Ритмика и метрика встреч и разлук




НазваниеРитмика и метрика встреч и разлук
страница1/12
Дата публикации26.09.2014
Размер0.66 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
4. СЕМАНТИКА ЛЮБВИ

Ритмика и метрика встреч и разлук



4.0. Предварительные замечания
Ритмическая организация – главный отличительный признак поэти­ческих произведений, определяющий не только их форму, но и содер­жание. Неизбежно возникает вопрос: как связано строение поэтического мира Ахматовой с ритмикой и метрикой ее стиха? Но прежде чем отве­тить на этот вопрос, следует уточнить, о какой ритмической системе идет речь и почему именно она выбрана для изучения.

Ритмика стиха – это не только ритмика чередования ударных и безударных слогов (силлабо-тонический ритм), но и ритмика чередования клаузул (каталектический ритм), отдельных слов (лексический ритм), пауз (паузальный ритм), созвучий (инструментальный ритм), рифм (рифмен­ный ритм), грамматических конструкций (грамматический ритм), образов и ситуаций (семантический ритм) и др. В настоящее время не существу­ет общепринятой классификации ритмических систем стиха, поэтому выделим, в первом приближении, три основные системы – фонетичес­кую, синтаксическую и семантическую. Поэтический мир – это семан­тическая конструкция, поэтому логично предположить, что его строение и развитие определяют, в первую очередь, специфические семантичес­кие ритмы ахматовского стиха.

Цель нашего исследования – изучение семантической ритмики ах­матовского стиха как основы строения и развития ее поэтического мира.

Стиховедение исторически сложилось как учение о звуковой форме стиха. Наибольшее внимание традиционно уделяется изучению тех рит­мов, которые можно воспринять непосредственно на слух, т.е. фонети­ческих (в русском стихе – тонических). Синтаксические и особенно се­мантические ритмы на слух не воспринимаются. Семантические ритмы, кроме того, не столь универсальны. Это сфера индивидуальной, авторс­кой ритмики, но ее выделение и описание концептуально не менее зна­чимо, чем определение стихового размера.

Каковы принципы изучения семантической ритмики? Принимая во вни­мание известные приемы изучения силлабо-тонической ритмики, можно сказать: требуется предварительная метризация семантического ритма, которая опирается на принципы, лежащие в основе метризации силлабо­тонической ритмики. Процедуру метризации можно представить в виде следующего алгоритма:

1. Выделение реального, повторяющегося фрагмента текста в качест­ве ритмической единицы (такой единицей может быть элемент любого уровня организации текста – фонологического, синтаксического или се­мантического).

2. Определение формальной схемы строения этой единицы (построе­ние эталонного метра).

3. Разработка правил преобразования реальных ритмических единиц в эталонную форму (построение формальной схемы реального метра)

4. Сопоставление эталонного и реального метра на уровне схем и отыскание сходств и различий на основе предварительно заданных критериев.

Ни одна из этих задач не является тривиальной, но нет и принципи­альных ограничений их решения, связанных с природой объекта иссле­дования. Предлагаемый алгоритм отличает необходимая степень всеоб­щности, позволяющая метризовать любую ритмическую систему. Руко­водствуясь указанным алгоритмом, метризуем семантическую ритмику ахматовского стиха.

^ 4.1. Семантический метр.

Основы теории
Одной из ведущих в ахматовской лирике является тема любви. Про­изведения, в которых она разрабатывается, часто объединяются авто­ром в короткие циклы, а некоторые исследователи обнаруживают еще и “скрытые циклы”, связанные с образом того или иного лирического ге­роя. Назовем совокупность произведений, в которых представлена лю­бовная тема, “любовным романом” лирической героини, никак не разграничивая действующих лиц, а, напротив, рассматривая любую влюб­ленную пару как конкретный вариант воплощения инвариантной схемы любовных отношений. В общем виде эта схема выражается формулой Он + Она = Любовь.

Основным содержанием “любовного романа” являются любовные переживания лирических героев, а его действие сводится к чередо­ванию их встреч и разлук. Будем рассматривать это чередование как его семантический ритм, а соответствующие ситуации – как ритми­ческие элементы.

Семантический контраст ситуаций “встреча” и “разлука” подобен то­ническому контрасту ударных и безударных слогов, но для метризации семантического ритма по образцу силлабо-тонического этого недоста­точно. В момент встречи Он и Она “сходятся”, в момент разлуки – “расходятся”, что можно представить как изменение расположения или размещения в пространстве. Поэтому в схеме ситуации должно быть указано и число действующих лиц, и особенности их размещения. Схе­ма ситуации, следовательно, представляет собой “двумерную” систе­му, один из определяющих параметров которой – набор действующих лиц, а второй – их пространственное размещение.

Основной набор действующих лиц в каждой ситуации один и тот же –

Он и Она. Помимо “основных”, в каждой конкретной ситуации могут встре­чаться и “факультативные” персонажи. Факультативными мы называем в данном случае тех действующих лиц, которые хотя и могут быть формаль­но представлены в той же безличной форме Он и Она, но фактически не входят в “формулу любви”. Например, таким факультативным персона­жем является “муж” лирической героини в ситуации:
Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнем.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнем.
Основными действующими лицами в этой ситуации является лирическая героиня (Она) и тот, кого она ожидает (Он). Именно эта пара со­ставляет “формулу любви”, а не “муж” и “жена”.

Пространственное размещение лирических героев в ситуации “встреча” можно представить как их соединение в одном месте и в одно вре­мя, а в ситуации “разлука” – как разъединение и размещение по двум различным, так или иначе разграниченным областям пространства и/или времени. Признаками разграничения могут служить любые оппозиции, такие, например, как противопоставление открытого пространства – закрытому, ближнего – дальнему, земного – небесному, прошлого време­ни – настоящему, настоящего – будущему и т.п. В общем случае раз­граничение сводится к противопоставлению местонахождения “здесь” местонахождению “там”.

Обозначим границу знаком равенства (=). Будем считать, что “здесь” всегда находится слева от границы, а “там” – справа, а Он и Она могут встречаться как “здесь”, так и “там”. Введем дополнительные символы для обозначения позитивного или негативного присутствия действующих лиц в актуальной ситуации. Знаком плюс (+) отмечается позитивное при­сутствие, а знаком минус (–) – негативное (т.е. отсутствие лирического героя в данном месте). Местоположения “здесь” и “там” также различа­ются как позитивные и негативные. “Здесь” – это всегда область поло­жительного присутствия, а “там” – отрицательного.

В результате полная схема размещения лирических героев приобре­тает вид:
+ Он + Она = – Он – Она,
где (=) – знак условной границы, препятствующей встрече, (+ Он + Она) – схема ситуации встречи “здесь”, (– Он – Она) ж схема ситуации встречи “там”. Знак минус в области отрицательного присутствия указывает, что лирические герои “реально” (т.е. во внутритекстовом пространстве) встре­чаются именно “там”, а “здесь” их нет.

Эта схема и является схемным или эталонным метром семанти­ческого ритма. Назовем этот метр, по числу главных действующих лиц, бинарным.

Схема показывает, что семантически контрастны не только “встречи” и “разлуки”, но и каждая из этих ситуаций может быть реализована в двух различных по смыслу схемных вариантах.

Для ситуации “встреча” возможны два схемных варианта:
1. Он + Она = 0,

2. 0 = – Он – Она;
а для ситуации “разлука” – четыре, поскольку каждый вариант “встре­чи” трансформируется в два варианта “разлуки” переходом “отсюда” “туда” либо “его”, либо “ее”:
Он = – Она

1. Он + Она = 0

Она = – Он
Он = – Она

2. 0 = – Он – Она

Она = – Он
Формально различимы только два схемных варианта “разлуки”, но из контекста произведения почти всегда можно реконструировать все четыре, если указаны предшествующая (исходная) или последующая (конечная) ситуации.

Не принимая во внимание эту возможность и ограничиваясь только схемными вариантами, получаем следующую систему ритмических форм семантического метра:
Встреча: Он + Она = 0, 0 = – Он – Она.
Разлука: Он = – Она, Она = – Он.
Система ритмических форм комбинативно замкнута. Любая ситуация, мыслимая как исходная, преобразуется в любую другую, мыслимую как конечная, путем комбинаторного преобразования схемы. Семантичес­кий ритм на этом уровне абстракции представляет собой не простое че­редование “встреч” и “разлук”, а комбинаторику четырех (а с учетом контекста – шести) ритмических форм, различающихся размещением (и происхождением) схемных элементов. Изучение семантической рит­мики ставит новые задачи:

а) определение полноты воплощения комбинаторно возможных вари­антов строения ритмических форм;

б) выявление доминирующей ритмической формы семантического метра.

По аналогии с определением стихового размера в силлаботонике как числа метрических единиц в стиховой строке, число комбинативно воз­можных семантических метров, реализованных в пределах отдельного произведения, можно назвать семантическим размером. У одного се­мантического размера могут быть и различные ритмические формы. По стиховедческой классификации, доминирующая метрическая форма ахматовского стиха – дольник. У каждого стихового размера, по мне­нию М.Л.Гаспарова, имеется свой “семантический ореол” [20]. Выявле­ние доминирующего семантического размера в дополнение к метричес­кому позволяет, как будет показано ниже, превратить этот расплывчатый “ореол” в четкий контур.

^ 4.2. Семантический метр.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ритмика и метрика встреч и разлук iconТуфанов А. Метрика, ритмика и инструментализация народных частушек...
Туфанов А. Метрика, ритмика и инструментализация народных частушек // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера....

Ритмика и метрика встреч и разлук iconТема: Фонетическая ритмика в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с онр
Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков,...

Ритмика и метрика встреч и разлук iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе программы “Ритмика и бальные танцы”
Данная программа составлена на основе программы “Ритмика и бальные танцы” под редакцией Е. И. Мошковой, рекомендованной Управлением...

Ритмика и метрика встреч и разлук iconТема : Метрика
Содержание занятия: Метры и размеры русской силлаботоники. Разбор и комментирование примеров

Ритмика и метрика встреч и разлук icon3. Литература (егэ)
Творческий экзамен: художественное чтение; вокал, танец, ритмика; этюд, собеседование

Ритмика и метрика встреч и разлук iconОтделение музыкального искусства
В программе обучения: музыкальная грамота, ритмика, музыкальный инструмент. (4 5 часов в неделю)

Ритмика и метрика встреч и разлук iconУроки: • Окружающий мир. Тема: «Золотой»
Ритмика. Тема: «Разучивание танцевального материала к празднику «Прощание с начальной школой»

Ритмика и метрика встреч и разлук iconКоррекционная ритмика
Учить быстро реагировать на изменение характера музыки и передавать его в движении. Работать над улучшением качества лёгкого поскока...

Ритмика и метрика встреч и разлук iconЗначение ритмики в коррекционной работе с детьми с зпр
Ритмика является неотъемлемой частью коррекционной работы с детьми с зпр. Но, к сожалению, данный раздел изучен недостаточно

Ритмика и метрика встреч и разлук iconПлан работы по реализации программы (1 смены )
Праздничная программа «Здравствуй, лето красное, веселое, прекрасное!», «Огоньки встреч»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница