Скачать 77.6 Kb.
|
Преобразующая сила музыки М. Л. Мерзлякова, учитель музыки, МХК, истории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №192» города Новосибирска Аннотация Разработка урока музыки в 6 классе на тему «Преобразующая сила музыки». Цель урока – на основе произведений разных эпох рассмотреть влияние искусства на людей и окружающую жизнь. Ученики должны понять, что художник становится летописцем своей эпохи, отражая ее пульс. Встречаясь с произведениями классиков и современных авторов, исполняя их, учащиеся приходят к осознанию того, что язык искусства с течением времени не изменяется и остаются вечные ценности – Вера, Доброта, Надежда, Искренность, Любовь. Цель: встречаясь с произведениями искусства разных эпох, постараться понять, почему они продолжают так сильно воздействовать на людей и окружающую жизнь. Задачи:
Тип урока: комбинированный. Форма проведения урока: урок-размышление. Оборудование: нотный материал («Город золотой» Б. Гребенщикова, «Свечи» М. Звездинского), музыкальные фрагменты (И. С. Бах, Органная прелюдия ми-минор, Скерцо из сюиты №2), портреты И. С. Баха, Б. Гребенщикова, Ф. да Милано, свеча, фотографии органа, пламени свечи, репродукции картин (Т. Гейнсборо «Дама в голубом», А. Венецианов «На жатве», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»), интерактивная доска. Сценарий урока «Идеи меняются, сердце остается лишь одно». Ф. М. Достоевский Ребята входят в класс под музыку песни «Город золотой». – У нас сегодня необычный урок – урок-размышление. Мы встретимся с произведениями искусства, созданными в разные эпохи, и постараемся понять, как они влияют на наших современников, а значит и на нас с вами. – Вы узнали музыку, которая звучала в самом начале? («Город золотой» из репертуара Б. Гребенщикова) – О чем эта песня? (об идеальном городе, где нет зла, насилия, где много света) – Каков характер у жителей этого города? (это нежные, мечтательные, отзывчивые люди) – Давайте исполним песню и постараемся правдиво выразить интонацию авторов. (Исполнение песни «Город золотой».) – Получился ли образ песни? (мы постарались передать образ Красоты, Доброты, Нежности) – И если нас в душе хоть немного затронула эта музыка, значит, она не зря создана. Она становится для нас «утешением и подпорой», как определил роль музыки в жизни человека П. И. Чайковский. (Демонстрация портрета Б. Гребенщикова.) – Кстати, у этой музыки интересная и довольно загадочная история. Долгое время ее автором считали выдающегося итальянского лютниста и композитора XVI века Франческо Канова да Милано. Эта версия распространилась благодаря популярной грампластинке «Лютневая музыка XVI-XVII вв.» с записью музыкальных произведений в исполнении талантливого российского гитариста, лютниста и композитора В. Ф. Вавилова (1925-1973 гг.). Среди произведений была «Сюита для лютни: Канцона и Танец», якобы принадлежавшая перу Ф. да Милано. Именно Канцона легла в основу мелодии песни «Город золотой». Правда, специалисты не подтвердили авторство Ф. да Милано, а высказали предположение, что настоящим автором музыки был не кто иной, как сам исполнитель – В. Вавилов. Этот факт свидетельствует о том, что современного рок-музыканта Бориса Гребенщикова, музыканта недавнего прошлого Владимира Вавилова и музыканта из далекого XVI века Франческо да Милано объединяет своеобразное родство душ. – В разные эпохи люди стремились найти идеальный город, где всем будет хорошо жить, где не будет зла и насилия. – Обратите внимание на высказывание «Идеи меняются, сердце остается лишь одно», принадлежащее русскому писателю XIX века Ф. М. Достоевскому. Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся) – Действительно, проходят годы, пролетают целые эпохи, сменяются поколения людей, но остаются чувства доброты, надежды, веры, которые помогают в трудную минуту. И неважно, когда художник жил – много лет назад или в наши дни. Если он настоящий мастер, он создаст такое произведение, которое будет волновать многие поколения людей, принося им «утешение и подпору». – Наверное, таким мастером, который помогал людям обрести уверенность в своих силах, был композитор Иоганн Себастьян Бах. (На экране – портрет И. С. Баха.) – Какая страна была родиной Баха? (Германия) – Посмотрите: Бах совсем не похож на наших современников – и одежда другая, и прическа. Композитор жил давно – более 250 лет назад. – Говорят, что по внешнему облику можно понять внутренний мир человека. Как вы думаете, это был легкомысленный человек? (учащиеся рассуждают о внутреннем мире композитора: серьезный, спокойный, внимательный взгляд, наверное, требовательный к себе и окружающим) – То, что это был требовательный к себе человек, говорит тот факт, что основные произведения композитор написал уже в зрелом возрасте. В книге Х.-Й. Шульце «Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха» (М., 1980) читаем: «Иоганн Себастьян Бах, младший сын Иоганна Амброзиуса, родился в Эйзенахе в 1685 году, 21 марта. Был придворным музыкантом в Веймаре у герцога Иоганна Эрнста, органистом в церкви в Мюльхаузене и Веймаре, руководителем камерной музыки при великокняжеском ангальт-кетенском дворе. В 1723 году был назначен кантором хора Святого Фомы в Лейпциге, где одновременно был учителем при церкви». В те времена жизнь музыканта была нелегкой. Постоянный поиск заработка заставлял его искать новое место работы. Биографы рассказывали также о том, что слишком независимый нрав был у композитора, и музыку он писал «недостаточно подобострастную». Долгое время Бах работал в церкви, сопровождая службу. Поэтому им написано много музыки для органа – могучего, громкоголосого инструмента, по звучанию соперничающего с целым симфоническим оркестром. (Демонстрация изображения органа.) Баху приходилось преодолевать жизненные неурядицы одну за другой. Вместе с ним была его семья. Уставший приходил Бах с работы. И семья встречала его в гостиной за столом, делились впечатлениями о прошедшем дне. Давайте прислушаемся к этой беседе. (Учащиеся прослушивают органную Прелюдию ми-минор.) – Каков был характер разговора? Как между собой разговаривали? Спокойным или нервным был диалог? (разговаривали с уважением друг к другу, никто никого не перебивал; размеренная, спокойная речь) – Почему вы сделали такой вывод? (музыка подсказала: спокойный, неторопливый темп, негромкая динамика, голоса звучали поочередно) – О чем мог быть разговор? (ответы детей) – Сколько голосов разговаривали между собой? (4 голоса; наверное, сам композитор и кто-то из детей; дружной была семья) – Такое согласие в музыке называется полифония (с греческого «многоголосие»). (На экране – новое слово «полифония».) – Помогала сохранять тепло домашнего очага жена композитора – Анна Магдалена. Первая жена Баха умерла, и Анна Магдалена стала для детей настоящей матерью, а для самого маэстро – другом, помогающим преодолевать трудности. Композитор посвятил музыку Анне Магдалене – своего рода письмо-признание. (Звучит «Скерцо» из сюиты №2 И. С. Баха.) После прослушивания учащиеся делятся своими впечатлениями, обращают внимание на настроение, средства выразительности, на солирующий инструмент с нежным голосом – флейту. – Такая музыка, где один голос ведет мелодию, а остальные будто подыгрывают, помогают ему, называется гомофония (с греческого «одноголосие»). (На экране – новое слово «гомофония».) – Как бы вы назвали эту музыку? (бабочка, шутка, облако, порхающая) – Сам Бах назвал ее «Скерцо» (с итальянского «шутка»). Возможно, потому, что хотел видеть своих жену и детей улыбающимися, на мгновение забывающими жизненные неурядицы. (На доске – новое слово «скерцо».) Далее учащимся раздаются листы бумаги. Им предлагается изобразить музыку «Скерцо», почувствовать ее пульс, движение мелодии. Также на экране доски один/двое учащихся показывают пульс музыки. После выполнения задания идет обсуждение. Ребята приходят к выводу, что музыка непрерывно движется, увлекая нашу фантазию вслед за собой. После этого учащимся предлагается рассмотреть женские портреты и определить, какой из образов по своей интонации ближе всего музыке «Скерцо». (На экране – женские портреты: крестьянки (А. Венецианов «На жатве»), купчихи (Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»), дворянки (Т. Гейнсборо «Дама в голубом»).) Дети размышляют над образами. У «Дамы в голубом» улыбка мимолетная, еле заметная, легкая, изящная, близкая по интонации «Скерцо». Это неслучайно, так как оба произведения создавались примерно в одно время, в XVIII веке, которое современники называли «Галантным веком». Поэтому и шутка изящная, тонкая, немного прикрытая, интеллигентная. – Как вы считаете, можно ли назвать эту музыку современной нам? (можно, потому что Бах выразил искренние чувства к своим родным людям, и мы это поняли; но в наши дни эти чувства выражают более открыто) – Что наиболее вас привлекло в музыке Баха? Может быть, она чем-то вам помогла? (музыка помогает внимательно слушать собеседника, бережнее, с добротой относиться друг к другу) – Действительно, музыка помогает человеку оставаться добрым, отзывчивым к окружающим людям. – Вспомните, что когда встречались члены семьи Баха после трудного дня, они рассаживались за круглым столом, зажигали свечи и рассказывали о своих повседневных делах. С какими чувствами? (с добротой, уважением, искренностью, мягкостью) – Давайте зажжем нашу свечу и представим, что это – частица огня, согревавшего семью Бахов. (Учитель зажигает свечу, на экране – изображение пламени свечи.) Исполняется песня «Свечи» М. Звездинского. – Посмотрите друг на друга, почувствуйте себя. Теплее стало? Значит, мы не зря с вами постарались. На уроке мы почувствовали, как музыка, даже такая старинная, как музыка Баха, преобразует нашу жизнь через нас самих. Если музыка находит отклик в нашей душе, значит, на какой-то миг мы становимся добрее. – Сегодня мы встречались с разными произведениями искусства, где авторы затрагивают проблемы, волнующие не только их, но и многих людей. Каждый автор делает это по-своему, но их всех объединяет то, что они искренне, правдиво выражают свое отношение к жизни, используя разные художественные краски. Проходят годы, рождаются и умирают люди, но остаются вечные ценности – Вера, Доброта, Надежда, Искренность, Любовь... Домашнее задание: написать письмо-признание родному человеку (в виде стихотворения, открытки, рисунка, поделки и т. п.). Учащиеся выходят из класса под музыку песни «Свечи». Список использованной литературы:
|
![]() | Ж. Бреля «Вальс»; Э. Колмановского «Вальс о вальсе»; И. Штрауса «Голубой Дунай», Вальс из оперетты «Летучая мышь»; Д. Кабалевского... | ![]() | Обобщить и закрепить знания учащихся по пройденным композиторам и произведениям I четверти |
![]() | Углубление понятия «инструментальная музыка»; понятие «инструментальный квартет» | ![]() | ... |
![]() | Цель урока: создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной... | ![]() | Ланцова Виктория Валерьевна, учитель музыки и мхк, высшей категории, моу сош №47, г. Тверь |
![]() | Создание условий для пробуждения у учащихся чувства восхищения и любви к окружающей природе и к великому искусству | ![]() | Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров |
![]() | Цель урока: Формирование духовной культуры и стремление к активному творческому овладению образным языком музыки | ![]() | Цели: Показать, как в произведениях искусства (Музыке, литературе, живописи) изображена сила и мощь советского народа в разные военные... |