Скачать 39.29 Kb.
|
Содержание Первая часть: вторая частьПолковник наказываемый |
Л.Н.Толстой «После бала» Тема урока: Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Цель урока: показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа; работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции; раскрыть гуманистический пафос рассказа «После бала». Оборудование: иллюстрация к рассказу «После бала». Ход урока.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Л.Н.Толстого «После бала». Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Но рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность. Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем мы и поговорим сегодня.
- Как композиционно построен рассказ? - Какие две сцены противопоставлены? - Что мы называем контрастом? (Контраст – антитеза - противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя) - Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется «После бала»? 3. Сравнительная характеристика поведения героев на балу и после бала. - Давайте сравним поведение героев на балу и после бала. - Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку? Какими солдат, наказываемого татарина во второй части? Составление плана сравнительной характеристики. ^ -зала предводителя дворянства; - описание улицы; - хозяева бала; - солдаты; - Варенька; - наказываемый; - полковник; - полковник; -Иван Васильевич. - Иван Васильевич. Запись планов в тетрадь.
Ребята, давайте найдем эпитеты, которыми Л.Н.Толстой рисует картины в первой и во второй частях, и запишем их в тетради. Бал – чудесный, зала – прекрасная, буфет – великолепный, музыканты – знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно. Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее «сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза». Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами. Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением. - Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает «с восторженным умилением»? ( Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота). Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное. На доске записаны ключевые слова: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, Солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания. Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами. - Сопоставьте полковника и наказываемого (запись в тетрадях). ^ «Высокий военный в шинели и фуражке». Оголенный по пояс человек, спина его «что-то неестественное пестрое, мокрое, красное». «Шел твердой, подрагивающей походкой». «Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед»… «Румяное лицо и белые усы и бакенбарды». «Сморщенное от страдания лицо». « Твердым шагом двигалась высокая, Спотыкающийся, корчащийся человек. статная фигура». Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата. - Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
- Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жесток им по отношению к солдатам? - Почему Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в описаниях употребляет контрастные краски? - Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке? - Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?
«Мои впечатления после прочтения рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Домашнее задание. Поразмышляйте над вопросом: Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата? |
![]() | Л. Н. Толстого, раскроем особенности рассказа «На балу», писательский замысел, расширим понятие о композиции произведения, познакомимся... | ![]() | Предметная тема: «Контраст как основа композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» |
![]() | Полное название образовательного учреждения: маоу сош №1 с. Александровское Александровского района Томской области | ![]() | Оборудование. Текст рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»; портрет писателя; иллюстрации к рассказу; рисунки, стихи о маме; сценка... |
![]() | Как называется приём внутреннего образного сопоставления предметов и явлений (мы встречаемся с ним, например, в словосочетании любовные... | ![]() | Тема урока: И. Бунин о месте человека в мире (Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско») |
![]() | Форма урока: синтетический урок, включает в себя слово учителя, работа с учебником, беседа по вопросам, анализ рассказа | ![]() | Цели урока: учить освоению художественного пространства текста; способствовать постижению философского плана рассказа, опираясь... |
![]() | Тема: Первичные представления о рассказе как литературном жанре. Персонажи рассказа и главный герой. Л. Толстой «Косточка» | ![]() |