Скачать 0.55 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский гуманитарный институт» Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080100.62 «ЭКОНОМИКА» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» Форма обучения очная, заочная Ставрополь 2011 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения ….. 3
1.4 Требования к абитуриенту …...5 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 080100.62 «Экономика».................... 5
Приложения … 23 1. Общие положения 1.1. Основная профессиональная образовательная программа бакалавриата, реализуемая НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт» по направлению подготовки «Экономика» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы. ОПОП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. 1.2. Нормативные документы для разработки ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 080100 «Экономика». Нормативную правовую базу разработки ОПОП бакалавриата составляют: - Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ); - Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе); - Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 030300 «Психология высшего профессионального образования (ВПО)» (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. №759; - Нормативно-методические документы Минобрнауки России; -Устав НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт»; 1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат). 1.3.1. Цель (миссия) ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 080100 «Экономика». Цель: Обеспечение образовательного процесса, направленного на формирование компетенций подготовки бакалавров экономики, удовлетворяющих потребностям кадрового рынка. Миссия ВУЗа: Обеспечение уровня подготовки бакалавров, отвечающего потребностям кадрового рынка, с учетом достижений отечественной и западной систем высшего образования в области экономики. Цель (миссия) ОПОП бакалавриата по направлению 080100 «Экономика» состоит в способности: - дать качественные базовые гуманитарные, социальные, экономические, математические и естественно-научные знания, востребованные обществом; - подготовить бакалавра к успешной работе в сфере финансово-кредитной деятельности на основе гармоничного сочетания научной, фундаментальной и профессиональной подготовки кадров; - создать условия для овладения универсальными и предметно- специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. - сформировать социально-личностные качества выпускников: целеустремленность, организованность, трудолюбие, коммуникабельность, умение работать в коллективе, ответственность за конечный результат своей профессиональной деятельности, гражданственность, толерантность; повышение их общей культуры, способности самостоятельно приобретать и применять новые знания и умения. Цели обучения сформированы на основании квалификационных требований (дескрипторов) к уровню подготовки выпускника, содержащихся в ФГОС ВПО, конкретизированы и дополнены, исходя из специфики деятельности в регионе, к которой готовится выпускник НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт». 1.3.2. Срок освоения ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 080100 «Экономика» в вузе. Реализуемые формы обучения: очная форма обучения - 4 года; заочная форма обучения – 4 года. Квалификация выпускника – бакалавр. 1.3.3. Трудоемкость ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 080100 «Экономика». Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения составляет 240 зачетных единиц и включает в себя все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отведенное на контроль, качество освоения ОПОП. 1.3.4 Особенности образовательной программы: При разработке ОПОП учтены требования регионального рынка труда для решения комплексных задач в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, финансов. Образовательная программа разработана на основе принципов Болонского соглашения и предусматривает реализацию системы зачетных единиц (ECTS) для признания учебных достижений студентов. По завершению образовательной программы выпускникам выдается диплом государственного образца. Интеграция НИР студентов и образовательного процесса при использовании таких форм как конференции, кружки, встречи с ведущими специалистами г. Ставрополя, Ставропольского края и т. д. Практика включается в образовательную программу как ее неотъемлемая составная часть. Конкретной организацией практики и стажировки студентов занимается кафедра экономики и учета, имеющая тесную связь с работодателями. Содержание всех видов практики определяется программой, которая устанавливает дидактически обоснованную последовательность процесса формирования у студентов системы профессиональных умений и навыков в соответствии со спецификой будущей деятельности. Использование образовательных технологий (тренинги, кейсы, портфолио, выполнение курсовых и дипломных работ по реальной тематике), применение информационных технологий в учебном процессе (организация свободного доступа к ресурсам Интернет, предоставление учебных материалов в электронном виде, использование мультимедийных средств). Система аттестации включает (система оценки достижений обучающихся, применение тестовой формы контроля, выпускная квалификационная (дипломная) работа). 1.3.5. Широкая подготовка по экономике позволяет бакалаврам работать в любых финансовых организациях, финансовых отделах промышленных предприятий, банках, страховых организациях. 1.4.Требования к абитуриенту Лица, желающие освоить образовательную программу подготовки по направлению бакалавра «Экономика», должны иметь среднее (полное) общее образование, документ государственного образца о среднем (полном) образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования. ^ 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности бакалавров экономики включает: - экономические, финансовые, маркетинговые, производственно- экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, - финансовые, кредитные и страховые учреждения, - органы государственной и муниципальной власти, - академические и ведомственные научно-исследовательские организации, - учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования. 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы. 2.3. Виды и задачи профессиональной деятельности выпускника Бакалавр по направлению подготовки 080100 «Экономика» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, педагогической. Бакалавр по направлению подготовки 080100 «Экономика» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: В области расчетно–экономической деятельности - - подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; - проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы; - разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т. д. В области научно-исследовательской деятельности - - поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; - обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов; - построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; - анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально- экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом; - подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов; - проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов; - участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ. В области организационно-управленческой деятельности – - участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений; - организация выполнения порученного этапа работы; - оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта; - участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. с учетом правовых, административных и других ограничений. ^ результате освоения данной ОПОП ВПО Выпускник должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными компетенциями (ОК): - владению культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личности о значимые философские проблемы (ОК-2); - способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК- 3); - способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); - умению использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); - способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); - готовностью к кОПОПерации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); - способностью находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8); - способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); - способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10); - осознанию социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); - владению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); - владению одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14); - владению основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 15); - владению средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК- 16). б) профессиональными компетенциями (ПК): ^ - способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); - способностью на основе типовых методик и действующей нормативно- правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2); - способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3); ^ - способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); - способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); - способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6); - способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7); - способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК- 8); - способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9); - способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); ^ - способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); - способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12); - способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13). в) специальными компетенциями (СК): - способен понимать сущность и виды инвестиций, проводить оценку инвестиционного проекта при различных условиях инвестирования и финансирования (СК - 1); - владеет методиками и технологиями финансового планировании; навыками составления и контроля выполнения финансовых планов хозяйствующих субъектов (СК - 2); - владеет различными способами разрешения конфликтных ситуаций (СК- 3); - способен добиться всестороннего и глубокого понимания сущности, природы и методологии логистического познания предприятий как сложных систем и научиться использовать полученные знания для оптимизации потоковых процессов, происходящих в этих системах (СК - 4); - способен участвовать в разработке маркетинговой стратегии организации, планировать и осуществлять мероприятия направленные на ее реализацию (CК -5); - способен владеть закономерностями в системе экономических и правовых отношений по поводу купли-продажи специфического товара «рабочая сила» и сформировать у будущего специалиста комплекс знаний, умений и навыков, которые позволят ему в будущей деятельности реагировать на изменения ситуации в сфере занятости, проводить анализ рынка труда (CК - 6); - формирование представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к основам технологии и организации производства (CК - 7); - способен понимать сущность денег и кредита, их роль в экономике страны, принципы и основы функционирования, особенности формирования и развития банковской системы (CК - 8); -способен владеть системой теоретических знаний и практических навыков в области налогов и налогообложения (CК - 9); - способен к эффективному управлению финансовыми ресурсами корпораций в современных экономических условиях (CК - 10); - закономерности и анализ функционирования современной мировой экономики (CК - 11); - способен понимать основные закономерности, принципы и факторы оптимального размещения производительных сил и территориальной организации хозяйства (СК - 12); - способен понимать учет в организации как систему сбора, регистрации и обобщения информации, необходимой для эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (СК - 13); - способен понимать сущность международных валютно-кредитных отношений, использовать навыки экономического мышления при анализе формирования валютного курса и обучить вычислению валютных котировок (СК- 14); - способен понимать внутреннюю организацию инвестиционного процесса на региональном уровне (СК - 15); - способен понимать роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики, в системе управления экономическим субъектом и принятии управленческих решений (СК - 16); - владеть навыками расчета цен, разработки и применения стратегий и тактических приемов ценообразования; способен ориентироваться в совокупности факторов, определяющих формирование и изменение цен (СК - 17); - способен разбираться в общих вопросах организации финансово- хозяйственной деятельности, так и технологии проведения отдельных хозяйственных операций (СК – 18); - способен разрабатывать и представлять современные финансовые, бухгалтерские, банковские и страховые продукты и услуги (СК - 19); - способен выявлять закономерности и тенденций развития современного рекламного бизнеса в сложных условиях рыночной экономики с тем, чтобы творчески использовать их для усиления рекламного воздействия на человека с целью стимулирования спроса на товары и услуги (СК-20); - владеть основными вопросами делопроизводства и практическими навыки составления документов (СК - 21); - способен понимать основные учетные и экономические категории, анализировать современные проблемы в области экономики и находить направление их решения (СК – 22); - способен иметь комплексное представление о правовом регулировании финансово-хозяйственной деятельности, владеть навыками проведения оценки финансового состояния организации на основе знаний о ее финансах, основ актуарных расчетов (СК – 23); - умеет использовать основные законы, постановления, законодательные акты в положения, регулирующие функционирование рынка ценных бумаг Российской Федерации и деятельность его субъектов, владеет основным механизмом принятия решений на рынке ценных бумаг (СК-24); - способен иметь комплексное представление об основных особенностях ведущих школ и направлений экономической науки (СК-25); - способен разбираться в структуре финансовой среды предпринимательства и методах прогнозирования предпринимательских рисков (СК-26); - способен иметь комплексное представление о месте и роли организации производства в экономической жизни общества (СК-27); - способен иметь комплексное представление об отраслях промышленности, их характеристиках и взаимосвязи, производственной инфраструктуре (СК-28). В результате освоения данной ОПОП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
|
![]() | Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по специальности 090903. 65 – Информационная... | ![]() | Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 090900 Информационная... |
![]() | Основная образовательная программа высшего профессионального образования специальность 080107. 65 Налоги и налогообложение | ![]() | Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ооп впо) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) | ![]() | Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |