ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(В.С.Кузин)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Изобразительного искусства» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» образовательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительного искусства.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания. В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти:
1 четверть «И снова осень к нам пришла»;
2 четверть «В мире сказок»;
3 четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»;
4 четверть «В каждом рисунке – солнце».
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 34 часа:
рисование с натуры (рисунок, живопись) – 10 часов;
рисование на темы - 8 часов;
декоративная работа – 7 часов;
лепка – 3 часа;
аппликация – 2 часа;
беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.
В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
понятия «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного или теплого оттенков: красно-оранжевого и желто- оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линия симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выявлять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
творчески применять простейшие приемы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
Тематическое планирование учебного материала на 1 – 2 полугодие 2013…–2014… учебного года.
1 четверть (9 часов)
«И снова осень к нам пришла»
Дата
| №
п/п
| Тема урока
| Кол – во
часов
| Вид урока
| Дополнительный дидактический материал
|
| 1
| Прощаемся с теплым летом
| 1
| Рисование по памяти и представлению
| Репродукции Ф.А.Васильева и И.И.Шишкина, стих. Ю.Щербакова
|
| 2-3
| Осенние листья сложной формы
| 2
| Рисование с натуры
| Репродукция И.И.Левитана, коллекция осенних листьев, стих.В.Политова
|
| 4-5
| Русская матрешка в осеннем уборе
| 2
| Декоративное рисование
| Образцы русских матрешек,, нар. творчество
|
| 6
| Дары осеннего сада и огорода
| 1
| Рисование с натуры
| Репродукция Т.Н.Яблонской, муляжи, стих.
|
| 7-8
| Мы осенью готовимся к зиме
| 2
| Декоративное рисование
| Образцы декоративно-прикладного искусства, загадки
|
| 9
| Сказка в произведениях русских художников
| 1
| Беседа
| Репродукции – В.М.Васнецова, И.Я. Билибина, М.А.Врубель
| 2 четверть (7 часов)
«В мире сказок»
|
| 10-11
| Иллюстрирование «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин
| 2
| Рисование сказочных сюжетов
| Иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказка о царе Салтане», музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
|
| 12
| Игрушка «Золотая рыбка»
| 1
| Рисование с натуры
| Иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказка о царе Салтане», стих. А.А.Фета, загадка
|
| 13
| В сказочном подводном царстве
| 2
| Тематическое рисование
| Иллюстрации И.Я. Билибина к былине «Садко», изобр. рыб, музыка из балета
|
| 14
| Сказочный букет
| 1
| Лепка
| Образцы произведений народного декоративно-прикладного искусства
|
| 15
| Готовим наряд для сказочной елки
| 1
| Декоративное рисование
| Стих.В.Политова «Елочка», песня «Новогодняя хороводная»
|
| 16
| Мы готовимся к встрече Нового года – праздника радости и сказок
| 1
| Декоративное рисование
| Стих. Е.Серовой «Гости», А.Блок «Фейерверк»
| 3 четверть (10 часов)
«Труд и отдых людей зимой и весной»
|
| 17
| Труд людей зимой
| 1
| Тематическое рисование
| Репродукция картины А.А. Дейнеки, стих Ю.Щербакова
|
| 18
| Городские и сельские стройки
| 1
| Тематическое рисование
| Слайды. репродукции, фотографии Кремля, стихотворения
|
| 19
| Орудия труда человека
| 1
| Рисование с натуры
| Детские игрушки (ведро, лопатка), загадки
|
| 20-21
| Веселые игрушки
| 2
| Декоративное рисование
| Образцы (слайды, фотографии) богородской деревянной игрушки
|
| 22
| Красота в умелых руках
| 1
| Декоративное рисование
| Иллюстрации произведений различных народных промыслов
|
| 23
| Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме и бабушке
| 1
| Аппликация
| Образцы (слайды. фотографии) вышивки
|
| 24-25
| Домашние животные
| 2
| Лепка
| Таблицы с изображением животных, загадки
|
| 26-27
| Иллюстрирование стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
| 2
| Рисование выбранного сюжета
| Репродукция картины И.И. Левитана «Март», стих. Н.А.Некрасова
| 4 четверть (8 часов)
«В каждом рисунке - солнце»
|
| 28-29
| Полет на другую планету
| 2
| Тематическое рисование
| Фотографии и рисунки на тему космоса
|
| 30
| Ветка вербы
| 1
| Рисование с натуры
| Иллюстрация ветки вербы, стихотворение А.А.Фета «Верба»
|
| 31-32
| Иллюстрирование стихотворения Д.Родари «Всемирный хоровод»
| 2
| Рисование выбранного сюжета
| Репродукции картин художников В.Перова, В.Суркова, И.Репина и др., стих. Р.Гамзатова «Всемирный хоровод» Д. Родари
|
| 33
| Весна в произведениях русских художников
| 1
| Беседа
| Репродукции – Ф.Васильева «Оттепель», А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и др.
|
| 34
| Пусть всегда будет солнце
| 1
| Тематическое рисование
| Репродукция А. и С. Ткачевых «Детвора», стих.А.Пришелец «Наш край», М.В. Исаковский «Родина»
| |