Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013/14 учебного года




Скачать 101.74 Kb.
НазваниеВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013/14 учебного года
Дата публикации29.11.2014
Размер101.74 Kb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Биология > Конкурс
Всероссийский интернет - конкурс педагогического творчества

2013/14 учебного года

Номинация: : «Педагогические идеи и технологии: среднее образование»

«Красная книга Кубани»

План- конспект урока окружающего мира в 3 классе

Автор: Бежина Наталья Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20 имени Н.Г.Чернышева станицы Казанской Кавказского района Краснодарского края

Цели:

-  повторить и расширить знания детей о животном мире Краснодарского края;

 - познакомить учащихся с историей создания Красной книги Кубани;

 - познакомить учащихся с некоторыми видами растений и животных, внесённых в неё;

-  раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны;

- обсудить, как дети могут способствовать выживанию исчезающих видов растений и животных;

 -  развивать творческие способности учащихся, речевую культуру, любознательность, познавательный интерес к изучению природы Родины.

 - воспитывать патриотов Родины, любовь к родному краю;

- воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор;

     магнитофон и запись мелодии для физминутки, рисунки животных и растений.

^ Ход занятия.
1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о нашем Краснодарском крае, познакомимся с природой Кубани.Ведь природа Краснодарского края прекрасна! Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно – и вы увидите настоящее чудо…
^ Посмотрите вокруг – Отчий край!

Зачарует краса: Вишнёвые рассветы,

Нету края прекраснее нашего! Двух морей и неба синева…

Золотятся хлеба, Разве можно быть здесь

^ Зеленеют леса, не поэтом,

Даль морская лазурью украшена… Если сами просятся слова.
Виктор Подкопаев. Кр. Обойщиков.
Этими прекрасными словами кубанских поэтов мы начинаем урок кубановедения.

^ 2.Проверка домашнего задания.

- Ребята на прошлом уроке мы изучали тему «Животные Краснодарского края». Вспомним эту тему и проверим домашнее задание.

Фронтальный опрос всего класса.

- На какие две группы можно разделить всех животных?

Животные

Дикие Домашние

- Чем отличаются дикие животные от домашних?

- Какие домашних животных выращиваютв Краснодарском крае?

- Какие животные живут в лесах Кубани?

- Каких животных можно встретить возле рек?

Некоторым учащимся было дано индивидуальное задание: найти в энциклопедии интересные сведения о диких животных Краснодарского края и рассказать этот материал всему классу.

 ^ 3. Работа над новым материалом.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам Красной книги Кубани.

1. Рассказ учителя о Красной книге Кубани.

Все мы являемся жителями Краснодарского края. Отдыхая летом на Черноморском побережье, совершая путешествия по городам Сочи, Анапа, Геленджик, видим, как прекрасен наш край, его природа, сколько богатства таит в себе.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету.

(Я. Аким)
Эта книга особенная.В ней перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. Красный цвет, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может исчезнуть!» И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в красную книгу, они погибнут. На нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.

- Ребята для чего нужна Красная книга?

Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности.Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде.Его надо охранять. Красная книга- это сигнал опасности. Меры, которые предпринимает человек для охраны животных и растений, дают хорошие результаты.Об этом свидетельствуют зелёные листы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения.Красная книга Кубани состоит из двух частей:

1 часть - растения (157 видов);

2 часть – животные (102 вида).

2. Беседа о причинах исчезновения растений и животных.

Что влияет на исчезновение животных и растений? Вырубая леса, загрязняя реки, моря люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озёра - это дом.

- Скажите, а почему исчезают некоторые виды животных и растений?

Человек наносит природе большие и малые раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы.

1) Всё больше загрязняются воздух и водоёмы. А все знают, что вода и воздух необходимы для жизни растений, животных и человека.

Основную массу загрязняющих веществ в атмосферу крупных городов и курортов вносит автотранспорт.

2) Богатство нашего региона – земля, всемирно известные кубанские чернозёмы. Они составляют – 80 % пашни. Но они стремительно истощаются. Это сказывается на урожае.

3) Вырубка леса на склонах Кавказского хребта отрицательно сказалась на полноводности рек, участились оползни, во многих пунктах ощущается нехватка пресной воды. 

- К кому обращены слова стихотворения:
Берегите эту землю, воду.

Каждую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!
Эти слова обращены ко всем нам. А что мы можем сделать, чтобы сохранить природу? 

3.Чтение правил защитников природы.

- Ребята давайте прочитаем правила. Посмотрите на доску.

^ Неразоряй птичьи гнёзда!

Неуничтожай насекомых!

Несори в местах отдыха!

Небери лесных жителей домой!

Невытаптывай растения!

Нешуми!

Не рви цветы!

Неразводи костёр!
Давайте будем настоящими друзьями природы. А девизом для нас послужат эти слова:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом!
^ 4. Физминутка.( Звучит музыка.)

Ребята, закройте глаза и представьте, что мы находимся на живописной поляне на берегу озера. Кругом чистый воздух, цветут цветы, поют птицы. Нам легко и спокойно, мы бодры и веселы. Усталость прошла, открываем глаза, слышим музыку и нам хочется немного потанцевать. (Темп музыки меняется, дети выполняют танцевальные движения).

^ 5. Знакомство с растениями, занесёнными в Красную книгу Кубани.

Мы сегодня познакомимся с некоторыми видами растений, занесённых в Красную книгу Кубани. Некоторые из них вам знакомы. А те, которые вы не знаете, запоминайте.
^ Подснежник кавказский. Имеет небольшой белый цветок в виде колокольчика. Растёт вдоль лесных ручьёв, в зарослях.

Глауциум жёлтый или мочок. Растёт на песчаных морских берегах, скалистых склонах, по долинам реки. Цветки одиночные, крупные, жёлтые или оранжевые с фиолетовым пятном у основания.

^ Лотос орехоносный. Травянистое земноводное многолетнее растение. Плавающие листья имеют плоскую гладкую пластинку. Цветок на высокой стройной длинной ножке, до 25-30 см в диаметре, ярко-розовый с приятным запахом. Растёт на реке Кубань, лучше растёт в непроточных водоёмах с илистым дно до 2 м.

^ Самшит колхидский.Вечнозелёное дерево или кустарник. Размножается сенами и черенками. Растёт по долинам рек, в тенистых ущельях.
Касатик.Растении с яркими жёлтыми или синими цветами. Растёт на склонах холмов, на влажных лощинах. Размножается семенами и корневищами. Растение похоже на ирисы.

- Ребята, все растения, занесённые в Красную книгу на одном уроке рассмотреть нельзя. Вы будете с ними знакомиться на протяжении всей учёбы в школе.

^ 6.Знакомство с охраняемыми видами животных.

Ребята, посмотрите на доску. Перед вамиредкие и исчезающие виды животных нашего края.

Это млекопитающие: зубр, черноморская афалина, перевязка, выдра кавказская, серна, рысь, переднеазиатский леопард и другие.

Птицы: змееяд, белоголовый сип, сапсан, стервятник, филин, орёл-карлик, скопа, бородач, беркут и другие.

Амфибии и рептилии: желтобрюхий полоз, оливковый полоз, эскулапов полоз, кавказская гадюка, малоазиатский тритон, средняя ящерица.

^ 7.Кавказский государственный биосферный заповедник.

- А что такое заповедник? Для чего создаются заповедники?

Давайте обратимся к толковому словарю.

Корень этого слова - вед - означает ведать, изучать.

Заповедник – это лаборатория, только в живой природе.

На территории заповедников запрещено строительство промышленных и сельскохозяйственных предприятий, домов отдыха, турбаз, рубка леса, сбор растений, рыбная ловля, выпас животных, добыча полезных ископаемых.

- Как вы считаете, почему там нет населённых пунктов и удобных дорог, по которым можно было бы проехать и посмотреть на все великолепие окружающей нас природы?

Кавказский заповедник основан в 1924 году для охраны, изучения и увеличения поголовья охотничье - промысловых зверей и птиц, восстановления зубров и сохранения ценных лесных массивов, в 1983 году он получил статус биосферного. В заповеднике обитают более 200 зубров, олени, туры, серны и многие другие. В заповеднике учёные изучают природу, пытаются восстановить число тех животных,которых осталось очень мало. Расположен между городами Сочи и Майкопом, в основном на северных и южных склонах Кавказского хребта. Если издали смотреть на эти горы, то они представляются нам в виде зелёного моря, подёрнутого синевато-фиолетовой дымкой.

Природа этих местностей дика и сурова, по горным тропам можно идти 2-3 дня, не встретив ни одного человека.

^ 8. Знакомство с заказниками края.

Кроме заповедников на территории края есть заказники. Они играют также важную природоохранную роль в крае. Что обозначает это слово?

-Давайте обратимся к толковому словарю.

Заказ» - очень старинное русское слово и означает запрещение на что-либо.

«Заказано» - значит «не трогай руками или делай разумно».

На территории нашего края 15 заказников.

^ 9. Закрепление изученного.

-Ребята, а сейчас мы с вами ответим на вопросы и разгадаем кроссворд.c:\documents and settings\admin\мои документы\image0035.jpg

1.Это парнокопытное животное с густой бурой шерстью. (Зубр)

2. Эта птица весной «бормочет» и «чуфыркает», что означает: весна пришла, встречайте! (Тетерев)

3. Одноимённое с этой птицей название носит колодец. (Журавль)

4. В двух - трёхлетнем возрасте - эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются (Лебедь)

5. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр).

6. Эта птица носит рыбу детёнышам в клюве. (Пеликан)

Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (БЕРЕГИ!)

Назовите животных Краснодарского края, названия которых вошли в кроссворд.

Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва…

^ Викторина «Красная книга Кубани».
Богат животный мир Кубани –

Медведь и зубр, олень и лось.

Когда б ходить в лесу пришлось,

Увидел бы следы кабаньи.
Кронид Обойщиков.

 

Я предлагаю проверить, каких животных вы запомнили, которые обитают в заповедниках нашего края.
1. Великан в бору живёт. 2. Хоть верь, хоть не верь:

Он сладкоежка - любит мёд. Пробегал по лесу зверь

Когда испортится погода, Нёс на лбу он неспроста

Ложится спать – да на полгода. Два развесистых рога.

(Медведь). (Олень).

 

3. Весь день рыбак в воде стоял, 4. Эта жительница гор

Мешок рыбёшкой набивал. Любит ветер и простор,

Закончил лов, забрал улов, Любит раннюю весну,

Поднялся в высь – и был таков. Запах трав и тишину.

(Пеликан). (Серна).

 

5. Днём сидит он как слепой 6. Бегает среди камней,

А под вечер на разбой.

(Филин) Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках.

(Ящерица).

 

-Самостоятельная работа учащихся.
10. Итог урока.
Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итог:

Ребята, а что вы можете сделать, чтобы сохранить растительный и животный мир?
^ 11. Домашнее задание.

Творческого и поискового характера. Найти сведения о растениях и животных нашего района, нарисовать их рисунок и подготовить короткий рассказ о них.
^ Заключительное слово учителя:

Интерес к нашему краю возрастает, развернулось широкое строительство, возводятся олимпийские комплексы для будущей олимпиады в городе Сочи в 2014 году, и мы должны помнить о животном и растительном мире, который мы должны сохранить для будущих поколений.

Этот урок я хочу закончить словами-обращениями ко всему человечеству:

 

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой мы в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу

И трелью птиц весёлой, звонкой

И шумным плеском родника,

И гроздьями рябины тонкой

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав!

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013/14 учебного года iconКонкурс педагогического творчества 2012/2013 учебного года Номинация...
Всероссийский Интернет-конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебного года

Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013/14 учебного года iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2012/2013...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный года

Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013/14 учебного года iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013/14 учебного года
Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнообразными произведениями и сведениями о них

Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013/14 учебного года iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебного года
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 г. Гулькевичи

Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013/14 учебного года iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012 2013 учебного года
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №85 «Гвоздика»

Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013/14 учебного года iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013/2014 учебного года Номинация
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района «Детский сад №9 «Ландыш»

Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013/14 учебного года iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013/14 учебного года
Конспект интегрированного познавательно – речевого занятия с элементами логоритмики для детей старшей логопедической группы

Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013/14 учебного года iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013 /14...
Место выполнения работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 г. Татарска

Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013/14 учебного года iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014...
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год

Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013/14 учебного года iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества 2013...
В средней группе по познанию (формирование элементарных математический представлений)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница