Тема «Образы зимы»




Скачать 74.33 Kb.
НазваниеТема «Образы зимы»
Дата публикации25.07.2014
Размер74.33 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Астрономия > Документы
Приложение 9

Тема «Образы зимы»

(подготовительная к школе группа)

Автор: Ахтырская Юлия Викторовна ГБДОУ детский сад №62 Приморского района

г. Санкт-Петербург.

Продолжительность 30 минут.

Тип занятия: организация совместной деятельности педагога с детьми (открытое занятие)

Интегративные связи: литература, изобразительное искусство и музыка.

Цель: знакомство детей старшего возраста с отражением образа зимы в различных видах искусства.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать представление детей старшего дошкольного возраста о зиме;

  • актуализировать и активировать словарь по теме «Зима»

  • совершенствовать навык рассматривания картины, совершенствование целостного представления об изображенном на ней;

  • развитие связной речи; фонематических представлений (развитие навыков звукового анализа слова зима); мышления, творческого воображения, тонкой моторики;

  • воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине;

  • знакомство с новым понятием аллегория;

Методы и приемы:

  • словесный

  • наглядный

Оборудование:

  • аудиомагнитофон;

  • проектор;

  • ноутбук;

  • презентация «Образы зимы»;

  • светильник в виде снежинки или звезды;

  • волшебная палочка;

  • веточка в инее;

  • аудиозаписи: звуки природы «Пурга», П. И. Чайковский «Зимнее утро» из Детского альбома;

  • репродукции картины Игоря Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца»;

  • бумажная снежинка;

  • карта Эрмитажа;

  • рисунки скульптуры (по количеству детей);

  • пазл репродукции И. Шишкина «Зима»;

  • снежки из ваты;

Ход занятия:

Дети заходят в группу под звуки пурги.

Воспитатель: Заходите в группу и присаживайтесь на стульчики. Послушайте звук пурги и стихотворение Сергея Есенина о зиме:

Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути;
Ни проехать в лесу,
Ни пройти

Вопросы:

Какие признаки зимы мы представляем, слушая это стихотворение? (кластер) (Заметает пурга; ни проехать в лесу, ни пройти).

Что означают слова “белый путь”, выражение “в мягких снегах потонуть”? (глубокий снег, путь по снегу)

Воспитатель: А.С. Пушкин описывал зиму так:
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижно рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.




Вопросы:

Как автор называют зиму? (волшебница, матушка) Почему? (волшебница потому что всё волшебным сделала, украсила; матушка – потому что заботится о лесе, укрывает снегом, даёт отдых природе)

Какие образные выражения использовал Пушкин? (клоками повисла на суках дубов; волнистыми коврами; пухлой пеленою)
Молодцы.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о зиме. Вы расскажите нам о том, что вы знаете, а я вам расскажу, покажу и дам послушать много всего нового и интересного.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Так описывал березку поэт Сергей Есенин.

И живописцы изображали зиму на своих полотнах. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукцию картины Игоря Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».

^ Беседа по репродукции



Рассматривание картины И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца».
Воспитатель: Давайте поговорим о картине, на которой изображена русская зима. Что изобразил Игорь Грабарь на картине, которую назвал «Сказка инея и восходящего солнца»? Постарайтесь описать деревья, землю, небо. (ответы детей)
Посмотрите, художник нарисовал зимний березовый лес. Белоствольные молодые березки покрыты пушистым инеем. В лучах солнца иней кажется розовым. На земле лежит снег. Он тоже переливается всеми цветами радуги. Небо ясное, чистое, высокое, нежно-голубое. Видно, что это морозный день. От солнца по небу разливается золотой свет.

В каких, по вашему тонах, написана эта картина? (ответы детей)
В светлых тонах: белый, и голубой, и золотистый, и розовый цвета.

Вы наблюдали за тем, что снег никогда не бывает чисто белым. (ответы детей) Его цвет зави¬сит от освещения. На прогулке мы не раз видели, как меняется цвет снега.

Утром на прогулке снег бывает - серебристый, на котором лежали голубые тени.

Днем из окна мы видели золотистый, освещенный ярким солнцем снег.

Вечером, под лучами заходящего солнца, снег кажется розовым.

А когда вы идете домой из детского сада, в темноте снег какой? (ответы детей) - синий.

И на репродукции картины Игоря Грабаря снег не белый. На нем играют оттенки всех цветов: голубого, синего, сиреневого, розового. Какими еще словами можно сказать про снег на картине? Какой снег? (ответы детей)

Воспитатель подводит итог сказанного детьми: Рыхлый, глубокий, мягкий, холодный.

Что вы можете сказать о березах, изображенных на картине?

Березы белоствольные, красивые, нарядные, заснеженные.

Представьте, "что" мы с вами оказались на поляне перед березками. Подумайте, что мы увидим, услышим, почувствуем в зимнем лесу? Сейчас я взмахну волшебной палочкой, вы закроете глаза. Послушаете музыку и по фантазируйте.
Волшебная палочка нам помоги

И в зимний - сказочный лес нас приведи.
(Организация сюрпризного момента «Оживший элемент картины»)

Воспитатель включает П. И. Чайковский «Зимнее утро» из Детского альбома. Гасит свет (включает только ночник в виде снежинки или звезды) Берет в руки веточки в инее.
Воспитатель: Посмотрите. Какое у вас настроение при рассматривании этой картины и веточек. Радостное или грустное. (Обсуждение настроения).
Посмотрите, как много снега в лесу. Давайте попробуем высоко поднимая ноги, как бы перешагивая через сугробы дойти до стульчиков и послушать звуки зимнего леса.

(Дети переходят к поставленным стульчикам, для просмотра презентации)

Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, заниматься мы пойдем.

^ Просмотр презентации «Образы зимы».



Вы послушали звуки зимнего леса, ответьте, вы все узнали? (ответы детей) А как вы думаете, с каким звуком падают снежинки? (ответы детей)

Звездочки-пушинки,

Белые снежинки.

Вы внимательно смотрели, хотите отдохнуть? (ответы детей)

^ Коррекционная гимнастика для глаз

Снежинки вправо полетела –Глазки вправо посмотрели.
Снежинки влево полетела – Глазки влево посмотрели.
Ветер вверх их поднимает и на землю опускает.



^ Логопедическая зарядка.

Воспитатель:

Ребята, вы слышали как свистит ветер, давайте попробуем подразнить его (дети выполняют логопедическую зарядку), встаньте на ножки:

Мы подуем высоко: - с-с-с (подняться на носочки).
Мы подуем низко: - с-с-с (присесть).

Мы подуем далеко: -с-с-с (сильно дуют в стороны).
Мы подуем близко: - с-с-с (руки ко рту).

Ребята, как шипит вьюга?

Мы подуем высоко: - ш-ш-ш(подняться на носочки).
Мы подуем низко: - ш-ш-ш (присесть).

Мы подуем далеко: -ш-ш-ш (сильно дуют в стороны).
Мы подуем близко: - ш-ш-ш (руки ко рту).

Молодцы.

^ Игры со словами:

Разгадайте загадку:

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зимушка – зима)

Молодцы загадку отгадали. А теперь сложная задача.

^ Звуковой анализ слова зима.

Воспитатель: Сколько звуков в слове зима? (4)

Назовите их по порядку. (З, И, М, А)

Сколько гласных звуков в слове зима? Какие это звуки? (И, А)

Сколько согласных звуков в слове зима? Какие это звуки? (З, М) Очень хорошо.

Подумайте и скажите из тех слов, которые я вам назову самое длинное: снегопад, зима, пурга. Ветер, сосулька, вьюга.

Какое слово лишнее: снегопад, сосулька, пурга (почему);

вьюга, снег, ветер (почему). Молодцы. Вы как школьники, со всеми заданиями справились.

Послушайте, какая красивая загадка о снеге:

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он на солнышке румяный,

Под луною - голубой.

Он за ворот и карманы

Залетает нам с тобой.

Он и белый, и мохнатый,

И пушистый, как медведь.
Правильно, это снег. А вы услышали как автор загадки говорит о снеге: летает белой стаей; звездой прохладной тает; на солнышке румяный; белый, и мохнатый, красивые, сказочные сравнения снежинки со звездой, с белой стаей. Такие сравнения, когда автор не говорит о чем подумал, а как бы слегка приоткрывает завесу тайны и дает возможность нам подумать, поразмышлять, догадаться называется аллегория. Аллегория красивое волшебное слово я предлагаю вам, как школьникам выполнить домашнее задание вместе с родителями. Выберите, что для вас наиболее интересно:

  • воспитатель раздает карты Эрмитажа на которых отмечен зал, где выставлена скульптура Мориса Этьена Фальконе аллегория «Зима» и ее небольшой карандашный рисунок;

Детям, совместно с родителями необходимо отыскать в залах музея скульптуру, узнать ее название и автора, записать на рисунке полученные знания.

  • воспитатель раздает части репродукции И. Шишкина «Зима»;

Детям необходимо отыскать в Русском музее картину Ивана Шишкина и ее название. Записать полученные знания. На последующем занятии сложить все пазлы в единую репродукцию.

Те, кто смогут выполнить задание будут награждены похвальной грамотой.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, помните отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:

Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Хотите и вы попроказничать? Предлагаю в конце занятия покидаться снежками? (ответы детей)



Молодцы, вы меткие стрелки.

Поблагодарите наших гостей. Попрощайтесь с гостями.

Воспитатель: Предлагаю вам превратиться в снежинки и полететь к столам, за которым вы можете выбрать игры по желанию.

Закружились, завертелись

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей

Легкие пушинки.
Осуществление детьми самостоятельной деятельности в центрах активности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема «Образы зимы» iconТема: Царица зима
...

Тема «Образы зимы» iconТема: Образы растений (дерева, куста, цветка) в лирике Марины Цветаевой
Образы растений в произведениях русских поэтов часто имеют символическое значение, и эта традиция восходит к мифологическому народному...

Тема «Образы зимы» iconУрок литературного чтения во 2 классе
Цель: показать полнокровность поэтического образа зимы, созданного Пушкиным: выразительный зрительный образ; наполненность картины...

Тема «Образы зимы» iconТема: Библейские образы в искусстве Стихотворение Пушкина «Пророк»...
Симонов «наши прадеды молились за в Бога не верящих внуков своих», а библейские образы жили в крови, в сердце людей. И эти люди украшали...

Тема «Образы зимы» iconРазработка урока по литературе (10 класс) Тема: Личность и творческий...
Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира»

Тема «Образы зимы» iconТема: «зима»
Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы, о зимних явлениях природы

Тема «Образы зимы» iconРешение задач в режимных моментах Решение задач в самостоятельной...
Тема I недели «Здравствуй, зимушка-зима!» (признаки зимы, зимние забавы) -2я младшая группа

Тема «Образы зимы» iconУрок литературы в 5 классе Тема: Образы природы в русской литературе
Тема природы отражалась не только в поэзии, но и в музыке и живописи. Мы обратимся к репродукциям картин художников-пейзажистов И....

Тема «Образы зимы» iconТема: «Развитие творческих способностей детей через песенно-игровые...

Тема «Образы зимы» iconУрок технологии 4 класс. Тема: в гостях у чародейки зимы. Гжельская роспись
Познакомить с традиционным искусством создания бытовой утвари гжельских мастеров



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница