Разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему «Л. Толстой. «Косточка»




Скачать 139.98 Kb.
НазваниеРазработка урока литературного чтения для 1 класса на тему «Л. Толстой. «Косточка»
Дата публикации22.01.2015
Размер139.98 Kb.
ТипРазработка урока
www.lit-yaz.ru > Философия > Разработка урока
Разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему «Л. Толстой. «Косточка»

(Система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Слатвинская Галина Кузьминична, учитель начальных классов)

(УМК: Свиридова В.Ю.Литературное чтение. Издательский дом «Фёдоров», 2011г)

Тема: Первичные представления о рассказе как литературном жанре. Персонажи рассказа и главный герой. Л. Толстой «Косточка»
Цель: создать условия для раскрытия нравственного смысла произведения Л.Н.Толстого «Косточка»

Задачи:

предметные: способствовать формированию умения ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить ситуацию и поступки героев; содействовать совершенствованию навыка сознательного чтения; продолжать работу по формированию читательских умений учащихся: устанавливать причинно-следственные связи, понимать главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств, выражать своё отношение к прочитанному.
Метапредметные: - регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- познавательные: способствовать формированию основ смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов, понимать фактическое содержание текста;

- коммуникативные: строить монологическое высказывание, задавать и отвечать на вопросы, приходить к общему решению при работе в группе.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, экран, выставка книг Л.Н.Толстого, карточки для работы в группах, разрезанные пословицы на карточках, рефлексивные карты, толковые словари, справочники.



^ Этапы и задачи урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Орг. Момент. Психологический настрой.

- формирование умения

оценивать готовность к предстоящей деятельности

- Дети, вы обратили внимание, какой сегодня замечательный день? А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? (Рефлексия настроения)

Слайд 1

Учитель(спокойно, доброжелательно): В природе есть солнце. Солнышко нам улыбается, улыбнитесь и вы солнышку, а теперь друг другу. Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца теплом, добротой и любовью.


Определение готовности к деятельности путем самооценки

^ 2. Речевая разминка.

- способствовать формированию навыка чтения, памяти

Слайд 2

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

- Просмотрите внимательно глазками. К какому жанру относится данный текст?

-Докажите, что это стихотворение?

- Давайте прочитаем это стихотворение хором

- способствовать развитию навыка беглого чтения вслух

- способствовать формированию навыка чтения целыми словами

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач (не вступать в конфликтную ситуацию с другими детьми при чтении вслух)

^ 3. Подготовка к первичному восприятию.

- формирование познавательного интереса

- способствовать развитию творческого мышления: фантазии, воображения

Работа с текстом до чтения:

- Сегодня будем снова раскрывать тайны страны Литературия. Готовы? А вступаем мы с вами – в Долину рассказов. Рассмотрите рисунок на обороте обложки и найдите слово «рассказ».

- Работа со стр. 34 учебника

-Какой рассказ будем исследовать? Что можете сказать об авторе произведения?

Слайд 3-9

Слово об авторе и работа с выставкой книг.

Работа с заголовком.

- Прочитайте название. Что вы можете сказать о содержании произведения? Можно по названию определить, кто будут герои произведения?

Работа с иллюстрацией.

Слайд 10

- О чем вы догадались, глядя на иллюстрацию?

- Как вы считаете, кто герой этого рассказа?

- С помощью данных слов предположите, как будет развиваться сюжет данного рассказа?

Слайд 11

(сливы, детям, ни ел, сказала отцу, покраснел как рак, беда, косточки, побледнел, засмеялись)

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли по заголовку и иллюстрации предполагать, предугадывать предстоящий текст: определять героев, сюжет рассказа;


^ 4. Словарная работа:

- формирование навыков поиска информации в словарях, справочниках


5. Чтение и анализ содержания

- способствовать развитию нравственно-этических чувств - стыда , вины

- способствовать формированию умений отвечать на поставленные вопросы

- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

1. Поиск информации в справочниках, словарях, энциклопедиях.

Учитель: В рассказе «Косточка» встретятся вам незнакомые слова: горница, сочла.Что может нам помочь дать наиболее точное значение слов?

Дети: Словарь, справочник…

Учитель: Пожалуйста, приступайте к работе. (Желательно дать разные словари, чтобы потом сравнить найденные определения. Если дети еще неуверенно себя чувствуют в содержании словарей, можно положить на нужную страничку закладку. Если в классе есть учащиеся, ориентирующиеся в поисковой системе Интернета, можно предложить им найти там)

(Проверка работы групп) Слайд 12

Горница-комната. (Горницей раньше называлась комната или чистая половина крестьянской избы).

- Почему это слово называется устаревшим?

Учитель: А теперь давайте проверим наши предположения. Что для этого нужно будет сделать?

Дети: Прочитать, проанализировать произведение (ответить на вопросы).

Учитель: Как понять, достигли мы цели?

Дети: Нужно будет вспомнить наши предположения и сравнить их с результатами после чтения.

Самостоятельное чтение рассказа учащимися. Заполнение таблицы. (Приложение 1)

Слайд 13-14

Учитель: Подтвердились ли наши предположения? О чем мы догадались? Что было новым?

Обмен впечатлениями о прочитанном.

- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем? Докажите своё мнение.

- Если это было на самом деле и история не придумана, то к какому жанру отнес Л. Н. Толстой рассказ «Косточка»?

Слайд 15

(Сейчас мы былью назвали произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, много появляется новых предметов, а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которые их называли.)

Учитель: Сколько действующих лиц, персонажей в рассказе?

- Давайте уточним, кто является главным героем рассказа? Не является ли главным героем отец (ведь он «разоблачил» Ваню)? А может быть, мать (ведь она принесла и пересчитала сливы)? Или слива, из-за которой все и произошло?

- Почему вы не согласны со мной?

- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами

- оценка действий партнера, активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие морального сознания

-задавать и отвечать на вопросы

- понимание чувств других людей и сопереживание им



Физминутка : установка на здоровый образ жизни

Слайд 16

Весна пришла! Встаём, друзья!

Нас ждёт- торопит улица.

Шагаем дружно ты и я

И не будем хмуриться.

Вот птицы с юга к нам летят.

Букашки пробудились.

Деревья листьями шумят.

Все звери оживились.

Танцует лес, танцует луг

И мы с тобою кружимся.

Как хорошо весной вокруг!

С природой мы подружимся.

-снятие напряжения, смена видов деятельности, правильная осанка




^ Повторное чтение рассказа. Диалог с писателем. (Это вид чтения, когда по его ходу дети задают вопросы - на начальном этапе эта работа ведется фронтально, учитель помогает детям – и пытаются дать на них ответы, опираясь на текст или собственный опыт)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. (Почему мать хотела дать сливы после обеда?) (Ответ) Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось их съесть. (Почему Ваня хотел съесть сливы?) (Ответ) Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. (Почему мать сказала отцу?) (Ответ) За обедом отец и говорит; «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» (Зачем отец спросил у детей?) (Ответ) Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел». (Почему же все-таки Ваня покраснел как рак?) (Ответ) Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в этом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».(Почему отец сказал такие слова?) (Ответ) Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил в окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. (Почему все засмеялись? Почему Ваня заплакал?) (Ответ)

Учитель: Молодцы! Вы отлично задавали вопросы и отвечали на них. А сейчас обратите внимание на то, как нарастает напряжение Вани перед его поступком. Как автор говорит об этом? . (Обилие уточняющих фраз «лежали, никогда не ел, нюхал, очень нравились, хотел съесть, ходил мимо, не удержался, схватил» контрастирует с односложным описанием самого действия «съел»).

- Как вы думаете, почему в тексте полностью отсутствует описание ощущений Вани от самого процесса еды? Можно ли добавить в текст подобные фразы: «Слива оказалась сладкой и очень сочной», «Ваня наслаждался вкусом сливы», «Ваня с удовольствием доел сливу, вынул косточку и бросил в окошко»? Почему именно в окошко? И важно ли, когда узнает об этом читатель? Почему автор именно так выстраивает повествование?

Работа по содержанию текста по вопросам учебника (стр. 35)

- Ты смеешься над Ваней? Какие чувства он у вас вызывает?

- Что плохого сделал Ваня?

- Как отнеслись к поступку мальчика персонажи рассказа: отец, другие дети?

- Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?

^ Работа над выразительным чтением

- Раз мы с вами выяснили, каков герой рассказа, то давайте порассуждаем, как нужно правильно прочесть текст?

Выберите, пожалуйста, правильные варианты: Слайд 17.

рассказ нужно читать с осуждением

сначала нужно читать медленнее, чем остальной текст

начало и конец рассказа нужно читать по-разному

конец текста нужно прочесть с удовольствием

слова про Ваню нужно прочитывать громче, чем все другие

Что бы вы еще добавили?

Обсудите в группе, как вы будете читать этот рассказ по ролям, не забудьте о пометах в тексте.

Прослушивание чтения группами. Взаимооценка групп.

- понимать смысл прочитанного; приобретение опыта чтения

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

- оценка действий партнера, активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (к)

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

- развитие умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

- воспитание готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

^ 6. Работа с пословицами

7.Творческое задание.

Работа в парах «собери пословицу»

Слайд 18

Красива ложь, да от правды не уйдёшь

Маленькая ложь за собою большую ведет.

Кто сам врет, другим не верит.

Ложь стоит на одной ноге, а правда - на двух

-А можно для нашего рассказа подобрать такую пословицу:

Слайд 19

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Как вы её понимаете?
^ Творческие задания по группам.

Слайд 20

Учитель: Теперь представьте, как эту историю могли бы рассказать герои рассказа.

Расскажите от имени Вани, родителей (выбор: папа или мама).

Взаимооценивание, анализ выступлений, дополнение.


- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

^ 8. Подведение итогов урока.

способствовать восприятию чтения как источника эстетического, нравственного, познавательного опыта; способствовать пониманию цели чтения

- Какие выводы можно сделать по прочитанному?

- Чему вас научил этот рассказ?

-Кто из вас хотел бы подружиться с Ваней? Почему?

Учитель:

Никогда не надо лгать,
Даже если очень трудно,
Даже если очень нудно,
Никогда не надо лгать.
Не спасайся под обманом,
Не пытайся себе лгать ,

Не пытайся себе лгать
И не лги, и не лги другим.

-понимать смысл прочитанного рассказа

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- формирование умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев

9. Рефлексия

- Итак, наш урок заканчивается , я надеюсь, что знаний сегодня у вас прибавилось.

– Чему же мы с вами сегодня учились?

Какие виды работы вам понравились, чем?

^ Заполнение рефлексивной таблицы (Приложение 2)

Рефлексия настроения в конце урока

Перед вами лежат кораблики.

- Выберите для своего кораблика название, которое бы отражало ваше настроение на сегодняшнем уроке чтения

Словарь настроения: весёлый, солнечный, грустный, радостный, счастливый, печальный.

(Комментарии детей).

Всем спасибо за урок, я вами довольна.

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


Приложение 1.



Вопрос

Ответ

1.

Удалось ли вам угадать какие-нибудь события этого произведения?



3.

Назовите персонажей рассказа.



4.

Кто является главным героем рассказа?



5.

Что вы можете сказать о главном герое? Какой он?





Приложение 2.





Впиши недостающие для тебя слова

1.

Мне сегодня было интересно...

2.

Мне было трудно ….

3.

Я хотел бы еще ….

4.

Я почувствовал(а), что

Или

Я понял(а), что

5.

Моя группа работала ….



  1. кто сам врет,

другим не верит


  1. ложь стоит на одной ноге,


а правда - на двух


  1. красива ложь,


да от правды не уйдёшь

  1. маленькая ложь

за собою большую ведет

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему «Л. Толстой. «Косточка» iconМетодическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок»
Место урока в общей системе уроков: Климанова. Л. Ф. Литературное чтение 3 класс/«Школа России». Месяц проведения урока: октябрь

Разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему «Л. Толстой. «Косточка» iconЛ. Н. Толстой «Косточка»
Цель: Создание организационных и содержательных условий для знакомства учащихся с творчеством Л. Н. Толстого и его биографией; совершенствования...

Разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему «Л. Толстой. «Косточка» iconЛ. Н. Толстой «Прыжок»
Оборудование: учебник литературного чтения для 3 класса Э. Э. Кац, 1 часть, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, диск со слайдами...

Разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему «Л. Толстой. «Косточка» iconМетодическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе...

Разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему «Л. Толстой. «Косточка» iconМетодическая разработка урока литературного чтения по теме: «Тайное становится явным»
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Тайное становится явным» В. Драгунский

Разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему «Л. Толстой. «Косточка» iconКонспект урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Акула»
Оборудование: авторская выставка книг; презентация с иллюстрациями к произведению; аудиозаписи

Разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему «Л. Толстой. «Косточка» iconВ королевстве буквы "А" Разработка урока для 2 класса по учебнику...
Цель: Познакомить учащихся с правилами чтения гласной буквы Аа в открытом слоге и первичное закрепление чтения этой буквы

Разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему «Л. Толстой. «Косточка» iconРазработка урока литературного чтения Э. Мошковская «Если грачи закричали …»
Цель урока: познакомить учащихся с произведением Э. Мошковской «Если грачи прилетели …»

Разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему «Л. Толстой. «Косточка» iconУрок литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень»
Оборудование: портреты Л. Н. Толстого, таблица «Русские писатели», фотография дома-музея в Ясной поляне, выставка книг Л. Н. Толстого...

Разработка урока литературного чтения для 1 класса на тему «Л. Толстой. «Косточка» iconУрок литературного чтения в третьем классе. Тема урока: Л. Н. Толстой...
Тема урока: Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница