Этапа




НазваниеЭтапа
страница1/4
Дата публикации25.07.2013
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4
Индивидуализация образовательного процесса

(аудиторное занятие)

  1. Посмотреть фильм и оформить ход занятия по следующей схеме:

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся












  1. Ответить письменно на вопросы:

а) Какие педагогические процессы показаны в фильме

б) Какие подходы реализуются педагогам.

3. Законспектировать главу 1 из монографии Л.В. Байбородовой. Индивидуализация образовательного процесса в школе. Ярославль, 2011. – С. 7-44.



I глава

Теоретические основы индивидуализации

школьного образования
1.1. Сущность индивидуализации
Образование – это индивидуальный труд, который при соответствующей организации обеспечивает движение к самосовершенствованию и проявлению способностей и дарований человека.

В традиционном понимании образовательный процесс может быть обозначен как процесс обучения. Его сутью является трансляция знания от педагога воспитаннику. Ключевая фигура при такой организации процесса – педагог. Он определяет цели, содержание, сообразуясь с некоторыми собственными установками, а также выбирает достаточно традиционные формы и методы обучения и воспитания. От детей при этом требуется усвоение транслируемых знаний и умений путем участия в процессе деятельности, организуемой педагогом, посещение занятий, выполнение практических заданий.

В такой парадигме позиция ребенка носит подчиненный характер по отношению к позиции педагога, деятельность которого, в свою очередь, подчинена некоторым принятым нормам. Существующая организация процесса образования представляется достаточно логичной, продуманной и целостной. Тем не менее, имеющиеся исследования свидетельствуют о взаимной неудовлетворенности педагогов и школьников такой организацией образовательной и воспитательной деятельности в общеобразовательной школе.

Альтернативой существующей парадигме может стать организация процесса образования, где усилия участвующих в нем сторон направлены на обеспечение процесса саморазвития ребенка. Деятельность педагога при этом становится ориентированной не на себя, а на деятельность воспитанника (ориентация содержания деятельности на имеющиеся знания и представления учащихся, выбор таких методов, которые в наибольшей степени будут обеспечивать процесс саморазвития). Позиция педагога становится принципиально другой: он не транслирует опыт, а создает условия для того, чтобы ребенок имел возможность различными способами работать со своим опытом, продвигаться своим путем к достижению поставленной самими детьми цели.

Безусловно, переход от процесса воспитания и обучения к процессу учения и самовоспитания требует смены не только позиции педагога, но и позиции ребенка. Позиция приемника информации меняется на позицию созидателя собственного знания и опыта, когда школьник конструирует и формирует знание. Знания и опыт образуются в ходе самостоятельного поиска в ситуации столкновения собственных сомнений и противоречий с сомнениями и противоречиями других.

Переход от парадигмы образования к парадигме учения, самообразования, самовоспитания предусматривает изменение характера деятельности ребенка, когда он становится активным открывателем и создателем собственного знания, находящимся в центре образовательного процесса. Он ответственен за свою деятельность.

В современных условиях ребенку нужными являются не только лишь специальные знания, а и определенные способности: гибкое реагирование в любой ситуации, самоорганизация, способность осуществлять выбор, отвечать за его последствия, т.е. самостоятельно выстраивать собственную деятельность. Именно такой опыт должен приобретаться в школе. Успешность решения обозначенной проблемы связана с индивидуализацией образовательного процесса.

Государственный интерес к проблеме индивидуализации находит подтверждение в правительственных документах, в концепции и федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, которые предусматривают многообразие образовательных программ, видов и форм обучения, внеурочной деятельности учащихся.

Индивидуализация образования (и как ее следствие – воспитание индивидуальности) на современном этапе является одной из приоритетных идей, на основе которой эффективно решаются задачи формирования собственной позиции молодого человека, способного быть созидателем и творцом своей судьбы, сознательным и ответственным гражданином.

Индивидуализация образования - это создание условий для выстраивания ребенком индивидуальных образовательных маршрутов, для развития одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на основе принятия во внимание особенностей каждого индивида.

Историко-педагогический анализ различных источников позволяет утверждать, что идея индивидуализации отражена в философских, социологических, психологических и педагогических концепциях многих исследователей, начиная с глубокой древности. Свидетельство этому мы находим в философских трудах Аристотеля, Гегеля, Квинтиллиана, Конфуция, С. Кьеркегора, Платона, Сенеки, Сократа, в педагогических исследованиях А. Дистервега, Я.А. Коменского, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо.

История науки свидетельствует о том, что термин «индивидуализация» использовали философы античного общества (IX-XIII в.в. до н.э. – IX-X в.в. н.э.). Его введение связывают с именами Левкиппа и Демокрита, которые понимали индивидуализацию как принцип, лежащий в основе философского объяснения бытия. Принцип индивидуализации приобрел статус общего метода познания, ведущего к постижению целого через анализ его индивидуальных элементов, в философии Нового времени. Представители немецкой классической философии создали диалектическую концепцию индивидуализации. К. Маркс, Ф. Энгельс связывали решение данной проблемы с раскрытием взаимоотношений человека и общества, личности и коллектива.

История отечественной педагогики демонстрирует длительный путь становления феномена индивидуализации в России. Конкретизация представлений об индивидуализации происходила относительно практически важных задач обучения и воспитания и служила необходимой предпосылкой создания средств их научного решения. Данная тенденция получила развитие в трудах педагогов и общественных деятелей (К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, И.Т. Посошков, Н.И. Радищев, В.В. Розанов, В.Н. Татищев, К.Д. Ушинский, Ф.И. Янкович де Мириево и др.)

В XX веке, как всякая фундаментальная научная проблема, проблема индивидуализации получает решение на методическом, теоретическом и экспериментальном уровнях. Методологическая основа научного понимания индивидуализации заложена в работах философов ( М.С. Каган, И.И. Резвицкий, А.М. Эткинд и др.). Теоретические аспекты проблем анализируются в трудах психологов (К.А. Абульханова – Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.Ф. Ломов, В.И. Слободчиков, М.А. Холодняя, В.Д. Шадриков) и педагогов (Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, М.А. Данилов, Л.В. Занков, А.А. Кирсанов, Е.С. Рубанский, И.Э.Унт, Т.И. Шамова). Особо следует отметить работы А.А. Кирсанова, обосновавшего теорию индивидуализации учебной деятельности учащихся, и И.Э. Унт, охарактеризовавшую ее как необходимый фактор реализации целей обучения и формирования индивидуальности учащихся.

Анализ современных подходов, сложившихся в отечественной науке, подтвердил, что проблема индивидуализации декларируется как междисциплинарная, ее разработка ведется в философии, психологии, педагогике, социологии, и существует значительный банк накопленных знаний о её содержании.

В педагогических исследованиях индивидуализация трактуется как система (А.А.Кирсанов), принцип (Н.Н.Гордеева, Н.А.Завалко), процесс (Н.Ф.Гейжан), стратегия (С.В.Кораблева), педагогическая категория (Н.В.Асташкина), учет особенностей учащихся (И.Э.Унт). Встречаются сочетания: «феномен индивидуализации», «индивидуализация как явление». В частности,

1) индивидуализация – это организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению1;

2) индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются…; - осуществление принципа индивидуального подхода с помощью своеобразных форм и методов2;

3) индивидуализация… – система воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся; позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения3.

Сущностный анализ определений выявляет, что авторы видят главное назначение индивидуализации в адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого обучающегося. Можно также утверждать, что в рассматриваемых подходах наблюдается различный уровень акцентирования на отборе форм, методов и приемов обучения, то есть «внешней» стороне индивидуализации, идущей от учителя к ученику. Отметим, что научные исследования последних лет в большей степени обращены к внутреннему миру учащегося. В результате этого ядром исследований по индивидуализации становится учащийся, как личность в своей уникальности, который стремится к раскрытию собственного потенциала, данного от природы, но при этом роль учителя как организатора этого движения не умаляется4. Исследователи (М.Л. Холодная, В.Д. Шадриков) рассматривают индивидуализацию в рамках субъектного подхода как субъективацию, то есть становление личности в качестве субъекта. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев доказывают, что индивидуализация - это «самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости» 5.

Авторы книги «Педагогика индивидуальности» О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк утверждают, что цели, педагогические закономерности, средства обучения и воспитания должны отвечать не только потребностям общества, но и человека с присущим ему внутренним психологическим миром6. А.А. Остапенко называет индивидуализацией результат «внутреннего педагогического действия», «совокупность всех самопроцессов» (самоопределения, самореализации, самоактуализации, саморазвития) 7.

Каждый из выделенных смыслов понятия «индивидуализация» подчеркивает его значимость. Так, индивидуализация как явление, представляет собой объективный факт, в том числе и в реальной жизни, и в образовательном процессе. Индивидуализация, как принцип, предназначена для объяснения основных особенностей в кардинальных изменениях, происходящих с человеком в процессе обучения и воспитания. Индивидуализация, как стратегия, фактически означает ценность и цель для человека.

Происходит постепенное изменение трактовки понятия «индивидуализация» от обозначения формы и средства образования к его определению как широкой деятельности по образованию человека, позитивному изменению его внутреннего мира.

В монографии Е.Б. Весны, посвященной исследованию психологических механизмов социализации и индивидуализации, приведены следующие определения, содержащиеся в трудах известных ученых8:

1) индивидуализация – это акциденцирование, отклонение в процессе социализации, вызванное все большей включенностью внутренних условий, сложившихся личностных черт, установок;

2) индивидуализация – это индивидуация, то есть постижение и преодоление бессознательного сознательным, становление самости;

3) индивидуализация – это интеграция, установление баланса, равновесия между индивидуальными потребностями (инстинктами, врожденными и приобретенными стремлениями) и социальными требованиями, между социальным и биологическим в структуре личности;

4) индивидуализация – это сублимация, то есть развертывание индивидуальных устремлений, тенденций в социальной среде, преодоление ее противодействия, поиск и формирование механизмов выхода этим устремлениям;

5) индивидуализация – это вариатизация (становление индивидуальных отклоняющихся, вариативных черт под влиянием вариативного опыта);

6) индивидуализация – это существование, или индивидуальное бытие личности, представляющее собой непрерывный, интимный процесс;

7) индивидуализация – это реализация уникальной сущности личности, ее творческое самовыражение;

8) индивидуализация – это выработка уникальных жизненных стратегий, смыслов, стилей деятельности, отражающих характер и уровень адаптивности личности;

9) индивидуализация – это высший уровень социализированности личности, отражающий ее способность к социальному творчеству, к привнесению;

10) индивидуализация – это интимизация, то есть включение социального в глубинные слои личности.

При рассмотрении понятия «индивидуализация» мы опирались на ряд положений, обозначенных Т.В. Бурлаковой9.

*Осознание учащимся себя происходит через глубокое освоение ценностей и опыта, следовательно, на начальной стадии образования индивидуализацию следует рассматривать как накопление энергии, действия, происходящее через освоение учеником ценностей и опыта на основе включения его в систему разнообразных связей и отношений со всеми участниками педагогического процесса.

*Внутренняя основа индивидуализации, обусловливающая целостный характер индивидуального бытия, заключается в умении подчинить свои силы единой цели. Значит, определяющей характеристикой индивидуализации образовательного процесса является целенаправленность, которая обеспечивается специальной организацией целеполагания.

*Потребность в индивидуальной позиции предполагает собственный способ существования, который означает прохождение каждым ребенком своего жизненного и образовательного пути.

*Индивидуализация, определяемая как процесс становления индивидуальности, способствует приобретению учеником все большей самостоятельности и относительной автономности, которая проявляется в способности к самоопределению и саморегулированию. Необходимым условием индивидуализации учебного процесса является формирование индивидуальной позиции каждого ученика, которая характеризуется его субъективностью, а также способностью к самоанализу, мотивацией и рефлексией.

*Индивидуализация представляет собой единство самореализации и самоотдачи. С одной стороны, она стимулирует стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей, к познанию собственной природы; а с другой стороны, - стимулирует желание отдавать полученные знания, приобретенную энергию. Фактически, это «равность на весах» того, что учащийся приобретает и отдает; сбалансированность вложенной и приобретенной энергии; удовлетворенность и обоснованность вложенных усилий. Для каждого человека этот процесс является уникальным.

*Процесс развития образования глубоко индивидуален: ребенок внешнее делает внутренним, своим, делает сознательно и самостоятельно. Данный вывод соотносится с теорией Л.С.Выготского, который указывал, что первичной является коллективно–социальная деятельность (внешняя деятельность) человека, производной от которой служит его индивидуальная (или внутренняя) деятельность. Переход от коллективной к индивидуальной деятельности является процессом интериоризации.

Исходя из вышеизложенного, Т.В.Бурлакова определяет индивидуализацию как динамический, интериоризированный процесс педагогического взаимодействия, адекватный как системе социальных требований и целей, так и личностному и образовательному потенциалу ребенка; процесс, который обеспечивает овладение способами познания мира и себя для самореализации в этой системе10.

В контексте данного определения индивидуализация образовательного процесса характеризуется глубоким проникновением внешней и внутренней ее составляющих. Внешняя сторона индивидуализации – это направленное воздействие внешнего образовательного пространства, включающего адаптацию содержания и форм педагогической работы к индивидуальным особенностям учащегося, оказание педагогической поддержки с целью развития его индивидуальности. Внутренняя сторона индивидуализации – это направленность ученика на развертывание и реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование у него субъектной позиции, индивидуального пути развития. Фактором проявления внутренней стороны индивидуализации является осознаваемая потребность, стремление качественного и лучшего изменения себя11.

Главная особенность внешней составляющей индивидуализации состоит в ее обращенности к каждому ребенку. Внешнее образовательное пространство принимается и осваивается учеником. Целостное восприятие новой информации расширяет внутреннее пространство личности, наполняет ее содержанием и смыслом, становится внутренним источником развития. Начинается движение «от ребенка», состоящее в реализации индивидуальности, творческом самовыражении, в выработке жизненных и профессиональных планов.

Внутренняя сторона индивидуализации предстает как естественно осуществляющийся процесс качественных изменений человека, направленный на развертывание индивидуальных устремлений, реализацию уникальной сущности, творческое самовыражение, выработку жизненных стратегий, смыслов, стилей деятельности. Индивидуализированная образовательная среда и соответственно организованный педагогический процесс становятся внешними регуляторами действий ученика.

Внешняя сторона индивидуализации характеризуется способностью системы образования предоставлять учащимся многообразие полноценных привлекательных вариантов образовательных маршрутов, учитывающих их интересы, будущие личные и профессиональные планы. Это реализуется посредством расширения спектра образовательных услуг, созданием и развитием моделей индивидуализации образования, разработкой вариативных образовательных программ, конструированием различий в содержании программ и уровня их усвоения, темпа продвижения по достижению жизненных личных целей; созданием системы поддержки учащихся при движении по образовательной траектории.

Внутренняя сторона индивидуализация проявляется в формировании рефлексивных умений учащихся, которые являются основным механизмом и необходимым условием развития личности. Применение рефлексивных методик, учитывающих актуальные образовательные потребности учащихся, их субъективный и личностный опыт в учебном процессе, позволяет приобщить учащихся к открытому мышлению, отказу от догматов, развивает мотивацию, обеспечивает достижение значимой цели и развитие творческого отношения к деятельности, способствует формированию адекватной самооценке учащихся.

Взаимосвязь внешней и внутренней составляющих индивидуализации обеспечивает достижение качественного образования, нахождение оптимальных путей и средств обучения и соблюдения права учащихся на выбор индивидуального образовательного маршрута и реализацию индивидуальной образовательной траектории.

Суть внешней индивидуализации образовательного процесса определяет гомоцентрический подход, осознание которого возможно в соотнесении с социоцентрическим подходом. Эти два крайних, противоположных подхода выделил Р.Х.Шакуров. Взяв за основу признаки педагогического процесса, дадим сравнительную характеристику этих подходов (см. таблицу 1).


Таблица 1
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этапа iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской...
Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создается Оргкомитет. Оргкомитет может состоять...

Этапа iconОб итогах школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории
Ш №3 ст. Фастовецкой от 12 сентября 2011 года «О проведении школьного этапа краевых олимпиад школьников», 14 октября была проведена...

Этапа iconШколы, подготовившие победителей и призеров регионального этапа Всероссийской...
Реду, 13 февраля 2013, состоялся оргкомитет регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в г. Москве, который утвердил...

Этапа iconО проведении муниципального этапа
На основании приказа Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 23 октября 2012 года за №1885 о проведении...

Этапа iconО результатах муниципального этапа Московского регионального
В соответствии с протоколом подведения итогов жюри муниципального этапа Московского регионального конкурса детского научно-фантастического...

Этапа iconМетодические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской...
В муниципальном этапе Олимпиады участвуют учащиеся 9 – 11 классов общеобразовательных учреждений – победители и призеры школьного...

Этапа iconО проведении первого этапа
Цель первого этапа: провести срез знаний по русскому языку как иностранному (далее рки) среди учащихся общеобразовательных учреждений...

Этапа iconИнформация об итогах проведения гуманитарного блока окружного этапа...
Победители гуманитарного блока окружного этапа 42 научно-практической конференции учащихся по секциям

Этапа iconО проведении муниципального этапа республиканского конкурса
В муниципальном этапе республиканского конкурса отрядных вожатых «Замечательный вожатый» могут принять участие победители школьного...

Этапа iconПриказ «11» ноября 2009г. №1005 г. Севастополь Об изменении сроков...
«Об изменении режима работы», от 30. 10. 2009 г. №987 «Об организации и проведении II (районного) этапа Всеукраинских ученических...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница