Урок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение




Скачать 58.32 Kb.
НазваниеУрок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение
Дата публикации22.02.2014
Размер58.32 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Астрономия > Урок
Урок одного стихотворения

Тема: Части речи. Обобщение.

Цель:

1..Суммировать знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог).

2.Развивать речь учащихся.

3.Учить обобщать, доказывать, обосновывать свои ответы

4.Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:

-плакаты, схемы-опоры о частях речи.

-картины: И.И.Левитан « Весна. Большая вода », А.К.Саврасов « Грачи прилетели »,

-музыка из цикла «Времена года - Апрель» П.И.Чайковского.
Ход урока:
1.Организационный момент.

2. Повторение. Введение в тему урока.

-Тему сегодняшнего урока вы узнаете из моих подсказок:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Имя существительное)
Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное)
Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду-

Все в действие придет:

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет. (Глагол)
И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит по? Что значит за?

И за и по -…(предлоги)».
-Сегодня мы с этими частями речи совершим путешествие. А куда, догадайтесь сами:

Пришла, улыбнулась-

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды.

Наряд белоснежный

Надели сады.

Взревев, за работу

Взялись трактора.

А птицы пропели:

«Вить гнезда пора!»

-Итак, это…весна.



3.Минутка чистописания.

-Откройте тетради. Запишите число.

-Какое слово написано на доске? Охарактеризуйте буквы в этом слове. Какие звуки они обозначают?

В е с н а
4.Словарная работа.

-Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

^ От слов кусочки откусили,

Из книжки в норку утащили.
-В продолжении урока нам встретятся слова. (слова выставлены на доске)

в . сна , р . ка , со . нце , выш . на , жав . ронок
5.Графический диктант.

-Запишите в тетради только пропущенные буквы.

-Проверим. Докажите проверочным словом.

( е , е , л , и , о )
6.Работа над текстом.

(звучит музыка П.И.Чайковского).

-Послушайте стихотворение Е.А.Баратынского(1800-1844) «Весна»

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон,

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.
Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед.
Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне

-О каком времени года говорится в стихотворении?

-Подробнее познакомимся с признаками весны.
-^ Прочитайте первое четверостишие.

( у каждого на парте лежит листочек с первым четверостишием).

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон.

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

-Какую картину вы представили? (небо - чистое, лазурное, ясное;

солнце - яркое, ослепительное)

а) Работа по картине.

-Посмотрите на картину и скажите, подходят ли названные признаки к ней?

-Вслушайтесь в красоту звучания слов. Какие образные слова и выражения привлекли ваше внимание?

б) Игра « Узнай и найди по описанию».

( на доске выставлены слова и их значения)

1. небосклон - светло-синий цвет, синева.

2. лазурь - мешает видеть, смотреть.

3. слепит - глаза.

4. очи - часть неба над горизонтом.
-Найдите в этом отрывке имена существительные. Что вы знаете об этой части речи?

( Памятка-опора дана в виде солнышка с лучиками).
в) Задания по группам:

1- Определите род, число имен существительных.

2-Среди данных слов найдите лишнее.

^ Весна, воздух, очи, он (он - местоимение 3 лица).

3-Сделайте звуко-буквенный разбор слова весна.

Дополнительное задание: Подберите синоним к слову очи.
^ Физминутка « Цветок»
-Прочитайте 2 четверостишие.

На торжествующем хр . бте

Шумят ручьи! Бл . стят ручьи!

Поднятый ею ле . .

Взревев, р . ка н . сет.
а) - Что вы заметили? Восстановите порядок строчек.

-Как называется это явление? (ледоход).

-Что происходит со льдом? ( трескается, ломается, разрушается, набегают, погружаются).

-К какой части речи относятся эти слова? (глаголы).

-Что вы знаете об этой части речи?

(памятка-опора о глаголе)

б) - Прочитайте выразительно стихотворение.

(Работа с сигнальными карточками).

-Покажите пропущенные буквы. Назовите проверочные слова.

-Какие встретились непонятные слова?

^ Хребет-позвоночник, спина; горная цепь.

Торжествующий – чувство радости, удовлетворения.

-Какие глаголы встретились в четверостишии?

Шумят, блестят, несет
Индивидуальные задания по группам:

1-Образуйте от этих глаголов другие части речи. Подумайте, как можно их назвать? (однокоренные)-

2-Измените глаголы в ед.ч. по временам.

Н. ВР. ПР. ВР. БУД. ВР.

3- Образуйте глаголы неопределенной формы.

-Прочитайте 3 четверостишие.

а)- Замените рисунки словами, вместо линий добавьте пропущенные слова.
Под самое взвился
И в … выш . не
жаворонок поет
гимн в . сне.
(слова-помощники: солнце, яркой, незримый, жаворонок, заздравный)
Физминутка.

-Весной просыпается природа. Мы с вами оказались на проталинке. Подслушаем разговор бабочки с мухой.

^ Инсценирование «Крапивница и муха».
б)- Еще раз внимательно прочитайте четверостишие.

-К какой части речи относятся пропущенные слова? (имена прилагательные).

-С какими словами они дружат и как называются эти пары? (словосочетания).

в)- В словосочетаниях выделите окончания, определите падеж, поставьте вопросы.

Задания по группам:

1- в яркой вышине

2- незримый жаворонок

3- заздравный гимн
Как определить падеж имени прилагательного? ( по существительному, к которому оно относится).

-Что означают эти слова?

незримый - недоступный зрению, скрытый, тайный.

заздравный – провозглашается за здоровье.

Гимн – торжественная песня ( символ), хвалебная песня.
-Запишите это четверостишие в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения. Определите части речи.

-Сколько сказуемых? Как они называются в предложении? (однородные).
в) - Какие маленькие и незаметные слова встречались в стихотворении? (предлоги)

-Выпишите из текста слова с предлогами. Сделайте морфологический разбор имен существительных:

1-под солнце

2- на хребте

3- в вышине
7. Обобщение.

-С какими частями речи мы сегодня работали? На какие две группы можно разделить эти части речи?

-Выразительно прочитаем все стихотворение.
^ 8. Домашнее задание.

-Выучите стихотворение наизусть, сделайте к нему рисунки.

Приложение.
Физминутка « Цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

«Крапивница и муха»

( инсценирование )
Крапивница:

-Пусти муха, пусти негодная!

Тут на бревнышке мое место, я сама хочу на солнышке греться!
^ Муха:

-Кто ты такая, чтоб тебя пустить?
Крапивница:

Бабочка я, крапивница. Не тебе, муха, чета!
Муха:

-Ну и лети к себе в крапиву!
Крапивница:

-Где крапива, когда еще снег кругом?
Муха:

-А мне какое дело? Это мой дом, моя стенка, мое теплое бревнышко. Я еще осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щелочке под окошком.
Крапивница:

-И я спала в щелочке под окошком! Ты с какой стороны?
Муха:

-С левой.
Крапивница:

-А я справой! Я тоже здешняя.
Муха:

-Ну, тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе на весеннем припеке погреемся!




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение iconТема: «Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи»
Урок деловая игра Обобщение знаний о признаках имени сущ как части речи в 3 классе

Урок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение iconУрок русского языка в 4 классе. Тема «Обобщение знаний по теме «Части речи»
Задание 1: разработать 2 урока в деятельностных технологиях, опираясь на технологические карты

Урок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение iconУрок по русскому языку тема : «обобщение знаний учащихся о глаголе»
Слово учителя: Ребята я прочитаю небольшое стихотворное вступление, а вы постарайтесь сами определить о какой части речи мы поговорим...

Урок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение iconВеселый конкурс по русскому языку Цели
Обобщение знаний полученных в 3 классе (части слова, части речи, изменение частей речи)

Урок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи

Урок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение iconУрок по письму и развитию речи в 7 классе. Тема: «Понятие о местоимении.»
Ознакомление с ролью местоимений в речи, дать первоначальное представление о местоимении, как части речи

Урок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение iconОбобщение знаний о признаках имени существительного как части речи
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим имеющиеся у нас знания об имени существительном. А помогут нам в этом страницы произведений...

Урок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение iconПлан-конспект урока русского языка во 2-м классе с использованием...
Обобщение знаний учащихся о частях речи, формирование умения распознавать части речи

Урок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение iconУрок-игра «О, счастливчик!» Урок обобщения знаний по теме «Части речи»
Цель: обобщить представления учащихся о крупных лексико-грамматических группах слов – частях речи, их особенностях

Урок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение iconУрок 40. Тема урока: Понятие об имени существительном
Формировать у учащихся умение определять в речи имена су­ществительные; дать общее представление о том, на основе каких признаков...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница