Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «лаборатория чудес»




Скачать 166.67 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «лаборатория чудес»
Дата публикации26.07.2014
Размер166.67 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Банк > Программа


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 общеразвивающего вида»
Принято Утверждено

Советом педагогов приказом заведующего

МДОУ «Детский сад № 65» МДОУ «Детский сад № 65»

Протокол № 01 № 01-09/78

от 13.09.2012г.

от 12.09.2012г.

Программа дополнительного образования

для детей старшего дошкольного возраста
«ЛАБОРАТОРИЯ ЧУДЕС»
Первый год обучения

Руководитель:

Комарова Ирина Леонидовна

Ухта, 2011
Содержание:



  1. Пояснительная записка…………………………………………………...3

  2. Учебно-тематический план……………………………………………….4

  3. Содержание курса………………………………………………………….5

  4. Методическое обеспечение……………………………………………….7

  5. Уровни освоения программы…………………………………………….12

  6. Список литературы……………………………………………………….13

Пояснительная записка
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.

Понимания значение экспериментирования для психического развития ребенка и работая по программе «Детство», возникла необходимость создания данной дополнительной образовательной программы, т.к. в нашем дошкольном учреждении ведется несистематичная и в очень малом объеме работа по детскому экспериментированию. Актуальность данной проблемы заключается также в том, что нет достаточного материального и методического оснащения для ведения целенаправленной работы в системе.

Цель данной программы: формирование познавательной сферы личности ребенка, развитие нравственной, социальной сферы, формирование гигиенических навыков, развитие представлений об окружающих явлениях и свойствах предметов.

Задачи: научить детей выполнять простейшие опыты по схемам и алгоритмам, зарисовывать свои опыты; развивать любознательность, внимательность, активность; побуждать детей выражать свои мысли, предположения, гипотезы; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, культуру поведения на занятиях.

Для занятий привлекаются 10-12 детей по интересам, так как ДОП «Лаборатория чудес» является первостепенно программой кружковой деятельности. Малое количество детей дает возможность педагогу использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей, а также не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»).

Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 25-30 минут в специальном помещении-лаборатории ДОУ..

Данная программа отличается от уже имеющихся тем, что для экспериментирования взята не только область неживых объектов, физических и химических объектов, но и область валеологических познаний

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются разные стимулы: новизна, необычность объекта, мотив помощи, познавательный мотив, ситуация выбора.

^ Учебно-тематический план

программы дополнительного образования

«Лаборатория чудес»


Месяц

Тематика

Кол-во часов

октябрь

Как люди познают мир. О науке.

1

Как ученые изучают мир.

1

Приборы и инструменты.

1

Мы тоже изучаем мир.

1

ноябрь

Энергия.

1

Свет. Источники света.

1

Цвет и получение оттенков.

1

Свет и тень.

1

декабрь

Фокусы с магнитами.

1

Звук. Шум вредит здоровью.

1

Исследование тела человека. Рот, зубы, язык.

1

Исследование кожи человека. Отпечаток. Толщина кожи.

1

январь

Вещество. Что это такое?

1

Вода. Ее прозрачность.

1

Вода принимает форму.

1

Вода звенящая.

1

февраль

Тающий лед.

1

Вода замерзшая.

1

Вода. Что в ней растворяется.

1

Из пены получается подушка.

1

март

Из пены делаем мыльные пузыри.

1

Какие предметы могут плавать?

1

Камни бывают самые разные.

1

Камни в своих домиках.

1

апрель

Камень и глина. Меняют ли они форму?

1

Камни на сите. Как отделить их от песка.

1

Песок и игры с ним.

1

Песок может быть цветным.

1

май

Воздух повсюду. Воздух работает.

1

Зеркало. Что отражается в нем?

1

Солнечные зайчики.

1

Фонтанчики можем сделать сами!

1

^ ВСЕГО ЗАНЯТИЙ




32



Содержание дополнительной образовательной программы

«Лаборатория чудес»


Тема

Цель

1

2

Как люди познают мир.

О науке.

Познакомить с понятием «наука». Дать представление о некоторых ученых России.

Как ученые изучают мир.

Дать представления о том, что ученые делают наблюдения и ставят опыты, собирают информацию и делают выводы.

Приборы и инструменты.

Познакомить с приборами. Упражнять детей в измерении температуры на примере воды.

Мы тоже изучаем мир.

Закрепить представления об органах чувств, их назначении.

Энергия.

Познакомить с понятием «энергия». Дать представление об источниках энергии.

Свет. Источники света.

Познакомить с такими свойствами предметов, как прозрачность и непрозрачность. Дать представление о том, что свет идет по прямой.

Цвет и получение оттенков.

Познакомить со значением цвета. Сформировать умение получать новые оттенки путем смешивания основных цветов.

Свет и тень.

Познакомить с образованием тени от предметов. Учить создавать образ с помощью тени.

Фокусы с магнитами.

Учить находить предметы, которые взаимодействуют с магнитами.

Звук. Шум вредит здоровью.

Познакомить с понятием «звук». Подвести к пониманию причин возникновения звука.

Исследование тела человека. Рот, зубы, язык.

Дать представления о значении зубов, языка и в целом рта для человека.

Исследование кожи человека. Отпечаток. Толщина кожи.

Изучить внешний вид и строение кожи.

Вещество. Что это такое?

Дать представления о разнообразии веществ в мире. Познакомить с их состояниями.

Вода. Ее прозрачность.

Выявить свойства воды.

Вода принимает форму.

Дать представления о том, что вода принимает форму того сосуда, в который она залита.

Вода звенящая.

Показать, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Тающий лед.

Определить, что лед тает от тепла.

Вода замерзшая.

Дать представления о том, что вода замерзает на холоде и превращается в лед – твердое вещество, плавающее в воде.

Вода. Что в ней растворяется.

Познакомить с такими свойствами предметов, как растворимость и нерастворимость.

Из пены получается подушка.

Развивать у детей представления о плавучести предметов в мыльной пене.

Из пены делаем мыльные пузыри.

Познакомить со способами изготовления мыльных пузырей.

Какие предметы могут плавать?

Развивать у детей представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит от тяжести предмета.

Камни бывают самые разные.

Познакомить с коллекцией камней. Дать представление об их разнообразии.

1

2

Камни в своих домиках

Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности; показать детям возможность использования камней в игровых целях

Камень и глина. Меняют ли они форму?

Познакомить со свойствами глины и камня.

Камни на сите. Как отделить их от песка.

Познакомить со способами отделения камешков от песка; мелкой крупы от крупной при помощи сита.

Песок и игры с ним.

Закрепить представления о свойствах песка. Развивать конструктивные умения.

Песок может быть цветным.

Познакомить со способом изготовления цветного песка. Научить пользоваться теркой.

Воздух повсюду. Воздух работает.

Развивать у детей представление о том, что воздух невидим. Научить способам обнаружения воздуха.

Зеркало. Что отражается в нем?

Познакомить с понятием «отражение». Учить находить предметы, способные отражать.

Солнечные зайчики.

Развивать представление о причинах возникновения солнечных зайчиков. Закрепить умение пускать их.

Фонтанчики можем сделать сами!

Создавать радостное настроение. Развивать любознательность, самостоятельность.

^ Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

«Лаборатория чудес»

Месяц

Тема занятия

Содержание занятия

Развивающая среда

Октябрь

Как люди познают мир.

О науке.

Рассказ о том, что такое наука, какие науки существуют.

Знакомство с именами российских ученых.

Опыт «Где видели в природе?»

Картинки по теме; пинцет; булавки; кусок марли; камни с острыми краями; ножницы.

Как ученые изучают мир.

Беседа по теме.

Рассматривание картинок.

Игра «Что сначала, что потом»

Опыт «Сколько здесь воды?»

Картинки по теме; 3 стеклянные банки разной формы с одинаковым количеством воды; мерный стакан.

Приборы и инструменты.

Беседа.

Игра «Что можно сделать»

Опыт «Измерение температуры воды»

Опыт «Что под луной?»

Картинки; приборы и инструменты; термометры; стакан с холодной и горячей водой. Лупа, сахар, соль, мука, мел.

Мы тоже изучаем мир.

Игры «Угадай, что звучит»

«Угадай по запаху»

«Отгадай на вкус»

«Отгадай на ощупь»

Беседа.

Ширма, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляр от киндер-сюрприза, чеснок, духи, сахар, лимон, апельсин.

Ноябрь

Энергия.

Беседа.

Рассказ об источниках энергии.

Настольная лампа. Два термометра. Картинки по теме.

Свет. Источники света.

Беседа.

Игра «Волшебный сундучок».

Опыт «Фонарик в сундучке с прорезями».

Игра «Свет бывает разный».

Сундучок с прорезями (коробка), фонарик, цветные стеклышки.

Цвет и получение оттенков.

Беседа.

Опыт «Смешаем краски и получим оттенки».

Палитра, краски, тряпочки, вода в стакане, листы бумаги, зайчик.

Свет и тень.

Рассматривание разных предметов с помощью фонариков.

Оборудование для теневого театра, фонарь




Беседа с детьми.

Игра «Теневой театр».

Показ знакомой сказки.




Декабрь

Фокусы с магнитами.

Фокус с гусем.

Фокус с картинками.

Опыт: как достать иголку из стакана, не замочив рук?

Магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банка с вареньем.

Звук. Шум вредит здоровью.

Игра «Что звучит?»

Беседа.

Эксперимент с деревянной линейкой, музыкальным инструментом, стеклянным стаканом.

Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, металлофон, деревянная линейка.

Исследование тела человека. Рот, зубы, язык.

Рассматривание внешнего вида.

Опыт «Что чувствует язык».

Игра «Чистим свои зубки»

Зеркало, стакан с водой, зубная щетка, лимон, сахар, соль, спички с ватой на конце, косынка для глаз.

Исследование кожи человека. Отпечаток. Толщина кожи.

Изучение кожи.

Беседа.

Опыт «Рассмотрим кожу через лупу».

Опыт «Что чувствует кожа».

Опыт «Что можно узнать с помощью кожи?».

Лупа, зеркало, лист белой бумаги, черная гуашь, салфетка для вытирания рук, шарф для завязывания глаз, 2-3 разных предмета.

Январь

Вещество. Что это такое?

Беседа.

Рассматривание картинок.

Опыт «Растворение вещества (сахар) в стакане».

Игра «Три состояния воды».

Картинка с каплей; вода в блюдечке, ложка, сахарный песок, кусочек сахара, стакан с водой, схемы состояния воды.

Вода. Ее прозрачность.

Эксперименты с банками воды, различными емкостями.

Две непрозрачные банки, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, картинки предметов.

Вода принимает форму.

Эксперименты с водой, налитой в сосуды различной формы и емкости.

Воронки, низкий и высокий стакан, круглый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы, цветной картон.

Вода звенящая.

Опыт: как заставить бокалы звучать.

Опыт: что влияет на звон.

Сочинение мелодии.

Поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшички, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик

Февраль

Тающий лед.

Беседа.

Опыт: веревочка во льду.

Опыт: лед в холодной и теплой воде.

Опыт: как получить разноцветную воду.

Тарелка, миска с горячей, холод-ной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

Вода замерзшая.

Обсуждение свойств воды.

Опыт «Плавает ли лед».

Игра «Играем с льдинками».

Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга

Вода. Что в ней растворяется.

Беседа о свойствах воды.

Опыт «Добавление в воду различных предметов и веществ».

Лупа, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стакан с чистой водой, ложки, подносы, картинки.

Из пены получается подушка.

Беседа с детьми.

Эксперимент: получить пену при помощи жидкого мыла и предметов для размешивания.

Эксперимент на плавучесть разных предметов.

На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

Март

Из пены делаем

мыльные пузыри.

Рассматривание сюжетных картинок

Эксперимент с жидким мылом

Игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?»

Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы

Какие предметы могут плавать?

Беседа.

Эксперимент с предметами, опущенными в воду.

Игра-забава «Рыбалка».

Большой таз с водой, шарики пластмассовые, деревянные, резиновые, шишки, дощечки, камешки, гайки, шурупы, сачки.

Камни бывают самые разные.

Рассматривание камней.

Беседа.

Игра «Тонет - не тонет»

Большой таз с водой, камни.

Камни в своих домиках.

Рассматривание камней.

Беседа с детьми.

Игра с камешками «Выложи картинку».

Опыт: пройти по дорожке с камешками.

Различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

Апрель

Камень и глина. Меняют ли они форму?

Описание по модели обследования.

Беседа с детьми.

Лепка предметов из глины.

Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Камни на сите. Как отделить их от песка.

Опыт отделения риса от манки.

Просеивание песка.

Совки, сита различные, ведерки, миски, крупа манная и рис, камешки и песок.

Песок и игры с ним.

Рассматривание следов в песочнице на улице.

Опыт: что оставляет следы на песке, а что нет.

Постройка домов.

Большой поддон с песком, в котором оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, совки, детские грабли, лейки, план комнаты.

Песок может быть цветным.

Беседа с детьми.

Опыт с теркой для измельчения мела.

Игра «Как быстро найти спрятанный предмет».

Опыт: перемешивание песка с цветным мелом.

Цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, два мешочка, мелкие терки, миски, ложки или палочки, небольшие банки с крышками.

Май

Воздух повсюду. Воздух работает.

Загадка о воздухе.

Игровое упражнение «Почувствуй воздух».

Эксперимент с бутылкой с воздухом и водой.

Эксперимент: движение предметов по воде.

Беседа.

Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги, кусочек пластилина, палочка.


Зеркало. Что отражается в нем?

Беседа с детьми о том, что такое изображение.

Опыт с предметами, в которых можно увидеть свое отражение.

Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие листы.

Солнечные зайчики.

Стихотворение о солнечном зайчике.

Беседа о том, как получаются солнечные зайчики.

Игры с солнечным зайчиком.

Зеркала.

Фонтанчики можем сделать сами!

Рассматривание картинок с фонтанами.

Опыт: изготовление фонтанов.

Пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода.

^ Уровни освоения программы
Высокий уровень (2,5-3б):
Ребенок имеет достаточно хорошие знания, умения, навыки. Хорошо ориентируется в материале. Проявляет творчество, самостоятельность и инициативу.
^ Средний уровень (1,5-2,4б):
Ребенок самостоятелен, инициативен. Предложенные задания выполняет с редкой помощью взрослого.
Низкий уровень (1-1,4б):
Ребенок не проявляет инициативу. В материале ориентируется плохо. Тестовые задания самостоятельно выполнить затрудняется.

Список литературы



  1. Гальперштейн Л. Забавная физика. - М.: Детская литература, 1993.




  1. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007.




  1. Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. – М.: Астрель, 2010.




  1. Пакулова В.М. Природа. – М.: Дрофа, 2001.




  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Часть 1, 2. – М.: Просвещение, 2006.




  1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «лаборатория чудес» iconКонсультация для педагогов Выразительность речи детей старшего дошкольного...
Главными направлениями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являются

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «лаборатория чудес» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Программа...
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «лаборатория чудес» iconОбразовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего...
Хакимова Наталья Николаевна, воспитатель 1 квалификационной категории п. Акбулак мбдоу №5 «Степнячок»

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «лаборатория чудес» iconПрограмма дополнительного образования для детей старшего дошкольного...
Занятия данной программы разработаны с целью формирования у детей подготовительной к школе группы знаний о материальной и духовной...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «лаборатория чудес» iconСценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского (юношеского) технического творчества»

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «лаборатория чудес» iconГендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «лаборатория чудес» iconПрограмма работы вокального кружка «до ми сольа»
Рабочая программа вокального кружка «домисолька» реализуется в доу с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей дополнительного...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «лаборатория чудес» iconПодвижная игра, ее значение в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста
По данным Е. Н. Вавиловой, на. Ноткиной, М. А. Правдова, Ю. К. Чернышенко, В. И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «лаборатория чудес» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «лаборатория чудес» iconПрограмма дополнительного образования для детей 7-11 лет художественно-эстетической...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница