Муниципальное бюджетное общеобразовательное е учреждение лицей «РИТМ» города Хабаровска
Интеллектуальный клуб
«СОВА»
«Нельзя кого-либо изменить,
Передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека»
К.Роджерс
Пояснительная записка
|
|
| Тема занятия
| Радуга.
|
|
| ^
| Проектная и исследовательская деятельность
|
|
| Направления внеурочной деятельности
| Общеинтеллектуальное
|
|
| Класс
| 2, общеобразовательной школы.
|
|
| Программа
| Авторская
|
|
|
|
|
|
| ^
| Применение ИКТ, групповые формы работы, проблемные ситуации, «открытие» новых знаний через исследовательскую деятельность.
| ^
| Герасименко Виктория Владимировна, Основина Галина Анатольевна
Учитель начальных классов
| ^
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «РИТМ»
| Республика/край, город/поселение
| Хабаровский край, город Хабаровск
| ^
| Цели занятия
| Создание условий для поддержки талантливых детей
| ^
| 1. Оказать помощь учащимся в овладении способами исследовательской и проектной деятельности
2. Формировать у учащихся навыки самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности на этапе обучения в начальной школе
3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
4. Развивать коммуникативные умения и навыки. Выполнять правила работы в группах.
| ^
| Предметный: применение способов исследовательской и проектной деятельности
Коммуникативные: формирование умения работать в группах.
Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Личностные: мобильность, самостоятельность.
Познавательные: умения производить рефлексию своей деятельности, работать со словарями.
| Необходимое оборудование и материалы
| ИКТ (проектор, компьютер, экран), доска, молоко, мыло, одноразовые стаканчики и тарелочки, ватные палочки, краски, толковый и этимологический словарь, бумага А3, клей, сахар, вода, ватман, клей.
Словари: Школьный этимологический словарь русского языка (происхождение слов) Н.М.Шанского, Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегова.
| Подготовка
| Подобрать стихи о радуге.
| ^
|
|
| План урока
| Этапы урока
| ^
| Деятельность обучающихся
|
Вводная часть
| I .Организация класса. Мотивация познавательной деятельности
^ формировать умения выстраивать план своих действий
Учитель: сегодня состоится очередное заседание нашего клуба, тему нашего попробуйте сформулировать сами. Просмотр ролика. Что объединяет все работы художников?
Учащиеся: На всех изображена радуга.
Учитель: Сегодня наше занятие будет посвящено природному явлению – радуге. Этому сказочному явлению удивлялись люди с давних времен. Что вы о ней знаете? Какие вопросы возникают?
Учащиеся: Как появляется радуга? Может ли быть другой порядок цветов? Можно ли получить радугу своими руками? Что означает слово «радуга»?
Учитель: Где можно найти ответы на эти вопросы
Ученики: в книге, по Интернету, спросить, по телевизору.
| Установка на деятельность
| Включение в работу
| ^
Цель: Создание условий для поддержки талантливых детей. Развивать коммуникативные умения и навыки.
Учитель: как надо работа в группе, чтобы получить необходимый результат?
Ученики: распределите порядок действия
Распределяем роли
Слушаем задание
Слушаем мнение всех членов команды
Выбираем правильное решение
| Регулирующая.
| Аналитическая деятельность
|
^
| III. Проектная деятельность.
Цель: Оказать помощь учащимся в овладении способами проектной деятельности
Учитель: Этим явлениям восхищались многие художники, поэты писали стихи.
Учащиеся рассказывают стихи разных поэтов. Прикрепляют на газету.
Радуга – радуга, лента разноцветная!
Семь цветов у радуги, все цвета заметные!
Ты всегда нарядная, звонкая, как песенка.
Хорошо по радуге, прокатиться весело! (Н. Комовская) Семицветное чудо
Ах, надо же было
Такому случиться
Семь перьев в пути
Обронила жар-птица.
А ветер нашёл их,
Присвистнул: «Откуда?
Кто здесь потерял
Семицветное чудо?»
Собрал, разложил
В вышине полукругом –
И вспыхнула радуга
Ярко над лугом. А.Берестов.
| Постановка проблемы, оказание необходимой помощи обучающимся.
| Творческая работа в группах
| ^
Цель: формирование умения работать в группах, проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
Учитель: что означает слово «радуга»? Где можно узнать ответ?
^ . Радуга – 1)пестрая дуга, 2) разноцветная дуга на небосводе, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях, 3)приносит радость, в старину называли «райская дуга» и верили, что она приносит счастье. Прикрепляют на газету готовые определения.
^ (начало и конец).
Дети зачитывают и прикрепляют к своей газете:
В радуге больше красного цвета - к ветру.
Если радуга после дождя скоро пропадает - к ясной погоде, а если долго стоит - к ненастью.
^
Радуга вечерняя предвещает хорошую погоду, а утренняя - дождливую.
Радуга на западе - жди дождя, на востоке - погода скоро установится.
Двойная радуга - признак дождливой погоды.
| Контролирующая, организационная.
| Практическая работа
| ^
Цель: Развивать умения находить выход из проблемной ситуации.
Учитель: Какое стихотворение помогает запомнить цвета радуги?
«Про фазана». Как получить радугу своими руками?
^
Цель: Развивать коммуникативные умения и навыки.
1 способ.
Спектральный прибор. Опыт от учителя.
2 способ
Проведем эксперимент (под руководством учителя)
1 группа
^
Поставьте их по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешайте. Добавьте несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешайте.
В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во вторых двух не полностью.
Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан.
Добавляем из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный. Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.
3 способ
2 группа
Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.
1. Наливаем молоко в тарелку.
2. Капаем по несколько капель краски в молоко.
3. Обмакиваем две ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком.
В результате: при добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.
Итог: какие работы получились. Прикрепляют на газету описание опыта.
| Контролирующая,
оказание необходимой помощи обучающимся.
| Рефлексия
| 3.Рефлексия.
| IХ. Итог урока:
^ формировать умения производить рефлексию своей деятельности
Учитель: Используя прием «шести шляп мышления». Эмоции - важная часть мышления и, в конце концов, все решения и выборы делаются на основе наших чувств. Метод шести шляп позволяет использовать эмоции и чувства в нужный момент, выскажите свое мнение о занятии на основе эмоций.
Белая шляпа – Информация. Что нового узнали?
Черная шляпа – Критика. В чем недостатки?
Зеленая шляпа – Креатив. Каковы альтернативы, Что нового хотели бы?
Синяя шляпа – Организация.
Жёлтая шляпа – Позитив. Почему это стоит сделать?
Красная шляпа – Чувства. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Выставка газет.
| Регулирующая, организационная.
| Аналитическая
| |