Урока литературы в 6 классе. Тема урока: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов




Скачать 58.48 Kb.
НазваниеУрока литературы в 6 классе. Тема урока: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов
Дата публикации11.10.2014
Размер58.48 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Урок
Конспект урока литературы в 6 классе.
Тема урока: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов
Цель: познакомить учащихся с творчеством военных поэтов: К. Симонова, С. Самойлова.
Ход урок:

  1. Вступительное слово учителя.

(На фоне классической музыки)

Прошло много лет с того времени, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. С каждым днем уходят в прошлое героические годы Великой Отечественной войны. Время идет вперед, но память остается. Память о событиях военных лет, изменивших ход истории, не иссякает.

И сегодня мы будем говорить с вами о поэзии, опаленной войной.

Война – это страшное испытание для страны и народа, испытание для нашей литературы. Она оказала огромное воздействие как на ход истории, на развитие мировой и русской культуры. Более тысячи писателей ушли на фронт, и свыше 400 не вернулись домой. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты и прозаики:

– Это – Юлия Друнина.

– Ольга Берггольц.

– Алексей Сурков.

– Николай Тихонов.

– Константин Симонов.

– Семен Гудзенко.

– Сергей Орлов.
^ 2. Новая тема.

Тема нашего урока «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов». Поэты ушли на фронт, но их основным оружием было перо. Они писали страшные картины войны. С первых дней и по всей стране как призыв зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.
(^ Исполняется 1 куплет песни А. В. Александрова на стихи В. И. Лебедева-Кумача «Священная война», слайды презентации).
С этой песней родные и друзья провожали солдат на смертельный бой с фашизмом. Душевные слова и волнующая музыка звучали как присяга, которую давали уходившие на фронт.
- Ребята, почему война называется "священной"?

   (Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она священная, потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека).
К. Смирнов – военный корреспондент, поэт. Его военная лирика – головокружительный пик его поэзии, где сплавилось воедино все: война, любовь, Родина, юность. В творчестве Константина Михайловича Симонова тема Великой Отечественной войны занимает особое место.

Стихи Симонова знали все - на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, их читали по радио и с эстрады. Их посылали в письмах с фронта и на фронт, пели. В те годы не было человека, который не знал бы "Жди меня", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины". Последнее стихотворение посвящено другу Симонова, поэту Алексею Суркову.
^ Чтецы читают названные стихи выразительно.

Звучит песня «Жди меня».
- Какие картины предстают перед вами?
      (Константин Симонов на дорогах войны увидел картину отступления советских войск. Перед нами образ бесконечных дождей, усталых женщин, длинной дороги, вдоль которой стоят деревни с погостами).


- Какие чувства вызывает стихотворение?

- Какие строки больше всего потрясли вас, вызвали самые сильные переживания?
      Стихотворение передает чувство горя, огромной беды, вызывает сострадание к тем, кто пережил войну.

(Дети прочитают те строки, которые больше всего поразили их.)
- Как поэт выразил свою любовь к Родине?

- Какими словами он прославил русских солдат?

- Какое чувство самое дорогое для русского человека?

- Обратимся вновь к началу стихотворения.

- Какие изобразительные средства языка помогают передать горькие картины, которые увидел поэт на Смоленской земле?

- Как вы думаете, почему поэт рисует не картину боя, а осеннюю дорогу, на которую к солдатам выходят русские женщины, и избу′ под городом Борисовом?

- О чем говорят поэту слова старухи?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

      Войска отступают, но жители оккупированной территории, верят, что войска прогонят фашистов с Русской земли.


- Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало популярным, любимым в народе?

(Стихотворение не просто рассказывает о войне, ее трудностях. Это стихотворение лирическое – передает переживания, которые испытывал весь народ, передает стыд, боль, горечь бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу придает стихотворению особый лиризм, искренность.)
Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение К.Симонова, - автор песни «Землянка». Грустное и лирическое стихотворение, которое стало песней. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. А.Сурков просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая обстановка вокруг… Письма в стихах были весьма распространенным жанром во время ВОВ. В них солдаты говорили о том, что их волнует, тревожит, печалит или радует. Предлагаю вам послушать песню «Землянка» (звучит песня «Землянка»).
^ Чтец исполняет стихотворение Давида Самойлова «Сороковые».
Давид Самойлович Самойлов (его настоящая фамилия Кауфман) тоже был двадцатилетним, когда началась война. В 21 год он ушел на войну. Прошел Самойлов, пулеметчик, а затем комвзвода разведки, от Вязьмы до Берлина. За время войны почти не писал: не до этого было. Первую книгу он выпустил только спустя тринадцать лет после войны.

В 1963 году он выпустил следующую книгу, которая называлась «Второй перевал». Она открывалась стихотворением, которое стало художественным паролем всего творчества Самойлова, — «Сороковые».
(чтение стихотворения «Сороковые»)



   - Как поэт рисует картины войны?

   (Стихотворение рассказывает о войне. Создается впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а может, страницы своей памяти: «А это я на полустанке…», «Да, это я на белом свете…».)

Тремя безличными предложениями изображается холод, неустроенность, опустошающая сила: «Просторно. Холодно. Высоко.»

   Повторы и многоточия:

«И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…»

Многие строки стихотворения начинаются одинаково – с повторяющегося союза и, соединяющего военные воспоминания в одну череду: «Война, беда, мечта и юность!»

   - Найдите антитезу в стихотворении. Что в ней выражено?

    («Война гуляет по России,

А мы такие молодые!»

 - Какова, по-вашему, главная мысль стихотворения?
      (Главная мысль стихотворения — противоестественность совмещения войны и жизни, смерти и молодости).



- Какими вы представляете себе годы, если о них сказано: «роковые», «свинцовые», «пороховые»?

– Что добавляют к этой картине слова «перестуки эшелонные», «извещенья похоронные», «погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку»?

- Как вы их понимаете?

- Прочитайте строки, где приведена антитеза (противопоставление образов). - - - - Какая мысль в ней выражена?

- Обратите внимание, как меняется настроение поэта.

- Как вы думаете, какую роль играла в те суровые годы поэзия?

(Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний. Поэты создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдата, звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.

Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь усеянным розами даже в дни побед, но и не чернила его. Она говорила о нем правду, она изображала судьбу человека. Была победной там, где была победа, и была скорбной там, где была скорбь).
^ 3. Итог урока.

Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем. Поэзия военных лет обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, вселяла веру и надежду. Это поколение, пережившее все тяготы войны, через десятки лет обращалось к своим потомкам, напоминая о высоком моральном подвиге людей, защитивших мир от коричневой чумы.
Д/З: выяснить значение непонятных слов в стихах, выучить понравившееся стихотворение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока литературы в 6 классе. Тема урока: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов iconУрок по литературе. 6 класс. Тема: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов
Цели урока: Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы

Урока литературы в 6 классе. Тема урока: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов iconВеликая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов Цель урока
Дать представление о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого...

Урока литературы в 6 классе. Тема урока: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов iconТема урока –«Великая война –Великая Победа» Тип урока
Великая Отечественная Война, Вторая Мировая война, битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, фашизм

Урока литературы в 6 классе. Тема урока: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов iconКонспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была война…»
Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не...

Урока литературы в 6 классе. Тема урока: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов iconТема : Великая Отечественная война в литературе. Лирика военных лет. Урок 2
Цель: знакомство с лирикой поэтов 40-х годов; патриотические мотивы и сила патриотического чувства в стихотворениях поэтов

Урока литературы в 6 классе. Тема урока: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов iconВеликая Отечественная война в стихотворениях
Цели урока: образовательные: познакомить учащихся с творчеством К. Симонова; учить применять знания по теории литературы в ходе анализа...

Урока литературы в 6 классе. Тема урока: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов iconУрок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная...
Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского

Урока литературы в 6 классе. Тема урока: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов iconУрок литературы в 11 классе посвященный Дню Победы Тема: Великая...
Цель: показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями...

Урока литературы в 6 классе. Тема урока: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов iconУрок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века
Цель урока: Сформировать представление о способах создания образа природы в стихотворениях русских поэтов XIX века на примере стихотворений...

Урока литературы в 6 классе. Тема урока: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов iconУрок литературы в 8 классе Тема урока: «Поэтический образ зимы в...
Цель урока: сформировать представление о художественном произведении как о звене единой художественной системы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница