Урок 5 Тема: «Добро и зло»




НазваниеУрок 5 Тема: «Добро и зло»
Дата публикации03.09.2014
Размер96.5 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Астрономия > Урок
Методическая разработка урока

по курсу

«Основы религиозных культур

и светской этики»

модуль «Основы светской этики»

Урок 5 Тема: «Добро и зло»

Учитель: Сковородко Ольга Евгеньевна

МОУ «Погорельская средняя

общеобразовательная школа

Шадринского района Курганской области».


Предполагаемое домашнее задание: Вместе с родителями вспомнить пословицы и поговорки о добре и зле. Но с учётом заданий урока, проверка домашнего задания не является отдельным этапом урока.

С понятиями «добро» и «зло» дети знакомятся еще в дошкольные годы.

ЦЕЛЬ: Развитие представлений учащихся о добре и зле. Разделить в

представлении учащихся понятия «добро» и «зло»; убедить в необходимости

добра и добрых поступков.
ЗАДАЧИ:


  • Развивать нравственные представления детей об ответственности каждого за свои поступки; Обратить внимание детей на то, что слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

  • Познакомить с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и окружающей жизни.

  • Воспитывать внимательность, доброту, умение сочувствовать, стремление помогать людям.


ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиапроектор, бланки с кроссвордом, весы с чашами, презентация, таблички с надписями (Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь), фигурки улыбающихся человечков.


^ ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда прошу сейчас.
Скрестите шпаги ваших мнений –
И мы начнём урочный час!
^ II. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а тему вы сформулируете сами, разгадав

кроссворд. ( детей бланки кроссворда с пустыми полями) (слайд 1)

  1. Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.

  2. Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.

  3. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

  4. Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

  5. Пожелание добра.

  6. Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.

  7. Близкие отношения, основанные на доверии.

(слайд 2)


^ III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о добре)

- Почему это слово цветное?

- Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце (Дети

продолжают улыбка, мама, учитель... и т.д.)

- Ребята, что является противоположностью добра? (зло) О этих двух понятиях мы и

будем с вами говорить на протяжении двух уроков.

- Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока. (слайд 3)

- Давайте обратимся к учебнику и найдём в тексте определение добра. (Дети зачитывают

определение)

Учитель зачитывает стихотворение

Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово.
Дети! А знаете ли вы какие-нибудь волшебные слова? (Ответы ребят)

Давайте запишем их на доске. (слайд 4)
Здравствуйте! Будьте добры.
Спасибо. Будьте любезны.
Пожалуйста. Доброе утро!
Извините. Добрый день!
Благодарю. Добрый вечер!
До свидания. Спокойной ночи!

- Эти слова всем нам известны с детства. Задумываемся ли мы о том, что они обладают большой, поистине чудодейственной силой?
Ведь именно с их помощью можно в один миг разогнать льдинки недоверия между людьми и там, где только что царило непонимание и страх, посеять зерна теплого чувства!

- Ребята! Пусть каждый из вас сейчас попробует составить одно самое красивое предложение с использованием этих волшебных слов. Я вам даю ровно одну минутку на обдумывание.
Время прошло. Кто хочет прочитать своё предложение? (Ответы ребят)
- Молодцы! Правда, приятно слышать? А произносить? Что вы почувствовали внутри? (Легкость, теплоту, радость, восторг)
Тогда погладь соседа справа, погладь соседа слева. Обними соседа справа, обними соседа слева. Пожми руку соседу справа, пожми руку соседу слева. Вы уже поняли, что выражать свое доброе отношение можно и без слов?

- Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый человек или нет? Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет» (читает учитель или подготовленный ученик)

1. Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
2. На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».

3. Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
(ответы детей)

- Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица:
«Не одежда красит человека, а его добрые дела».

- Ребята, послушайте притчу великого русского педагога В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек».
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это еще не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.


- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? Каким еще человеком

его можно назвать?

- Чему учит эта притча?

- Как вы думаете, на  земле много добрых людей?

- А как вы считаете, вас какие окружают люди?

- А что вы можете сказать о себе, добрый вы человек или нет?
- Как вы думаете, ребята, трудно ли быть добрым?
- Что для этого нужно иметь? (добрую душу, доброе сердце)
— Коль существуют на нашей планете добро, существует и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье. (Дети зачитывают определение в учебнике).
Мы живем с вами на планете Земля. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (Ответы детей.)

— В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Доброта, очень нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? (Добра)

- Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
Учитель показывает чашечные весы.
— На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь).
— Чтобы победить зло, надо постараться, чтоб перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром».
Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее улыбающиеся фигурки). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».
— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки — в реку, реки — в море добра.
- Но чтобы быть до конца уверенными в этом, мы с вами составим

Золотые правила доброго человека.
(^ Учащиеся по группам составляют правила, затем называют их, во время работы детей звучит песня «Дорогою добра»)
- Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
- Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.
- Защищайте девочек, маленьких детей.
- Не допускайте грубости.
- Старайтесь во всем помочь ближнем.
- Будьте добрым человеком!
- Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и

поступки живут в веках.
- Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие

становятся добрее и симпатичнее.
- Учись добру у добрых!
- Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
- Я составила единые правила, к следующему уроку я их дополню и эту памятку мы повесим у себя в классе. (слайд 5)
Ребята о теме добра и зла очень хорошо говорят пословицы и поговорки. Давайте поиграем. На слайде появляется начало пословицы, ваша задача назвать её окончание! Чтение и обсуждение пословиц.

(слайд 6)
^ IV. ИТОГ (слайд 7) Работа по слайду (рефлексия)
— Наш урок подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планета Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми.
И в заключение нашего урока я хочу вам сказать:
Есть люди необычной доброты,
Её всю без остатка отдавая,
Горят, как маленькие, яркие костры,
Своим теплом нас согревая.
Когда по склонам вечной суеты,
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты,
И радость помоги найти кому-то.
(слайд 8)

^ V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Вместе с родителями обсудить вопросы и задания из учебного пособия стр. 13.

Баранова Е.А.: Завершим мы наш классный час игрой «Паутинка добра».
Дети становятся по кругу и передают клубочек ниток, вспоминая добрые дела, друг друга. Например: Спасибо тебе, Алеша, а ты мне вчера помог донести портфель до квартиры; Спасибо тебе, Саша, ты позанималась со мной по математике, и я получил пятерку; Спасибо тебе, Кристина, ты помогла мне убирать класс.

Баранова Е.А.: Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. И эти качества будут такими же крепкими в вас, как эта паутина. Ведь вечные нравственные понятия – человечность, доброта, порядочность – всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!
Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело,
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живи на земле.

Про человека говорят : «Добрый человек»

Как вы понимаете слова «добрый человек»

- человек, которому ничего не жалко
- он может отдать даже то . что ему очень нужно
- он может какую- то вещь подарить
- он делиться с другими не только вещами, но и идеями

Как вы думаете, на  земле много добрых людей?

- много
- нет
- больше добрых, чем злых

 В сказках всегда добро побеждает зло, а в жизни?

А как вы считаете, вас какие окружают люди?

- меня окружают добрые, они мне желают добра,  каждый день говорят Доброе утро!

А что вы можете сказать о себе, добрый вы человек или нет?

- Я добрый
- Я не совсем добрый, я могу пожалеть какую то вещь, мне бывает жалко.

Добрый человек помогает другим людям.


- Прочтите выказывания о добре и доброте. Какое высказывание подходит к рассказу?

III. Итог занятия
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.


И в заключение нашего путешествия я хочу вам подарить амулеты с напутствием и пожелать:
Есть люди необычной доброты,
Её всю без остатка отдавая,
Горят, как маленькие, яркие костры,
Своим теплом нас согревая.
Когда по склонам вечной суеты,
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты,
И радость помоги найти кому-то.

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» (Надо не кричать, а вежливо спросить : «который час?», а не сколько часов?. Надо употребить слово «пожалуйста», а после ответа сказать «спасибо»)
Девочка возмущенно пожаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой не-вежа, зовет меня Валькой!». «А как ты его зовешь?» - спросила мама. «Я его вообще ни как не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»».(Девочка должна звать по имени, а не кричать «Эй, ты!»)

Наша цель:, Развивать у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков.
воспитание стремления совершать добрые дела;

 Дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле;
 Воспитание стремления совершать добрые дела;


Цель: формировать навыки эффективного взаимодействия,
Цели: сформировать нравственные знания; развить чувство товарищества, взаимопомощи;
Задачи: раскрыть нравственное содержание доброты,
Цели:1) Формировать в сознании детей понятия «доброты», формировать ценностную ориентацию школьников;
2)
3) Воспитывать нравственность, интерес к чтению книг о дружбе, доброте.

Образовательная: формировать знания учащихся о доброте, дружелюбности.
Воспитывающая: воспитывать внимание, интерес к занятию, чувство ответственности, дисциплинированность.
Развивающая: учить анализировать и делать выводы.


Цель: воспитание высоконравственных людей.

Задачи:

  • помочь учащимся стать нравственно совершеннее, чище, помочь сделать свой нравственный выбор;

  • содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию и отдавать себе отчет в том, какую жизнь он предпочитает;

  • учить нести полную ответственность за свой выбор;

  • научить интерпретировать происходящее с точки зрения общих основ жизни собственным отношением к тому или иному явлению.

Цель: формирование у детей ресурсов противостояния “опасностям”, исходящим из личного пространства, пространства внешней среды и социального пространства.
Задачи:

установление взаимосвязи между человеческими чувствами и физическим здоровьем;

формирование умения владеть своими чувствами, умения сопереживать;

развитие речи, эмоций, мышления, воли, интереса к своему здоровью.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 5 Тема: «Добро и зло» iconТема: «Добро и зло»
Цель и задачи: помочь детям разобраться в понятиях «добро» и «зло», воспитывать в них чувство доброты, милосердия…

Урок 5 Тема: «Добро и зло» iconУрок 18. Добро и зло Тема : «Поспешай делать добро»
Сегодняшнее занятие мы начнем с вами несколько необычно: с двух маленьких экспериментов. В первом требуется в течение 1 – ой минуты...

Урок 5 Тема: «Добро и зло» iconУрок по основам религиозных культур и светской этики. Тема: "Добро и зло". 4-й класс

Урок 5 Тема: «Добро и зло» iconУрок литературы в шестом классе. Тема урока
...

Урок 5 Тема: «Добро и зло» iconДобро и зло
Цель: на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро»...

Урок 5 Тема: «Добро и зло» icon«добро и зло»
Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно научиться осознавать свои действия...

Урок 5 Тема: «Добро и зло» iconКлассный час «добро и зло». Учитель Теклина З. В. Цель: познакомить учащихся с понятиями «добро»
Цель: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни;...

Урок 5 Тема: «Добро и зло» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок 5 Тема: «Добро и зло» iconУрок №5. Тема: «добро и зло»
Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение

Урок 5 Тема: «Добро и зло» iconЗаседание дискуссионного клуба «Добро и зло в зеркале языка»
В статье рассказывается о том, что в русском языке с течением времени, за последние 150 лет, резко сокращается количество слов с...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница