«Проектирование хозяйственной деятельности экономического района»




Скачать 143.61 Kb.
Название«Проектирование хозяйственной деятельности экономического района»
Дата публикации14.01.2015
Размер143.61 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Экономика > Документы




5-я Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России

(Новгородская область, 1 – 15 июля 2006 г.)
Мастерская И.Н. Хачатрян

«Проектирование хозяйственной деятельности

экономического района»


Ирина Николаевна Хачатрян, учитель химии школы № 1927 г. Москвы, победитель конкурса «Учитель года Москвы-2000»




Образовательная цель работы: формирование целостности восприятия процессов и явлений окружающего мира, расширение мировоззрения, развитие экономического мышления и повышение интереса учащихся к производящим отраслям экономики.
^ Учебная цель: расширение знаний о регионе, на территории которого проходит экологическая экспедиция, углубление знаний о процессах добычи и переработки природных ресурсов; разработка мини-проекта по хозяйственной деятельности экономического района на основе интеграции географических, химических, психологических и экономических знаний.
Оборудование: учебная, учебно-методическая литература по географии конкретного экономического района и его регионов; научно-популярная литература о его культурно-исторических ценностях; атлас «География России»; источники информации по химическому составу минералов; ватман, фломастеры, карандаши.
За основу работы мастерской взята авторская методика разработки коллективного учебного проекта «Хозяйственная деятельность экономического района: возможности и реальное состояние». Структура организации процесса обучения при работе над этим проектом состоит из следующих этапов:

  1. Мотивационный этап.

  2. Введение в исследование. Распределение на группы.

  3. Определение задач исследования в группе, распределение и планирование деятельности.

  4. Сбор и обработка информации.

  5. Составление сводных таблиц, схем, карт.

  6. Подготовка к представлению отчета и презентация работы отдельных групп.

  7. Разработка модели хозяйственной деятельности экономического района.

  8. Выявление реального состояния хозяйственной деятельности экономического района и сопоставление его с разработанной моделью.

  9. Защита проекта. Выводы по перспективам развития экономического района.

  10. Самоанализ, анализ и оценка проектной деятельности.


Разработка проекта осуществляется на основе результатов работы групп по отдельным аспектам проблемы исследования. Группы формируются по принципу интереса к различным аспектам проблемы.

Методика разработки проекта адаптирована к условиям работы в экспедиции, где каждой группе, состоящей из 5-7 учеников, отводится 3 часа. Поэтому разработка мини-проекта (как и собственно работа мастерской) состоит из двух блоков: 1-ый блок – основная работа в рабочих группах; 2-ой блок – углубленная работа с группой, сформированной по интересам. Задача моделирования хозяйственной деятельности ставится перед каждой рабочей группой, соответственно очередность этапов проектной деятельности учащихся несколько изменяется. В число задач исследования отдельных рабочих групп не входит сопоставление собственной разработки с реальной хозяйственной деятельностью экономического района. Эта задача осуществляется учащимися, выбравшими углубленную работу в мастерской. С ними реализуется этап подготовки к представлению обобщенного отчета по разработкам отдельных групп и защита проекта на заключительной конференции экспедиции. Соответственно этому увеличивается число этапов работы над проектом.
Этапы проектной деятельности по блокам работы мастерской.
1-ый блок.

1. Мотивационный этап.

2. Введение в исследование.

3. Определение задач исследования в группе, распределение деятельности.

4. Сбор и обработка информации.

5. Составление комплексной условной карты экономического района.

6. Разработка модели хозяйственной деятельности.

7. Самоанализ и оценка проектной деятельности.
2-ой блок.

8. Анализ и обобщение разработок отдельных групп. Составление

обобщенной модели хозяйственной деятельности экономического района.

9. Выявление реального состояния хозяйственной деятельности

экономического района и сопоставление его с разработанной моделью.

10.Подготовка к представлению отчета. Выводы по перспективам развития

экономического района.

11.Представление содержания работы мастерской и защита проекта на

итоговой конференции экспедиции.
Задачи учителя состоят в выявлении имеющихся у учащихся знаний по географическим и культурно-историческим аспектам исследования, в организации учебно-познавательной деятельности группы, в координации работы учащихся, в представлении источников информации. Также задачей учителя является объяснение учащимся необходимого материала из областей химических, экономических и психологических знаний, внесение уточнений и комментариев по отдельным вопросам для выравнивания уровня знаний учащихся разных классов.

Задачи исследования состоят в отборе необходимой информации, получении знаний из областей экономики и психологии, составлении условной карты экономического района, разработке модели хозяйственной деятельности экономического района.
^ Ход работы.
1-ый блок.
1. Мотивационный этап.

Учитель объясняет идею организации данной мастерской. В мастерских экологической экспедиции учащиеся изучают лито-, гидро-, атмо- и биосферные особенности окружающей среды (химический состав водных ресурсов и минералов, состав почвы, климатические условия, радиационный фон, растительность, биоценоз и др.). Эти знания дают учащимся представление о природных особенностях территории, являющихся важнейшими предпосылками хозяйственной деятельности человека. Влияние антропогенного фактора на экологию окружающей среды, с одной стороны, и задача расширения представления школьников о регионе и особенностях его экономической деятельности, с другой, определили тематику и содержание работы мастерской.
^ 2. Введение в исследование.

Перед учащимися ставится цель работы – разработка мини-проекта по организации хозяйственной деятельности экономического района. Учащимся предлагается перечислить основные предпосылки экономической деятельности человека. Учащиеся чаще всего выделяют экономико-географическое положение, природные условия, природные и трудовые ресурсы района. Отметим, что старшеклассники, изучающие в школе экономику и психологию, к числу таких предпосылок относят и потребности человека.

Для того чтобы вывести учащихся на понимание определяющей роли потребностей человека в его жизнедеятельности, в хозяйственной деятельности отдельного региона и в экономическом развитии общества в целом, учитель читает стихотворение.
Хочу попить, поесть, одеться модно;

Хочу под крышей дома отдохнуть;

Уюта я хочу, тепла, комфорта;

И аромат цветов хочу вдохнуть;

Хочу умыться, выглядеть опрятно;

Хочу с ребятами в футбол сыграть,

А можно в шахматы и даже в нарды;

И на гитаре я хочу играть;

Хочу кататься на велосипеде;

Хочу, чтоб в доме было DVD… –

Желаньям не предела…, но поверьте,

Работу я смогу себе найти!

Она, конечно, будет интересна

И средства даст мне, чтобы лучше жить!

И людям пользу будет приносить! –

Потребности – вот двигатель прогресса!
Затем учитель обращает внимание группы на аспекты, связанные с национальным составом, особенностями культуры и родом занятий коренного населения, историей освоения и культурно-историческим наследием экономического района.

^ 3. Определение задач исследования, распределение деятельности.

Перед учащимися ставятся следующие задачи: работа с источниками информации (книги, карты атласа); составление комплексной условной карты региона.

Работая с литературой и картами атласа, учащиеся должны выявить и записать в тетради:

- региональный состав и экономико-географическое положение экономического района;

- климатические условия;

- природные ресурсы (водные, агроклиматические, земельные, лесные, почвенные, энергетические, биологические и минеральные)

- месторождения полезных ископаемых;

- химический состав полезных ископаемых;

- национальный состав, особенности культуры и род занятий коренного населения, историю освоения района, его культурно-исторические ценности.

Эти задачи учащиеся распределяют между собой. Один из учащихся берется за изображение на ватмане абриса экономического района, его рельефа и имеющихся водных ресурсов.

^ 4. Сбор и обработка информации.

Учитывая разнообразный возрастной состав групп учащихся (с 5 по 11 классы) и ограниченность в условиях экспедиции источников информации, прежде всего, учитель включает учащихся в беседу, в ходе которой выявляются их знания о географии данного экономического района и истории его освоения. Большую информационную поддержку в формировании представления учеников о местных культурно-исторических ценностях оказывает экскурсионная программа, организуемая представителями региона. Актуализация полученных во время экскурсий знаний, способствует повышению заинтересованности учеников в работе над проектом.

Затем учащиеся работают с информационными источниками, после чего сообщают выявленные сведения остальным членам группы.

В задачи исследования входит выявление материально- и социально-экономических потребностей, уяснение сущности понятия «блага». Необходимые сведения по психологии и экономике учащиеся узнают непосредственно от учителя.

Информация по психологии. На этом этапе учитель знакомит учащихся с различными подходами к типологии потребностей человека, подробно рассматривает иерархию потребностей, предложенную А. Маслоу. Затем учитель предлагает сформулировать название потребностей, о которых шла речь в прочтенном стихотворении. Внимание заостряется на том, что эти потребности можно разделить на 2 типа: материально-экономические и социально-экономические. Удовлетворению первого из них служат конкретные материальные блага, в то время как удовлетворение второго типа потребностей достигается в процессе социально-профессиональной деятельности человека.

Информация по экономике. Учитель знакомит учеников с сущностью экономического понятия «блага», видами благ (блага даровые и блага экономические), акцентирует внимание на производстве экономических благ как важнейшем направлении хозяйственной деятельности. Совместно с учениками рассматриваются примеры химического или нефтехимического производства от природного ресурса до конкретной продукции (например: пирит – железо и серная кислота; нефть – бензин, масла, полиэтилен и др. продукция нефтепереработки).

Рассматривая в качестве примера производства экономических благ химическое производство, учитель отмечает, что отдельные виды продукции такого производства могут являться промежуточными или конечными экономическими благами. Так, например, бензин, используемый человеком в качестве топлива для автомобиля – конечное экономическое благо, а гранулы полимера, поступающие на производство пленок, бутылок, пакетов, посуды и других изделий – промежуточное экономическое благо.

На основе полученной информации учащимся предстоит разработать модель хозяйственной деятельности экономического района, параллельно составляя комплексную условную карту.
^ 5. Составление комплексной условной карты экономического района.

В создание комплексной условной карты района включается:

- изображение физической карты экономического района (рельеф, водные ресурсы);

- совмещенное нанесение на карту условных обозначений природных зон, почвенных, лесных, энергетических и минеральных ресурсов;

- нанесение (штриховкой) областей с различной плотностью населения.

Такое совмещение способствует комплексному восприятию учащимися географических параметров проектируемой экономической модели.

С целью экономии времени целесообразно считать, что топливно-энергетический комплекс данного экономического района полностью удовлетворяет потребность в электроэнергии. Поэтому на условную карту также наносятся обозначения основных действующих электростанций данного экономического района.
^ 6. Разработка модели хозяйственной деятельности.

Данный этап включает «мозговой штурм», в ходе которого каждый ученик вносит аргументированные предложения по организации хозяйственной деятельности экономического района.

Все предложения записываются в тетради, а затем осуществляется их ранжирование по степени значимости (по приоритету внедрения).

В случае недостаточной активности учеников учитель подводит их к новым вариантам, напоминая о рассмотренных выше материально-экономических потребностях и неучтенных группой сведениях по имеющимся ресурсам и возможностям их использования.

Окончательный вариант модели хозяйственной деятельности экономического района выписывается на ватман рядом с условной картой как итог работы группы.
^ 7. Самоанализ и оценка проектной деятельности.

Учащимся выдаются листы, на которых они проставляют самооценку учебно-познавательной деятельности на данном занятии и оценку работы всей группы, давая (по желанию) соответствующие комментарии. Из-за дефицита времени анализ самооценки учеников учитель проводит за рамками занятия, а затем в индивидуальных беседах с ними обсуждает степень ее адекватности.

С целью совершенствования методики ученикам предлагается также проставить оценку преподавателю по содержанию и организации работы мастерской. Эти предложения учитываются в работе со следующими группами.



2-ой блок.

8. Анализ и обобщение разработок отдельных групп. Составление обобщенной модели хозяйственной деятельности экономического района.

9. Выявление реального состояния хозяйственной деятельности

экономического района и сопоставление его с разработанной моделью.

10.Подготовка к представлению отчета. Выводы по перспективам развития

экономического района.

11.Представление содержания работы мастерской и защита проекта на

итоговой конференции экспедиции.

^ 8. Анализ и обобщение разработок отдельных групп. Составление обобщенной модели хозяйственной деятельности экономического района.

Группа учащихся, выразивших желание продолжить работу в мастерской, выступает в качестве экспертов, осуществляя анализ разработок всех групп, работавших в мастерской. Выявляются сходства и различия предложений по организации хозяйственной деятельности рассматриваемого экономического района. Затем на основе ранжирования предлагаемых направлений (по суммарному количеству предложений отдельных групп) составляется обобщенная модель хозяйственной деятельности района.

На этом этапе имеется возможность знакомства учащихся с рядом производственных процессов, связанных с переработкой конкретного природного сырья.
^ 9. Выявление реального состояния хозяйственной деятельности экономического района и сопоставление его с разработанной моделью.

Используя информационные источники, учащиеся выявляют существующие отрасли хозяйства экономического района. Детальное рассмотрение экономической карты и знакомство с хозяйственной деятельностью городов по литературным источникам и атласу позволяет составить перечень существующих отраслей хозяйства района (с указанием соответствующих населенных пунктов). Полученные сведения о реальной хозяйственной деятельности экономического района сопоставляются с обобщенной разработкой групп (с обобщенной моделью групповых разработок), работавших в мастерской.
^ 10. Подготовка к представлению отчета. Выводы по перспективам развития экономического района.

На основании результатов проведенной работы формулируются выводы по перспективным направлениям развития экономики района. В материалы отчета включается информация об этапах работы в мастерской, сравнительные результаты разработок отдельных групп, перечень существующих отраслей хозяйства данного экономического района и выводы по перспективам развития его экономики.

^ 11. Представление содержания работы мастерской и защита проекта на итоговой конференции экспедиции.

Защита проекта проходит в виде презентации на итоговой конференции экспедиции.

^ Результаты работы мастерской.
В числе предложений по организации хозяйственной деятельности Северо-Западного экономического района во всех группах были включены не только производящие, но и непроизводственные отрасли экономики. Во всех группах было предложено создание рекреационных зон с целью сохранения природных богатств и памятников архитектуры; развитие туризма, инфраструктуры, строительства. Учащиеся аргументировали свои варианты производств, опираясь на химический состав имеющихся в регионе природных ресурсов. Большое внимание при этом уделялось экологическим аспектам производственной деятельности (в том числе таким принципам производства, как комплексное использование сырья и безотходность процессов производства). Были внесены предложения по созданию объединенных комплексов производств лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной отраслей промышленности и производству мебели; по организации производств органического синтеза на основе углерод- и кремнийсодержащего сырья; по развитию отраслей производства силикатной промышленности. Ученики рассмотрели проблемы упадка и возрождения производства на примере предприятий Новгородской области (текстильная фабрика «Крестецкая строчка» и фабрика елочных игрушек), посещение которых входило в экскурсионную программу экспедиции и явилось иллюстрацией ряда проблем производящих отраслей экономики.
***
Показателем результативности работы мастерской может служить оценка учащихся.
Мнения учащихся по организации работы мастерской.
Я думаю, что такие занятия очень полезные, потому что они помогают нам (мне лично) узнать очень много о Новгородской области и о Северо-Западном экономическом районе. Лебедев Саша (Саров – Нижегородская обл.).
Это занятие помогло мне рассмотреть проблемы проектирования хозяйства нашей страны с разных сторон. ^ Прокофьев Слава (Смоленск).
Рассуждения о проектировании мне очень понравились, группа довольно активно работала. И.Н. давала толчок к новым идеям группы, и потому все работали активно … Мне понравилось. Кливасов Паша (Смоленск).
Проектирование для меня всегда интересное занятие. Работал неплохо, но мог бы лучше. ^ Кондратович Виталик (Сургут).
Человек, который делает такую необычную интеграцию областей знаний как химия и хозяйство своего региона, не обращается к классически поставленным рамкам и дает возможность нестандартно думать ученикам, дает широкие возможности для реализации своих идей, учит свободно их выражать. – Лично я после Вашего урока улучшил эту свою способность. Спасибо! Полинякин Паша (Новгородская обл.).
Новгородская область и сам Северо-Западный экономический район очень прогрессивен и социально важен. Для притормаживания процесса урбанизации и для увеличения рабочих мест нужно развивать туризм, переработку торфа и леса, но с созданием заповедников или заказников… и т.д. В прошедшем занятии было раскрыто все вышесказанное… Максимов Ярослав (Майкоп – Адыгея).
Было очень интересно. Карепкина Маша (Людиново – Калужская обл.).
Попытка объединить несколько предметов оказалась однозначно успешной. В старших классах переплетение наук очень важно, это помогает более лучшему, объемному пониманию. Старков Артем (Майкоп – Адыгея).
… На этом уроке я очень увлеклась, и мне было не скучно. Мне бы хотелось, чтобы в школе вводились такие занятия. ^ Бантюкова Настя (Губкин – Белгородская обл.).
… Обучение проходило в интересной шутливой форме. Сам процесс изучения новой для меня сферы был очень интересен. ^ Травянова Ксюша (Губкин – Белгородская обл.).
… Учитель смог всех заинтересовать, увлечь. Осипова Василина (Волгоград).
… Урок прошел достаточно интересно и оживленно … А самое главное – не хочется спать! Я проявила себя в некоторых сферах и расширила свой кругозор. А что! Я считаю, что такие уроки должны проводиться всегда!.. Коваль Лида (Губкин – Белгородская обл.).
… За 1 урок нельзя всему научиться, все сразу понять, а надо постепенно, чтобы все могло усвоиться и запомниться. Думаю, что я сегодня достаточно узнала, мне урок очень понравился, наверное, потому, что для меня эта тема была близка. Урок помог задуматься о том, что вообще происходит в природе, помог реализации (моих) планов, помог поглубже затронуть тему … Коростелева Эллина (Людиново – Калужская обл.).
Все понравилось. Старостин Дима (Москва).
Мне очень понравился урок, а еще больше мне понравилось место работы. ^ Светличный Павел (Краснодар).
И.Н. дала максимум информации по нашей теме. Владимиров Денис (Краснодар) .

Вы больше знаете химию, чем географию, но все равно географических знаний у Вас значительно. Спасибо за урок!!! ^ Писаренко Таня (Краснодар).
Я считаю, что такие курсы надо продолжать, т.к. они развивают экономическое мышление и вполне возможно, что многим они помогут самореализоваться в экономике. Забара Ирина (Краснодар).
Химия, география и психология – классная смесь! Вы умеете не надоесть!!! ^ Матвеев Леша (Сыктывкар – Коми).
Прекрасный урок, несмотря на серьезность темы, было интересно и занимательно; интересная подача материала, общение с учениками – все было очень необычно. Понравилось все … Человек должен постоянно улучшаться и совершенствоваться. Так и Вы – улучшайте свои уроки и сами будьте совершеннее и лучше, занимайтесь новыми областями знаний. Панюков Леша (Сыктывкар – Коми).
… Было очень интересно, т.к. актуальный вопрос плюс … умеющий заинтересовать преподаватель. Литягина Лена (Москва).
… Проникновение в поставленную тему, самоотдача, пробуждение интереса к проблемам экономики Новгородской области. Очень интересно … Казакова Катя (Москва).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Проектирование хозяйственной деятельности экономического района» iconМастерская Хачатрян И. Г
Проектирование хозяйственной деятельности Восточно-Сибирского экономического района

«Проектирование хозяйственной деятельности экономического района» iconОсобенности анализа хозяйственной деятельности предприятий отдельных...
Характеристика экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия

«Проектирование хозяйственной деятельности экономического района» iconБелорусский государственный университет экономический факультет кафедра...
Рекомендовано кафедрой теоретической и институциональной экономики экономического факультета

«Проектирование хозяйственной деятельности экономического района» iconРезультатам плановой проверки финансово-хозяйственной деятельности
Открытого акционерного общества «Научно-исследовательский институт технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта»...

«Проектирование хозяйственной деятельности экономического района» iconКурсовая работа по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности»
Финансовые отчеты анализируют с целью повышения доходности капитала, обеспечение стабильности положения фирмы. Финансовый анализ...

«Проектирование хозяйственной деятельности экономического района» iconХозяйственной деятельности (устойчивого развития) россии
Последний этап православной хозяйственной деятельности (устойчивого развития) россии

«Проектирование хозяйственной деятельности экономического района» iconПрограмма для студентов Программу разработала к э. н, доцент Г. С....
Дисциплина «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» призвана дать студентам

«Проектирование хозяйственной деятельности экономического района» icon«Энергоэффективное проектирование и строительство жилых зданий» Концепция...
Института экономических исследований Министерства экономического развития и торговли рк, г. Астана

«Проектирование хозяйственной деятельности экономического района» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 11 Анализ и диагностика финансово-хозяйственной...
Опд. Ф. 11 Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

«Проектирование хозяйственной деятельности экономического района» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине...
Решетов Константин Юрьевич. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница