Скачать 52.23 Kb.
|
ВНЕКЛАСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Урок-игра «Знаешь ли ты причастие?». 7 класс. Цели: *обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о причастии; * развивающая: повышать грамотность учащихся; * воспитательная: прививать любовь к родному языку. Оборудование: компьютер, слайды, музыка. Вступительное слово учителя. Наше внеклассное мероприятие посвящено теме «Причастие» Пройдет оно в новой для вас форме. Это – брейн-ринг. Прошу команды «Одержимые» и «Неунывающие» занять свои места. (Звучит песня о друге, учащиеся занимают свои места за столиками. Учитель представляет членов жюри). Учитель: Обратите внимание: на экране репродукция картины Васнецова «Золотая осень». Эта чудесная пора вдохновляла творчество художников и поэтов. Послушайте, что написал об осени А.С. Пушкин. (стихотворение читает ученик). Сегодня нам предстоит не раз встретиться с описанием этого времени года. Учитель: «Начнем игру, сначала – разминка. Я прочитаю несколько четверостиший, а вы найдите причастия и объясните их правописание. Задание болельщикам: выполнить эту работу на листочках, которые в конце мероприятия вы сдадите мне». Учитель читает отрывки из стихотворений русских поэтов об осени.
Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.
Как бури слышен зимний свист, Один на ветке обнаженной Трепещет запоздалый лист.
Серебрит мороз увянувшее поле! Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор.
И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий, серый свод небес
Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется теплая и чистая лазурь На отдыхающее поле.
Куда ни кинешь взор пытливый Встречает высохшие нивы И обнаженные поля. Учитель: Хорошо. Разминка закончена. Обе команды справились с заданием успешно. И теперь первый конкурс: отыскать в тексте и выписать словосочетания «прич.+сущ.», выделить в причастиях суффиксы». (К доске выходят 2 ученика, остальные учащиеся работают на листочках). (Проверка выполнения задания. В начале проверки участники команд сами исправляют допущенные ошибки, затем привлекаются болельщики). Учитель: А теперь игра «Найди четвертое лишнее». (В словосочетаниях найти и объяснить лишнее). (Учитель диктует 4 группы словосочетаний). 1 группа 1.На пестреющем лугу, 2. плескавшиеся волны, 3.летящим самолетом, 4.посаженные весной. П группа 1.Покрашенные краской, 2.отнятая игрушка, 3.надписанная книга, 4.управляемая модель. 3 группа 1.Любящий сын, 2.лечащий врач, 3.борющийся за свободу, 4.дышащий кислородом. 1У группа 1.Несущий ответственность 2.красящее вещество, 3.читаемая книга, 4.остывший суп. Учащиеся называют лишнее, объясняют, по какому признаку. Болельщики работают на листочках. Учитель: Молодцы! Следующее задание: распределите по группам причастия. Лист разделите надвое, в левой части – страдательные причастия, в правой – действительные. (Учитель диктует причастия, учащиеся записывают на листочках, два ученика на доске. Действительные Страдательные причастия: причастия: Показавшееся солнце Незасеянное поле Ведущая в парк выращенный урожай Опавшие листья управляемая модель Увядший цветок разлитое молоко Летящий предмет невидимый лес. Учитель: Покажите глагольные признаки названных причастий. Первая команда – действительных, вторая – страдательных. На подготовку 1 минута. (Учащиеся работают в командах. Проверка выполнения задания). Блиц-турнир. Условие: побеждает команда, которая первой правильно назовет ответ на вопрос.
Учитель: В двустишиях назовите причастия, обоснуйте свой ответ.
Как ярким золотом пылающий костер.
Скворцов рассыпанная стая. И снова все кругом замрет.
Тихо шепчет темный лес.
Еще зеленый дуб и желтые березы.
В степи ночующий обоз.
Гляжу я из окна в пустой заглохший сад.
Сквозною оградой стоит. Учитель: Игра с болельщиками. Изменить данные причастия (указывается падеж, число). (Ответы учащимися записывают на листках. Этот прием позволяет проверить знание вопроса всеми учащимися). Учитель: Осень. Эта пора привлекала художников и поэтов прошлого и настоящего. Послушайте отрывок из поэмы И. Бунина «Листопад». Скажите, какую роль играют причастия? (Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной). Учитель: Выполним графический диктант.
(Ребята выполняют диктант на листочках, двое работают у доски). Учащиеся вносят изменения в работы, выполненные на доске. Учитель: Записать по схеме предложения, выделить причастные обороты. Учитель: Цель нашего турнира: вспомнить не только морфологические признаки причастий, но и способы их образования. Записать следующие причастия (Двое работают на доске, остальные на листочках). Учитель: Образуйте причастия, если известны составные части.
Работа проверяется. Самостоятельная работа: разобрать по составу следующие причастия: движущаяся, приближающегося, прикасавшиеся, оберегаемых, заросших. (Фронтальный опрос). Учитель: Сейчас мы повторили способы образования причастий. Посмотрите на таблицу, расскажите, как образуются причастия (Слайд). Подведение итогов игры. Звучит песня о дружбе. |
![]() | Цель: Не только обобщить и систематизировать материал по теме «Причастие и деепричастие», но и сравнить эти две части речи (особые... | ![]() | Причастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в тебе свойства прилагательного... |
![]() | Урок-экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие» в 6 классе | ![]() | Урок ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную и групповую. В ходе урока со своими мини проектами, презентациями... |
![]() | Выполнить тесты по теме «Причастие». Для этого в адресную строку скопируйте ссылку и пройдите тест, нажав кнопку «Далее». Результаты... | ![]() | Цели урока: закрепление умения находить причастие и определять его грамматические признаки, умения находить и правильно писать орфограммы... |
![]() | Дать определение причастного оборота, вспомнить знаки препинания при причастном обороте | ![]() | Ты не знаешь где ты?, если ты не знаешь прошлого своих пращуров, а в будущем к этому вопросу добавится ещё один кто ты? |
![]() | Оборудование: карточки с заданием, эмблемы, красочно оформленная доска с высказываниями о русском языке | ![]() | Урок-игра по теме “England and the English”, подготовленный и проведенный в рамках недели английского языка и в честь 225-летия со... |