Скачать 223.53 Kb.
|
Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника
Диалогическая и монологическая речь, контекстная и ситуативная.
К четырем годам в словаре у вашего ребенка должно быть около 2000 слов, гораздо меньше грамматических ошибок, но ещё возможно нарушение произношения звуков [ ш] , [ ж] , [ ц] , [ ч] , [р ] , [ рь] , [ л] , [ль ] , а вот звуки [с ] , [ з] , [ сь] , [ зь] ребенок уже произносит правильно и чисто говорит «сок», «носок», «зубы», «коза», «осень», «зима» и т.п. Малышу доступны различные формы общения ( диалогическая и монологическая, ситуативная и контекстная речь.) Он отвечает на ваши вопросы о том, что видел на прогулке, чем занимался в детском саду, легко запоминает и рассказывает короткие стишки, а рассматривая знакомые книжки, пересказывает сказки, которые вы ему неоднократно читали. Вы, конечно же, продолжаете много общаться с ребенком, играете с ним, смотрите и обсуждаете мультфильмы, ходите в театр на детские спектакли. Помните : речь вашего ребенка будет отражением вашей речи. К пяти годам уже и звуки [ ш] , [ ж] ,[ щ] произносятся правильно. Ваш сын или дочь уже абсолютно точно произносят слова «шуба», «мышка», «жук», «кожа», «щетка» и т.п., не путают звуки [ с]- [ ш] и [з ] – [ж ] в речи. Например, пятилетний ребенок легко повторит вслед за вами следующие пары слов:
Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий. Ребенок не путает падежи имен существительных и не говорит: « Я рисую карандашом и ручком».Он скажет верно : « Я рисую карандашом и ручкой». Он не скажет : «Пять карандашов», а употребит верную форму : «Пять карандашей». Он уже умеет правильно использовать предлоги и не говорит:»Чашка упала от стола», а правильно скажет: «Чашка упала со стола». Ребенок этого возраста легко составит рассказ по серии картинок. Также он легко перескажет содержание просмотренного мультфильма или спектакля, прочитанного воспитателем в детском саду рассказа. Он уже знает и помнит много стихов, умеет отгадывать загадки и, главное, объясняет, что помогло ему отгадать загадку. Учите ребенка обьяснять, как он отгадал загадку, что помогло ему найти отгадку. Это развивает не только речь, но и мышление ребенка. К шести годам процесс фонемообразования у нормально развивающегося ребенка заканчивается, он правильно произносит в свободной речи абсолютно все звуки родного языка, не путает их между собой в речевом потоке. Но в любом случае накануне поступления в школу ребенка необходимо показать логопеду. К сожалению, родители не всегда слышат дефектное произношение у своего ребенка. Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, обратитесь к логопеду и проверьте, так ли это на самом деле. Скоро ваш ребенок отправится в школу, и нарушение произношения звуков может стать препятствием для овладения ребенком чтением и грамотным письмом. К шести годам ребенок должен овладеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картине. ^
К возникновению речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и в первые годы жизни ребенка. Специалисты выделяют несколько групп повреждающих факторов, оказывающих влияние на формирующий плод:
Тяжесть речевой патологии во многом зависит от того, когда произошло поражение мозга плода. Наиболее тяжелое поражение мозга возникает в первые три месяца беременности, когда закладываются все основные элементы нервной системы ребенка, оформляется система кровеносных сосудов головного мозга, а плацента, предохраняющая плод от неблагоприятных воздействий еще не сформировалась. Именно в этот период будущая мама должна быть очень осторожной, стараться не принимать лекарств, не употреблять даже слабоалкогольные напитки, не курить и даже не находиться в помещении где курят. Не следует увлекаться баней, сауной, подолгу находиться на солнце, не стоит допускать переохлаждения, необходимо избегать стрессовых ситуаций, быть спокойной, соблюдать режим. Продолжая разговор о факторах, оказывающих негативное влияние на плод, следует отметить, что специалисты большое значение придают недоеданию беременных. Некоторые будущие мамы больше думают не о ребенке и его здоровье, а о том, чтобы не набрать лишний вес в период беременности, поэтому даже недоношенные дети рождаются у них в состоянии гипотрофии, имеют малый рост и вес, оказываются слабыми, а потом отстают в нервно- психическом развитии. Кроме того, такие дети, как правило, не готовы к процессу родов и при родовых нагрузках получают значительные повреждения. Правильно питайтесь во время беременности, соблюдайте рекомендации своего врача, принимайте витаминно – минеральные комплексы, ешьте свежие овощи и фрукты, старайтесь получать необходимое количество белковой пищи. Следует помнить о невынашивании беременности, когда ребенок рождается недоношенным и биологически незрелым. Именно биологическая незрелость обусловливает то, что недоношенный ребенок будет отставать от своих сверстников в нервно – психическом развитии. Как правило таким детям в период новорожденности ставят диагноз : перинатальная энцефалопатия, а позже – синдром гиперактивности и дефицита внимания. Именно у них возникают серьезные проблемы в начальной школе. У курящих, пьющих и употребляющих наркотики женщин дети рождаются с низкой массой тела, отстают в физическом и психическом развитии. У таких детей отмечается стойкий дефицит роста и веса, возможны деформация грудной клетки, черепа, короткая шея, недоразвитие верхней и нижней челюстей, расщелины неба, узкие и короткие глазные щели, широкое запавшее переносье, недоразвитие ушных раковин, различные аномалии и пороки развития внутренних органов, зрения и слуха. Такие дети в первую очередь попадают в группу риска и должны с рождения наблюдаться неонатологом и неврологом. К неблагоприятным факторам процесса родов, неизбежно сказывающимся на ребенке, относятся следующие:
Родовые повреждения могут возникать и в процессе родов, считающихся вполне нормальными физиологическими . Интенсивная защита промежности роженицы, поворот головки ребенка на 180 при неправильном определении позиции плода, вытягивание за головку при выведении плечиков приводят к родовым травмам. Сначала возникает травма шейного отдела позвоночника, где проходят позвоночные артерии, а потом из-за нарушения мозгового кровообращения страдает головной мозг, что в дальнейшем становится причиной возникновения речевой патологии. Роды в тазовом предлежании хотя и относятся к физиологическим, но с точки зрения неврологов, чреваты повреждением как черепа и головного мозга, так и спинного мозга плода. Существует мнение, что роды путем кесарева сечения сводят к минимуму вероятность родовой травмы. На самом деле у ребенка в процессе рождения таким способом возникает ишемический инсульт. Этот диагноз подтверждается и клиническими симптомами, и данными нейросонографии (ультразвукового исследования головного мозга). В настоящее время кесарево сечение назначается строго по показаниям. Родители детей, появившихся на свет при помощи кесарева сечения , должны быть особенно внимательны к своим малышам. Таких новорожденных надо обследовать и консультировать у квалифицированных неврологов в первые дни жизни. Даже если вы считаете, что роды у вас протекали нормально, и специалисты поставили вашему ребенку высокую оценку по шкале Апгар, вы должны знать, что должно насторожить вас в первые дни жизни вашего малыша:
При обнаружении любого из этих признаков родители должны настаивать на углубленном обследовании ребенка. К факторам, вызывающим речевую патологию, в первые два года жизни ребенка относят нейроинфекции и травмы головного мозга и спинного мозга, в частности шейного отдела позвоночника. Следите за своим малышом, как только он начнет переворачиваться со спины на живот. Он может скатиться с пеленального столика или с дивана, на котором его оставили без присмотра. Падения чреваты переломами, ушибами, травмами позвоночника, а значит нарушением мозгового кровообращения, что неизбежно приведет к возникновению речевой патологии. ^
К сожалению, вы заметили, что ваш малыш отстает в нервно- психическом развитии от своих сверстников, плохо говорит или не говорит совсем. Вы повели ребенка на прием к неврологу, логопеду, психологу. Малыша осмотрели специалисты, а невролог назначил ряд исследований. Что это за исследования? Не опасны ли они для ребенка? Для чего их назначают? Нейросонография (УЗИ головного мозга) – метод ультразвукового исследования головного мозга, который позволяет оценить структуры мозга и приобретает решающее значение в ранней диагностике поражения мозга у новорожденных в результате нарушения мозгового кровообращения, выявляет пороки развития центральной нервной системы. Этот метод позволяет диагностировать повышенное внутричерепное давление , применяется при диагностике инфекционно – воспалительных процессов и в диагностике черепно – мозговых травм. ^ используется для оценки артериального и венозного кровотока в сосудах шеи и головного мозга даже у новорожденных. Метод совершенно безвреден и используется во всех возрастных группах, позволяет диагностировать состояния, обусловленные острым нарушением мозгового кровообращения, возникшим вследствие травмы шейного отдела позвоночника. ^ используется для оценки мышечной деятельности, функций всех отделов спинного мозга, а также работы ствола головного мозга даже у новорожденных. ^ используется для диагностики судорожных состояний, эпилепсии, в случаях функциональных расстройств центральной нервной системы, при заикании, недержании мочи и кала, различных тиках, страхах, в случаях повышенной возбудимости, раздражительности, нервозности, утомляемости, при резких перепадах настроения, а также если у ребенка есть отставание в нервно – психическом развитии. ^
Итак, вашего ребенка обследовали невролог, логопед, психолог, по назначению невролога были проведены все необходимые исследования , и на этом основании малышу был поставлен диагноз. Какие же диагнозы могут быть поставлены ребенку с речевой патологией и что вы должны знать о них?
Например, ребенок не умеет произносить звук «Рь» и поэтому произносит слова «Марина» и «малина» одинаково – «малина». Если предложить такому ребенку поднять красный шар, когда он услышит слово «Марина», и синий шар, когда он услышит слово «малина», он растеряется и задание не выполнит, потому что эти слова звучат для него одинаково.
Например, ребенок будет допускать множественные ошибки при различении звуков «с» и «ш», «ш» и «ж», «р» и «л» в парах слов, если вы предложите ему поднимать флажок желтого цвета на один из пары звуков и зеленого на другой из пары звуков. Каска – кашка роза – рожа рак – лак Мишка – миска лежать – лизать полка – порка Шалаш - салат кожа – коза вор – вол Несу – пишу вяжут – везут пороть – полоть
Например, такой ребенок не определит на слух, сколько звуков в словах «дом», «стол», «марка». Для него крайне сложным будет задание выделить из ряда слов те слова, в которых есть звук «р»: забор, стол, диван, кровать, стул, раскладушка. Он не сможет по порядку назвать звуки в слове кот – «к», «о», «т». Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными заменами, пропусками, искажениями звуков. Иногда ребенок может произносить неправильно 15- 20 звуков. Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре и звуконаполняемости слов: « пувица»– пуговица. «кода»– сковорода, « нига» - книга, «мот» - мост. В ходе коррекционных занятий логопед учит таких детей узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильное произношение и различение звуков в речи, формирует умение проводить звуко – слоговой анализ слова, что помогает в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью. Родителям необходимо закреплять навыки, сформированные логопедом у их ребенка в домашних занятиях. ^ характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов речи : ребенок не только неправильно произносит большинство согласных звуков, но не усваивает грамматические категории, не овладевает связной речью. Некоторые ученые считают задержку речевого развития проблемой психологической,чем логопедической, так как именно психология рассматривает вопросы задержки развития психических функций. ^ проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди причин задержки речевого развития следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из – за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные причины, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребеванной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания? Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и ребенок привыкает реагировать не на слово, а на жест. Не общайтесь с крохой как с глухим, не жестикулируйте слишком активно. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда малыш слышит речь взрослых, общающихся между собой , радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Пусть лучше в детской комнате в качестве фона негромко звучит спокойная музыка. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, их речевое развитие также задерживается. В настоящее время детей с задержкой речевого развития не оставляют без логопедической помощи. Если вашему ребенку поставлен этот диагноз, и он направлен в логопедическую группу, помните, что домашние задания с малышом остаются немаловажными. Необходимо стимулировать любые проявления активности крохи, радоваться каждому произнесенному звуку. Используйте различные дидактические игры ( составление целого из частей – разрезные картинки, кубики с картинками, пазлы, игрушки – собирайки, игрушки – вкладыши ), продуктивную деятельность ( совместное рисование, лепку, изготовление аппликаций для украшения детской и т. п.), общение в быту. Следуйте советам, которые дадут вам специалисты после проведенных исследований, не отказывайтесь от медикаментозного лечения. ^ (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся звуковой и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи может выступать и как самостоятельная патология, и как следствие других, более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия и т.д. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна : от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами недоразвития отдельных языковых компонентов. Специалисты выделяют четыре уровня речевого развития при ОНР. При 1 уровне речевого развития речевые средства у ребенка крайне ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукокомплексов («ись»- киска, «ака»-собака, «нини»- штаны). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически («Ись иди.» - Киска сидит.). Характерна многозначность употребляемых слов ( «ись»- киска, мишка, мышка). При этом возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. Например, слово «пи» ( часть глагола пить) может обозначать чашку, воду, сок, молоко. И, наоборот, слово «дей» ( дверь) может обозначать глаголы открыть, закрыть. Ребенок с первым уровне речевого развития общается, широко используя жесты и мимику. Пассивный словарь шире активного , но тоже крайне ограничен , то есть ребенок больше понимает, чем говорит, но утверждение родителей о том, что ребенок не говорит , но понимает абсолютно все, несостоятельно. И это можно легко доказать при обследовании такого ребенка. Для детей представляет трудность выполнение заданий, связанных с пониманием категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Например, на просьбу логопеда дать ему несколько палочек , а одну палочку положить на стол ребенок дает несколько палочек педагогу, а остальные кладет на стол. Рассматривая картинки, предложенные логопедом, и получив задание показать, про кого можно сказать «летит», а про кого «летят», ребенок теряется и показывает обе картинки. В то же время задания, связанные со знакомыми ситуациями, ребенок может выполнять без ошибок. Произношение звуков у ребенка с первым уровнем речевого развития при ОНР крайне несовершенно. Как правило, нарушено произношение всех сложных согласных звуков : «с», «з», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «р», «л», «рь», «ль», причем в разных ситуациях каждый из этих звуков произносится по – разному. Возможно смягчение почти всех согласных звуков. Иногда в речи ребенка с этим диагнозом практически отсутствуют звуки : «б», «в», «г», «д», «ж», « з», «ж», «ш». При переходе ко 2 уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Ребенок уже использует не только глаголы и существительные, но и другие части речи ( прилагательные хороший, плохой, большой, маленький, красный, наречия хорошо, плохо, вкусно, далеко, близко, союзы и, а, но ), однако глаголы и существительные по – прежнему значительно ниже нормы. Если в речи ребенка с первым уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребенок со вторым уровнем может использовать трех – и даже четырехсложные слова («асина»- машина, «ибуяська»- Чебурашка), при этом нарушая их звуконаполняемость и слоговую структуру . В речи присутствуют простые предложения из двух, трех, четырех слов ( «Азя тоит а тое». – Ваза стоит на столе.). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций : пропуск предлогов ( «ябоки тое» - яблоки на столе), отсутствие согласования прилагательных с существительными («касий сяпка»- красная шапка), смешение падежных форм (« ем оська» - ем ложкой). Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя по – прежнему нельзя сказать, что ребенок понимает все, о чем ему говорят. Фонетическая ( звуковая ) сторона речи тоже по – прежнему характеризуется многочисленными искажениями звуков. 3 уровень речевого развития при общем недоразвитии речи характеризуется наличием развернутой фразовой речи с некоторыми элементами недоразвития языковых компонентов. Дети используют распространенные предложения , а не только короткие фразы, состоящие из двух – трех слов. Лексика таких детей включает практически все части речи : существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, союзы. Наблюдается неточное употребление многих слов («куська»- чашка, стакан; «таны» - брюки, шорты). Проявляются первые навыки словообразования ( «стоик»- столик, «пишой» - пришел), но дети не могут образовывать прилагательные от существительных ( сок из яблок – «яблокиный», крыша из соломы – «соломная»), образовывать глаголы с тонкими оттенками действий приставочным способом ( красил- покрасил, выкрасил, докрасил, раскрасил).Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими, то есть в некоторых словах ребенок будет произносить звук правильно, а в некоторых будет искажать. Ребенок может повторять в отраженной речи достаточно длинные слова ( водопроводчик, велосипедист, милиционер), но искажает их в речи ( «Мисанел едет а моцикле ».«Воповотик тинит воповот».). Понимание речи у детей с этим диагнозом приближается к норме, то есть ребенок понимает практически все, о чем ему говорят. У детей с 4 уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков. Например, ребенок произносит «типленок» вместо цыпленок, «шавель» вместо щавель и т.п. У ребенка недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту» , как говорят неврологи. В речи встречаются ошибки, проявляющиеся в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор». Вместо: Мальчик подметает метлой двор.), в смешении признаков ( «большой дом» вместо высокий дом). Значительные трудности у детей вызывает образование слов с помощью суффиксов ( «домуща» вместо домище, «гнездко» вместо гнездышко, «чайка» вместо чаинка). У детей отмечаются стойкие трудности в образовании сложных слов( «пчельник» вместо пчеловод). Дети испытывают трудности в понимании и употреблении фраз с переносным значением. Например, румяный как яблоко ребенок понимает как много съел яблок. В грамматическом оформлении речи данной категории детей тоже отмечаются отдельные ошибки : « Дети увидели медведев, воронов.Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручкой». И все- таки речевые ошибки у детей, которых можно отнести к четвертому уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем если предложить детям сравнить правильный и неправильный ответы, то будет сделан правильный вывод. Как правило, детей с общим недоразвитием речи направляют в логопедические группы на один- три года. В группе с ребенком проводят коррекционно – развивающие занятия логопед, психолог. При необходимости назначается лечение у невролога. Но в любом случае родители должны понимать, что переложить свои проблемы на плечи специалистов они не могут. Домашние задания с ребенком с использованием рекомендаций специалистов крайне необходимы. Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи. Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений ( движений органов речи), нарушение голосообразования и дыхания. Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Дети – дизартрики поздно начинают говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи. Активный и пассивный словарный запас этих детей значительно различаются по объему. Пассивный словарь шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать известные им слова в активной речи. Про детей – дизартриков действительно можно сказать, что они все понимают, но многое сказать не могут. В грамматическом строе речи дизартриков можно выделить такие специфические ошибки, как пропуск предлогов («мять толом»- мяч под столом), недоговаривание окончаний ( «зёни сяй»- зеленый шар), что тоже связано с трудностями произношения многих звуков. В дошкольные учреждения с логопедическими группами чаще всего поступают дети со стертой дизартрией. Следует учитывать, что в физическом статусе этих детей отмечается общая физическая слабость, маленький рост, узкая грудная клетка, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений. В вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, в цианичности ( посинении) языка, повышенной саливации ( слюноотделении), которые ярко проявляются при речевой нагрузке, то есть чем больше ребенок говорит, тем ярче проявляются эти изменения. В психологическом статусе возможны нарушения эмоционально – волевой сферы, которые проявляются в пугливости, повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем раздражителям или, наоборот, в вялости, пассивности, безынициативности, двигательной заторможенности. Для дизартриков характерны утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуально – познавательный уровень. При дизартрии необходимым является сочетание лечения и коррекционного воздействия. Лечение назначается неврологом после проведения необходимых исследований, оно может быть немедикаментозным. Немедикаментозное лечение предполагает проведение общего, сегментарного, точечного и артикуляционного массажа, артикуляционной гимнастики, лечебной физкультуры, физиотерапевтических процедур, логопедической ритмики. Коррекционная работа должна проводиться систематически, при тесном взаимодействии логопеда, психолога, родителей ребенка, специалистов – медиков, участвующих в лечении ребенка. Что нужно делать родителям ребенка с нарушениями развития речи
Итак, как уже говорилось, если вы обнаружили, что речевое развитие вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, задерживается, протекает своеобразно, если в течении беременности и родов отмечались какие – либо отклонения, если вашему ребенку поставлен диагноз «ПЭП» ( перинатальная энцефалопатия: поражение мозга), не слушайте советов родственников и знакомых, у которых «ребенок не говорил до трех лет, а потом заговорил сразу предложениями», не успокаивайтесь, даже если педиатр, наблюдающий ребенка, советует подождать, пока ребенок не заговорит сам. Настаивайте на немедленном направлении ребенка на осмотр к неврологу, который назначит все необходимые исследования. Получив заключение у невролога, отправляйтесь к логопеду, психологу, дефектологу. Помните, что промедление чревато самыми серьезными осложнениями, что все может закончиться обучением в специальной школе или в классе выравнивания. Если невролог назначит медикаментозное лечение вашему малышу, не пугайтесь и не отказывайтесь, не говорите, что подобные препараты «назначают бабушкам, перенесшим инсульт». Доверьтесь специалисту, который будет лечить вашего ребенка. Если время будет упущено, медикаментозное лечение уже не будет столь эффективным, как в раннем детстве. При назначении немедикаментозного лечения – массажа, физиотерапевтических процедур, лечебной физкультуры – медикаментозное лечение станет более действенным, поэтому постарайтесь выполнить назначение в полном объеме. Если вы уже упустили время, и вашему ребенку более трех лет, а невролог ставит ему диагноз «СДВГ»: синдром дефицита внимания и гиперактивности, как можно в более короткие сроки постарайтесь показать малыша всем специалистам, получить направления на необходимые исследования. Начинайте лечить ребенка в соответствии с полученными рекомендациями, настаивайте на направление ребенка в логопедическую группу детского сада, где он будет получать коррекционно – развивающие занятия с логопедом и психологом. Как правило, занятия в логопедической группе начинаются с первого сентября, а направление вы получите весной. Заранее посетите детский сад, в который направили ребенка, познакомьтесь с персоналом – заведующей, воспитателями, логопедом, психологом, врачом. Узнайте каков режим работы учреждения, и за лето постепенно переведите ребенка на него. Постарайтесь получить рекомендации у логопеда и психолога по поводу подготовки ребенка к занятиям с ним, узнайте , чем и как вам нужно заниматься с ребенком летом. Приобретите все необходимое для занятий с ребенком. Но вот учебный год в детском саду начался. Ваш сын или дочь успешно адаптировались в новом учреждении . Специалисты начали занятия с детьми. Вас регулярно будут приглашать на консультации и логопед и психолог. Обязательно посещайте консультации для того, чтобы знать, как продвигается развитие вашего ребенка, чем в данный момент с ним занимаются, как вы можете организовать домашние игры с ребенком, с тем, чтобы закрепить навыки, сформированные специалистами. Некоторые родители считают, что заниматься с ребенком должны исключительно специалисты, которые «получают за это деньги». Но ведь это ваш ребенок и ваши проблемы прежде всего, и именно вы в первую очередь очень заинтересованы в том, чтобы ребенок был здоров и развивался соответственно возрасту, а потом успешно учился в школе. Займите активную позицию! Знайте, что ничего не может быть важнее для вас, чем здоровье и благополучие вашего ребенка. Играйте и общайтесь с ребенком ежедневно, даже если вы работаете, и у вас для этого остается мало времени. Иногда достаточно пообщаться с малышом по дороге в детский сад или из детского сада домой. Еженедельно логопед будет давать вам письменные рекомендации по организации домашних занятий с ребенком. Эти занятия необходимы вам, если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка развивалась правильно и чтобы в дальнейшем ваш сын или дочь были успешными в учебе, а потом и во взрослой жизни. Играйте с ребенком, будьте терпеливыми, верьте, что вам удастся с помощью специалистов решить проблемы в развитии речи вашего сына или дочери. Успехов и здоровья вам и вашим детям! |
![]() | Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи... | ![]() | Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости,... |
![]() | Поэтому, как бы вы ни старались натаскать малыша к собеседованию в последний момент, учитель или психолог обязательно определит,... | ![]() | Моу средней общеобразовательной школе №5 в рамках V всероссийской акции «Спорт вместо наркотиков» |
![]() | Первое, что нужно запомнить родителям: занятие должно непременно вызывать у ребенка интерес. Без этой эмоции невозможно добиться... | ![]() | Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь... |
![]() | В практику современной школы вводится новая модель экзамена для выпускников основной школы, учащихся 9-х классов | ![]() | Ведущий. Начался учебный год. Ученикам нужно знать правила по русскому языку, по математике. Но не только их. Нужно хорошо знать... |
![]() | Но не стоит забывать, что родители волнуются не меньше (а иногда и больше) своего чада. Их беспокоит множество вопросов, один из... | ![]() | Без вашей помощи логопед не сможет решить коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в речевом и общем развитии... |