Скачать 78.93 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» д. Мокшино Конаковского района Тверской области Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности для детей с общим недоразвитием речи на тему «Перелётные птицы» Составила: Андросова Галина Алексеевна, учитель-логопед д. Мокшино, 2014. Лексическая тема: «Перелётные птицы». Цель: обобщение знаний детей о перелётных птицах. Задачи: Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие: • развивать речь, память, слуховое и зрительное внимание и восприятие, мышление; • развивать общую и мелкую моторики, координацию движений, дыхание. Коррекционно-воспитательные: • воспитывать бережное отношение к миру природы; • прививать любознательность и желание заботиться о птицах. Оборудование: презентация «Перелётные птицы», ноутбук, запись голосов птиц, набор картинок с изображением перелётных птиц, карточки с игрой «Четвёртый лишний», запись релаксационной музыки, песня Морозова «Разноцветная осень», цветные камешки. План
Выкладывание из цветных камешек вереницы птиц, стайки, клина.
Ход логопедической непосредственно образовательной деятельности
(Создание положительного эмоционального фона занятия).
Солнышко усталое, скупо греешь ты. Жёлтые да алые кружатся листы. В шелесте да в шорохе наш осенний сад. На дорожках ворохи пёстрые лежат. Логопед: - Кто скажет, кто знает, когда это бывает? Дети: - Осенью!
Логопед: - Ребята, о ком поётся в песне? Дети: - В песне поётся о перелётных птицах. Логопед: - Ребята, а каких птиц мы называем перелётными? 3. Объявление темы НОД. Логопед: - Сегодня к вам в гости пришла мудрая сова. У неё для вас есть интересные задания и игры о перелётных птицах.
Цель: развитие мышления. - Отгадайте загадки, ответы найдите на предметных картинках. Покажите их. По лужкам он важно ходит, Из воды сухим выходит. Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь) Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. (Грач) На шесте, вверху на крыше Гнёзда строит, где повыше. Ест лягушек, что попались, С длинным клювом белый.. (Аист) Под дождём она гуляет, Щипать травку обожает. «Кря!» - кричит, всё это шутка, Ну конечно это… (Утка). ^ Цель: развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. - Мудрая сова хочет проверить, умеете ли вы различать птичьи голоса? - Послушайте голос птицы. Догадайтесь, чей это голосок? (Дети слушают голос птицы и называют её: кукушка, соловей, журавль, ласточка). ^ Цель: формирование умения подбирать слова-антонимы, составлять предложения с противопоставлением. - Ребята, не все птицы выглядят одинаково. У них есть свои отличительные признаки. Помогите мудрой сове назвать эти признаки. Аист крупная птица, а соловей …… (мелкая птица). У аиста длинная шея, а у кукушки … (короткая шея). Цапля белая, а грач …(чёрный). У утки клюв широкий, а у журавля … (узкий). ^ Цель: образование сложных слов. -Мудрая сова ещё приготовила вам упражнение об отличительных признаках птиц. У аиста ноги длинные, поэтому его называют … (длинноногим). У соловья голос звонкий, поэтому его называют … (звонкоголосым). У ласточки хвост длинный, поэтому её называют …(длиннохвостой). У грача крылья чёрные, поэтому его называют …(чернокрылым). ^ Цель: совершенствовать слоговой анализ слов. Работа с предметными картинками по теме «Перелётные птицы». ^ Цель: систематизировать знания детей о перелётных птицах. -Ребята, пернатые друзья улетают в дальние страны по-разному. Давайте вспомним способы перелёта птиц на юг. 10. Физминутка. Упражнение на координацию движений «Птички» (презентация). Звучит релаксационная музыка. ^ развитие общей моторики, координации движений, дыхания. Упражнение на координацию движений и развития дыхания. Птички летели, Крыльями махали. На деревья сели, Тихо отдыхали. Птицы вереницей улетали к югу, Стайкой мчались где-то вдалеке. И прощальным клином журавли кружились, Да кукушки собирались в дальние края. 11.Составление предложений о способах перелёта птиц в тёплые края (презентация). Цель: составление предложений с однородными членами. Вереницей улетают утки, гуси, лебеди. Стаей улетают ласточки, грачи, скворцы, соловьи. Клином улетают журавли. Поодиночке улетают кукушки. ^ Цель: развитие мелкой моторики. Выкладывание из цветных камешек вереницы птиц, стайки, клина. 13.Упражнение «Считай и называй» (презентация). Цель: согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже. Логопед: - Ой, как много здесь птиц?! А не посчитать ли нам их? Дети: Один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов. (Далее аналогичная работа: 1-5 грачей, 1-6 ласточек, 1-6 соловьёв). 14. Игра «Четвёртый лишний» (по карточкам). ^ развитие мышления. - Рассмотрите птиц. Кто лишний? Почему? Лебеди, грач, гусь, утки. (Грач – не водоплавающая птица). Грач, гусь, скворец, ласточки. (Гусь – травоядная птица). Лебеди, вьюрок, цапля, журавль. (Вьюрок – мелкая птица). Ласточки, скворец, лебеди, вьюрок. (Лебеди – водоплавающие птицы). 15.Упражнение «Кто где находится?» (презентация). Цель: употребление предлогов (по, в, на) Ласточка летит в небе. Лебеди плавают по воде. Утка стоит в воде. Цапля стоит на берегу. Скворец сидит на ветке берёзы. Чёрные лебеди спрятались в камышах. ^ Логопед сообщает детям об окончании НОД. Дети делятся впечатлениями от увиденного и услышанного. - Ну что ж, давайте проводим в дальний нелёгкий путь наших пернатых друзей. Звучит прощальный крик журавлей. Птицы так жалобно с нами прощаются, Ранней весной к нам они возвращаются. Будем надеяться, верить и ждать, Будем им добрые письма писать. Звучит песня «Разноцветная осень» Высоко летят над облаками Птицы перелетные над нами. Вдаль скользя по ветру легкой тенью, Тают птицы в синеве осенней. В путь не ближний провожать их выйдем, Им простор земли далёко виден: Ленты рек, озер, разливы… «До свиданья, птицы, в путь счастливый! » Дети, уходя из зала, берут осенние листья, машут ими, говоря слова: «До свиданья, птицы, в путь счастливый! ». |
![]() | Формировать интегративные качества личности: овладение необходимыми умениями и навыками, способность решать интеллектуальные и личностные... | ![]() | Мбдоу собинского района детский сад №12 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому... |
![]() | Продолжать учить детей использовать разнообразный материал для изготовления поделок | ![]() | Цель: Развитие связной речи у детей с онр по лексической теме «Книги», формирование лексико – грамматических средств языка, аналитико... |
![]() | Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи по лексической теме «Лето. Цветы» | ![]() | Форма проведения: игра-соревнование между подготовительными группами по мотивам передачи канала «Карусель» |
![]() | Расширять и уточнять знания детей о правилах поведения в лесу, о жизни живой и неживой природы | ![]() | Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе по развитию связной речи |
![]() | Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в старшей группе с детьми... | ![]() | Продолжать знакомить детей с русской лирикой. Активизировать эмоциональное отношение детей к произведениям русских поэтов |