Путешествие в страну Лексика




Скачать 42.06 Kb.
НазваниеПутешествие в страну Лексика
Дата публикации24.09.2014
Размер42.06 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Астрономия > Урок
Урок русского языка в 5 классе

Путешествие в страну Лексика

(Повторение изученного материала по теме «Лексика»)

Составитель:

Арсланова Гульнара Флюровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №88


Уфа - 2012


Путешествие в страну Лексика

(Повторение изученного материала по теме «Лексика»)


    1. Учитель: Ребята, сегодня мы должны отправиться в путешествие с целью повторения изученного на последних уроках материала. Объект нашего путешествия — страна Лексика, а чтобы попасть туда, как в сказках, необходимо ответить на три вопроса. Ответим?


1. Орфографическая задача: вставить пропущенные буквы в словах, устно подбирая проверочные слова.

Разд..ваться в тишине, по..виться внезапно, к..чаться на качелях, осв..щать комнату, ст..новиться белым, ув..зать в грязи, изм..нять привычке, заст..влять писать, разд..лить на части, в..днеется на горизонте, уд..вляться лазури неба.

Как называется такая орфограмма?
2. Синтаксическая пятиминутка: объяснить наличие \ отсутствие запятой.

Улыбнулись сонные березки растрепали шёлковые косы.

Вот солнце в облаках мигает и иней на снегу сверкает.

(С.А. Есенин)
3. Что изучает раздел науки о языке, который называется « Лексикой»?

Учитель: Испытание прошли. Молодцы! Ну а теперь в путь.
***

II. Учитель: первая станция, где мы остановимся, называется...

Чтобы узнать, послушайте стихотворение. Это упражнение 3.

Дорога

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне.

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами...

А скоро пополнится новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с её экипажем,

Стоящим у звезд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

До встречи! Счастливой дороги!

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

( В. Остен)

  • Какое здесь ключевое слово?

  • Какие значения имеет слово дорога в этом стихотворении? Выпишите их.

  • Таким образом, куда мы прибыли, на какую станцию?

  • Расскажите о жителях этого городка.

  • Как еще называются такие слова ( одинаковые или близкие по лексическому значению)?

  • Определите род и склонение всех выписанных существительных- синонимов.



Учитель: второй город. Это...

Узнаем, выполнив задания

Упражнение 4.

1. Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт;

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд.
2. Золотые нивы,

Гладь и блеск озёр,

Светлые заливы,

Без конца простор.

  • Какое слово встречается в обоих текстах?

  • Что значит золотые скорлупки и золотые нивы?

  • Итак, город называется как?

  • Что это за город, кто там живет?

  • Морфологический разбор слова золотые.

  • Объясните постановку тире в первом предложении.


Учитель: следующая станция... Прежде чем остановиться в этом городе, узнаем, название.

Упражнение 5.

Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу, бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

( В. Лифшиц)

  • Как называется город?

  • Чем отличаются жители города Омонимы от многозначных слов?

- Выполняем упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. В темноте с..деть было неприятно. 2. Бабушка начала с..деть. 3. Апельсины — пло.. цитрусового дерева. 4. По реке проплывает пло.. .

      • Всегда ли слова-омонимы пишутся одинаково? Приведите примеры.



Учитель: Едем дальше. Впереди город, довольно большой...

Какой город, узнаем, прочитав стихотворение.

Упражнение 7.

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега

Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи —

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

( С.Я. Маршак)

  • Найдите слова, одинаковые или похожие по смыслу. Как мы их называем?

  • Кто живет в этом городе?

  • Выпишите из текста однокоренные слова, выделите их корень.

  • Найдите предложение с обращением. Объясните постановку запятой в таких предложениях.


Учитель: последняя станция. Как вы думаете, как называется?

      • Чем отличаются жители города Антоним от жителей Синонима?

      • Подводить итог по сегодняшнему уроку я хочу, выполнив упражнение 8.

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

( Л.Н. Толстой)

              • Как вы понимаете значение этого высказывания?

              • Найдите антонимы.

              • Назовите морфологические признаки глаголов в данном предложении.



***

III. Домашнее задание.

П. 64 — 69, упр. 363, 364

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Путешествие в страну Лексика iconУрок путешествие по теме «Лексика»
Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие в чудесную страну «Лексику». Отправимся мы в путешествие на нашем паровозике. Будем...

Путешествие в страну Лексика icon«Путешествие в страну сказок» А. С. Пушкину посвящается музыкальный руководитель Е. С. Марченко
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и путешествие это будет необычным. Это будет путешествие...

Путешествие в страну Лексика iconРазработка урока по русскому языку на тему
Кто не любит путешествовать? Наверное, нет такого человека, ведь путешествие – всегда радость, открытие для себя чего-то нового,...

Путешествие в страну Лексика iconНавчально-методичний посібник «Путешествие в страну Орфографию (правописание...
«Путешествие в страну Орфографию». Орфографія як система правил російського правопису ст. 4

Путешествие в страну Лексика icon«Необычное путешествие ребят в музыкальную страну»
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вы попали в волшебную страну. Я ее хозяйка. Моя страна необычная, она музыкальная. Я рада вам...

Путешествие в страну Лексика iconКонспект развлечения с родителями в средней группе Путешествие в страну «Озорные ножки»
Развлечение для детей средней группы и родителей «Путешествие в страну «Озорные ножки»»

Путешествие в страну Лексика iconКлассный час Подготовила и провела
Учитель: Сегодня мы отправляемся в одну страну На доске: Путешествие в страну

Путешествие в страну Лексика iconУрок во 2 классе на тему: «Путешествие в удивительную страну Родная речь»
Богатства эти доступны любому человеку, если он умеет бережно и аккуратно обращаться со словами. А поможет нам с вами в путешествие...

Путешествие в страну Лексика iconСценарий классного часа (2 часа) Тема: Путешествие в страну Вежливости
«Приглашаем Вас в страну Вежливости. Наша страна необыкновенна и прекрасна. Наши граждане никогда не ссорятся, а дружат и помогают...

Путешествие в страну Лексика iconПутешествие в страну весёлого детства
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам книг Агнии Львовны Барто



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница