Тема. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам




Скачать 58.93 Kb.
НазваниеТема. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам
Дата публикации11.11.2014
Размер58.93 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Биология > Документы
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, МЫ С ТОБОЙ ДРУЖИМ

Тема. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам.

Цели. Обобщить знания об имени прилагательном как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Определять их род и число; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе, интерес к поэзии и сказкам.

Оборудование. Портрет А.С.Пушкина, картинки с изображением животных, зимние пейзажи, музыка П.И.Чайковского «Времена года»,надпись «Что за прелесть эти сказки!».

^ Ход урока

I.Организационный момент

II. Объявление темы урока

- На уроках русского языка мы изучаем части речи. Какую часть речи мы изучали? (^ Имя существительное)

- Сегодня на уроке мы будем будем изучать имя прилагательное. Вспомним всё, что знаем об этой части речи. Что это за часть речи? (Имя прилагательное – эта часть речи. Которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какие?

- Как изменяется? (Изменяется по родам, числам и падежам.)

- С чем согласуется? (Согласуется с существительным. В предложении является, как правило определением.)

- Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты.

^ III. Минутка чистописания.

- Послушайте загадку, а отгадку запишите аккуратно, красиво в тетрадь.

Крыши в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла…(^ Зима)

Дети записывают слово зима в тетради.

- Как ласково называют зиму? (Зимушка)

- Запишите в тетради слово зимушка. Какая это часть речи? (Имя существительное.)

- Образуйте от слова зима имя прилагательное и глагол.(Зимний, зимовать)

- Запишите эти слова в тетради. Выделите корень.

^ Дети выполняют задание.

В тетрадях: Зима,зимушка,зимний,зимовать.

- Какие это слова? (Родственные, однокоренные)

- Сделайте звукобуквенный разбор. Разбор по составу слова.

Дети выполняют задание.

Зимушка -3-скл.,7б.,7зв.,3гл.,4согл..Затем ученики проверяют друг у друга выполненое задание.

^ IV.Работа над предложением.

- Составьте с одним из этих слов предложение.

Дети составляют и читают предложения.

- А это предложение мы запишем.

Дети записывают предложение.(Пришла морозная снежная зима)

^ Делают разбор предложения по частям речи и по членам предложения.(Пришла морозная и с нежная зима.)

Далее ученики называют словосочетания.

Зима (какая?) морозная,зима (какая?) снежная.

- Назовите второстепенные члены предложения. Что вы можете о них сказать?(Второстепенные однородные члены предложения – определения – подчёркиваем волнистой линией, они выражены именем прилагательным)

^ V.Повторение изученного.

- Устно подберите прилагательные к слову зима.

Дети выполняют задания.

- Определите род этих прилагательных. (Зима (какая?)снежная –это имя прилагательное женского рода).

- Как определить род? Как ещё можно определить род имён прилагательных?(^ Имя прилагательное изменяется по родам (меняет своё окончание) в зависимости от имени существительного. Какого рода имя существительное, с которым оно связано, такого же рода и имя прилагательное.)

- Что вы знаете о связи имени прилагательного с именем существительным? (^ Имя прилагательное всегда стоит в том же падеже и числе, что и имя существительное.)

Запись на доске: Зима (какая?)снежная.

- Измените имя прилагательное снежная так, чтобы оно было в мужском роде, среднем роде единственного числа и во множественном числе, подбирая к получившимся словам имена существительные.

^ Дети выполняют задание. День (ком) какой? снежный, утро (окно)какое? снежное, хлопья(поля, дни)какие? снежные.

Дети делают вывод, ответив на вопросы: с какой частью речи связано имя прилагательное? Что обозначает имя прилагательное?

- Прочитайте отрывки.

^ Учитель раздаёт карточки.

  • Прекрасен лес зимой. Д…ревья покрыты хлоп…ями снега. Все ветки в инее. Со…нце осв…щает верхушки д…рев…ев.

  • Прекрасен сн…жный лес зимой. Сонные д…рев…я покрыты пуш…стыми хлоп…ями снега. Все ветки в серебристом инее. Зимнее со…нце осв…щает в…рхушки д…рев…ев.

- В каком из отрывков более ярко описан лес? Как это достигается? (^ Во втором. Это передаётся с помощью прилагательных)

- Для чего в речи используются имена прилагательные? ( Именно они делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна)

- Спишите второй отрывок, вставляя пропущенные буквы.

^ Дети выполняют задание.

- Какие правила русской грамматики вы вспомнили, выполняя это задание? Подчеркните волнистой линией имена прилагательные в тексте.

^ VI. Физкультминутка.

- Мы немного отдохнём…

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд,

На опушке зайка ждёт.

Зайка прыгал под кустом.

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх.

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.

^ Дети выполняют движение.

VII. Словарная работа.

- Я буду показывать картинку с изображением животного, а вы выбирайте подходящее по смыслу имя прилагательное и записывайте словосочетания в тетради.

^ Дети выполняют задание. Один ученик записывает на доске остальные – в тетрадях. На доске: Рыжая лисица, бурый медведь, косой заяц.

- Как назвать этих животных одним словом? (Дикие животные).

- Запишите это словосочетание в тетрадях. Назовите и подчеркните имена прилагательные. Выделите окончания.

^ Дети выполняют задание. Рыжая лисица, бурый медведь, косой заяц – дикие животные.

- Устно определите число и род имён прилагательных. (Рыжая- ед.ч., ж.р.; бурый – ед.ч., м.р.; косой – ед. ч .,м. р; дикие – мн. ч..

- С какой частью речи они связаны? Как?(С именами существительными)

- Выделите в словарных словах безударные гласные в корне.( Дети подчёркивают безударные гласные в словах: лисица, медведь, животные.)

^ VIII. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом? (Составить рассказ «Как заботятся дети о птицах»)

- Прочитайте свои работы. (Ученики читают свои работы)

- Почему нужно помогать животным зимой? А как помогаете вы? (Ответы детей)

^ На доске портрет А.С.Пушкина, пейзажи зимней природы.

- Александр Сергеевич Пушкин родился более 200 лет назад, а его стихотворения и сказки остаются наиболее любимыми детьми, многие из них вы знаете наизусть. Посмотрите на эти зимние пейзажи. Какое стихотворение Пушкина наиболее точно описывает состояние зимней природы, леса?

^ Ученик читает отрывок из стихотворения «Зимнее утро».

На доске запись»Что за прелесть эти сказки!» с отрывками из сказок А.С.Пушкина.

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом:

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Отвечает ветер буйный:

- Там, за речкой тихоструйной,

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный…

-Прочитайте отрывки из сказок Пушкина. Назовите эти сказки. («Сказка о царе Салтане…»,»Сказка о рыбаке и рыбке»,»Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

- Выпишите из этих отрывков словосочетания – имя существительное с прилагательным: одно в мужском роде, одно в среднем роде и одно в женском роде.(Ученики выполняют задание)

- Пушкин писал стихотворения, сказки, поэмы, но что всегда присутствует в его произведениях?(Природа)

IX. Итог урока.

- Над какой частью речи мы работали на уроке? Для чего служат в речи имена прилагательные? Какие задания вызвали у вас наибольший интерес?

Выставление оценок.

X. Домашнее задание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам iconИсследование по русскому языку. Тема: Имя прилагательное, как часть...
Цели: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном как части речи

Тема. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам iconУрок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное. Изменение имен...

Тема. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам iconТема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных,...

Тема. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам iconУрок русского языка в 3 классе Тема урока: Имя прилагательное (обобщающий урок)
Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными,...

Тема. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам iconТема: Имя прилагательное. Падежные окончания женского и мужского рода.
Цель: Усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как часть речи; развивать умение различать по произношению окончания...

Тема. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам iconТема. Изменение имён прилагательных по родам
Дидактическая цель урока: создать условия для применения знаний и умений в знакомой обстановке и новых учебных ситуациях средствами...

Тема. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам iconУрок 74 Тема: «Изменение имен существительных по числам»
Русский язык – Тетрадь 1 часть, урок 77 Тема: «Повторяем правописание частей слова»

Тема. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам iconУрок- практикум по русскому языку ( 6 класс) Тема : Имя прилагательное ( итоговое повторение)
«Не с прилагательными», «Н и нн в суффиксах прилагательных», «О и е в суффиксах прилагательных», «Степени сравнения и разряды имен...

Тема. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Употребление имен прилагательных в устной и письменной речи»
Закрепить умение правильного использования в речи имён прилагательных в процессе выполнения самостоятельной и творческой работы

Тема. Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по родам и числам iconУрок по русскому языку в 3-м классе по теме "Изменение имен существительных...
Двенадцатая часть года, неполная часть луны,название месяца, период времени в 30 дней



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница