Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности для детей с общим недоразвитием речи на тему «Перелётные птицы»




Скачать 78.93 Kb.
НазваниеКонспект логопедической непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности для детей с общим недоразвитием речи на тему «Перелётные птицы»
Дата публикации21.11.2014
Размер78.93 Kb.
ТипКонспект
www.lit-yaz.ru > Астрономия > Конспект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1» д. Мокшино Конаковского района Тверской области

Конспект

логопедической непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий

в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности для детей с общим недоразвитием речи

на тему «Перелётные птицы»

Составила:

Андросова Галина Алексеевна,

учитель-логопед

д. Мокшино, 2014.

Лексическая тема: «Перелётные птицы».
Цель: обобщение знаний детей о перелётных птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:

  • систематизировать знания детей о перелётных птицах;

  • уточнить и активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» (предметный словарь: птица, лебедь, журавль, утка, гусь, ласточка, кукушка, грач, скворец; глагольный словарь: летать, собираться, курлыкать, куковать, тосковать, возвращаться; словарь признаков: перелётный, водоплавающий);

  • обогатить экспрессивную речь словами-антонимами, сложными словами;

  • совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже; употребление предложно-падежных конструкций);

  • совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений с противопоставлением и с однородными членами);

  • совершенствовать слоговой анализ слов;

  • автоматизировать и дифференцировать в речи произношение сонорных звуков.


Коррекционно-развивающие:

• развивать речь, память, слуховое и зрительное внимание и восприятие, мышление;

• развивать общую и мелкую моторики, координацию движений, дыхание.
Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к миру природы;

• прививать любознательность и желание заботиться о птицах.
Оборудование: презентация «Перелётные птицы», ноутбук, запись голосов птиц, набор картинок с изображением перелётных птиц, карточки с игрой «Четвёртый лишний», запись релаксационной музыки, песня Морозова «Разноцветная осень», цветные камешки.

План

  1. Организационный момент.

  • Приветствие.

  • Чтение стихотворения об осени.

  • Звучит песня «Разноцветная осень». (Логопед и дети стоят в кругу)

  1. Предварительная беседа о прослушанной песне.

  2. Объявление темы НОД.

  3. Загадки о перелётных птицах (презентация).

  4. Упражнение «Узнай птицу по голосу» (презентация).

  5. Игра «Скажи наоборот» (презентация).

  6. Упражнение «Скажи одним словом» (презентация).

  7. Упражнение «Раздели на слоги названия птиц».

  8. Беседа о способах перелёта птиц в тёплые края.

  9. Физминутка. Упражнение на координацию движений и пальчиковая гимнастика «Птички» (презентация). Звучит релаксационная музыка.

  10. Составление предложений о способах перелёта птиц в тёплые края (презентация).

  11. Упражнение на развитие мелкой моторики «Цветные камешки».

Выкладывание из цветных камешек вереницы птиц, стайки, клина.

  1. Упражнение «Считай и называй» (презентация).

  2. Игра «Четвёртый лишний» (по карточкам).

  3. Упражнение «Кто где находится?» (презентация).

  4. Итог (презентация).

Ход

логопедической непосредственно образовательной деятельности


  1. Организационный момент.

(Создание положительного эмоционального фона занятия).

  • Приветствие.

  • Чтение стихотворения об осени.

Солнышко усталое, скупо греешь ты.
Жёлтые да алые кружатся листы.
В шелесте да в шорохе наш осенний сад.
На дорожках ворохи пёстрые лежат.


Логопед: - Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Дети: - Осенью!

  • Звучит песня «Разноцветная осень». (^ Логопед и дети стоят в кругу)



  1. Предварительная беседа о прослушанной песне.

Логопед: - Ребята, о ком поётся в песне?

Дети: - В песне поётся о перелётных птицах.

Логопед: - Ребята, а каких птиц мы называем перелётными?
3. Объявление темы НОД.

Логопед: - Сегодня к вам в гости пришла мудрая сова. У неё для вас есть интересные задания и игры о перелётных птицах.


  1. ^ Загадки о перелётных птицах (презентация).

Цель: развитие мышления.

- Отгадайте загадки, ответы найдите на предметных картинках. Покажите их.
По лужкам он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

(Гусь)
Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач)

На шесте, вверху на крыше

Гнёзда строит, где повыше.

Ест лягушек, что попались,

С длинным клювом белый..

(Аист)

Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает.

«Кря!» - кричит, всё это шутка,

Ну конечно это…

(Утка).
^ 5. Упражнение «Узнай птицу по голосу» (презентация).

Цель: развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.
- Мудрая сова хочет проверить, умеете ли вы различать птичьи голоса?

- Послушайте голос птицы. Догадайтесь, чей это голосок?

(Дети слушают голос птицы и называют её: кукушка, соловей, журавль, ласточка).
^ 6. Игра «Скажи наоборот» (презентация).

Цель: формирование умения подбирать слова-антонимы, составлять предложения с противопоставлением.
- Ребята, не все птицы выглядят одинаково. У них есть свои отличительные признаки. Помогите мудрой сове назвать эти признаки.
Аист крупная птица, а соловей …… (мелкая птица).

У аиста длинная шея, а у кукушки … (короткая шея).

Цапля белая, а грач …(чёрный).

У утки клюв широкий, а у журавля … (узкий).
^ 7. Упражнение «Скажи одним словом» (презентация).

Цель: образование сложных слов.

-Мудрая сова ещё приготовила вам упражнение об отличительных признаках птиц.

У аиста ноги длинные, поэтому его называют … (длинноногим).

У соловья голос звонкий, поэтому его называют … (звонкоголосым).

У ласточки хвост длинный, поэтому её называют …(длиннохвостой).

У грача крылья чёрные, поэтому его называют …(чернокрылым).

^ 8. Упражнение «Раздели на слоги названия птиц»

Цель: совершенствовать слоговой анализ слов.
Работа с предметными картинками по теме «Перелётные птицы».
^ 9. Беседа о способах перелёта птиц в тёплые края.

Цель: систематизировать знания детей о перелётных птицах.
-Ребята, пернатые друзья улетают в дальние страны по-разному. Давайте вспомним способы перелёта птиц на юг.
10. Физминутка.

Упражнение на координацию движений «Птички» (презентация). Звучит релаксационная музыка.

^ Цель: развитие общей моторики, координации движений, дыхания.
Упражнение на координацию движений и развития дыхания.
Птички летели,

Крыльями махали.

На деревья сели,

Тихо отдыхали.
Птицы вереницей улетали к югу,

Стайкой мчались где-то вдалеке.

И прощальным клином журавли кружились,

Да кукушки собирались в дальние края.
11.Составление предложений о способах перелёта птиц в тёплые края (презентация).

Цель: составление предложений с однородными членами.

Вереницей улетают утки, гуси, лебеди.

Стаей улетают ласточки, грачи, скворцы, соловьи.

Клином улетают журавли.

Поодиночке улетают кукушки.

^ 12.Упражнение «Цветные камешки»

Цель: развитие мелкой моторики.

Выкладывание из цветных камешек вереницы птиц, стайки, клина.

13.Упражнение «Считай и называй» (презентация).

Цель: согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Логопед: - Ой, как много здесь птиц?! А не посчитать ли нам их?

Дети:

Один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов.

(Далее аналогичная работа: 1-5 грачей, 1-6 ласточек, 1-6 соловьёв).

14. Игра «Четвёртый лишний» (по карточкам).

^ Цель: развитие мышления.
- Рассмотрите птиц. Кто лишний? Почему?

Лебеди, грач, гусь, утки. (Грач – не водоплавающая птица).

Грач, гусь, скворец, ласточки. (Гусь – травоядная птица).

Лебеди, вьюрок, цапля, журавль. (Вьюрок – мелкая птица).

Ласточки, скворец, лебеди, вьюрок. (Лебеди – водоплавающие птицы).
15.Упражнение «Кто где находится?» (презентация).

Цель: употребление предлогов (по, в, на)

Ласточка летит в небе.

Лебеди плавают по воде.

Утка стоит в воде.

Цапля стоит на берегу.

Скворец сидит на ветке берёзы.

Чёрные лебеди спрятались в камышах.

^ 16.Итог (презентация).

Логопед сообщает детям об окончании НОД. Дети делятся впечатлениями от увиденного и услышанного.

- Ну что ж, давайте проводим в дальний нелёгкий путь наших пернатых друзей.

Звучит прощальный крик журавлей.

Птицы так жалобно с нами прощаются,

Ранней весной к нам они возвращаются.

Будем надеяться, верить и ждать,

Будем им добрые письма писать.

Звучит песня «Разноцветная осень»
Высоко летят над облаками

Птицы перелетные над нами.

Вдаль скользя по ветру легкой тенью,

Тают птицы в синеве осенней.

В путь не ближний провожать их выйдем,

Им простор земли далёко виден:

Ленты рек, озер, разливы…

«До свиданья, птицы, в путь счастливый! »

Дети, уходя из зала, берут осенние листья, машут ими, говоря слова:

«До свиданья, птицы, в путь счастливый! ».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности для детей с общим недоразвитием речи на тему «Перелётные птицы» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной...
Формировать интегративные качества личности: овладение необходимыми умениями и навыками, способность решать интеллектуальные и личностные...

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности для детей с общим недоразвитием речи на тему «Перелётные птицы» iconНод по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической...
Мбдоу собинского района детский сад №12 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому...

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности для детей с общим недоразвитием речи на тему «Перелётные птицы» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию...
Продолжать учить детей использовать разнообразный материал для изготовления поделок

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности для детей с общим недоразвитием речи на тему «Перелётные птицы» iconНепосредственно образовательная деятельность в подготовительной к...
Цель: Развитие связной речи у детей с онр по лексической теме «Книги», формирование лексико – грамматических средств языка, аналитико...

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности для детей с общим недоразвитием речи на тему «Перелётные птицы» iconСамоанализ нод по формированию лексико-грамматических средств языка...
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи по лексической теме «Лето. Цветы»

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности для детей с общим недоразвитием речи на тему «Перелётные птицы» iconПлан-конспект итоговой логопедической нод в подготовительной группе...
Форма проведения: игра-соревнование между подготовительными группами по мотивам передачи канала «Карусель»

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности для детей с общим недоразвитием речи на тему «Перелётные птицы» iconКонспект Непосредственно – образовательной деятельности по развитию...
Расширять и уточнять знания детей о правилах поведения в лесу, о жизни живой и неживой природы

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности для детей с общим недоразвитием речи на тему «Перелётные птицы» iconВоспитывать умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе по развитию связной речи

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности для детей с общим недоразвитием речи на тему «Перелётные птицы» iconКонспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда...
Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в старшей группе с детьми...

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности для детей с общим недоразвитием речи на тему «Перелётные птицы» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной...
Продолжать знакомить детей с русской лирикой. Активизировать эмоциональное отношение детей к произведениям русских поэтов



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница