I. Теоретические аспекты мотивации творчества




НазваниеI. Теоретические аспекты мотивации творчества
страница1/4
Дата публикации19.11.2014
Размер0.68 Mb.
ТипРеферат
www.lit-yaz.ru > Биология > Реферат
  1   2   3   4
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….2
Раздел I. Теоретические аспекты мотивации творчества…….…….………….4

∙Самоактуализация (А. Маслоу) ……………….……………………………..4

∙Самореализация (Роджерс)……………………………………………………...8

∙Стремление к новизне. Реализация поисковой потребности………………...12

∙Сублимация. (Фрейд)…………………………………………………………...14

∙Компенсация собственной недостаточности. (Адлер)………………………..18
Раздел II. Внешние мотивы……………………………………………………..22
Раздел III. Факторы, препятствующие развитию творческой активности…..25
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы……………………………………………………………..33

Введение.

Свойство организмов приходить под влиянием воздействия внешней среды в состояние деятельности является фундаментальным для живой материи, необходимым условием обмена веществ, а значит и самой жизни. Деятельность является основной "единицей" жизненного процесса всех живых организмов - от простейших животных до человека. Но между деятельностью животных и человека имеются существенные отличия.

Деятельность животных по своему характеру инстинктивно-биологическая. Механизмом такой деятельности является функционирующая система элементарных рефлексов - врожденных, безусловных и приобретенных, условных. Эта деятельность может осуществляться лишь по отношению к предмету, который удовлетворяет жизненную биологическую потребность животного. Поэтому деятельность животных иногда называют поведением, а саму деятельность понимают как специфически человеческую активную форму отношения к миру.

В отличие от деятельности животных человеческая деятельность является сознательной и продуктивной. В процессе своей деятельности люди не просто как животные приспосабливаются к природе, но приспосабливают природу к себе, изменяют ее в соответствии со своими развивающимися потребностями. Это изменение природы происходит в процессе основной формы человеческой деятельности - труде.

На ранних ступенях человеческой истории трудовая деятельность носила преимущественно репродуктивный характер. На протяжении тысячелетий трудовые приемы не претерпевали существенных изменений. Совершенствование приемов трудовых процессов шло стихийно методом проб и ошибок. Способы действий определяли длительное время неизменяемые орудия труда. Когда старые орудия и методы труда перестали быть такими эффективными как раньше, возникла потребность в их видоизменении, усовершенствовании. Так от основного вида деятельности, трудового, отделились и второстепенные формы активности: религия, искусство, физическая культура и т.д. Эти формы оказались способными к изменению и саморазвитию.

Структура и содержание человеческой деятельности претерпевает серьезные изменения по мере развития орудий труда, она наполняется новым содержанием, приобретает новые свойства. Одним из таких важнейших свойств является творчество.

Культура зиждется на общественно-исторических началах. Редукция ее форм к психодинамике — будь то ассоциации идей, эмоциональные комплексы, акты воображения или интуиции — препятствует проникновению в структуру и собственные механизмы развития этих форм. Неоднократно предпринимались попытки найти их корни и законы преобразования во внутреннем устройстве личности, ее переживаниях и особенностях реакций. Возникали различные так называемые психологические школы за пределами самой психологии — в языкознании, социологии, литературоведении, правоведении, логике. Во всех случаях эти школы усматривали в социально-исторических образованиях внешнюю проекцию актов сознания или не осознаваемых влечений, стремясь представить дело таким образом, что именно эти силы конституируют структуры языка, искусства, правовых или иных социальных норм и отношений. Обостренный интерес к человеку как творцу культуры оказался ложно направленным, ибо лишал ее создания самостоятельного значения, растворяя субъекта в интенциях, «кипящем котле» его эмоций, образах-символах и «фантазмах».

Изучение творческой активности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно творческая активность каждого человека является существенным ресурсом развития общества. Истинно творческой личностью может быть человек увлекающийся, одержимый какой-то идеей, в любом случае творческая личность предполагает высокий уровень творческой активности.

Учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека:

- креативность,

- творческий потенциал,

- интеллектуальная активность (Д.Б. Богоявленская),

- надситуативная активность (В.А. Петровский).

Креативность - это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности». Признаки креативности, признаваемые большинством авторов, представляют собой наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразную открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.

Творческий потенциал — это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом».

В.А. Петровский для характеристики механизма творческой активности ввел в психологию принцип надситуативной активности. Он постулирует способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Категория надситуативной активности применима к человеку

как к субъекту (то есть источнику собственной активности). Таким образом, творческая активность понимается В.А. Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне поисковой активностью.

Д.Б. Богоявленская также определяет творчество как ситуативно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от рода деятельности. Ею предлагается интеллектуальная активность в качестве системообразующего фактора творчества. Интеллектуальная активность рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов в их единстве. Она обеспечивает способность личности к ситуативно-нестимулированной продуктивной деятельности. В ее эмпирических исследованиях соотношения генетических и средовых факторов в формировании интеллектуальной активности было выявлено, что доля средовых влияний в образовании фено-типической дисперсии признака определенно превышает вклад генетических факторов. Проявление интеллектуальной активности связано с определенной мотивационной структурой личности, системой ее ценностных ориентации и общим миропониманием.

В эмпирических исследованиях проявления творческой активности (Л.Б. Ермолаева-Томина) была выделена избирательность ее проявления в зависимости от форм, содержания задания, от его трудности и самостоятельности решения. Оптимальными для развития творческого мышления являются, с одной стороны, конкретность и полнота восприятия, с другой - видение возможных трансформаций объекта и внесение творческого начала в сам акт восприятия.

К началу XX века в психологии был накоплен большой экспериментальный материал по проблеме активности, например, о поведении животных и человека. В то же время имели место значительные затруднения в объяснении природы и проявления активности, роли сознания в регуляции активности в поведении. Расхождения во взглядах исследователей на природу активности привели к возникновению различных направлений в изучении активности личности.

Рассмотрим подробнее теоретические аспекты мотивации творчества, внешние мотивы и факторы, мешающие развитию творческой личности с точки зрения различных исследователей.

Раздел I.

Теоретические аспекты мотивации творчества.

Как упоминалось ранее, учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека:

- креативность,

- творческий потенциал,

- интеллектуальная активность (Д.Б. Богоявленская),

- надситуативная активность (В.А. Петровский).

Но, как и любая деятельность - творческая активность человека имеет мотивы, факторы, способствующие ее возникновению. Исследования различных школ психоанализа формулируют различные модели творческой активности. С точки зрения гуманистической психологии, модель активности в ней выражается краткой формулой: «Потребность - активность». Высшей потребностью в гуманистической психологии признается стремление личности к реализации своего жизненного потенциала, самоактуализации (А. Маслоу).
Самоактуализация (А. Маслоу)

Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которые расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны ("Обычно люди неискренни", "Я обычно искренен"), т.е. противоречивую, нецелостную, несовершенную личность, которой чего-то не хватает, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины "самоактуализации".

Начав изучать здоровых, высокоразвитых и самоосуществляющихся людей, Маслоу, прежде всего, изменил свои представления о творческих способностях. Он выявил среди многих, отличающихся здоровьем и большими творческими способностями не обладали большими талантами или гением. Эти люди не были поэтами, композиторами, изобретателями, художниками. Они даже не занимались творческим трудом. И наоборот - некоторые из величайших гениев человечества явно не были психически здоровыми людьми, например, Вагнер, Ван Гог или Байрон. Откуда был сделать вывод, что великий талант более или менее независим от психического здоровья, и о том, что это слишком плохо изучено. Здоровье и особый талант являются отдельными переменными, между которыми может существовать (а может и не существовать) только очень слабая взаимосвязь.

Позже Маслоу применяет слово "творчество" (а также "эстетика") не только к "продукции", но и к людям, видам деятельности, процессам и установкам, а также ко многим разным вещам, помимо тех, которые большинство людей привыкло считать результатами творчества, вроде стихотворений, теорий, романов, экспериментов или картин.[6]

В результате возникла необходимость необходимости отделить "особый творческий талант" от "творческих способностей к самоактуализации", которые в большей степени второстепенны от самой личности и которые активно проявляются в повседневной жизни, например, в определенной установке.

Творчество самоактуализации можно приблизительно определить как склонность ко всему подходить творчески, скажем, к домашнему хозяйству, преподаванию и т.п. [4] Cущественным аспектом такого рода творчества является особый вид восприятия который опровергает обычное представление, будто творческие способности обязательно должны привести к созданию какой-либо "продукции". Такие люди могут воспринимать мир по-новому, конкретно, идеографически и, в то же время, абстрактно, обобщенно, в категоризации и классификации. Соответственно, реальность таких людей куда более «реальна» и весома. Именно такой подход Роджерс назвал "открытостью ощущениям".

Творчество самоактуализации во многих отношениях напоминает творчество всех счастливых и живущих в благоприятных условиях детей. Оно – спонтанно, невинно, непринужденно, свободно от стереотипов и клише. Оно представляется состоящим по большей части из "невинной" свободы восприятия и "невинной" раскованной спонтанности и экспрессивности. Практически любой ребенок может воспринимать окружающий мир более свободно, без априорных установок на то, что в нем должно быть, чего в нем просто не может не быть и что есть всегда. И почти любой ребенок может сочинить песню, стихотворение или пьесу, нарисовать картину, придумать танец или игру, повинуясь сиюминутному желанию, без подготовки или планирования. Роджерс подобрал этому великолепное определение: "идеально функционирующая личность".

Самоосуществляющиеся люди в известной мере не боятся неведомого, таинственного,

непонятного, более того, оно их зачастую привлекает. То есть они выбирают то,

что дает им повод задуматься, попытаться его разгадать и стать его частью.

Такие творческие личности соединяют в себе противоположности таким образом, что невозможно рассматривать эгоизм и бескорыстие как взаимоисключающие противоположности. Им свойственно превратить подобные качества «в единство и другого рода дихотомию, например, дихотомия "познание versus воление" (сердце versus голова, желание versus факт) стала познанием, "натянутым на каркас" воли. Обязанность стала удовольствием, а удовольствие стало обязательным. Стерлась граница между работой и игрой. Как можно противопоставлять альтруизму эгоистичный гедонизм, если альтруизм стал доставлять удовольствие?». (Maslow,1965)

«Самоактуализирующиеся» зачастую похожи на детей, отличаются сильнейшим эго

и яркой индивидуальностью, однако, легко забывают о своем эго, поднимаясь над своим "я" и сосредоточиваясь исключительно на решении проблемы. Творчество является синтезирующим, конструктивным, объединяющим и интегрирующим, отчасти это зависит от внутренней интеграции личности.»[6]

Маслоу пришел к выводу, что это в больше части обосновано отсутствием чувства страха, зависимости от мнения окружающих, и главное отсутствием у подобных индивидов чувства страха перед самим собой, своими импульсами, эмоциями, мыслями. Им значительно легче примириться с самими собой, чем среднему человеку. Это примирение со своим внутренним Я, в свою очередь, делает более возможным мужественное восприятие истинной природы мира, а также провоцирует их поведение на более спонтанную деятельность. Творческие способности –

эпифеномен большей целостности и интегрированности, которые являются

обязательными условиями самоактуализации. Одним из аспектов этой интеграции внутри индивида является больший доступ к внутреннему Я и примирение с ним, то более доступными становятся и эти глубинные корни творчества.

Нормальная приспособляемость обычного человека подразумевает постоянный – и успешный – отказ от многих глубин человеческой природы, как тех, что связаны с познанием, так и тех, что связаны с волей. Хорошо приспособиться к миру реальности значит принять раскол своей личности. То есть индивид отворачивается от многих аспектов своего существа, потому что они представляют собой опасность. Но теперь нам ясно, что, поступая таким образом, он многое теряет, потому что эти глубины являются также источником всех его радостей, его способности играть, любить, смеяться и, что самое главное, быть творческим человеком.

Можно сделать один общий вывод об увеличении роли интеграции (самообоснования) в теории творчества. В сознании самоактуализирующихся людей нет места дихотомии "эгоизм-альтруизм".

« Здоровый человек в каждом своем поступке одновременно к эгоистичен, и альтруистичен Ликвидация дихотомии посредством преобразования ее в более высокое, более объемное единство равносильна ликвидации "раскола" внутри индивида и укреплению его внутреннего единства. Это в равной степени справедливо и по отношению к таким дихотомиям, как доброта-жестокость, конкретность-абстрактность, приятие-отвержение, индивидуальное-общественное, конформизм-нонконформизм, отстранение-отождествление, серьезность-юмор, дионисизм-аполлонизм, интраверсия-экстраверсия, увлеченность-небрежность, серьезность-фривольность, конвенционализм-независимость, мистика-реальность, активность-пассивность, мужественность-женственность, вожделение-любовь, Эрос-Агапэ и по отношению к прочим дихотомиям.» [5]. Это означает, что различие между Я и не-Я снято (или трансцендировано). Теперь между миром и человеком существует менее выраженная грань, поскольку человек вобрал в себя часть мира и через это себя определяет. Можно сказать, что он становится расширенным Я.

О таких людях можно сказать, что он в полном смысле является самим собой, актуализирует свое подлинное Я. Абстрактное заявление, экстраполяция из подобного наблюдения в сторону абсолютного и совершенного идеала формулируется примерно так: Этот человек лучше всех во всем мире годится для данного дела, и данное конкретное дело лучше всего подходит для этого человека, его талантов, способностей и вкусов. Он был предназначен для этого дела, оно было предназначено для этого человека.

Конечно же, как скоро мы примем и прочувствуем это, мы перейдем на следующий уровень рассуждений, а именно на уровень бытия
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. Теоретические аспекты мотивации творчества iconТеоретические аспекты мотивации персонала на предприятии в сфере гостинично ресторанного бизнеса

I. Теоретические аспекты мотивации творчества iconУчебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные...
А95 Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб пособие. —...

I. Теоретические аспекты мотивации творчества iconЖубрин Р. В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты
Жубрин Р. В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты. – М.: Волтерс Клувер, 2011 г. – 339...

I. Теоретические аспекты мотивации творчества iconУчебно-методический комплекс мдк 05. 01. Теоретические и прикладные...
Мдк 05. 01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии...

I. Теоретические аспекты мотивации творчества iconУроке математики
Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания школьников

I. Теоретические аспекты мотивации творчества iconПри президенте республики молдова
I. public relations в государственных структурах. Теоретические аспекты

I. Теоретические аспекты мотивации творчества iconТеоретические аспекты государственного управления конфликтными ситуациями
Конфликты: виды, причины возникновения, способы урегулирования

I. Теоретические аспекты мотивации творчества iconТеоретические аспекты понятия самооценки
Понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов

I. Теоретические аспекты мотивации творчества iconТеоретические аспекты понятия терроризма. 6
Уголовно-правовая квалификация терроризма: история, теория и практика

I. Теоретические аспекты мотивации творчества iconТеоретические аспекты изучения
Современный человек каждый день попадает в различные проблемные ситуации, провоцирующие его на различные реакции. Стресс является...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница