Урок по русскому языку в 4 классе по теме: Классный И. В. Бояркина




Скачать 77.03 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку в 4 классе по теме: Классный И. В. Бояркина
Дата публикации13.11.2014
Размер77.03 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Астрономия > Урок

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ЕНАКИЕВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 1

Открытый урок

по русскому языку в 4 классе

по теме:
Классный руководитель: И.В. Бояркина

Тема: Имя прилагательное как часть речи

Цель: систематизировать, обобщить и совершенствовать знания учащихся об имени прилагательном; формировать умения подбирать наиболее красочные прилагательные при описании предметов; вырабатывать орфографическую зоркость, навыки графического письма; развивать наблюдательность, воображение, образное мышление, речь; воспитывать чувство коллективизма, умения работать совместно, любовь к природе, эстетические чувства.

Оборудование: интерактивная доска, ж. «Початкове навчання та виховання», лютий, 2008р., «Нетрадиционные уроки в нач. школе» (1 – 4 классы), Н.Ю. Кадашникова, учебник русского языка, таблица «Разбор имени прилагательного как часть речи», микрофон.

^ Тип урока: урок-путешествие.

Ход урока

I. Организационный момент.

 Мотивация на урок.
Прикрыли глаза и мысленно сказали: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи в сегодняшнем путешествии по стране знаний. Каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, интересного. Мы совершим путешествие на весеннюю  лесную полянку (слайд 1).
-А с каким настроением вы отправляетесь в путешествие?  С этим настроением мы будем работать  весь урок.

^ II. Проверка домашнего задания

1. Упражнение

2. Минутка каллиграфии.

Лм

III. Актуализация опорных знаний

- На лесной полянке мы видим цветы-слоги (слайд 2).  

Прочитайте эти слоги.
-Какие слова можно составить?
вес  лан солн  на  дыш це (весна, ландыш, солнце) (слайд 3).
-Составьте слова, запишите, подчеркните орфограмму в словах. К какой части речи относятся эти слова? А теперь с данными словами составьте предложение, изменив окончания и добавив слово – поляна.

На солнечной весенней поляне цветут ландыши.

- Какие новые слова у нас образовались? (солнечной, весенней). К какой части речи относятся данные слова? (имя прилагательное).

Появляется ученик, исполняющий роль Имени Прилагательного.

- Определяю я приметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

( в руках держит таблицу, на которой «зашифрованное» слово – отсутствуют гласные).

ПР. Л. Г. Т. ЛЬН.

Учащиеся определяют тему урока (слайд 4).http://sch154.minsk.edu.by/sm.aspx?uid=36380

Раньше люди использовали в своей речи только существительные, глаголы и числительные, а такой части речи, как прилагательное не существовало. Как же образовалось имя прилагательное? Давайте рассмотрим таблицу «Образование имен прилагательных» (слайд 5).

^ IV. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем обобщать, закреплять и систематизировать знания об имени прилагательном, продолжать учиться подбирать наиболее красочные прилагательные при описании предметов.

- Какой урок вы надеетесь увидеть, что ожидаете от него? Для этого нам поможет упражнение «Надежда» (Используется интерактивная форма обучения «Ледокол»).
^ 1. Упражнение «Надежда» (слайд 6).

Слайд с надписями в прямоугольниках:

Урок

Учитель

Ученик

По начальным буквам учащиеся и учитель выражают свои надежды, ожидания.

- Какой вы ожидаете урок?

У – увлекательный, удивительный…

Р – развивающий, радостный…

О – обучающий, особенный…

К – красочный, классный…

- Каким вам хочется видеть учителя?

У – увлечённым, универсальным…

Ч – чутким, честным…

И – интересным, интригующим…

Т – талантливым, трудолюбивым…

Е – естественным…

Л – любящим, любознательным…

Ь

- Учитель надеется увидеть учеников:

У – умными…

Ч – человечными…

Е – единственными…

Н – надёжными…

И – индивидуальными…

К – кропотливыми…

- Слова какой части речи нам помогали?

^ V. Работа по теме.

1. Составление словосочетаний.

Составить словосочетания прилагательных с существительными, к которым они относятся, определить падеж имен прилагательных (слайд 7).http://sch154.minsk.edu.by/sm.aspx?uid=36386
^ 2. Творческая работа

-  На полянке среди цветов  нас встречает  весенний цветок  (слайд 8).
-Опишите, какой он?
-Послушайте, как описывает образ ландыша в своем произведении С.Я. Маршак.

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточке жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

(Дети называют имена прилагательные, которые запомнили в стихотворении).
^ 3. Морфологический разбор.

Разбор имени прилагательного как часть речи (слайд 9).

Весенней (сыростью) – прилаг., н.ф. – весенняя (сырость), ед.ч., ж. р., Т.п., в предложении является второстепенным членом.

^ 4. Комментированное письмо.

-Солнышко послало на землю ласковые лучики с заданием. (слайд 10).
-Прочитайте слова на лучиках. К какой части речи они относятся? Чем отличаются существительные?

-Прочитайте слова на полянке.
-Что вы можете о них сказать?
-Составьте словосочетания существительное + прилагательное, поставьте вопрос от существительного к прилагательному  и запишите в тетрадь (коллективно).
-Ветерок (он, мой) м.р.
-ветерок (какой?) ласковый, весенний, озорной
-Какого рода прилагательные ласковый, весенний, озорной?
-Почему?
-Продолжите дальше вы сами (слайд 11).
Трава (какая? ) зеленая, ранняя.
Облачко (какое?) легкое, синее
-Какой вывод можно сделать? Как определить род имени прилагательного? (слайд 12).

^ 5. Выборочный диктант.
-А сейчас я хочу проверить, как вы самостоятельно умеете определять род и падеж имен прилагательных.   Можете поработать в паре (слайд 13).
-Выпишите словосочетания:
1 ряд- Р.п.
2 ряд – Д.п.
3 ряд.- Т.п.

1. Белой березы, Р.п.
2. Солнечному зайчику, Д.п
3. Кудрявой берёзе, Д.п.
4. Хрупким подснежником, Т .п.
5. Яркого солнца, Р.п.
6. Голубым небом, Т.п.
7.Душистому ландышу, Д.п.

8.Глубоким озером, Т.п.
9.Мохнатой пчелы. Р.п.
6.Физкультминутка (слайд 14).

Руки в сторону поставим,

Правой левую достанем,

А потом наоборот –

Будет вправо поворот.

(Ноги врозь, руки в стороны. Поворот влево, хлопок ладонями. Поворот вправо, хлопок ладонями).

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

(Повороты с хлопками)

Плечи выше, руки шире!

Опускаем руки вниз,

И за парту вновь садись.
^ 7. Работа с учебником ( слайд 15).

(Выполнение упражнения №360)
8. «Мозговой штурм»

В течении одной минуты все учащиеся класса «цепочкой», передавая из рук в руки микрофон, дают определение имени прилагательному весна, не повторяясь и строго придерживаясь дозировки времени.

Звонкоголосая, шумная, долгожданная, погожая, восторженная, певучая, солнечная, ранняя, тёплая, ласковая и т.д.

^ 9. Работа над текстом.

*Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

*Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

О чем первый текст? (О весне)

О чём второй текст? (О весне)

Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите.

Что же отличает первый текст от второго? (наличие прилагательных)

Во втором тексте я использовала прилагательное последний для описания снега. Попробуйте подобрать к слову снег другое прилагательное, более красивее (например, пушистый, серебристый). (Это точное описание снега).

Вывод: Имена прилагательные нужны для точности описания и уточнения, красочности. Прилагательные делают выразительнее нашу речь, придают образность или эмоциональность слову или выражению и подчёркивают один из признаков предмета.
Давайте попробуем наиболее точно описать зимний снег и весенний снег.

^ Задание по вариантам (слайд 16).

1 вариант: из слов выбирает прилагательные, которые помогут описать зимний снег.

2 вариант: из слов выбирает прилагательные, которые помогут описать весенний снег.

Последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, белый, свежий, серый.

^ Проверка. Коллективное обсуждение. Подчеркнуть орфограммы.
10. Игра. Отгадайте кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

Добрая, нежная, ласковая (мама)

Рыжая, хитрая, пушистая (лисица)

Слова, какой части речи уточняют имена прилагательные? ( им.сущ.)

^ VI. Тестовая проверочная работа (слайд 17).

  1. Имена прилагательные - это

    • а ) слова, которые обозначают предметы;

    • б) слова, которые обозначают признаки  предметов;

    • в) слова, которые обозначают действия  предметов.

  2. Род имени прилагательного зависит

    • а)  от рода  имен существительных;

    • б)  от глагола.

  3. Выпишите прилагательные м.рода

    • а) голубой;

    • б) добрая;

    • в) красивый.

  4. Выпишите прилагательные ср.рода

    • а) могучий;

    • б) яркое;

    • в) весеннее.

  5. Выпишите прилагательные ж.рода

    • а) лесной;  

    • б) пушистая;     

    • в) ранняя.

Проверка (слайд18).

VII. Домашнее задание:

Используя слова, словосочетания и предложения,  составьте дома тексты по теме

« Весна». Это могут быть сказка, рассказ, стихотворение, загадка.

VIII. Итог урока. (слайд 19).

Мы радуемся солнцу,

Разбуженной весне,

Земле своей прекрасной,

И мирной тишине.

Цените слух, цените зрение.

Любите зелень, синеву –

Всё, что дано вам во владенье

Двумя словами: я живу.

- Наш урок подошёл к концу. И как гласит народная мудрость – не дорого начало, а похвален конец. Хочу вас похвалить за хорошую, активную работу на уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: Классный И. В. Бояркина iconУрок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала»
С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю максимов и др. «Русский язык. 9 класс»,карточки, раздаточный материал, интерактивная доска,...

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: Классный И. В. Бояркина iconУрок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи
Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: Классный И. В. Бояркина iconУрок-практикум по русскому языку в 5 классе на тему «Лексика»
Воспитательные: прививать любовь к слову, повысить интерес к русскому языку; воспитывать бережное отношение к родному языку

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: Классный И. В. Бояркина iconОткрытые уроки (на школьном уровне)
А классе по теме: Аксаков «Осень»; русскому языку в 4 б классе по теме «Винительный падеж имен существительных»

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: Классный И. В. Бояркина iconВнеклассное мероприятие по русскому языку в 7-м классе. Квн по теме:...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7-м классе. Квн по теме: "Служебные части речи"

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: Классный И. В. Бояркина iconУрок-семинар по русскому языку в 10 классе (профильная группа) по...

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: Классный И. В. Бояркина iconМетодические рекомендации по организации итогового повторения по...
Экзаменационная работа 9 класса по русскому языку с использованием заданий стандартизированной формы соответствует целям обучения...

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: Классный И. В. Бояркина iconМетодические рекомендации по организации итогового повторения по...
Экзаменационная работа 9 класса по русскому языку с использованием заданий стандартизированной формы соответствует целям обучения...

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: Классный И. В. Бояркина iconУрок по русскому языку по теме «Изменение имён прилагательных по падежам»
Открытый урок по русскому языку по теме «Изменение имён прилагательных по падежам»

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: Классный И. В. Бояркина iconУрок по русскому языку в 3-м классе по теме "Изменение имен существительных...
Двенадцатая часть года, неполная часть луны,название месяца, период времени в 30 дней



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница