Булатова Ксения Константиновна, мбдоу “Детский сад №22 Росинка”, город Юрга, воспитатель, II к к. Развитие речи у дошкольников всех возрастов




НазваниеБулатова Ксения Константиновна, мбдоу “Детский сад №22 Росинка”, город Юрга, воспитатель, II к к. Развитие речи у дошкольников всех возрастов
страница1/6
Дата публикации18.04.2014
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6
Автор: Булатова Ксения Константиновна, МБДОУ “Детский сад №22 «Росинка”, город Юрга, воспитатель, II к.к.

Развитие речи у дошкольников всех возрастов.

В данном методическом материале, который составлен из собственного опыта, собраны наиболее интересные игры и упражнения, которые помогут и воспитателям, и родителям развивать у ребенка грамотную и четкую речь.

Развитие речи у дошкольников всех возрастов.

В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению.

По ходу изложения игр и упражнений, раскрытия цели и формулировки заданий даются методические указания. Можно неоднократно возвращаться к выполнению этих заданий и усложнять их.

Задания включают одновременно решение разных задач, которые тесно переплетаются между собой: после определения звукового или слогового состава слова дети выполняют упражнения на подбор определений, тем самым закрепляя правило согласования слов в роде, числе, падеже, а затем вопросы направляют их внимание на определение значения слова или на подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений (явление полисемии), то вопросы заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и.т.п.).

Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.

^ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3--4 лет.

Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты -- дудочка и колокольчик; дудочка дудит “ду-ду”, колокольчик звенит “динь-динь”, тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.

Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала; это -- шутки-чистоговорки (“Бы-бы-бы -- идет дым из трубы”), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков (“У Сани едут сани сами”), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка -- мишка).

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки “Еж и ежата” взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками “Ш” и “Ж” (“Ша-ша-ша -- мы купаем малыша; шу-шу-шу -- дам грибочек малышу; ши-ши-ши -- где гуляют малыши? или: жа-жа-жа -- мы увидели ежа; жу-жу-жу -- мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи -- где грибы берут ежи?”). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

^ Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов “звук”, “слово”.

Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводится, например, следующая игра.

^ Рисунки к тексту находятся в конце Приложения.

Чей это голос?”

Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.

Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности.
В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.


^ Мяу-- мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)

Му-у-у -- кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит -- корова или теленок.

-- Ква-ква -- чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. (“Лягушонок, иди ко мне”, “Утенок, поиграй со мной”.)

В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).

^ Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.

Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это? (Ку... -- взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)

^ А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем... (Петушок). Петя-Петушок кричит... (ку-ка-ре-ку).

Послушай слова “кукууушка”, “петууух”, “ууутка” (голосом выделяется звук “у”). В этих словах есть звук “у”.

От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.

Например, детям читается русская народная песенка “Курочка-рябушечка”. Взрослый сначала читает ребенку всю песенку, а затем начинается диалог. Можно сделать ребенку шапочку курочки и предложить ему отвечать на вопросы:

^ Курочка-рябушечка, куда идешь?

На речку.

Курочка-рябушечка, зачем идешь?

За водой.

Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищат -- пи-пи-пи!

Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят их с разной силой голоса (тихо -- громко -- шепотом) или в разном темпе (быстро -- медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).

Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий.

Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы “что это?”, “кто это?”, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (“какой?”), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека (“что делает?”, “что с ним можно делать?”). Такое обучение проводится в играх “Что за предмет?”, “Скажи какой”, “Кто что умеет делать?”.

Угадай игрушку”

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает ребенку 3--4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: “Это... (заяц, лиса, утенок)”. Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: “Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко”. Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

Про кого я говорю”

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: “Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней”.

Скажи какой”

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их (“Это груша”), а ребенок называет признаки (“Она желтая, мягкая, вкусная”. “Это помидор”. -- “Он красный, круглый, спелый, сочный”. “Это огурец”. -- “Он... продолговатый, зеленый, хрустящий”).

Исправь ошибку”

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

Кто больше увидит и назовет”

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

Что напутал Буратино?”

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: “У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит “мяу!”. “У зайца маленькие ушки, он зеленый”. “У кошки колючая шубка”. Ребенок исправляет неточности.

Какая кукла”

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

^ Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.

Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: “Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)”.

От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре “Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?”; “Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?”).

Сравни кукол”

Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати -- темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати -- черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.

-- Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами… (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)?
-- Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)


Сравни медвежат”

Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

^ Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой -- коричневый и маленький.

Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.

-- Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)

-- Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)

Сравни разных зверят”

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

^ Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.

Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).
-- Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).


^ Аналогично можно сравнить и других животных -- лису и зайца, волка и медведя.

На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий... (короткий), зеленая лента узкая, а белая... (широкая); одно дерево высокое, а другое... (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани... (темные).

У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка -- это... одежда; кукла, мяч -- это игрушки; чашка, тарелка -- это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса -- поезд).

Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба... (плывет); дом строят, суп... (варят); мяч сделан из резины, карандаш... (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки, вилки); кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки).

На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула -- ножка стола -- ножка у гриба; ручка у сумки -- ручка у зонтика -- ручка у чашки; иголка швейная -- иголка у ежа на спине -- иголка у елки).

Кто лучше похвалит”

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: “У меня медведь”.

^ Ребенок: А у меня заяц.

У медведя коричневая шубка.

-- А у зайца белая.

-- У медведя маленькие круглые ушки.

-- А у зайца уши длинные.

Куклы рисуют и гуляют”

Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

В гости к ребенку снова приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая... (маленький). Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)

-- Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, то какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Булатова Ксения Константиновна, мбдоу “Детский сад №22 Росинка”, город Юрга, воспитатель, II к к. Развитие речи у дошкольников всех возрастов iconПояснительная записка дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка»
Дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» основано в 1991 году первоначально как ведомственный детский сад (структурное...

Булатова Ксения Константиновна, мбдоу “Детский сад №22 Росинка”, город Юрга, воспитатель, II к к. Развитие речи у дошкольников всех возрастов iconУважаемые родители!
Рада приветствовать вас на страницах нашей молодой, но, надеюсь в дальнейшем перспективной газеты «Росинка», авторами которой выступают...

Булатова Ксения Константиновна, мбдоу “Детский сад №22 Росинка”, город Юрга, воспитатель, II к к. Развитие речи у дошкольников всех возрастов iconМбдоу №7 «Колокольчик» г. Юрьев-Польской Воспитатель
Консультация «Влияние народного творчества на развитие диалогической речи дошкольников»

Булатова Ксения Константиновна, мбдоу “Детский сад №22 Росинка”, город Юрга, воспитатель, II к к. Развитие речи у дошкольников всех возрастов iconТкаченко И. В. музыкальный руководитель Другова В. И. воспитатель...
Современные методы здоровьесбережения присутствуют во всех видах педагогической деятельности. Валеологические знания, полученные...

Булатова Ксения Константиновна, мбдоу “Детский сад №22 Росинка”, город Юрга, воспитатель, II к к. Развитие речи у дошкольников всех возрастов iconБойкова Наталья Владимировна воспитатель I квалификационной категории...
Повсеместно расширяется повальное увлечение детьми всех возрастов компьютерными играми. Компьютерные игры сегодня оказываются более...

Булатова Ксения Константиновна, мбдоу “Детский сад №22 Росинка”, город Юрга, воспитатель, II к к. Развитие речи у дошкольников всех возрастов icon«Проектный метод, как решение проблем музыкально-художественной деятельности...
Авторы: старший воспитатель мбдоу «Детский сад №79 «Вишенка» Маршалкина Р. Ш., воспитатели мбдоу «Детский сад №79 «Вишенка» Соловьева...

Булатова Ксения Константиновна, мбдоу “Детский сад №22 Росинка”, город Юрга, воспитатель, II к к. Развитие речи у дошкольников всех возрастов iconРазвитие интонационной выразительности у детей с дизартрией
Кулачинская Л. В. – воспитатель логопедической группы мбдоу детский сад комбинированного вида №54 г. Апатиты

Булатова Ксения Константиновна, мбдоу “Детский сад №22 Росинка”, город Юрга, воспитатель, II к к. Развитие речи у дошкольников всех возрастов iconВелигорова Т. А. воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида...
Велигорова Т. А. воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №28 «Ручеек»

Булатова Ксения Константиновна, мбдоу “Детский сад №22 Росинка”, город Юрга, воспитатель, II к к. Развитие речи у дошкольников всех возрастов iconПроект на тему «Ёлочные украшения» Автор: Никитина Олеся Николаевна...
Автор: Никитина Олеся Николаевна воспитатель мбдоу «Детский сад №23» г. Новомосковск

Булатова Ксения Константиновна, мбдоу “Детский сад №22 Росинка”, город Юрга, воспитатель, II к к. Развитие речи у дошкольников всех возрастов iconКонспект развлечения в подготовительной группе
Автор: Сатдарова Рабига Хафизовна- воспитатель по обучению детей татарскому языку мбдоу «Детский сад «Лесная сказка» общеразвивающего...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница