Первая радость и первая боль




Скачать 50.39 Kb.
НазваниеПервая радость и первая боль
Дата публикации24.01.2015
Размер50.39 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Философия > Документы
ПЕРВАЯ РАДОСТЬ И ПЕРВАЯ БОЛЬ

(урок по повести Л.Н.Толстого «Детство»).

Цели: учить понимать специфику повести Л.Толстого (совмещение героя повести и рассказчика, исповедальная интонация, роль второстепенных персонажей);

развивать навыки дискуссии и анализа текста, развивать культуру чтения и речи,

формировать нравственные идеалы – ограничение безнравственных, «дурных» поступков.







В декабре на заре было счастье,

Длилось - миг.

Настоящее, первое счастье,

Не из книг!

В январе на заре было горе,

Длилось – час.

Настоящее, горькое горе

В первый раз!

М.Цветаева







^ Ход урока

1.Организационный момент. Постановка целей.

Беседа по вопросам:

- «Детство – самая счастливая пора». Вам доводилось слышать эту фразу? Согласны ли вы с таким утверждением?

- Как вы понимаете «счастливая пора»?

-Считаете ли вы, что означает безоблачный период жизни, без всяких проблем?

( Некоторые из взрослых , возвращаясь мысленно в детство, считают, что в этот период возникает множество сложных ситуаций, которые особенно трудны, так как ребёнок впервые сталкивается и с радостью, и с болью. Часто забавная игра оборачивается серьёзными взрослыми проблемами, решать которые приходится самим детям ).

Учитель:

Когда-то давно меня поразила мысль Л. Толстого:

«Одно из самых обычных и распространённых суеверий – то, что каждый человек имеет одни свои определённые свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т.д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умён, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, и про другого, что он злой или глупый. А ведь мы всегда так делим людей. И это наверно. Люди как реки…».

Эти слова можно отнести не только к толстовским героям, но и к любому из нас. Важно об этом помнить всегда, когда общаешься с человеком.

Сегодня мы и поговорим о человеческих качествах, о сложных проблемах, которые решают дети – герои повести « Детство « (глава XIX «Ивины»); о специфике повести, благодаря которой автору удалось выразить свою мысль так достоверно.

^ II. Работа по теме урока.

1.Братья Ивины в повести «Детство». Их влияние на Николеньку.

1.Литературная разминка.

- Как зовут главного героя?

- Имя сына бедного иностранца, который когда-то жил у деда Николеньки?

-Иленька больше ничего как плакса, а вот Сережа – так это… (молодец)

- «Пустите меня, я сам! Курточку разорвете» - кричала бедная…(жертва)

- Фамилия молодого гувернера братьев Ивиных?

- «Мальчик оригинальной красоты, герой, тиран».

2.Работа с текстом.

Лексическая работа по тексту.

- Какие слова для вас оказались новыми, трудными для понимания?

Запись на доске:

Лексикон

Жертва

Беседа по прочитанному с элементами чтения.

- Что в Сережи привлекло Николеньку? Почему? Какие чувства испытывает мальчик? Найти и зачитать в тексте ответ.

- Насколько было велико влияние Сережи на Николеньку? Осознавал ли он свою власть? Какие качества подчеркиваются?

- О чем сожалеет взрослый Иртенев? Сколько ему было примерно лет в описываемый период? Почему вы так думаете?

- Подумайте, не пожалеете ли ивы когда-нибудь о своем поступке?

- Какие чувства в вас вызвал на первом этапе мальчик?

^ 2. «Еще в лакейской я встретил…»

Чтение эпизода.

- Есть ли в этом фрагменте эпизоды, второстепенные персонажи, которые, по вашему мнению, мешают повествованием, являются лишними? Почему автор включил его в текст?

- А что вы больше всего цените в людях, занимающих позицию лидера, вожака группы? Каким должен быть, по-вашему, настоящий лидер ребят? Запишите в тетрадь. (Учащиеся работают по группам.)

- А теперь составим обобщающий портрет его. ( Настоящий Вожак – это милосердный, храбрый, справедливый, сильный, честный, весёлый, отвечающий за всё )

- Есть ли такой портрет в нашем классе? О чем это говорит? Идеален ли Сергей?

^ 3. Описание Иленьки Грапа.

Чтение текста.

- Перечитаем описание Иленьки Грапа в детском и взрослом восприятии Николеньки и 30-летнего Иртенева.

- Как вы думаете, почему произошла такая переоценка?

- Можно ли распределить роли в группе мальчиков: лидер, преследователи, жертва? Кто какую роль играет? Как реагируют участники на случившееся с И. Г.? Можно ли сказать, что дети злые, негодные? Почему? Обратите внимание на роль глаголов: помирали со смеху, громко смеялись, стало тихо, молчали и принуждённо улыбались, неестественно засмеялись.

- Почему Л. Н. Толстой употребил слово «жертва»? Какой смысл в него он вложил? Обратимся к словарю.

- Каким мы увидели Серёжу? Что вдруг почувствовал Николенька? (Удивительно мил и тиран, герой, молодец и способный унизить человека.)

- Можем ли мы слова Цветаевой взять эпиграфом к теме урока? Почему? А Л. Толстого?

- Как вы теперь считаете: случайно ли помещено в этой главе описание второстепенного персонажа, гувернёра?

Перечитайте описание гувернёра.

^ 4. Описание гувернёра.

Чтение текста.

- Какое значение для понимания характера играет его фамилия? (Фрост – мороз.)

- Найдите подтверждение, что гувернёр холоден душой, несмотря на внешний блеск. Мог ли такой человек воспитать в мальчике внутреннюю красоту, тепло?

- Так что помогает понять этого героя? (Объяснить суть натуры Серёжи.). Нужен ли этот эпизод?

- Кого из известных героев напоминает Серёжа?

- так в чём истоки дурного поступка? (Себялюбие, эгоизм, нежелание думать о других.)

- Может ли Серёжа стать идеальным лидером? Почему? Какой черты у него нет?

^ III. Работа по теории литературы.

- В чём особенность интонации повести? (Она исповедальна.)

-Перед кем исповедуется герой?

- Как писателю удалось достигнуть доверительности, исповедальности? (Через совмещение героя повести и рассказчика в одном лице.)

- А чем отличается рассказчик и герой повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»?

IV. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя. Мы обогатились знаниями, чувствами… Совершили для себя определённый выбор. И запомним: «Люди как реки…».

Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из тем:

1. Радость и горе Николеньки Грапа.

2.Радость и боль Николеньки.

3.Моя первая радость и первая боль.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Первая радость и первая боль iconНовости Заканчивается первая четверть…
Заканчивается первая четверть… Отстающим советуем исправить все свои плохие оценки ( «подтянуть хвосты») и тогда уже со спокойной...

Первая радость и первая боль iconКнига первая «родовой покон»
Книга первая «Родовой Покон» раскрывает различные вопросы современного Родноверческого Мудрословия и Мировиденья – Духовные искания,...

Первая радость и первая боль iconПервая глава первая
Дюма-отца. В романе, переносящем нас в эпоху позднего Возрождения, описан тот период жизни Бенвенуто Челлини, прославленного италь­янского...

Первая радость и первая боль iconПервая. Новое восприятие проблемы рождаемости глава первая. Определение...
Первая. Определение возможности забеременеть: что вы должны знать и чего, возможно, не знаете

Первая радость и первая боль iconРазработка урока по теме «Первая любовь»
...

Первая радость и первая боль iconА. Ахматова Мне ни к чему одические рати
Первая же строфа придает поэтическому повествованию интонацию искренности. Признание лирической героини звучит весьма субъективно:...

Первая радость и первая боль iconБертран Рассел История западной философии книга первая часть первая досократики
Происшедшее было настолько удивительным, что люди до самого последнего времени довольствовались изумлением и мистическими разговорами...

Первая радость и первая боль iconИнтервью в течение двадцати лет: васильевы дед и бабушка
Но до схода на берег проходит большая жизнь, во время которой необходимо поддерживать судно не просто – на плаву. Помимо прочности...

Первая радость и первая боль iconКнига первая жизнь и сочинения декарта глава первая личность декарта...
История Новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. — Спб.: Мифрил, 1994. — 560 с. С. 163-486

Первая радость и первая боль icon1 класс Список рекомендуемой художественной литературы
В этом вышла и первая книжка – «Чей нос лучше?» Вслед за этими произведениями появились другие: «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?»,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница