Урок биологии в 9 классе




Скачать 70.36 Kb.
НазваниеУрок биологии в 9 классе
Дата публикации31.10.2014
Размер70.36 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Биология > Урок
Урок биологии в 9 классе

(автор Жданова Оксана Александровна, учитель географии,

биологии МАОУ СОШ №8)
Тема: Цепи питания.

Цель урока: Формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть.

Ход урока:

  1. Организационный момент.



  1. Проверка и актуализация знаний по теме «Состав и структура сообщества».

На доске: Наш мир – не случайность, не хаос, - есть система во всем.

^ Вопрос. О какой системе в живой природе говориться в данном высказывании?

Работа с терминами.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. . В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. . Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

Задание. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.

Задание. Укажите какие из перечисленных организмов относятся к продуцентам, редуцентам, консументам: норка, пшеница, гнилостные бактерии, кокосовая пальма, антилопа, черепаха, белый медведь, божья коровка, карликовая березка, василек синий.

^ Вопрос. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме?

  1. Изучение нового материала.

Самые распространенные взаимоотношения организмов в биогеоценозах осуществляются через питание. Это пищевые связи.

Задание. Прослушайте внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания. Цепи питания обозначаются как последовательность звеньев, соединенных стрелками.

… Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицей – гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою

Грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца должна,

Кормясь губить ростки и семена.

Охотнице сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает сонный…

(Пищевые цепи: трава – овца - волк; ростки и семена – голубь - орел; цветок – светляк - соловей- сова).

Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. (в начале каждой цепи растительный корм, далее идет растительноядное животное, а в конце – хищное животное). Назовите способ питания растений и животных. (растения – автотрофы, т.е сами производят органическое вещество, животные – гетеротрофы – потребляют готовое органическое вещество).

^ Вывод: цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.

Задание. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

  1. Клевер- кролик- волк

  2. Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник (Первая пищевая цепь начинается с продуцентов – живых растений, вторая с растительных остатков – мертвой органики).

В природе существует два основных типа пищевых цепей: пастбищные (цепи выедания), которые начинаются с продуцентов, детритные (цепи разложения), которые начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных.

Вывод: Следовательно первая цепь питания – пастбищная, т.к. начинается с продуцентов, вторая – детритная, т.к. начинается с мертвой органики.

Все компоненты пищевых цепей распределяются на трофические уровни. Трофический уровень – это звено в цепи питания.

Задание. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. (дерево с листьями - гусеница- кукушка-канюк – почвенные бактерии). Определите сколько трофических уровней содержит данная цепь питания (данная цепь состоит из пяти звеньев, следовательно пять – трофических уровней). Определите какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

Вывод:

Первый трофический уровень – зеленые растения (продуценты),

Второй трофический уровень – растительноядные животные (консументы 1 порядка)

Третий трофический уровень – мелкие хищники (консументы 2 порядка)

Четвертый трофический уровень – крупные хищники (консументы 3 порядка)

Пятый трофический уровень – организмы, потребляющие мертвое органическое вещество – почвенные бактерии, грибы (редуценты)

В природе каждый организм использует не один источник питания, а несколько, то в биогеоценозах пищевые цепи переплетаются и образуют пищевую сеть. Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов и эта схема будет иметь вид сети (пример пищевой сети рассмотрим на рис. 62 в учебнике биологии автора А.А.Каменского и др.)

^ Практическая работа в группах.

Задание.

1 группа. Составьте пищевую сеть биогеоценоза тундры, включив в нее все перечисленные организмы: ягель, северный олень, лемминг, белая сова, волк, песец, бактерии, белая куропатка, карликовая ива и другие высшие растения.

2 группа. Составьте пищевую сеть биогеоценоза пресного водоема, включив в нее все перечисленные организмы: водоросли, рачок дафния, карась, моллюск прудовик, личинки стрекоз, бактерии гниения, мальки рыб.

3 группа. Составьте пищевую сеть биогеоценоза дубравы, включив в нее все перечисленные организмы: лесная мышь, рябчик, клен, береза, ястреб, косуля, рысь, бактерии гниения, травяная лягушка, короед.

^ Пример выполнения задания

Пищевая сеть в биогеоценозе тундры.

Энергия Солнца.

Продуценты




Лишайник ягель




Карликовая ива и другие высшие растения




Консументы

1 порядка



Северный олень

Лемминг

Белая куропатка




Консументы

2 порядка



Волк

Песец

Белая сова




Редуценты




Бактерии




Проверка выполнения задания.

  1. Общие выводы урока.

Ответьте на вопросы:

  1. Как взаимосвязаны организмы в биогеоценозе (пищевыми связями)

  2. Что такое пищевая цепь (ряд последовательно питающихся друг другом организмов)

  3. Какие типы пищевых цепей выделяют (пастбищные и детритные цепи)

  4. Как называется звено в цепи питания (трофический уровень)

  5. Что такое пищевая сеть (переплетающиеся цепи питания)

  1. Закрепление.

Разрешите проблему, которую сформулировал еще Ч.Дарвин: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя у коров в данной местности?». Шуточное стихотворение, показывающее взаимосвязь.

Однажды англичане

Заметили в тумане –

Известно, что у англичан

На островах всегда туман, -

Но, несмотря на это,

Заметили, что летом

Растет пшеница гуще там,

Где проживает больше дам,

Почтенных старых леди,

Что больше всех на свете

Заботятся о кошках…

Подумай-те немножко –

И вот загадка решена.

Ответ – у ловкого кота:

Мышей переловил давно,

А мыши, что едят? – Зерно.

Цепочку разглядишь не сразу.

На то наука есть и разум.



Логика рассуждений:

  1. Предположим, что в данной местности увеличилось количество старых дев.

  2. Увеличится количество кошек, которых очень любят старые девы.

  3. Уменьшится количество мышей, которыми питаются кошки.

  4. Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.

  5. Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.

  6. Увеличится удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.

  1. Домашнее задание.

По учебнику А.А.Каменского параграф 5.2, выучить термины по теме.

Задание. Составьте пищевые цепи в аквариуме.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок биологии в 9 классе iconУрок по биологии в 6 классе по теме: Проведён учителем биологии
Урок в 6 классе «Корень. Корневые системы. Типы корневых систем растений в окрестностях школы»

Урок биологии в 9 классе iconУрок-конференция Тема урока: «Систематика животных»
Интегрированный урок биологии в 7-м классе с углублённым изучением иностранных языков

Урок биологии в 9 классе iconСистема подготовки к ент по биологии
Подготовка учащихся к ент по биологии осуществляется как на уроках биологии в 11 классе, так и на занятиях по элективному курсу «Биология...

Урок биологии в 9 классе iconУрок по биологии в 6 классе Тема: «Химический состав растений»
Цель: Сформировать представление о химическом составе растений; познакомить с основными органическими веществами

Урок биологии в 9 классе iconУрок биологии в 8 классе Цели урока
Выяснить роль питательных веществ в организме, сформировать знания о роли питательных веществ

Урок биологии в 9 классе iconВнеклассное мероприятие по биологии в 6 классе «Всю жизнь цветы не оставляют нас »
Методические рекомендации: мероприятие под таким названием проводится для учащихся 6 классов. Перед началом мероприятия кабинет биологии...

Урок биологии в 9 классе iconУрок биологии и литературы
Показать современное состояние биосферы и необходимость экологического мышления для рационального использования природной среды;...

Урок биологии в 9 классе iconУрок биологии в 6 классе по теме «Корень»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка; изучить особенности строения корневых...

Урок биологии в 9 классе iconУрок по биологии и химии по теме «Органические и минеральные вещества. Нитраты»
Мартынова Е. Н., учитель биологии, Костоглодова Т. М., учитель химии. Моу «Средняя общеобразовательная школа №28 с углубленным изучением...

Урок биологии в 9 классе iconРазработка урока биологии в 10 классе на тему «Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз»
Амитоз». Этот урок является первым уроком по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Материал этого урока требует...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница