос рассказа «После бала».
Оборудование: иллюстрация к рассказу «После бала».
Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.


На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Л.Н.Толстого «После бала». Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Но рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.

Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем мы и поговорим сегодня.

  1. Беседа с учащимися.

- Как композиционно построен рассказ?

- Какие две сцены противопоставлены?

- Что мы называем контрастом?

(Контраст – антитеза - противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя)

- Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется «После бала»?

3. Сравнительная характеристика поведения героев на балу и после бала.

- Давайте сравним поведение героев на балу и после бала.

- Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку?

Какими солдат, наказываемого татарина во второй части?
Составление плана сравнительной характеристики.
^ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ: ВТОРАЯ ЧАСТЬ:

-зала предводителя дворянства; - описание улицы;

- хозяева бала; - солдаты;

- Варенька; - наказываемый;

- полковник; - полковник;

-Иван Васильевич. - Иван Васильевич.
Запись планов в тетрадь.


  1. Слово учителя.


Ребята, давайте найдем эпитеты, которыми Л.Н.Толстой рисует картины в первой и во второй частях, и запишем их в тетради.

Бал – чудесный, зала – прекрасная, буфет – великолепный, музыканты – знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно.
Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее «сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза».
Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением.
- Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает «с восторженным умилением»? ( Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота).

Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное.

На доске записаны ключевые слова: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, Солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.

Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

- Сопоставьте полковника и наказываемого (запись в тетрадях).
^ ПОЛКОВНИК НАКАЗЫВАЕМЫЙ

«Высокий военный в шинели и фуражке». Оголенный по пояс человек, спина его

«что-то неестественное

пестрое, мокрое, красное».

«Шел твердой, подрагивающей походкой». «Дергая всем телом, шлепая ногами

по талому снегу… подвигался ко мне,

то опрокидываясь назад…, то падал

наперед»…
«Румяное лицо и белые усы и бакенбарды». «Сморщенное от страдания лицо».

« Твердым шагом двигалась высокая, Спотыкающийся, корчащийся человек.

статная фигура».

Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.

- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?


  1. Обсуждение и выяснение идеи рассказа.


- Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жесток

им по отношению к солдатам?

- Почему Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в описаниях употребляет контрастные краски?
- Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке?

- Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?

  1. Сочинение-миниатюра.

«Мои впечатления после прочтения рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Домашнее задание. Поразмышляйте над вопросом: Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа iconУрок литературы в 8-м классе по теме "Контраст как прием, позволяющий...
Л. Н. Толстого, раскроем особенности рассказа «На балу», писательский замысел, расширим понятие о композиции произведения, познакомимся...

Тема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа icon«Цвет и звук»
Предметная тема: «Контраст как основа композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Тема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа iconЛитература Тема: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого «После бала»
Полное название образовательного учреждения: маоу сош №1 с. Александровское Александровского района Томской области

Тема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа iconСценарий урока (занятия). Тема доброты, любви и долга в рассказе
Оборудование. Текст рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»; портрет писателя; иллюстрации к рассказу; рисунки, стихи о маме; сценка...

Тема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа iconВыпишите из двух первых строк стихотворения два слова-антонима, позволяющие...
Как называется приём внутреннего образного сопоставления предметов и явлений (мы встречаемся с ним, например, в словосочетании любовные...

Тема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа iconРассказа «Господин из Сан-Франциско» Цель уроков
Тема урока: И. Бунин о месте человека в мире (Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско»)

Тема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа iconУрока по литературе в 6 классе. Тема: А. П. Чехов «Лошадиная фамилия»
Форма урока: синтетический урок, включает в себя слово учителя, работа с учебником, беседа по вопросам, анализ рассказа

Тема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа iconУрок по творчеству И. А. Бунина Тема: «Автор и герой рассказа “ Господин из Сан-Франциско”»
Цели урока: учить освоению художественного пространства текста; способствовать постиже­нию философского плана рассказа, опираясь...

Тема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа iconРазработка урока литературного чтения для 1 класса на тему «Л. Толстой. «Косточка»
Тема: Первичные представления о рассказе как литературном жанре. Персонажи рассказа и главный герой. Л. Толстой «Косточка»

Тема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа iconТема урока: Нравственная категория красоты в жизни, искусстве, в...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница