Консультация для родителей, будущих первоклассников «Игры для подготовки детей к школе» Цвиренко Ольга Борисовна учитель-дефектолог, высшая категория, Челябинская область город Озёрск, мбдоу, д/с №43 ул. Восточная, 14




Скачать 99.91 Kb.
НазваниеКонсультация для родителей, будущих первоклассников «Игры для подготовки детей к школе» Цвиренко Ольга Борисовна учитель-дефектолог, высшая категория, Челябинская область город Озёрск, мбдоу, д/с №43 ул. Восточная, 14
Дата публикации22.11.2014
Размер99.91 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Биология > Документы
Консультация для родителей, будущих первоклассников «Игры для подготовки детей к школе»

Выполнил: Цвиренко Ольга Борисовна

учитель-дефектолог, высшая категория,

Челябинская область город Озёрск,

МБДОУ, д/с № 43 ул. Восточная, 14

Цель:

психолого-педагогическое просвещение.

Задачи:

  • Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.

  • Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.

  • Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе

^ Предполагаемый результат:

Преемственность в воспитании детей между детским садом и семьей.

Форма проведения:

Беседа за круглым столом

^ Состав участников:

родители, учитель - дефектолог, воспитатели, заместитель заведующего.

Подготовка:

Приготовить памятку, презентацию, приглашение на встречу. Раздаточный материал для игр «Запомни картинки, «Найди и поймай буквы».

В день проведения:

расстановка столов.

Фонограмма.

Бумага, ручки, карандаши.

Выставка книг по подготовке детей к школе.

Подработать решение совместного взаимодействия.
^ Ход консультации:

Представление присутствующих


  1. Здравствуйте, уважаемые родители! (СЛАЙД 1)

Какие ассоциации вызывает у вас слово первоклассник? Давайте по очереди назовём по одной ассоциации. Например, у меня слово первоклассник – это первый звонок. А у вас? Передавайте колокольчик по кругу.

Вы многое сейчас вспомнили, всё это действительно напоминает нам о школе.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка, да и родителей тоже, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.
Все дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного, для другого ещё сложно. Поэтому так важно родителям понять, что надо не обучать ребёнка тому, чему будут учить в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Нужно помнить, что делать это нужно с помощью игры - ведущей деятельности дошкольника.

Итак, выясним основные предпосылки или 5 слагаемых успеха готовности детей к обучению в школе.

Сначала необходимо определить, что же такое школьная готовность? (СЛАЙД 3)

Принято считать, что готовность ребёнка к систематическому обучению в школе (школьная зрелость) - это уровень биологического, физического и психического развития ребёнка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребёнка.

^ Физиологическая готовность- это готовность организма к нагрузкам, которые будет испытывать ребёнок в школьной жизни, состояние его здоровья, развитие движений. Уровень биологического развития - соответствие антропометрических показателей (рост, вес) возрастной норме.

^ Уровень физического развития - развитие крупных групп мышц помогает ребёнку управлять своим телом, участвовать в играх, соревнованиях, взаимодействовать с товарищами. Развитие мелких мышц руки важно для овладения письмом.

^ Состояние здоровья - если ребёнок физически ослаблен, часто болеет, ему трудно сохранить осанку, сидя за партой, он быстро утомляется.

Личностная или мотивационная готовность включает в себя развитие ^ (СЛАЙД 4), (СЛАЙД 5)

мотивационной сферы - принятие новой социальной позиции школьника (желание идти в школу, для того, чтобы узнать что-то новое), уровень познавательных и социальных мотивов учения выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности, а также развитие

эмоционально-волевой сферы, которая заключается в способности ребёнка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учёба, режим школьной жизни; способность управлять своим поведением; возможность долгое время выполнять не очень привлекательное задание (т.е. не хочу, но надо).
Положительные беседы о школе, о школьных правилах, об учителе необходимы вашему ребёнку для формирования личностной готовности. Меньше обсуждайте трудности современного обучения с детьми, не надо их пугать, т.к. повышенная тревожность может снизить их успеваемость, они могут потерять интерес к учёбе. (СЛАЙД 6)
^ Формированию познавательной и социальной мотивации способствуют экскурсии в школу, чтение рассказов, стихов о школе, рассматривание картинок про школьную жизнь, рисование школы, рассказ о школьной жизни родителей (можно показать фото, вспомнить забавные случаи)

Очень хорошо если вы поиграете с ребёнком в школу. Вы можете предложить ему роль учителя и роль ученика. Пусть он попробует понять, как чувствует себя школьник и учитель. Этим вы снизите тревожность малыша перед учителем. Можно показать образ «плохого» ученика и образ «хорошего», в игре даются образцы хорошего и плохого поведения.

(СЛАЙД 7)

Интеллектуальная готовность (умственная) заключается в приобретении определённого кругозора - это запас знаний об окружающем, ориентировка в окружающем, то, чему учат в д/с

^ Сформированность познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи), желание узнать новое, любознательность.

1.«Каскад слов»

Цель: развитие объёма кратковременной слуховой памяти.

Содержание: Взрослый просит ребёнка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребёнок должен повторить их в той же последовательности. Затем взрослый называет три слова и т.д. Если ребёнок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд ещё 2-3 раза.

  1. огонь;

  2. дом, молоко;

  3. конь, гриб, игла;

  4. петух, солнце, асфальт, тетрадь;

  5. крыша, пень, вода, свеча, школа;

  6. карандаш, машина, брат, мел, птица хлеб;

  7. орёл, игра, дуб, стакан, телефон, пальто, сын;

  8. гора, вороны, часы, стол, снег, картина, сосна, мел.

2. «Каскад цифр»

Цель: развивать кратковременную зрительную память.

Инструкция: «Посмотри внимательно на цифровой ряд и повтори его в той же последовательности (вначале две цифры, затем три, четыре и. п.)

6 2

2 8 3

1 7 4 3

6 3 5 9

1 4 6 8 2

3. «Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти. Содержание: Ребёнок рассматривает пять (знакомых) предметных картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Взрослый показывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней. Усложнение: увеличить количество картинок, уменьшить время запоминания.

4. «Запомни рассказ»

Цель: развивать словесно - логическую память.

Чтобы ребёнок обладал хорошей памятью, её необходимо постоянно тренировать. Вы можете это делать, запоминая ежедневно стихи, песенки, рассказы.

5. «Запомни фразы»

Цель: развивать смысловую память.

Инструкция: «Я назову по очереди пять фраз, а ты должен запомнить и назвать:

  1. Мальчик устал.

  2. Девочка плачет.

  3. Папа отдыхает.

  4. Мама готовит.

  5. Бабушка читает.

6.«Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Содержание: Десять игрушек выставляются перед ребёнком на столе в один ряд. Взрослый предлагает запомнить, какая игрушка, на каком месте находится. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. После чего ребёнок должен повернуться и расставить игрушки по местам. Игра проводится до 5-6 раз
Внимание

  1. «Сколько чего?»

Цель: развитие объёма внимания, зрительное восприятие.

Содержание: Взрослый просить ребёнка осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся здесь предметов или их деталей, которые имеют определённый признак, например:

- определённую окраску;

- имеют определённую форму (назвать одну из форм);

- начинаются на звук «ш» (или другой звук) или оканчиваются на звук «а»;

- сделаны из дерева;

- относятся к одежде (обуви, игрушкам, посуде) и т. п.

2.«Догони и поймай разные буквы»

Цель: развитие устойчивости, распределения и переключения внимания, зрительное восприятие.

Содержание: Заранее приготовить небольшой текст (газетный, журнальный), желательно с крупными буквами. Инструкция для ребёнка примерно такая: «В каждой строчке зачеркни все буквы И, подчеркни все буквы С и обведи все буквы О».

3.«Выполни уговор строго»

Цель: развитие распределения внимания, зрительного восприятия.

Содержание: Взрослый становится напротив играющего и договаривается:

когда он будет кланяться – ребёнок отворачивается;

когда он вытягивает к нему руки – он скрещивает свои руки на груди;

он грозит пальцем – он кланяются ему.

Можно придумать варианты своих движений. Постепенно можно увеличивать разнообразие движений.

4.«Обратный счёт»

Цель: развитие распределения внимания, зрительного восприятие.

Содержание: Посчитай от 10 до1. А теперь посчитай от 10 до 1, выполняя наклоны (или другие физические упражнения: повороты головы, приседания, наклоны и т. п.). Усложнить выполнение этого задания можно за счёт постепенного убыстрения обратного счёта, повышения трудности физических упражнений или обратный счёт от заданного числа.

5.«Действия с фигурами»

Цель: развитие произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие.

Содержание: Нарисуй в ряд 7 одинаковых кругов (квадратов или др.). Инструкция: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом первый, третий и шестой круги». Если что-то не получилось уменьшить число фигур. Усложнение: увеличение числа фигур, увеличение разнообразия фигур до 3-4 видов, увеличение типов заданий.

6. «Повтори»

Цель: развитие устойчивости внимания, слуховое восприятие.

Содержание: Взрослый договаривается с ребёнком, чтобы он повторял за ним любые слова только тогда, когда он произносит: «Повторите!»

- Начали! Повторите: «Лампа».

Ребёнок: Лампа.

- Повторите: «Жираф».

Ребёнок: Жираф.

- Скажите: «Носорог», «Ложка», «Дуб» и т.д.

7. «Хлопни в ладоши»

Цель: обучение способности к переключению внимания.

Содержание: Инструкция: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопни в ладоши». Стол, книга, туфли, лошадь, стул, дверь, собака, ножницы, собака, жираф, карандаш, туфли, мяч, окно, кошка, коза, стекло, дом, арбуз, санки, медведь и т. д.
^ Сформированность предпосылок учебной деятельности, т.е. умение подчиняться правилам, требованиям школы, умение слушать, точно выполнять задания, самостоятельно действовать по образцу ( т.е.развитие произвольности). ^ (СЛАЙД 8-12)

А так же очень важна готовность руки к письму - уровень развития мелкой моторики рук.

(СЛАЙД 13)

Подготовка руки ребенка к письму и развитие мелкой моторики.

Позвольте Вам дать практические советы, которые помогут Вашему ребёнку успешно овладеть самым сложным навыком - письма.

Важным показателем готовности ребенка к школьно­му обучению является развитие мелкой моторики. Уме­ние производить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом.

Существует много игр и упражнений для развития моторики.

1.  Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причем лепить можно не только из пластилина и глины. Если на дворе зима, - что может быть лучше снежной бабы или игры в снежки. А летом можно соорудить ска­зочный замок из песка или мелких камешков.

^ 2.  Рисование, раскрашивание картинок - любимое занятие дошкольников. Обратить внимание нужно на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолеты, девочка - похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно по­влияет на развитие образного мышления ребенка. Ро­дителям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искаженным.

^ 3.  Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

4.  Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

5.  Конструирование.

^ 6.  Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узел­ков на веревке.

8. Завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков.

9.  Всасывание пипеткой воды.

^ 10.Открывание и закрывание дверцы или шкатулки.

11. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сде­лать бусы из рябины, орешков, из семян тыквы и огур­цов, мелких плодов.

^ 12. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

13. Все виды ручного творчества: для девочек - вя­зание, вышивание и т.д., для мальчиков - чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т.д. Научите Ваших детей всему, что умеете сами.

^ 14. Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.

^ 15. «Показ» стихотворения. Пусть ребенок показыва­ет руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-пер­вых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользо­ваться руками.

^ 16. Теневой театр. Попросить малыша соединить боль­шой и указательный пальцы, а остальные распустить ве­ером. Чудо: на освещенной настольной лампой стене появится попугай. Если расправить ладонь, а затем загнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стен­ке появится собака.

^ 17. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребен­ку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к ов­ладению письмом, во-вторых, формируют у него худо­жественный вкус, что полезно в любом возрасте, и, в-третьих, хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие интел­лекта.

Сформированность общения (сотрудничество со взрослыми и сверстниками) или социальная готовность очень важна для адаптации вашего малыша в новом коллективе. (СЛАЙД 14)

Если ребёнок:

  • Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнёра

  • Не провоцирует конфликты

  • Может обратиться с просьбой к взрослому

  • Уважительно относится к окружающим взрослым, умеет соблюдать необходимую дистанцию в общении с ними

  • Прислушивается к требованиям и замечаниям взрослого, старается их выполнять

  • Соблюдает принятые в группе правила поведения и общения

То, вероятно адаптация к школе пройдёт успешно. Чего я вам искренне желаю.

^ А. Лопатиной «Дружите с детьми».

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь ними подружиться
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

II. Экспресс – опрос: «А стоило ли …?

III. Предложить памятки и материал для игр

IV. Выработка совместного решения:

  • Организовать в семье постоянные занятия с целью подготовки ребёнка к школе.

  • Использовать предложенные дидактические игры.

  • Поддерживать интерес детей к школе, поощрять их любознательность.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Консультация для родителей, будущих первоклассников «Игры для подготовки детей к школе» Цвиренко Ольга Борисовна учитель-дефектолог, высшая категория, Челябинская область город Озёрск, мбдоу, д/с №43 ул. Восточная, 14 iconКонсультация для родителей будущих первоклассников
Однако не все дети, переступившие школьный порог, психологически являются школьниками. В этом случае говорят о той или иной неготовности...

Консультация для родителей, будущих первоклассников «Игры для подготовки детей к школе» Цвиренко Ольга Борисовна учитель-дефектолог, высшая категория, Челябинская область город Озёрск, мбдоу, д/с №43 ул. Восточная, 14 iconРодительское собрание «Воспитываем вместе» Слайд 1 Цель родительского собрания
Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе

Консультация для родителей, будущих первоклассников «Игры для подготовки детей к школе» Цвиренко Ольга Борисовна учитель-дефектолог, высшая категория, Челябинская область город Озёрск, мбдоу, д/с №43 ул. Восточная, 14 iconРодительское собрание «Воспитываем вместе» Слайд 1 Цель родительского собрания
Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе

Консультация для родителей, будущих первоклассников «Игры для подготовки детей к школе» Цвиренко Ольга Борисовна учитель-дефектолог, высшая категория, Челябинская область город Озёрск, мбдоу, д/с №43 ул. Восточная, 14 iconРекомендации на лето для родителей, будущих первоклассников
Лето, каникулы, идеальное времяпровождение для родителей и детей. Наслаждайтесь каждым мгновением беззаботного отдыха!

Консультация для родителей, будущих первоклассников «Игры для подготовки детей к школе» Цвиренко Ольга Борисовна учитель-дефектолог, высшая категория, Челябинская область город Озёрск, мбдоу, д/с №43 ул. Восточная, 14 iconАнкета для родителей будущих первоклассников
В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе (нужное подчеркнуть)

Консультация для родителей, будущих первоклассников «Игры для подготовки детей к школе» Цвиренко Ольга Борисовна учитель-дефектолог, высшая категория, Челябинская область город Озёрск, мбдоу, д/с №43 ул. Восточная, 14 iconБорисовна Воспитатель Высшая квалифиционная категория Программное
Конспект по познавательной деятельности в компенсирующей подготовительной к школе группе на тему «Северные чудеса»

Консультация для родителей, будущих первоклассников «Игры для подготовки детей к школе» Цвиренко Ольга Борисовна учитель-дефектолог, высшая категория, Челябинская область город Озёрск, мбдоу, д/с №43 ул. Восточная, 14 iconКонспект индивидуального логопедического занятия по развитию лексики...
Козуб Л. В., логопед-дефектолог, высшая категория, аспирант ноу «Логопедический кабинет Козуб Л. В.», г. Оренбург

Консультация для родителей, будущих первоклассников «Игры для подготовки детей к школе» Цвиренко Ольга Борисовна учитель-дефектолог, высшая категория, Челябинская область город Озёрск, мбдоу, д/с №43 ул. Восточная, 14 iconГотовность к школе
Как правило, родителей будущих первоклассников волнует множество вопросов: сможет ли их ребенок учиться в школе, достаточно ли он...

Консультация для родителей, будущих первоклассников «Игры для подготовки детей к школе» Цвиренко Ольга Борисовна учитель-дефектолог, высшая категория, Челябинская область город Озёрск, мбдоу, д/с №43 ул. Восточная, 14 iconПубличный отчёт Лицензия 2003г по 2013 г. В школе обучается 117 учеников
Директор – Надеждина Ольга Сергеевна (высшая категория, награждена грамотой Министерства образования рф)

Консультация для родителей, будущих первоклассников «Игры для подготовки детей к школе» Цвиренко Ольга Борисовна учитель-дефектолог, высшая категория, Челябинская область город Озёрск, мбдоу, д/с №43 ул. Восточная, 14 iconКонсультация для родителей Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста с онр
Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница