Консультация Тема: «Как рассказывать сказку детям раннего возраста»




Скачать 47.08 Kb.
НазваниеКонсультация Тема: «Как рассказывать сказку детям раннего возраста»
Дата публикации14.06.2014
Размер47.08 Kb.
ТипРассказ
www.lit-yaz.ru > Биология > Рассказ
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад для детей раннего возраста № 398

Консультация

Тема: «Как рассказывать сказку детям раннего возраста».

Выполнила и провела

Воспитатель группы № 3

Фуфурина Надежда Ивановна

Москва 2011г.

Известно, что сказка- древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идёт огромное воспитательное значение сказочной фантастики

За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни- мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного опыта, отражают черты его повседневного быта.

Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространённым, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.

Русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Сказка- это умное чудо, сотворённое художественным гением народа, «чудо чудное, диво дивное», как говорят сказочники. Как же нам познакомить с этим «чудом» наших самых маленьких читателей и слушателей, как научить любить сказку.

Дошкольный возраст- время активного становления читателя в ребёнке, требует внимания и кропотливой совместной работы воспитателя дошкольного учреждения и родителей. Сказкам в народной педагогике всегда отводилась особая роль. Это- самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Сказка по своей природе самый удобный жанр. Её специфическая особенность- устность. Рассказчик может сделать сюжет кратким или наоборот, пространным, украсить цветистыми фразами, или изложить лаконично и чётко.

Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для и в процессе устного народного исполнения, то есть «сказывались.» Авторские сказки, как всякое литературное (письменное) произведение, детям читаются. Исключения составляют только авторские докучные сказки.

Народные сказки делятся на следующие группы: о животных, волшебные, бытовые, авантюрно-новеллистические, докучные. Среди них только сказки о животных и докучные сказки могут быть без сомнения предложены детям. Остальные группы сказок требуют внимательного к ним отношения: предварительного прочтения и анализа.

Сказка должна соответствовать возрасту ребёнка, быть небольшой по объёму, интересной по содержанию, динамичной и яркой.

Раннему возрасту адресованы кумулятивные сказки- это сказки, где мысль, действия движутся от частного к частного, от одного микросюжета к другому, похожему на первый («Репка», «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Детям этого возраста можно рассказывать любые докучные сказки. Они бывают как народные, так и литературные. Отличаются друг от друга только содержанием. В народных сказках действуют герои всех времён: цари, старики, старухи, солдаты, животные. В современных авторских докучных сказках иной мир, иные представления о нём. Но они не исключают ни народной сказочной лексики, ни сказочных персонажей («Бесконечные песенки» Благинина, «Чучело-Мяучело») Яснов.

Детям от полутора до двух лет можно рассказывать короткие волшебные сказки. Их содержание, глубокий смысл не будут понятны малышам, но ритмическая организация текста, богатство интонаций, широкие возможности для перевоплощения рассказчика безусловно заинтересуют детей («Пузырь, соломинка и лапоть», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди»).

Правила чтения книг для самых маленьких. Воспитатель обязательно должен читать детям наизусть или по книге очень короткие произведения, близкие по тематике к детской жизни. Читать лучше всего, когда дети ещё не начали играть, когда ничего не отвлекает их от книги. Читать надо медленно, выразительно, чётко, ясно, не переигрывая в своём желании изобразить кого-либо из действующих лиц, не подделываясь под детский лепет. Тематика произведений для детского чтения этого периода: детская жизнь, изображение животных, зверей, птиц, игра, игрушки, состояние природы, времена года, взаимоотношения со взрослыми, старшими детьми, друзьями. Жанры: колыбельные, пестушки, потешки, детские песенки, короткие детские стихотворения и короткие циклы стихов, комулятивные и докучные сказки. Независимо от возраста детей, нужно объявлять имя автора произведения и его название. Чаще нужно читать стихи, где игра звуков способствует выработке фонематического слуха малышей, развитию их речи.

Для рассказывания сказку необязательно учить. Достаточно несколько раз не торопясь, осмысленно прочитать её. Рассказывая сказку, необходимо голосом, мимикой, жестами изображать происходящее, но при этом не переигрывать, соблюдать меру. Помните о том, что сказочник- это весёлый, обаятельный человек, умеющий расположить к себе слушателей, заинтересовать и даже заинтриговать их, выразительно донести образы персонажей, передать моральную направленность и остроту ситуации, своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию. Интонация помогает рассказчику раскрыть смысл литературно-художественного материала: рисовать героев, их характеры, настроение, те или иные поступки, можно описать природу, обстановку, в которой происходят события. Более того, в сказках о животных, например, звери являются носителями одного постоянного признака или одной особенности характера: лиса хитра, волк глуп, медведь неуклюж.

Сказочнику пристало пользоваться поэтическими атрибутами сказки: присказкой, концовкой, постоянными словесными формулами, знать их по нескольку, менять, чтобы не надоесть слушателям. Присказка никогда не связана с содержанием сказки. Она нужна для того, чтобы привлечь внимание аудитории, сосредоточить её на сказке, ввести слушателей в необычный сказочный мир. Концовка подводит итог сказки, где сказочник даёт понять слушателям, что он хотел бы получить благодарность за свой труд или, что с помощью концовки завершает сказку. Любая сказка не обходится без сказочных (стилистических) формул: долго ли коротко, стали они жить-поживать, добрый молодец, красна девица, ни в сказке сказать, ни пером описать. И присказками, и концовками, и постоянными формулами нужно умело пользоваться, чтобы привлекать детей к жанру сказки, вырабатывать устойчивый интерес к ней.

Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошо иллюстрированные книжки, действие, разыгранное с помощью кукол. Здесь необходимо помнить, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи, люди и звери должны быть подобны своим реальным сородичам, за исключением размера.

К достоинствам сказки прибавляется и то, что она открывает перед слушателями поэтику родной речи, развивает звуковую культуру речи детей, обогащает словарь. Рассказывание повышает уровень умственного развития детей, даёт работу мысли, развивает внимание и воображение, пробуждает глубокие эмоции, способствует развитию эстетических чувств. Всё это необходимо человеку читающему.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Консультация Тема: «Как рассказывать сказку детям раннего возраста» iconСценарий выступления агитбригады: «Мы говорим Нет»
Ей, как правило, предшествуют курение, употребление алкоголя, поэтому с самого раннего возраста детям необходимом рассказывать о...

Консультация Тема: «Как рассказывать сказку детям раннего возраста» iconКонспект занятия в подготовительной группе Образовательная область...
Способствовать умению сочинять сказку по набору предложенных игрушек, связывая их в единую сюжетную линию. Закреплять умение строить...

Консультация Тема: «Как рассказывать сказку детям раннего возраста» iconПрограммные требования Художественная литература
...

Консультация Тема: «Как рассказывать сказку детям раннего возраста» iconВыступление на конференции «Новое качество образования как стратегическая...
С самого раннего детства нужно рассказывать детям о родном городе, районе, селе. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма...

Консультация Тема: «Как рассказывать сказку детям раннего возраста» iconКоррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением
Е. А. Стребелева (предисловие, гл. 1,2 1, 2, приложение— 1,2, 3); Ю. Ю. Белякова (гл. 1); М. В. Браткова (гл. 2)

Консультация Тема: «Как рассказывать сказку детям раннего возраста» iconК оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением
Е. А. Стребелева (предисловие, гл. 1,2 1, 2, приложение— 1,2, 3); Ю. Ю. Белякова (гл. 1); М. В. Браткова (гл. 2)

Консультация Тема: «Как рассказывать сказку детям раннего возраста» iconКонспект занятия по коммуникации для детей раннего возраста. Тема: «Мои игрушки»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько игрушек у нас в группе. Давайте с ними поиграем! Воспитатель показывает детям игрушку –...

Консультация Тема: «Как рассказывать сказку детям раннего возраста» iconОсобенности чтения художественной литературы детям 2-3 лет
Детям нравится держать книги в руках, листать, рассматривать красочные картинки. Поэтому у ребенка с самого раннего возраста должна...

Консультация Тема: «Как рассказывать сказку детям раннего возраста» iconРазвитие речи детей раннего возраста (консультация для родителей)
В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь...

Консультация Тема: «Как рассказывать сказку детям раннего возраста» iconПодвижные игры для детей раннего возраста
Ему приходится организовывать малышей, и исполнять ведущую роль, причем, иногда не одну. Так в играх «Собачка», «Комарик» воспитатель...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница