Уровни регуляции поведения




НазваниеУровни регуляции поведения
страница1/8
Дата публикации24.08.2014
Размер1.26 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Глава 5

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

УРОВНИ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

Поведение  это наиболее широкое понятие, характеризующее взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредо­ванное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) ак­тивностью. Фундаментальной составляющей поведения являются реактивность и активность. Если реактивность дает возможность в основном приспосабливаться к среде, то активность ¾ приспосабли­вать среду к себе. Чем выше уровень организации живого организ­ма, тем большее значение приобретает активность по сравнению с реактивностью. У человека высшим уровнем активности является активность личности, которая позволяет ему решать сложные зада­чи, связанные с преобразованием не только предметного матери­ального мира, но и мира идеального, духовного, внутреннего.

Элементарные акты поведения отмечают уже у одноклеточных организмов. И хотя их действия складываются в основном из автоматического перемещения в сторону раздражителя или от него, но и здесь наблюдаются элементарные акты обратной связи, что дает возможность осуществлять выбор, например, между пищевым и непищевым раздражителем. Для растений характерны тропизмы ¾ направленные движения, вызванные воздействием различных фак­торов среды (света, притяжения, химических веществ и т.п.). Еще более сложные формы поведения можно наблюдать у животных. Во-первых, оно более активно, хотя в целом носит реактивный приспособительный характер; во-вторых, здесь появляется спо­собность к ориентировке причем по отношению к биологически нейтральным воздействиям; в-третьих, наряду с врожденной ин­стинктивной формой поведения все большую роль начинает иг­рать приобретаемая индивидуально-изменчивая форма поведе­ния. Постепенно это приводит к тому, что у высших животных появляется способность экстраполировать прежний опыт на новые жизненные ситуации. Поведение же человека приобретает cознательный, целенаправленный характер, что дает ему возможность планировать будущее, широко использовать язык для фиксации этих планов и передачи их будущим поколениям через обучение. Только у человека поведение приобретает форму деятельности, где реализуется наиболее полно его активность, регулируемая сознательно поставленной целью.

Поведение ¾ это система сложных актов, регулируемых на различных уровнях. В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин, Б.В. Боев выделяют биохимический, биофизический, информационный, психологический уровни регуляции.

В биохимической регуляции принимает участие определенный набор особых веществ, называемых гормонами. Например, у мле­копитающих известно более 40 гормонов. Под их контролем проте­кают все этапы развития организма, все основные процессы жизне­деятельности, многие виды клеточного обмена. На внешнем уровне изаимодействие организмов регулируется набором управляющих, веществ, называемых телергонами. В отличие от гормонов они выводятся в окружающую среду, где действуют на особи того же или другого вида. Они могут обеспечивать узнавание особей разного пола, служить сигналом тревоги, обозначать территорию и другое. У человека роль гормонов в регуляции процессов в организме остается достаточно значительной, а вот роль телергонов существенно снижается. Хотя они и продолжают выполнять определенные функции. Хорошо известно, что интенсивная умственная работа сопровождается повышенным потоотделением. Эмоции страха, тревоги также связаны с определенными химическими изменениями в организме. Поэтому, например, собака по запаху может определить, что ее боятся. Каждый человек имеет свой специфический запах, который может привлекать или отталкивать других людей. Этим широко пользуются парфюмеры, конструирующие запахи, которые, влияя на подсознание, способствуют установлению разных по модальности контактов, влияют на характер и продуктивность общения.

В биофизической регуляции принимают участие различные физические поля как внешние, так и вырабатываемые самим ор­ганизмом. К ним относят электрические, магнитные, электромагнитные, акустические поля. В последние годы широко обсуждается проблема существования биологического поля. Такого рода поля используются организмами в процессе жизнедеятельности, например: магнитные поля играют значительную роль при ориен­тации птиц при перелетах, акустические ¾ в локации у летучих мышей, китов и т.п. Известно, что функционирование живой клетки немыслимо без электрической регуляции. Кроме того, для каждого органа имеются свои специфические электрические коле­бания. Так, для мозга, находящегося в состоянии активности, характерно наличие -волн, носящих ритмический характер с частотой 9¾10 Гц и потенциалом 45 мкВ. Характер волн меняется в состоянии сна и бодрствования, в состоянии предъявления раз­личных раздражителей. Эти факты широко используются в меди­цине. Например, с помощью электроэнцефалограмм можно диаг­ностировать эпилептические, опухолевые, сосудистые, воспали­тельные заболевания, определять месторасположение, где проте­кает патологический процесс.

Наряду с биохимической и биофизической регуляцией поведе­ния можно говорить об особом уровне регуляции, называемом информационным. Мозг живых существ ¾ открытая система, обменивающаяся с окружающей средой информацией; он также ис­пользует химический, биофизический, оптический, акустический и многие другие каналы связи. Однако главная его способность ¾ обнаруживать, перерабатывать информацию, транслировать ее другим существам или неодушевленным предметам. Передаваемая информация облегчает поиск пищи и благоприятных условий оби­тания, защиту от врагов и вредных воздействий, взаимодействие родителей и потомства, формирование групп и т.п. Обработка информации, оценка сигналов у высших животных связана с нали­чием у них первой сигнальной системы, базирующейся на безус­ловных и условных рефлексах. У человека информационный обмен поднимается на качественно новую ступень, где ведущую роль начинает играть вторая сигнальная система. Это система сигналов на значение слова, и в основе ее лежит язык. Язык дает возмож­ность обобщать информацию, и появление его связано с возник­новением и развитием сознания, мышления. С формированием языка появляется совокупность актов поведения, совершаемых не с образами реальных предметов, а со знаками, символами, орга­низованными определенным образом. Благодаря этому становят­ся возможными речь и общение как специфическая деятельность.

Психический уровень регуляции является ведущим в поведении человека, именно он позволяет осуществлять наиболее адекватный информационный обмен, дает возможность приспосабливаться к жизненной среде, создавать саму эту среду. Психическая регуляция возникает на достаточно позднем этапе эволюционного развития и главным образом определяет поведение организмов, обладающих нервной системой. Основным признаком появления психики явля­ется способность живых организмов реагировать на абиотические факторы, т.е. такие факторы, которые не удовлетворяют потребно­сти непосредственно, а сигнализируют, что дальше последует нечто важное. Например, лягушка реагирует не на саму муху, а на движе­ние, паук ¾ на вибрацию паутины. Согласно А.Н. Леонтьеву, пси­хика в своей эволюции проходит ряд стадий:

¾ стадию элементарной сенсорной психики, когда организм реагирует на отдельные раздражители; сюда относятся, например, насекомые; основной формой приспособительного поведения здесь является инстинкт;

¾ стадию перцептивной психики (перцепция ¾ это восприятие): здесь животное реагирует на всю совокупность условий (сюда от­носятся, например, млекопитающие); основной формой приспо­собительного поведения является навык, возникающий на базе условных рефлексов;

¾ стадию интеллекта (например, человекообразные обезьяны, дельфины, слоны и некоторые другие), связанную с возникнове­нием и функционированием интеллекта со способностью к обоб­щению, решению так называемых двухфазных задач (фаза приго­товления и фаза достижения, удовлетворения потребности);

¾ стадию сознания, которое присуще только человеку; данная стадия связана с развитием мышления, языка, речи, способностью к прогнозированию, саморегулированию; поведение здесь приоб­ретает форму деятельности.

Основу сознания составляют не только и не столько безуслов­ные и условные рефлексы, сколько сложные процессы саморегуля­ции по принципу рефлекторного кольца, связанные со способ­ностью выбирать и конструировать альтернативные программы поведения, произвольно влиять на свои рефлексы, даже на без­условные (при специальной тренировке, например, в системе «йога»). Поэтому поведение человека носит очень сложный, ве­роятностный характер, что и обеспечивает ему необходимую ориентировку в окружающей среде, активное преобразование и создание этой среды.

Наиболее полно поведение человека может быть описано через характеристику соотношения реактивности и активности, кото­рые выступают в роли системообразующего фактора самого поведения. Поскольку человек ¾ это многоуровневая иерархически организованная структура (биологический индивид, социальный индивид, личность), то и поведение его определяется активностью и реактивностью, проявляющимися на разных уровнях.

Активность и реактивность прежде всего выступают как психо-динамические характеристики поведения человека, т.е. характе­ристики, определяющие динамику психической деятельности со стороны скорости, интенсивности, направленности и т.п. Реак­тивность здесь выполняет в основном приспособительную, адап­тивную функцию; активность направлена на приспособление си­туации, подчинение ее индивиду. При всем при этом следует от­метить, что здесь активность и реактивность чаще всего не зависят от содержания деятельности, ее мотивов и ценностей.

Активность и реактивность выступают, характеризуя уровень социального индивида, как содержательные характеристики по­ведения человека и определяются уже в полной мере мотивами, ценностями, смыслами. Тем не менее и здесь реактивность дает возможность адаптироваться к ситуации, а активность ¾ ее преоб­разовывать.

Активность и реактивность могут выступать и показателями ценности вкладов человека в решение общественных задач (уровень личности). Активность в этом случае характеризуется оптимальным сочетанием инициативы и исполнительности и по мере включения личностного фактора в процесс конкретного поведения может про­являться на нормативном, нормативно-личностном, личностно-продуктивном и продуктивно-творческом уровнях. Другими сло­вами, поведение человека как личности определяется многими фак­торами и опосредовано его пониманием конкретной задачи, миро­воззрением в целом, оценкой всех последствий действия, отношени­ем к этому окружающих.

Таким образом, поведение человека есть продукт эволюции и общественного развития, особая форма взаимодействия с окру­жающим миром, где в отличие от животных все большее значение приобретают высшие психические формы регуляции, которые но­сят активный, сознательный, целенаправленный характер и связа­ны с мышлением, речью, нравственно-этическими нормами и пра­вилами. Все это дает человеку возможность быть существом ду­ховным и бездуховным, этичным и неэтичным, миролюбивым и агрессивным, созидать и разрушать свою жизненную среду, адап­тироваться и адаптировать.
^ ПОТРЕБНОСТИ КАК ИСТОЧНИК

АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ. ХАРАКТЕРИСТИКА

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Активность как центральная составляющая поведения челове­ка не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована опре­деленными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окру­жающей среды: материальной, социальной, духовной. Другими словами, потребность ¾ это нужда, необходимость в чем-либо. Именно потребности являются основой для возникновения моти­вов ¾ непосредственных побудителей поведения.

Потребности человека очень многообразны. Н.Ф. Реймерс на основе обобщения литературных материалов выделяет следующие группы и виды потребностей:

¾ по характеру и природе возникновения: естественные, социальные, интеллектуальные;

¾ по сфере жизнедеятельности: материальные и духовные;

¾ по экономической количественной определенности: абсолютные, действительные и платежеспособные;

¾ по степени конкретизации: общие и конкретные;

¾ по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетво­ренные;

¾ по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные;

¾ по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях;

¾ по степени активности: активные и пассивные;

¾ по степени рациональности: рациональные и иррациональ­ные («псевдопотребности»);

¾ по степени реальности: реально осуществимые и нереальные;

¾ по степени перспективности: социально перспективные и бесперспективные.

В содержательном плане выделяют:

¾ биологические: потребность в тепле, воздухе, пище, воде, сексуальном партнере и многие другие;

¾ эколого-поведенческие (психологические): потребность в доминировании и подчинении, создании своей группы (семьи), стиле и темпе жизни и др.;

¾ этнические: потребность в принадлежности к определенному роду, клану, нации, этнической целостности и др.;

¾ социальные (и социально-психологические): потребность в общении, в возможности образования социальных групп;

¾ трудовые: потребность в труде, достижениях, успехе в дея­тельности и др.;

¾ познавательные: потребность в познании, образовании;

¾ экономические: потребность в обеспечении пищей, одеждой, жильем, средствами труда в соответствии с анатомо-физиологическими, этническими, престижными нормами;

¾ другие (эстетические, конституционные, коммуникативные и т.д.).

А. Маслоу утверждает, что потребности индивида зависят от того, что он уже имеет. Он расположил потребности в виде пирамиды, в основании которой находятся физиологические потребности (вода, пища, сон, дыхание), затем в направлении к вершине он поместил потребности в защите и безопасности, принадлежности (общественной и личной), самоутверждении и независимости, самовыражении. А. Маслоу считает, что индивид сначала стремится удовлетворить низшие (насущные) потребности, прежде чем перейти к самовыражению.

К. Альдерфер согласен с А. Маслоу, что индивидуальные по­требности можно разместить в виде иерархии. Но она у него имеет три ступени:

1) существования ¾ факторы, удовлетворяющие потребность существовать (еда, воздух, вода, заработная плата, условия работы);

2) родственности ¾ потребности, удовлетворяемые значимыми общественными и межличностными отношениями (дружба, об­щение, любовь);

3) развития ¾ потребности, удовлетворяемые личным творче­ским или производственным ростом индивида.

Исследования Ф. Герцберга имели своим результатом два специфических вывода.

1. Есть набор внешних условий, которые удовлетворяют ра­ботника, если они есть, но не обязательно мотивируют его. Это заработная плата, условия труда, качество руководства, гарантии рабочего места, отношения с коллегами. При отсутствии этих ус­ловий возникает неудовлетворенность среди работников. Такие внешние условия Ф. Герцберг назвал гигиеническими факторами или факторами неудовлетворенности.

2. Есть система внутренних условий, связанных с содержанием трудового процесса (признание, ответственность, продвижение, собственно работа и др.), отсутствие которых не является показа­телем большой степени неудовлетворенности. А их наличие в трудовом процессе придает сильные мотивационные стимулы. Ф. Герцберг их назвал факторами мотивации (удовлетворенности).

Д. Макклеланд считает, что у человека имеет место три приобретаемых потребности:

¾ в достижении;

¾ в принадлежности;

¾ во власти.

Этот перечень можно было бы значительно продолжить. В современных психологии, социологии, экономике существует масса самых различных классификаций, пытающихся сколь-либо полно описать человеческие потребности. Однако пока это никому не удавалось. И такая ситуация объяснима. Дело в том, что поведе­ние человека многообразно, практически любой «объект» может стимулировать возникновение той или иной потребности. На­пример, потребность иметь такую же машину, как у соседа, или потребность в одиночестве и потребность в духовной близости, или одновременная потребность и в том и в другом (потребности, как и эмоции, могут быть амбивалентными).

В связи с рассматриваемым предметом особо хотелось бы выде­лить экологические потребности, именно они обусловливают и опре­деляют экологическое поведение человека. Прежде всего необходимо заметить, что их нельзя выделить в какую-то особую группу, поскольку они характеризуют не только и не столько особое содержа­ние, сколько качественную характеристику имеющихся многооб­разных потребностей. Например, возьмем биологические потреб­ности в пище, воде, воздухе. Эти биологические потребности могут иметь и совершенно разную качественную экологическую окраску. Кто-то пьет любую воду, а кто-то только очищенную, кто-то ест любую пищу, а кто-то только без примесей, химикатов, нитратов и т.п. Другими словами, экологические потребности ¾ это потребно­сти, связанные с чистотой среды обитания, жизненной среды в це­лом. Например, потребности в чистой воде, чистом воздухе, качественной пище, в чистоте отношений людей, в чистоте самой природы, отсюда и производные от них потребности: потребность сделать воз­дух, пищу, воду, отношения чистыми, что и обусловливает соответ­ствующее поведение в среде обитания, в своей жизненной среде, ко­торая включает мир природы, мир людей, мир идей и многое другое. В соответствии со сказанным актуальную значимость приобре­тает проблема воспитания экологических потребностей человека. Решение данной проблемы позволит человеку научиться жить в гармонии с природой, с другими людьми, с самим собой. По боль­шому счету это и значит сделать человека существом духовным, нравственным, ответственным в прямом смысле этих слов.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уровни регуляции поведения iconЛебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М....
Повреждение механизмов эмоциональной регуляции (на модели раннего детского аутизма)

Уровни регуляции поведения iconРазвитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии)
Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии); Науч исслед ин-т дефектологии Акад пед наук СССР. — М.: Педагогика,...

Уровни регуляции поведения icon«Концепции современного естествознания»
Системно-структурные уровни организации многообразных форм живого достаточно многочисленны. Среди них: молекулярный, клеточный, тканевой,...

Уровни регуляции поведения iconТ. В. Хромина методы регуляции неблагоприятных психических состояний...
Доктор психологических наук, профессор Дальневосточной государственной академии физической культуры В. А. Нестеров

Уровни регуляции поведения iconИсследовательская работа учителей начальных классов Червяковой Татьяны...
Охватывают все компоненты личности, а не какую-то одну ее сторону. С позиций деятельного подхода — это личностное образование, выступающее...

Уровни регуляции поведения iconБыков А. В., Шульга Т. Н. Становление волевой регуляции в онтогенезе:...
Быков А. В., Шульга Т. Н. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. — М: Изд-во урао, 1999. — 168 с

Уровни регуляции поведения iconСоциально-психологические аспекты воспитательно-профилактической...
Цель семинара: познакомить участников семинара с особенностями девиантного поведения учащихся, выявить причины возникновения данного...

Уровни регуляции поведения iconКодекс поведения разрабатывался на добровольных началах и предоставляется...
Типового кодекса поведения летного экипажа вс (далее – «Кодекс поведения»). Разработанный группой авиационных специалистов на основе...

Уровни регуляции поведения iconПриказ №2а от 12. 01 2012г Правила поведения учащихся
Правила устанавливают нормы поведения учеников в здании и на территории школы. Цель Правил — создание в школе нор­мативной рабочей...

Уровни регуляции поведения iconУроки учителя наука отдавать
Охватывают лишь грубые уровни материи, тело и мозг



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница