Урок русского языка в 4 классе Тема: образование имен прилагательных




Скачать 45.41 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 4 классе Тема: образование имен прилагательных
Дата публикации04.08.2014
Размер45.41 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Астрономия > Урок
Урок русского языка в 4 классе

Тема: ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Цели: познакомить учащихся со способами образования имен прилагательных; развивать навыки работы с деформиро­ванным текстом; формировать у учащихся коммуникативные умения работать в группах; способствовать развитию орфографической зоркости учащихся.
Ход урока

I. Организационный момент. П. Упражнения в чистописании.

Ш. Актуализация опорных знаний.

Прочитайте стихотворение, написанное на доске:

Художницу нашу знает весь свет, Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие? Она и с существительным живет на редкость дружно:

Изменит окончание, когда ему так нужно. Она его не бросит и в воде, и на земле; Стоит с ним в том же роде, числе и падеже.

- О какой части речи это стихотворение?

- Что можете рассказать об имени прилагательном? Сегодня мы познакомимся с новыми сведениями об этой части речи.

^ IV. Работа по новым материалам.

1. Запись под диктовку загадки с последующим об­суждением.

Серебряные нити сшивают небо и землю.

  1. Объясните трудные орфограммы. (Серебряные - словар­ное слово, гласная е - непроверяемая. Это слово обозначает цвет.)

  2. 2) Давайте все вместе подумаем, от какого слова образова­лось слово серебряные» (От слова «серебро».)

  3. 3) Что можете сказать о том, как образовалось это имя при­лагательное? (От основы существительного при помощи суф­фикса -яй-.)

Вывод.

Большинство русских слов образуется при помощи суффик­сов от основ уже имеющихся в языке слов.

- С помощью каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные?

2. Образование имен прилагательных.

- Какое название можно дать группе имен существитель­ных? (Это металлы.)

- Запишите в столбик все слова. Образуйте при помощи ука­занных суффиксов имена прилагательные.

серебро-

медь –

золото –

олово –

железо -

^ Двое учащихся работают у доски, класс - самостоятельно,

1) Запишите с одним из образованных слов предложение.

2) Разберите его по членам предложения и частям речи.

3) Каким членом предложения является имя прилагательное?

3.Самостоятельная работа.

Зачитайте группу слов, записанных на доске, и распределите их на группы.

Ветвистый, горный, грозовой, морской, скалистый, грибной, садовый, волнистый, июньский, ароматный, зеленый.

I группа - с суффиксом ов -: грозовой, садовый.

II группа - с суффиксом -ист-: ветвистый, скалистый, вол­нистый.

III группа — с суффиксом -'н-: горный, грибной, ароматный.

IV группа - с суффиксом -ей-: морской, июнь^ий.

- Как называется такой способ образования имен прилага­тельных? (Суффиксальный.)

- Какое слово осталось? Почему? (Слово «зеленый». Его на­до отнести в отдельную группу.)

- У прилагательного зеленый нет суффикса, значит, каким способом оно образовано? Кто догадался? (Бессуффиксалъным.)

4.Работа по учебнику.

Давайте сверим свои выводы с научной теорией, которую предлагает нашему вниманию автор учебника.

- Прочитайте правило. Соответствуют ли наши выводы с правилами в учебнике?

5.Работа на доске.

- Прочитайте предложения, записанные на доске.

I ря д: Запылали алым цветом кисти спелые рябин.

II р я д: Идет весна с цветами и травой.

III р я д: От ресниц нависнул в очи серебристый пух.

1) Найдите в них имена прилагательные и расскажите, как они образованы.

2) Еще раз посмотрите на эти предложения. О каких месяцах идет речь?

3) Назовите осенние, весенние, зимние месяцы.

I ряд зачитывает осенние месяцы и образует от них имена прилагательные по образцу:

Сентябрь — сентябрьский.

II ряд - весенние месяцы.

III ряд - зимние месяцы.

Сделайте вывод. Как же образуются имена прилагательные? (Прилагательные образуются при помощи суффиксов -ян-, -ист-, -к- и основы имен существительных. Еще могут образо­вываться бессуффиксальным способом.)

6. Работа над текстом сказки с пропущенными име­нами прилагательными.

Учитель. Давайте поиграем в мозаику. Вместо стекляшек у нас будут различные имена прилагательные, которые надо вставить.

^ Работа распределяется по группам. Группа.

На __ планете жили __ человечки, у них были __ глаза, __ волосы, __ уши. Зато очень __ характер. Домики у чело­вечков были с __ крышами. Возле каждого домика сидела __ собачка. Собачки на этой __ планете были вместо кур, потому что __ домики охраняли __ дракончики и __ страусы. Они сидели на веревочках и рычали.

II группа.

На __ деревьях пели __ песни мухи. В __ лесах водились __ слонята, __ цыплята, __ ежики и __ ящерицы. А на __ черепахах __ человечки ездили в гости. Правитель __ планеты был человеком __ и _, он жил в __ и _ дворце с __ окна­ми и дверями. У него были __ слуги. Раз в __ саду возле __ дворца выросло _ растение.

^ Прилагательные для мозаики

Голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сер­дитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розо­вый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хоро­ший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теп­лый, ушастый, летучий, кривой, светлый, желтый, яркий, чер­ный, красный, странный, удивительный, чудной, меловый, баг­ровый, серый, цветочный, милый, бархатный, атласный, преле­стный, чудесный, коричневый, малоснежный, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.

Проверка. Чтение сказки.

V. Итог урока

- Кому было интересно на уроке?

- Что нового для себя открыли?

- Как думаете, какой способ образования имен прилагатель­ных встречается в жизни чаще?

- Что возьмете для себя с урока?

Домашнее задание: упражнение по учебнику на закрепле­ние изученного на уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 4 классе Тема: образование имен прилагательных iconУрок русского языка в 3 классе Тема урока: Имя прилагательное (обобщающий урок)
Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными,...

Урок русского языка в 4 классе Тема: образование имен прилагательных iconУрок русского языка в 3 классе Автор: Казбекова К. Х. Тема урока : Склонение имен прилагательных
Обеспечить в ходе урока усвоение алгоритма определения склонения имен прилагательных

Урок русского языка в 4 классе Тема: образование имен прилагательных iconУрок русского языка в 6 классе на тему: «разряды имен прилагательных»
Образовательная: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями

Урок русского языка в 4 классе Тема: образование имен прилагательных iconУрок русского языка в 4 классе. Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе
Цели урока: 1 Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе

Урок русского языка в 4 классе Тема: образование имен прилагательных iconУрок русского языка 3 класс Тема: «Употребление имен прилагательных в устной и письменной речи»
Закрепить умение правильного использования в речи имён прилагательных в процессе выполнения самостоятельной и творческой работы

Урок русского языка в 4 классе Тема: образование имен прилагательных iconУрок русского языка в 5 классе «Есть такая деревня русская…»
Обучающие: 1 повторить разряды прилагательных; 2 закрепить умения и навыки объяснения орфограмм в соответствии с условиями её написания;...

Урок русского языка в 4 классе Тема: образование имен прилагательных icon«Средняя общеобразовательная школа №14» Урок русского языка в 4 классе...
Обобщить знания об имени прилагательном как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать...

Урок русского языка в 4 классе Тема: образование имен прилагательных iconУрок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное. Изменение имен...

Урок русского языка в 4 классе Тема: образование имен прилагательных iconУрок русского языка Тема
Тема «Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа»

Урок русского языка в 4 классе Тема: образование имен прилагательных iconТема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница