Урок по биологии, 6 класс тема: «Движение»




Скачать 185.07 Kb.
НазваниеУрок по биологии, 6 класс тема: «Движение»
Дата публикации28.01.2014
Размер185.07 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Биология > Урок
УРОК ПО БИОЛОГИИ, 6 КЛАСС
Тема: «Движение»
Цели и задачи:
Образовательные:

познакомиться с особенностями движения различных живых организмов, осознать необходимость и сущность процесса движения для всего живого; создать условия для выявления взаимосвязи между особенностями строения живых организмов и средой обитания, нахождения путей решения проблем.
Развивающие:

развивать умения находить нужные сведения в тексте, в полученной информации, при просмотре фрагментов фильма об организмах; устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
Воспитательные:

способствовать воспитанию интереса к предмету, к результату своего труда, уважение к одноклассникам, эстетическое воспитание и любовь к природе.
Оборудование:

Доска, мел, магниты;

таблица «Движение растений»;

надписи на голову и картинки: амёба, эвглена зелёная, инфузория - туфелька, дождевой червь, змея, кальмар;

тексты стихотворений, кроссворд;

таблички с надписями способов передвижения: плавать, нырять, реактивное движение, ползать(2), рыть, летать, ходить, бегать, прыгать, лазать, ползать, танцевать, скакать, планировать, стопоходящие, пальцеходящие, копытные, водная среда, почвенная среда, наземно-воздушная среда;

учебник «Биология. Живой организм.6 класс, Сферы», авторы: Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко;

тетрадь-тренажёр;

компьютер, интерактивная доска,

электронные приложения:

«Природоведение,5 класс, «Навигатор», авторы: Т.С.Сухова, А.Г.Драгомилов»,

«Биология. Живой организм.6 класс, «Сферы», авторы: Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко»,

видеофрагменты, слайды,

фрагмент из фильма «Технология природы,1 часть».
^ Ход урока:


Этапы

урока

Содержание изучаемого материала

Электронное

приложение

Организаци-

онный момент

Введение

Здравствуйте, садитесь!
Вопрос:

-Вспомните, какие признаки характерны для живых организмов?

-рост, развитие, размножение, раздражимость, питание, выделение, движение, дыхание.

Демонстрация фрагмента фильма.

Вопросы:

-О каком из этих признаков пойдёт речь на нашем уроке?

-о движении.

-зачем человек изучает движение организмов?

-чтобы использовать в технике, чтобы облегчить свою жизнь.

Живые организмы находятся в постоянном движении.

-Можете ли вы привести примеры движения на разных уровнях организации живого?

-клеточный: -- движение цитоплазмы в клетке, в ложноножках амёбы.

-органный – сокращение сердца.

-организменный – полёт орла.




Фильм

«Технология природы, 1часть», 1-я минута


Актуализа-

ция

знаний

Вопрос:

-Докажите, что лично вам тоже характерно это свойство.

-мы ходим, перемещаемся в пространстве, растём, можем достать что-то, сходить куда-то, сделать что-то, питание, движение конечностей, удержание чего-либо.

Вопрос:

- Какое значение для вашего здоровья имеет движение?

-не будем двигаться, не будут работать органы,
системы, т. е. не будет энергии (гиподинамия).

Вопрос:

-Докажите, что «движение вместо лекарства служить может».

- прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, лыжи, коньки, плавание, прогулки в сосновом бору, аквааэробика и т.п.

Итак, нам понятно как, зачем и почему движемся мы, но движение – одно из главных свойств всех живых организмов.




Постановка

проблемы и пути её решения

Проблема :

«Движение – это жизнь»

Вопрос:

-Какие вопросы мы будем рассматривать?

-1 –разнообразие способов движения простейших организмов, т. е. одноклеточных.

-2 – особенности передвижения многоклеточных организмов, связанные со строением и средой обитания.

-Предложите тему урока.
-Движение – одно из главных свойств живых организмов.

Сопоставим наше предложение с планом параграфа.

Откройте учебники, параграф 24.

Записываем тему урока в тетрадь:

Движение – одно из главных свойств живых организмов.




Интерактивная доска


Интерактивная доска
Учебник биологии,

6 класс. Авторы:Н.И.Сонин или Л.Н.Сухорукова. Интерактивная доска


Изучение

нового материала

Приступаем к решению нашей проблемы.

^ Вопрос:

-Вспомните, с какими одноклеточными организмами вы познакомились в 5 классе?

-1 ученик с картинкой и надписью: «Амёба»:

Читает стихотворение:

«Я – вам знакомая амёба,

В микроскоп смотрите в оба:

При движенье то и дело

Я выпячиваю тело.

И движенья совершаю,

Словно я «перетекаю».

-2 ученик с картинкой и надписью: «Инфузория-туфелька»:

Читает стихотворение:

«А я – туфелька, друзья.

Вы же знаете меня!

Мне « реснички» очень просто

Заменяют микровёсла.

За секунду 30 взмахов

Могу ими совершать

И на четверть сантиметра

Вперёд тело продвигать».

-3 ученик с картинкой и надписью: «Эвглена»:

Читает стихотворение:

«Зелёная эвглена я,

Ножек нету у меня –

Просто жгутик свой вращаю,

Им я воду рассекаю.

Он у меня как винт гребной –

Меня тянет за собой».

Заполняем таблицу:

Одноклеточные


Название организма

Органы движения

амёба

ложноножки

Инфузория- туфелька

реснички

Эвглена зелёная

жгутик

Вопрос:

-А в организме человека встречаются эти способы движения?

-ресничный эпителий в носовых ходах дыхательной системы,

- амебоидное движение характерно для клеток крови, лимфы – фагоцитов (лейкоцитов).

Вопрос:

-А какие организмы относятся к многоклеточным?

-грибы, растения, животные.

Записываем на доске и в тетрадях:

Многоклеточные

← ↓ →

Грибы Растения Животные
Рассмотрим грибы.

Вопрос:

- Характерно ли движение этим организмам?

- да.

Демонстрация фрагмента фильма.

Вопрос:

-Что наблюдали?

Записываем в таблицу под грибами – рост (плодового тела и грибницы)
Многоклеточные

← ↓ →

Грибы Растения Животные

- рост
Вопрос:

-А растения – это живые организмы?

- да.

Значит, для них, как и для всех живых организмов, характерно движение.
Вопрос:

-А как двигаются растения?

- предлагают варианты.
Демонстрация фрагмента фильма.

После каждого просмотра делаем запись в таблицу, под растениями записываем:
Многоклеточные

← ↓ →

Грибы Растения Животные

-рост - рост стебля

- рост корня

- фототропизм

- суточное движение

соцветий

- сворачивание листьев

- наклоны от ветра

-распространение семян
Обращаем внимание на некоторые детали:

-повороты листовой пластинки к солнцу,

-поворот цветка к солнцу,

-цветы-часы (закрывание и раскрывание цветков утром, днём, вечером, перед дождём),

-складывание листьев при прикосновении у мимозы и недотроги,

- гелиотропизм корня,

-парашютики и вертолётики у семян и др.

^ Вопрос:

-С движением какого многоклеточного животного мы знакомились в 5 классе на уроках природоведения?

4 ученик с картинкой и надписью: «Дождевой червяк ».

Читает стихотворение:

«Называют меня так:

Просто – дождевой червяк.

Способ моего движенья-

Мышечное сокращенье.

Мышцы у меня такие:

Продольные и кольцевые.

Да ещё щетинок много,

Я упрусь ими в дорогу,

Конец передний протолкну,

Потом задний подтяну.

Сокращенья то и дело

Движутся волной по телу».
Записываем – «ползать», в таблицу, в графу - животные.

Животные



Ползать

Вопрос:

Каких животных напоминает способ передвижения червя?

5 ученик с картинкой и надписью: «Змея».

Читает стихотворение:

«Что, узнали ? Кто же я?

Ну, конечно же, - змея!

Мускулатура наша тоже

Чем – то на червей похожа

Но никто не скажет так,

Что ползу я ,как червяк.

Можете сравнить нас сами,

Двигаемся мы волнами».
Вопросы:

-Как передвигается дождевой червь?

-При помощи чего он движется?

-Как передвигаются змеи?

-С помощью чего?

Записываем ещё раз – «ползать», в таблицу, в графу – животные, в другой столбик

Животные

← ↓ →

Ползать Ползать
.Учитель читает стихотворение:

«Узнать движенье ты готов

У рыб, дельфинов и китов?

Да, и у нас орган движенья

Есть, конечно, без сомненья.

Мы подскажем вам сейчас:

Есть хвостовой плавник у нас.

Плавно двигая хвостом,

Быстро мы в воде плывём.

Плюс обтекаемая форма,

Мы плывём весьма проворно.

У китов, дельфинов тоже

Движения на рыб похожи,

Но плавник рыб вертикальный,

А у них – горизонтальный».

^ Вопрос:

-Какой способ передвижения у этих животных?

Записываем в таблицу, в один из столбиков –«плавать».

Животные

← ↓ →

Ползать Плавать Ползать
Вопросы:

-А какие ещё животные живут в воде?

-С помощью чего передвигается кальмар?
Читает 6 ученик:

«Все считают, что кальмар –

Животное пассивное –

Но движенье у него

Просто реактивное».
Записываем «реактивное движение» под «плавать» в столбик в таблицу.
Животные

← ↓ →

Ползать Плавать Ползать

Реактивное

движенье

^ Вопрос:

-Что означает реактивное движение?

-животное набирает воду в тело и, выталкивая её , движется рывками.

Вопрос:

-Какой способ ещё есть, чтобы двигаться в воде?

Этот способ обожают многие мальчишки, хоть он и не безопасен.

-нырять.

Читает 7 ученик:

«Не приходиться лениться

Водоплавающим птицам.

Им перепонки помогают,

Словно вёсла загребают.

Плавают и там и тут,

Ловко лапками гребут».

Записываем – «нырять» под «реактивным движением» в столбик в таблицу.

Вопросы:

-Какие особенности есть у водоплавающих птиц для движения в воде?

-перепонки ног, обтекаемая форма тела, смачивание перьев жиром, чтобы не намокали.

-Какие ещё органы передвижения есть у птиц?

Читает 8 ученик:

«Птицам больше повезло:

Есть и ноги и крыло.

Чем ногами им ходить,

Легче в воздухе парить.

Они летают в разном стиле

Благодаря подъёмной силе.

Как воздушное весло,

Силу создаёт крыло».

Записываем в новую колонку в таблице

– «летать, ходить».

Демонстрация видеофрагмента.

Вопросы:

Какой способ движения вы видели в фильме?

Зачем оп нужен?

- танец, для брачного периода, для ухаживания.

-Человеку это нравиться?

-да, эстетическое наслаждение, использует в своих танцах.

Записываем - «танцевать» под «летать, ходить» в колонку в таблице.

^ Вопрос:

-Какие ещё животные могут летать?

- насекомые, белка-летяга.
.Учитель читает стихотворение:

«И у насекомых тоже

С птицами движенье схоже.

Те же есть приспособленья,

И полёт у них движенье.

Точно также крылья есть,

Только ножек у них шесть»

Вопрос:

-Почему белка-летяга называется летягой?

- у неё кожистая складка вдоль тела, помогающая планировать в воздухе.

Записываем - «планировать» в эту же колонку.

Вопрос:

-Как передвигается медведка?

- роет землю передними конечностями.

Записываем в колонку в таблице, где только «ползать», - «рыть».
^ Вопрос:

-Какие вы знаете способы передвижения млекопитающих?

Читает 9 ученик:

«Млекопитающих огромный класс

На группы делится у нас.

У них, конечно, без сомненья,

Разнообразные движенья.

Могут бегать, ходить, скакать,

Плавать, прыгать и летать.

А тех, кто ходит, посмотри,

На группы делят всех на три».
Вопрос:

-Какие способы передвижения запишем?

-прыгать, скакать, бегать, плавать.

Записываем в эту же колонку – «прыгать, скакать, бегать».

Вопрос:

-Одинаково ли ходят животные?

- нет.

Учитель читает стихотворение:

«Вы посмотрите на тропу:

Медведь как ставит всю стопу,

Идёт походкой неспешащей,

Его зовут – стопоходящий».

Читает 10 ученик:

«Ну а вот собаки, кошки

Движутся быстрей немножко.

На пальцы ставя свои ноги,

Ступают мягко по дороге.

Да это ж просто загляденье!

Как грациозны их движенья!

Крадутся – травы не шелохнут,

Их пальцеходящими зовут».
Учитель читает стихотворение:

«Бегут быстрее своей тени

Косули, лошади, олени.

На пальцах мчатся во весь дух,

Кто - на одном, а кто –на двух.

На пальцах есть у них копытца –

Могут от врагов отбиться.

Себя в обиду не дадут,

Их все копытными зовут».

Вопрос:

-К какой группе по способу движения относятся: медведи, кошки, собаки, косули, лошади, олени?

- стопоходящие, пальцеходящие и копытные.

Сделаем дополнительную запись в таблице: к способу движения «ходить» добавим –«стопоходящие, пальцеходящие и копытные».
Смотрим таблицу:

Животные

← ↓ →

Ползать Плавать Ползать

Рыть. Нырять Летать

Реактивное Танцевать

движение Парить / стопоходящие

Ходить - пальцеходящие

Бегать \ копытные

Скакать

Прыгать

Вопрос:

-Как передвигается медведь коала?

-лазает по деревьям.

Записываем ещё способ движения «лазать» в таблицу.

Животные

← ↓ →

Ползать Плавать Ползать

Рыть. Нырять Летать

Реактивное Танцевать

движение Парить / стопоходящие

Ходить - пальцеходящие

Бегать \ копытные

Скакать

Прыгать

Лазать
Вопрос:

-Как вы думаете, почему я записала способы движения у животных в 3 колонки?

-они обитают в разных средах и приспосабливаются к этим условиям обитания.

-Какие среды обитания вы мне предложите записать в таблицу?

-почвенная, водная, наземно-воздушная.
Записываем это в таблицу:

Животные

← ↓ →

Почвенная Водная Наземно-воздушная

← ↓ →

Ползать Плавать Ползать

Рыть. Нырять Летать

Реактивное Танцевать

движение Парить ∕ стопоходящие

Ходить - пальцеходящие

Бегать \ копытные

Скакать

Прыгать

Лазать

Вопрос:

-Какие движения характерны для животных во всех средах обитания?

-рост организма, движение ротового аппарата, движения конечностей (удерживать что-либо, рука человека)

-А что помогает животным совершать такие разнообразные движения?

-опорно-двигательная система, т.е. скелет и мышцы.




Диск, ^ Сферы,6 класс «Движение

амёбы под микроскопом»

Диск, Сферы, 6 класс

«Инфузория- туфелька»

Диск, Сферы,6 класс

«Эвглена зелёная и вольвокс»

Диск, Сферы, 6 класс

«Рост гриба»


Диск, Сферы,

6 класс

«Прорастание семян-1 пример»,

«Движение растений под действием света»,

«Суточное дви- жение соцветий»,

«Фототропизм растений»

или таблица:

«Фототропизм растений»

Диск, 5 класс.,

Навигатор,

Видеофрагмент 6,

«Почва как среда обитания»


Схема заполняется

табличками

Диск, 5 класс.,

Навигатор,

Видеофрагмент 9

«Угрожающие позы змей»,

Схема заполняется

табличками
Диск, 5 класс.,

Навигатор,

Видеофрагмент 7,

«Разнообразие организмов в океане»,

Видеофрагмент 8,

«Разнообразие рыб».

Фильм 0247 «Вод-

ные животные»


Схема заполняется

табличками

Слайд 4,13 «Кто в море живёт»,

картинки.
Схема заполняется

табличками

Фильм 0062

«Пингвины».

Диск, 5 класс.,

Навигатор,

Иллюстрация 11

«Утка-кряква»

Диск, 5 класс.,

Навигатор,

Видеофрагмент 8,

«Разнообразие птиц по питанию».

Фильм 0579

«Птицы».

Диск, Сферы,

«Полёт чайки»

Фильм 0306

«Танец журавлей»


Фильм 0588

«Насекомые»

Диск, 5 класс.,

Навигатор,

Интерактивный рисунок 2,

«Опыление растений»

Диск, Сферы,

6 класс,

«Движение божьей коровки»

Диск, Сферы,

6 класс,

«Движение медведки»
Диск, 5 класс.,

Навигатор, Видеофрагмент 7,

«Разнообразие наземных организмов», «Многообразие млекопитающих по способу питания».

Диск, 5 класс.,

Навигатор, Видеофрагмент 7,

«Разнообразие млекопитающих».


Диск, 5 класс.,

Навигатор, Видеофрагмент 7,

«Разнообразие млекопитающих».

Фильм 0599

«Лиса»

Диск, 5 класс.,

Навигатор, Видеофрагмент 7,

«Разнообразие млекопитающих», Видеофрагмент 4 «Лось»,

Видеофрагмент 5,

«Олень»

Схема заполняется

табличками

Схема заполняется

табличками

Схема заполняется

табличками


^ Закрепление и рефлексия

Подведём итоги и ответим на некоторые вопросы:
-Что мы сегодня изучали на уроке?

- способы передвижения живых организмов.
-Какие способы вы узнали?

-перечисляют согласно записи в таблице.
-От чего зависит такое многообразие свойств передвижения?
-способы движения организмов связаны со средой обитания и являются результатом приспособленности этих организмов в этих условиях обитания.
-Движение – это какое свойство организмов?

-одно из главных.
-Почему?

-движение – это жизнь, это энергия, возможность добыть пищу, ухаживать за потомством, обороняться от врагов, создать семью и т.п.
-Почему большинство животных ведут подвижный образ жизни, а большинство растений – прикреплённый?
-растения автотрофы (фотосинтез), а животные – гетеротрофы – постоянно находятся в поиске пищи.
-Как вы думаете, каких животных больше: плавающих или летающих?
-на планете Земля больше воды, поэтому научиться плавать могут все, если только постараться, а, чтобы летать, необходимо иметь некоторые черты приспособленности: крылья, перья, лёгкий скелет, редукция зубов, воздушные мешки, питание на лету и освобождение кишечника во время полёта.
В заключение урока учитель читает стихотворение:

«Наша жизнь – это движенье,

^ Всем известно, без сомненья,

Мы в движенье целый день,

И нам двигаться не лень.

И в природе с нами вместе

Не стоит ничто на месте.

Если встанет всё, поверьте, -

Это равносильно смерти»!

Значит, чтобы жить и наслаждаться всеми прелестями жизни, получать энергию

для работы всех органов и систем, необходимо двигаться.



Можно записать на доске или в виде плакатика.

Диск, Сферы,

6 класс,

«Это интересно»,

«Вся жизнь в движении» (про акулу)

^ Домашнее задание

Прочитать параграф №24, выполнить задания в тетради-тренажёре, стр.46 №1, стр. 62 №1,

составить свой кроссворд или отгадать предложенный.

Заранее написано на доске




Если останется время можно продемонстрировать фильм «Технология природы», 1 часть.




Дополнительно

На уроке использованы стихи Т.В.Каплуновой., учителя средней школы Тюльганского района Оренбургской области.





Урок разработан Назаровой Татьяной Васильевной, учителя биологии и химии МОУ СОШ №13 г.Хабаровска, высшей категории, руководителя Окружного МО Железнодорожного района г.Хабаровска учителей биологии, для краевого семинара по проблемному обучению биологии

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по биологии, 6 класс тема: «Движение» iconТема. Движение воздуха. Температура воздуха
Урок нового поколения. Урок окружающего мира по программе «Перспективная начальная школа» 3 класс Соболевская Г. Н

Урок по биологии, 6 класс тема: «Движение» iconКонкурс «Лучший урок» Номинация «Урок истории» Тема: «Партизанское...
Тема:«Партизанское движение в годы Отечественной войны 1812 г.»в 8 классе по учебнику Данилова А. А

Урок по биологии, 6 класс тема: «Движение» iconУрок по биологии Тема: Корень (6 класс)
Научить применять эти знания для объяснения жизненных процессов растений /физиологии растений

Урок по биологии, 6 класс тема: «Движение» iconУрок биологии. 6 класс Тема «Природные сообщества»
Орг момент. Запись домашнего задания: с. 164-169, задания после параграфа, повторить изученный материал, готовится к контрольной...

Урок по биологии, 6 класс тема: «Движение» iconУрок-конференция Тема урока: «Систематика животных»
Интегрированный урок биологии в 7-м классе с углублённым изучением иностранных языков

Урок по биологии, 6 класс тема: «Движение» iconУрок биологии (9 класс) Тема. Зрительная сенсорная система. Строение глаза
Оборудование: учебник, компьютер, видеофильм «Строение глаза», мультимедийный проектор, зеркало, раздаточный материал

Урок по биологии, 6 класс тема: «Движение» iconУрок по биологии в 6 классе по теме: Проведён учителем биологии
Урок в 6 классе «Корень. Корневые системы. Типы корневых систем растений в окрестностях школы»

Урок по биологии, 6 класс тема: «Движение» iconТема: Движение в искусстве
Цель: познакомить с понятием «движение» в различных видах искусства: живописи, музыке, поэзии

Урок по биологии, 6 класс тема: «Движение» iconРабочая программа по биологии базовый уровень, 7 класс
Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы курса биологии для учащихся 7 классов общеобразовательных...

Урок по биологии, 6 класс тема: «Движение» iconУрок по литературе и биологии «Времена года» 6 класс Тема: «Растения...
Вначале действует мотив «победить команду соперников», но так как победу приносят знания, то включается другой мотив – изучить глубже...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница