Методическая разработка классного часа




Скачать 170.78 Kb.
НазваниеМетодическая разработка классного часа
Дата публикации03.12.2014
Размер170.78 Kb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Методическая разработка
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №12

Краснооктябрьского района г. Волгограда


Методическая разработка классного часа

«Вперед в прошлое! Дети войны»

(военно-патриотическая проблематика классного часа в средней школе)


Подготовила и провела:
Бухтиярова Екатерина Геннадиевна,

учитель информатики и ИКТ,

классный руководитель 6 «Г»и

МОУ гимназии №12

Краснооктябрьского района

города Волгограда
Волгоград,

Аннотация
В работе многих учителей есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Целью своей деятельности я ставлю воспитание гармонически развитой личности с собственной гражданской позиции, а процесс воспитания понимаю как управление процессом формирования индивидуальности через создание благоприятных условий. Воспитание детей является одним из главных приоритетов и неотъемлемой составляющей современного образования в России.

В основу процесса воспитания положены базовые национальные ценности: человек, семья, Отечество, земля, мир, знания, труд, культура. Эти ценности способствуют процессу постепенного вхождения взрослеющего человека в МИР, определения СВОЕГО МЕСТА среди других людей и восхождения к собственной СВОБОДЕ.

С понятиями, как любовь к своему Отечеству, неразрывность с историей, культурой, достижениями, проблемами прошлого и настоящего связано с понятием патриотизм. Он составляет духовно-нравственную основу личности, способствует формированию гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном служении Родине.

Поставленную цель я реализую через систему классный часов патриотической тематики. Я уверена, что такой подход к воспитанию необходим, так как способствует приобщению подрастающего поколения к военной истории своей страны, народному подвигу и человеческому достоинству сверстников.

Выбор темы и содержания системы классных часов по патриотическому воспитанию был мною сделан на основе изучения представлений, интересов и актуальности тем по проблеме войны. Анкетирование и личные беседы с обучающимися моего класса показали, что наиболее актуальной темой в данный возрастной период является тема жизни их сверстников во время войны.

Классный час предназначен для учащихся 5—6 классов средней образовательной школы.

Целью проведения данного мероприятия является: развитие интереса к жизни сверстников в годы войны и событиям в жизни родного края; формирование собственной гражданской позиции; воспитание уважения к военной истории Государства.

Конспект классного часа

Тема: «Вперед в прошлое! Дети войны»
Цель: Способствовать развитию и воспитанию патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:

  1. Углубить и расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне (на примере жизни сверстников в годы Великой Отечественной войны)

  2. Способствовать

- формированию у обучающихся личностного отношения к военному прошлому нашей страны; гражданской позиции

- развитию интереса к жизни сверстников в годы Великой Отечественной войны;

- воспитанию уважения к военной истории России в годы Великой отечественной войны

- Продолжить работу по воспитанию духовно – нравственному воспитанию обучающихся.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, документ-камера, пилотки, листы для писем треугольников, ручки, предметы (автомат (игрушечный), бинт, подшипник), хлеб 125г., мультимедийная презентация, два ватмана формата А2: голубое небо, черно-белое небо; картинки еды, окружения, деятельности, общения цветные (наше время), черно-белые (военное время), звездочки двух цветов для рефлексии.
^ Возраст обучающихся: 6 класс (12- 13 лет)
Оформление кабинета: доска: в процессе классного часа будут крепиться два ватмана: голубое небо и черно-белое; стол с выставкой книг по тематике «Дети войны»

Два панно голубого и красного цвета: понравилось, не понравилось.
Продолжительность: 40 минут

Ход классного часа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

  1. Организационный момент (2 мин)

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости, мы начинаем наш классный час.

Готовность к классному часу (на столах для каждого пилотки, листы бумаги в клетку для письма, ручки)

^ 2. Ход классного часа

Сегодня мы будем продолжать говорить о Великой Отечественной войне.

Как бы вы определили тему нашего классного часа на основе представленных фотографий на слайде(слайд 0)

Тема нашего классного часа: «Вперед в прошлое!» Сегодня мы посвятим наше занятие теме Великой Отечественной войны. Попытаемся увидеть детей того времени, чем они жили, чем их жизнь отличалась от жизни современного ребенка.
1) Настоящее время (слайд 1) (8 мин)

Но прежде чем говорить о прошлом, давайте поговорим о настоящем. Какой сегодня на календаре год?

За окном зима, голубое небо, мирная жизнь.

У каждого из нас в жизни есть любимое занятие, любимое блюдо, любимые места, по которым гуляем в городе, в районе, во дворе, любимые люди, с которыми мы с удовольствием общаемся.

При в ходе в класс вы выбрали понравившегося вам цвета треугольник. В соответствии с данным цветом вы расселись по группам. На столах у каждой группы лежит «кусочек голубого неба». Каждой группе предлагается сделать коллаж сегодняшней жизни. По окончании работы представитель группы расскажет всем о проделанной работе.

а) 1 группа «окружение» (комната, город (слайд 2) цветные картинки на голубом небе) один из представителей группы рассказывает о том, что окружает нас.

^ Выполненный коллаж прикрепляется на доску.

б) 2 группа «деятельность», увлечения (слайд 3) цветные картинки на голубом небе, один из представителей группы рассказывает о том, что мы любим делать.

^ Выполненный коллаж прикрепляется на доску.

в) 3 группа «еда» (любимые продукты (слайд4)) цветные картинки на голубом небе, один из представителей группы рассказывает о том, что мы любим есть.

^ Выполненный коллаж прикрепляется на доску.

г) 4 группа «общение» (как часто мы общаемся с бабушками, посредством чего общаемся с родителями, родственниками, друзьями) (слайд 5) - цветные картинки на голубом небе, один из представителей группы рассказывает о том, как мы любим общаться.

^ Выполненный коллаж прикрепляется на доску.
Подводим результат выполненной групповой работе. Желательно, чтобы ребята сами обозначили общую картинку жизни современного ребенка на основе тех позиций, которые отражены в коллажах.

Посмотрите, какая красочная и красивая наша жизнь получилась. Ключевыми словами являются мир, достаток, увлечения, развлечения, комфорт, общение, радость, отдых, благополучие и пр.

^ Здесь педагогу необходимо акцентировать внимание детей на этих понятиях.
2) Война. Прошлое (слайд 6) (20 мин)

Что-то случилось с компьютером? Какие-то неполадки. Это, наверное, скачок во времени… Мы попали в другое время.

Куда мы попали (слайд 7)?

Звучит голос Левитана.

В какой день, в какой год?
^ Звучит серьезная тревожная музыка, после которой звучит голос Левитана.

(слайд 7)

Символ военного времени – пилотки, наденем пилотки, для того, чтобы познать чувства и настроение того времени.

Итак, сегодня 22 июня 1941 года

Посмотрите! Отцы, старшие братья, матери уходят на фронт, сражаться за Родину, а мы остались. Как помочь в эту трудную ситуацию нашим матерям, отцам, детям, братьям?

(слайд 8) Вы видите предметы, которые помогут вам ответить на мой вопрос (работа детей во время войны) (автомат, бинт, подшипник), как вы думаете, что они означают? (Поднимаю подшипник) Что может означать этот предмет?

(слайд 9) 29 мая 1942 года государство обратилось ко всем учащимся с призывом: наравне с отцами и матерями работать для фронта.

(слайд 10) На этот призыв школьники ответили активным участием во всех патриотических движениях. С начала войны учащиеся городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев.

Как же еще мы можем помочь? Показываю бинт (слайд 11): Какой может быть наша работа в госпитале?

Следующий предмет- автомат - (слайд 12)
Были и такие подростки, которые уходили на фронт, «обманывая» военкомат, превышали свой возраст (им было 15-16 лет, а говорили, что им по 18 лет), некоторые становились сыновьями полка. Во-первых, бойцы воинских подразделений подбирали детей, оставшихся без попечения родителей в ходе боевых действий. Это могли быть как сироты, так и просто потерявшиеся дети. Во-вторых, в советских частях нередко были случаи, когда родители, занимающие командные должности, один или оба, проходя службу в подразделении, привозили на передовую детей, не без оснований полагая, что так для ребёнка будет безопасней, нежели в тылу. В третьих, пополнение происходило и за счёт детей, убежавших из тыла на фронт и удачно добравшихся до передовой (слайды 14).

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

Р. Рождественский

Многие писатели и поэты посвятили свои произведения детям военного времени. Обратите внимание на представленную выставку произведений. Все книги присутствуют в нашей библиотеке. Если кто-то из вас не читал эти произведения может взять их в библиотеке и ознакомиться. А есть ли те из вас, которые прочитали книги о детях, их жизни, подвигах и судьбе детей в судьбе Родины

(слайд 13). Может быть кто-то желает рассказать о судьбе одного из героев прочитанного вами произведения, расскажите от своего имени о подвиге героя.


Как вы думаете, какими качествами должен обладать ребенок, заменяя взрослых в военное время?
^ На доску вешаю кусочек серого неба с черно-белыми фотографиями о деятельности детей в военное время.

А теперь поговорим о том, что же мы видим вокруг себя во время войны?


Мой папа родился в 1938 году в городе Калач-на –Дону и часто бывал в Сталинграде во время войны. Вот что он рассказывает: «Однажды я с мамой сидел в руинах дома, где мы пережидали авиабомбежку. Вокруг нас были люди: женщины, дети, старики. На всю жизнь я запомнил взрывы бомб и крики испуганных людей, но отложилось у меня в памяти, как мальчишки, глядя на небо, «болели» за советские самолеты в небе. Это можно сравнить с современными болельщиками футбола: НУ! ДАВАЙ! ДАВАЙ! НАШ! ДА! УРА! И был виден пикирующий подбитый фашистский самолет ». Люди искренне переживали каждый момент военных действий, стремились к Победе, радовались малейшему продвижению к этому. Во всех городах была такая ситуация: в Сталинграде, в Туле, в Мурманске, в Смоленске, в Ленинграде.

Как вы думаете, ребята, какие чувства испытает человек, если вокруг война? Что мы чувствуем?

^ На доску вешаю кусочек серого неба с черно-белыми фотографиями, на которых изображена окружающая обстановка военного времени.


Мы, как жители Волгограда, несомненно чаще всего слышим о военном Сталинграде, о том, какие кровопролитные бои проходили на нашей территории. Но было много городов, например, блокада Ленинграда (военная блокада немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня (2,5 года).

(слайд 15, кусок хлеба, гиперссылка) (пайка 125г хлеба (видеоролик), демонстрация хлеба) (черно-белое фото на черно-белое небо).

В городах и селах жители, чтобы не умереть от голода, ходили в лес за ягодами и грибами, дети выходили в поля, чтобы найти и собрать на пустынных полях зерна, а потом из нескольких зернышек варили похлебку или кашу. Но вдоволь покушать не получалось.

Что чувствовали дети?

^ На доску вешаю кусочек серого неба с черно-белыми фотографиями о питании детей в военное время.

Еще одной трагической темой во время войны является тема плена, концлагерей. Нередко дети, после захвата фашистами сел, городов попадали в концлагеря. Вот примеры, как это происходило. Валентин Нестеров, тогда ему было 9, уходил из Николаева вместе с матерью. Во время бомбежки они потеряли друг друга. Его, прятавшегося в воронке, питавшегося тем, что найдет на огородах, немецкие полицаи отправили под арест. Юного партизана Владимира Мациенко – ему было 12 лет, схватили во время облавы, когда он шел на связь с подпольщиками. Четырнадцатилетнего Павла Каюна забрали за то, что он пытался спрятаться в лесу, когда в их селе молодежь угоняли на работу в Германию. Все они оказались в концлагере (слайд 16): Немцы использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров. (Чтение стихотворения ученицей театральной студии)


Как вы думаете, как могли общаться дети, которые находились далеко от родителей? (слайд 17)

Письма (демонстрация настоящих писем ВОв, прочтения одного из них (фрагмент); (слайд 18)) (черно-белое фото на черно-белое небо).

Это письмо было написано моим дедушкой моей маме, правда, ей было на тот момент полгодика. Маму зовут Валентина, а бабушку – Екатерина.

«Письмо 5 декабря 1944года.

Здравствуй, дорогая Катя и Валя. Шлю я вам горячий привет и крепко целую вас всех и поздравляю с праздником Сталинградской победы. Очень рад, что от вас получил письмо, за которое очень, очень благодарю. Валечка, милая дочка, скоро приеду домой, осталось воевать немного. Но еще напишу немного о себе, что я получил правительственную награду - медаль за боевые заслуги, и ещё я должен получить Красную звезду. В общем, гордитесь своим папой, гвардейцем-героем. Крепко, крепко целую вас»
^ На доску вешаю кусочек серого неба с черно-белыми фотографиями об общении детей в военное время.

Мы увидели, как живут дети во время Великой Отечественной войны, пережили их трудности, страх и горе.

Давайте напишем письма (короткие 2-3 предложения) ребятам, которые находятся в 2012 году, в гимназии 12 (себе) о том, какими мы хотели бы их видеть (личные качества), пройдя все страхи войны.

А теперь давайте попытаемся свернуть письма в треугольник.

(слайд 19)

Подписываем письма, адрес (слайд 20).

Отправляем в будущее - кладем его на край стола.
^ 3) В настоящем: (слайд 21) (7 мин) Вот мы и вернулись обратно, в наше время. Сегодня 2012 год, Россия, Волгоград, гимназия

№12, классный час в 6 «Г» классе (слайд 22).

Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит письмо из прошлого, откройте и прочитайте письмо, кто хочет зачитать его вслух?

Как вы думаете, те качества, о которых вы откровенно написали сейчас в своих письмах-треугольниках совпадают с теми качествами, которыми обладаете вы? Может быть, сейчас вам пришла в голову мысль, что что-то вам необходимо изменить в себе? Над этим можно поразмыслить…
^ 4) Обобщение. Вывод (2 минуты):

В процессе нашего классного часа, мы с вами собрали 2 кусочка неба (цветное и черно-белое). Одинаковы ли они? Аргументируйте свой ответ. Ребятам предлагается попытаться провести элементы самоанализа, обобщения и сравнения всего материала, который они получили во время классного часа.

В качестве подведения итога всего занятия детям в группе предлагается собрать пазлы, в которых содержится самое главное слово, благодаря которому и взрослые, и дети смогли пережить весь ужас войны.

Сложив пазлы, какое слово получилось в 1 гр, 2 гр, 3гр, 4 гр?

ПОБЕДА- что значило это слово для детей прошедших войну? Поделитесь своим мнением.


Радость Победы в войне идет рядом с горем и утратой. Не все вернулись в войны.

Давайте почтим память погибших во время Великой Отечественной войны: детей, стариков, отцов, матерей, минутой молчания.

^ МИНУТА МОЛЧАНИЯ! (слайд 24)



Дети формулируют тему классного часа

2012 год


Групповая работа:

Каждая из 4-х групп обучающихся составляет коллаж по одной из предложенных тем: «общение», «окружение», «еда», «дела»; затем 1 человек защищает проект (рассказывает)

Ребята рассказывают об атмосфере дома, об окружении на улице, в школе, о своих любимых занятиях, увлечениях, распорядке дня, о предпочтениях в еде. Рассказывают, посредством чего происходит общение.

22 июня 1941год, начало Великой Отечественной войны (дети надевают пилотки)

Мы будем работать на заводах, изготавливать орудия, патроны, танки, машины для фронта.
Работа детей в госпиталях:

ухаживать за больными, писать письма родным и т.п.

Дети воевали наравне с взрослыми.

пионер-герой Леня Голиков (рассказывает один из обучающихся). Сообщение одного из учеников о жизни мальчика.

В жизни Л.Голикова был бой, который он вел один на один с немецким генералом и выиграл его. Леня подбил генеральскую машину и целый километр преследовал генерала, у которого был портфель с ценными документами! Зимой 1943 года он погиб, проведя еще немало боёв с фашистами. За мужество и героизм удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.

Выносливый, трудолюбивый, терпеливый, аккуратный, доброжелательный, справедливый.

Ребята отвечают на вопрос, что видели дети вокруг себя:

страшную картину: развалины, трупы, обожженную землю слышим вой сирен, взрывы.

Ребята в ходе обсуждения приходят к выводу, что основные чувства, которые переживали и дети, и взрослые – это страх, боль, переживания.

Голод, холод и тд

О трудностях жизни в плену читает наизусть стихотворение специально подготовленный ученик-старшеклассница.
Писали письма.

Пишут письма

Сворачивание писем


Дети зачитают письма. Обращают внимание на те качества, о которых говорилось в течение занятия, наличие которых необходимо ребенку.
дети пытаются провести самоанализ по основным предложенным в течение классного часа:

1. окружение

2. деятельность

3. общение

4. питание

Слово ПОБЕДА.
Каждая группа называет буквально по одному предложению о значимости победы для каждого человека.

Рефлексии (1 минута):

Вот и подошел к концу классный час. Спасибо вам большое за активное участие (слайд видеоролик 25). Ваше высказанное мнение очень важно. Классный час для каждого из вас оставил свои впечатления. Предлагаю вам свое впечатление о классном часе оставить в виде красной звездочки на панно. На голубой фон прикрепляем звездочку если классный час оставил положительные впечатления о себе, вам удалось высказать свою позицию, мнение. На красное панно можно прикрепить звездочку если классный час не оставил положительные впечатления о себе, не смогли высказать своего мнения, аргументировать свой ответ.

Спасибо за внимание!

Ребята прикрепляют на панно красные или синие звездочки (в зависимости от того, тронула их тема классного часа или оставила равнодушными)

Приложение 1

^ ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились - мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что - обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
 Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей.

Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это - было!
Мужчины мучили детей!

Источники:
Видео:

Слайд 16- видеоролик http://www.youtube.com/watch?v=x5eClb2GEFc

Анимация:

Слайд 6- http://oazisdlyavas.ucoz.ru/photo/5-0-27

Слайд 7- http://www.ucoz-scripts.ru/board/9-1-0-45

Слайд 22- http://kartinkina.ru/na-telefon/efektnye?page=35

^ Фото, картинки:

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8+%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

^ Информационный материал:

http://ru.wikipedia.org

http://www.uroki.net/docklruk/docklruk68.htm

http://screen.ru/school/war/children.htm

http://zmt001.ucoz.ru/index/deti_vo_vremja_vojny/0-7

http://www.molodguard.ru/heroes1.htm

Звук:

http://muzofon.com/search/%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%20%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B

http://muzofon.com/search/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0

http://muzofon.com/search/%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%8B

http://muzofon.com/search/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%B0%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка классного часа iconМетодическая разработка классного часа 2012 год Фролова Е. Ю. Рождество...
Рождественских праздников со студентами техникума. Цели проведения этого мероприятия – возобновление традиций празднования православных...

Методическая разработка классного часа iconМетодическая разработка классного часа по теме «День защитника Отечества»...
Название работы: «Методическая разработка классного часа по теме «День защитника Отечества»

Методическая разработка классного часа iconМетодическая разработка классного часа Тема: Навеки перед нами подвиг твой
Методическая разработка предназначена для обмена опытом в проведение классных часов, посвященных Великой Отечественной войне

Методическая разработка классного часа iconМетодика подготовки и проведения классного часа Сценарий классного часа
Методическая разработка представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и...

Методическая разработка классного часа iconМетодическая разработка классного часа на тему патриотического воспитания:...
Данная разработка выполнена для проведения классного часа «Моя профессия – моя гордость»

Методическая разработка классного часа iconМетодическая разработка классного часа, посвящённого 9 миллиардной...
Методическая разработка классного часа, посвящённого 9 миллиардной тонне нефти, добытой в Ханты – Мансийском автономном округе в...

Методическая разработка классного часа iconМетодическая разработка классного часа
Воспитание чувства любви и гордости, глубокого уважения к матери, великой благодарности к ней

Методическая разработка классного часа iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Сценарий открытого классного часа, посвящённого
Разработчик: Байдосова С. В. преподаватель фгоу спо «Златоустовский торгово-экономический техникум»

Методическая разработка классного часа iconМетодическая разработка классного часа в 9 «А» классе по теме: «Богатыри земли русской»
Оформление: класс оформить в русском народном стиле, развесить по классу картины В. М. Васнецова, поставить мольберт

Методическая разработка классного часа iconМетодическая разработка сценария классного часа на тему: «Не жалейте сердца…»
Цель: Знакомство с понятиями счастье, милосердие; способствовать воспитанию готовности и способности учащихся к совершению добрых...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница