Конкурс педагогических идей Тема урока: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг» (предмет история, 11класс, базовый уровень) Работу




Скачать 97.53 Kb.
НазваниеКонкурс педагогических идей Тема урока: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг» (предмет история, 11класс, базовый уровень) Работу
Дата публикации12.11.2014
Размер97.53 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Урок
Конкурс педагогических идей

Тема урока: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг»

(предмет – история, 11класс, базовый уровень)

Работу выполнил:

Лапшина Виктория Николаевна,

учитель истории

МОУ « Киришская средняя

общеобразовательная

школа№3» г.Кириши

Ленинградской области.

г.Кириши.

2012г.

Урок: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг.»

(проведен 16.02.2012г.)

Эпиграф: «Истребляя друг друга в войнах, мы, как пауки

в банке, ни к чему иному не можем прийти ,

как только к уничтожению друг друга»

(Л.Н.Толстой)

Цель: систематизировать знания о причинах и начальном этапе холодной войны на примере «разделенных стран» - Германии и Кореи.

Задачи: образовательная – раскрыть понятие «холодная война», определить ее причины и особенности, ход событий, последствия

развивающая - развитие навыка работы с документами, составления таблиц, установления причинно-следственных связей событий

воспитательная – воспитание уважения к истории разделенных холодной войной стран.

Тип урока: комбинированный

Ход урока: 1. Организационный момент

2. Опрос

3. Информационная часть

А) перемены в послевоенном мире

Б) начало «холодной войны», двухполюсный мир

(на примере Германии и Кореи)

В) крушение колониальной системы

4.Закрепление (тест)

Итог: 1.Обобщение

2. Домашнее задание

3. Оценки

Оборудование урока:

1.Политическая карта мира

2.Компьютер, экран, проектор

3.Эпиграф урока – на листе формата А-4

4.Изображение флагов ФРГ и ГДР, КНДР и Республики Корея прикрепить на политическую карту

Литература для учащихся:

1.Учебник «Россия и мир в ХХ – начале ХХI века» (авторы А.Н.Алексашкина, А.А.Данилов, Л.Г. Косулина . М.,Просвещение, 2010г.) параграф 40

2. Учебник «Обществознание. Глобальный мир в ХХIвеке» (под ред.Л.В.Полякова. М.,Просвещение,2009г.), стр88 -89

Литература для учителя:

1. Богданов В.Н. Корея в огне войны. М., Москва - Жуковский, 2005г.

2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории.

Кирилл и Мефодий., 2004г.

3. ДаниловА.А., УткинА.И., Филиппов А.В. История России 1945 – 2008 . М.,Просвещение, 2008г.

4.Орлов А.С., Гаврилов В.А. Тайны Корейской войны. М, 2003г.

5. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М, Владос,2001г.

6.Ресурсы Интернет: Википедия. Корейская война.

Дополнительная подготовка к уроку: учащиеся подбирают из разных источников материал о международных конференциях 2м.в., 4 ученика готовят сообщения – создание ООН(3мин), Фултонская речь(3мин), Германия после войны(5мин), Корейская война ( презентация,10мин)

Основные понятия, имена: «холодная война», берлинский кризис, «забытая война», Черчилль, Трумэн, Маршалл, Сталин, Ким Ир Сен, Ли Сын Ман

^ ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2.Актуализация. Опрос

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попытаемся определить особенности послевоенного устройства мира, причины и последствия периода «холодной войны» для разных стран.

Эпиграфом к уроку я предлагаю вам высказывание Л.Н.Толстого «Истребляя друг друга в войнах, мы, как пауки в банке, ни к чему другому не можем прийти, только к уничтожению друг друга». Пагубность войн понимал не только великий русский писатель, но и люди, прошедшие войну и руководители государств – участников 2 мировой войны. Ответьте на вопрос: « На каких международных конференциях и как решался вопрос о послевоенном устройстве мира?»

Ученики: отвечают на вопрос

3.Информационная часть.

3.А) Перемены в послевоенном мире

Учитель: О событиях послевоенной истории вы имеете представление из курса 9класса. Вспомните, когда и где впервые американцы применили атомное оружие? Каковы были цели и последствия этого события? Какой была реакция СССР? Попробуйте дать определение понятию «холодная война».

Ученики: (отвечают )

Учитель: Вы правильно в ответах отмечаете сущность этого понятия – глобальное соперничество США и СССР во всех регионах и во всех видах оружия. Основными последствиями «холодной войны» стали – раскол мира на две системы, создание военных блоков, региональные конфликты.

Сегодня вам предстоит заполнить таблицу на основе той исторической информации, которую вы получите на уроке.

Основные события начала «холодной войны»

дата

страны, событие







Учитель: Завершение 2м.в. повлекло за собой больше, чем пересмотр границ, оно привело к качественным переменам в общественном развитии. Основные ценности и задачи международного сообщества были сформулированы в учредительных документах Организации Объединенных Наций, созданной в 1945г. Сообщение о создании ООН подготовил ученик__.

Ученик: (сообщение - конференция в Сан – Франциско, учредительные документы, структура ООН)

Учитель:

3.б) Начало «холодной войны». Двухполюсный мир

Учитель: С завершением войны определилась новая расстановка сил в мире - вчерашние союзники превратились в соперников. Разногласия возникли уже в 1945 г., когда США и Англия потребовали сформировать некоммунистическое правительство в Болгарии и Румынии, отказавшись в противном случае заключать с ними мирные договоры. СССР счел эти требования Запада антисоветскими.

Серьезные противоречия возникли из-за стремления СССР в 1946-1947 гг. добиться от Турции совместной охраны черноморских проливов. Это означало бы появление советских войск на Босфоре и в Дарданеллах.

СССР поддерживал оппозиционные Тегерану автономии в иранском Азербайджане и Курдистане. На Западе полагали, что СССР стремиться расчленить Иран, чтобы утвердить на нефтеносном Среднем Востоке. США даже угрожали применить ядерное оружие, если СССР не откажется от поддержки иранских сепаратистов. В 1946 г. советские войска были выведены из Ирана.

Во время иранского кризиса У.Черчиль, выступая в американском городе Фултоне, обвинил СССР в разделении Европы «железным занавесом». Он призывал противопоставить советской угрозе сотрудничество США и Англии, а затем и общеевропейское общество (включая Германию). В СССР У.Черчиля восприняли как призыв к войне. Многие отечественные историки называют ее началом «холодной войны». Сообщение о «Фултонской речи» подготовил ученик__

Ученик: (сообщение – речь Черчилля в Фултоне)

Учитель : Предлагаю поработать с документом – выдержкой из речи У.Черчилля. откройте учебник «Глобальный мир» стр.88 – 89 и подготовьте ответы по документу

Ученики: читают и отвечают на вопросы

Учитель:На Западе советскую внешнюю политику оценивали как экспансионистскую. Весной 1947 г. президент США Г.Трумен провозгласил доктрину «сдерживания коммунизма». Холодная война стала свершившимся фактом.

Осенью 1947 г. Советский Союз отказался участвовать в плане Маршалла, согласно которому США предоставляли экономическую помощь европейским странам, пострадавшим от войны. Причиной отказа стало нежелание предоставлять данные о состоянии своей экономики и расходовании получаемых средств. СССР обвинил США в использовании плана Маршалла для подчинения Европы американскому экономическому диктату. Под давлением СССР от участия в плане Маршалла отказались восточноевропейские государства. Это стало еще одним шагом к расколу Европы на два враждебных лагеря.

В странах Восточной Европы, освобожденных с помощью Красной Армии , были сформированы правительства с участием коммунистов. С 1947 – 1948г. коммунисты получают твердое большинство в парламентах этих стран, т.к. большинство некоммунистических лидеров были арестованы или стали эмигрантами. В сентябре 1947г. было создано Информационное бюро Коммунистических партий (Коминформ) как единый центр руководства коммунистическим движением.

С1947г. началось ухудшение отношений между СССР и Югославией из-за самостоятельной политики И.Б.Тито на Балканах. В 1948г. КПЮ была исключена из Коминформа, в 1949г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. И.В.Сталин не решился на интервенцию опасаясь партизанской войны и поддержки Запада. Советско – югославский конфликт был частично улажен после смерти И.В.Сталина.

В 1948г. Произошел Берлинский кризис. О нем подготовил сообщение ученик____

Ученик: (сообщение – Германия после войны, Берлинский кризис, ГДР и ФРГ)

На примере Германии мы рассмотрели как отражалось противостояние СССР и США в направлении «Запад – Восток». Для Германии «холодная война» закончилась объединением страны в 90 –е г.

Противостояние по направлению «Север – Юг» мы рассмотрим на примере Кореи. О войне, которую в ряде источников называют «забытой» расскажет ученик_____

Ученик: (сообщение с презентацией о корейской войне)

Учитель: Для ФРГ и ГДР «холодная война» закончилась в 1989г. (учитель убирает с политической карты флаг ГДР), а когда закончилась она для Кореи?

Ученики: (отвечают, что война для Кореи не закончена , так как подписано только перемирие и страна разделена на 2 государства)

Учитель: Вот какие строки посвятил этим событиям поэт А.Т.Твардовский в поэме «За далью – даль»:

И день войны, нещадный день,

Вступает в горы и долины,

Где городов и деревень

Дымятся вновь и вновь руины.
И длится вновь бессонный труд,

Страда защитников Кореи.

С утра усталые ревут

Береговые батареи.
Идут бои, горит земля.

Не нов, не нов жестокий опыт:

Он в эти горы и поля

пернесен от стен Европы…
Пронзительно о последствиях корейской войны как незаживающей раны в душах корейцев пишет Хан Мён-Хи, директор Академии корейской культуры и музыки «Имиси»:

«Это было прошлой весной в районе Имчжингак, в западной зоне ДМЗ. Седоволосый старик с лицом, испещренным глубокими морщинами, стоял у проволочного ограждения , схватившись рукой за железную сетку, и неизбавной тоской в глазах смотрел на северную сторону. Лучи весеннего солнца , отражаясь яркими бликами в седых волосах старика, казалось, просвечивали его, подобно рентгеновским лучам, насквозь, проявляя спрятанную боль. Которая все это время , будто хроническая болезнь, затаившись, жила в душе этого пожилого человека, разлученного войной со своими близкими. Для меня этот образ был квинтэссенцией Корейской войны и тех шестидесяти лет, что прошли после нее, срезом истории страны, символом трагедии, которую испытало большинство корейце и отголоски которой продолжают звучать в их душах и в наши дни…»

Обращаясь вновь к эпиграфу нашего урока я предлагаю вам выступить в роли политологов и ответить на вопросы «Каким вы видите будущее Кореи? Можно ли провести аналогию с событиями в Германии?» (на политической карте мира между флагами КНДР и РК ставится знак вопроса)

Ученики: дают свои ответы

Учитель: Проверим, как вам удалось систематизировать информацию, полученную в ходе урока в таблицу.

Ученики: прочитывают записи.

3.в).Крушение колониальной системы

Учитель: предлагает ученикам закончить таблицу самостоятельно, работая с 3 пунктом параграфа 40(стр277 – 279)

4. Закрепление. (ученики выполняют тест)

Тест к уроку «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг»

  1. США впервые использовали атомные бомбы

А) 6 и 9 августа 1945г.

Б) 1 и 2 сентября 1945г.

В) 6 июля 1944г.

Г) 25июля 1953г.

2. Атомная бомба в СССр была испытана в…году

А) 1949

Б)1950

В)1951

Г) 1955

3. План Маршалла – это

А) план урегулирования международных отношений после 2м.в.

Б) план оказания помощи США странам Западной Европы после 2м.в.

В) план атомной бомбардировки городов Японии

Г) план объединения Германии

4. В ходе «холодной войны» эти страны были разделены на 2 государства:

А) Германия, Корея

Б) Германия, Чехословакия

В) Корея, Япония

Г)Корея, Китай

5. Установите соответствие между событиями и годами:

1. создание ООН А)1946

2. «фултонская речь» Черчилля Б)1945

3. образование ГДР В)1949

4. начало корейской войны Г)1950

Буквы запишите в таблице под цифрами


1

2

3

4













Ключ к тесту: 1.А, 2.А, 3.Б, 4б, 5БАВГ

Итог урока:

Обобщение: Анализируя события , которые связаны с началом «холодной войны», мы старались понять историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.

Домашнее задание: параграф40, вопросы.

Оценки учащимся



Фамилия, имя, отчество

Лапшина Виктория Николаевна

Регион, Населённый пункт

Г. Кириши, Ленинградской области пр. Ленина д. 1

Название учреждения

МОУ «Киришская средняя общеобразовательная школа № 3»

Ваша должность

Учитель истории

Е-mail для обратной связи

school@3kir.lokos.net




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс педагогических идей Тема урока: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг» (предмет история, 11класс, базовый уровень) Работу iconУсловия вида соревнований «маршрут выживания» Младшая возрастная...
Границы полигона- север –п. Дербышки, запад –кладбище, юг-д. Сосновка, восток-част сектор п. Дербышки

Конкурс педагогических идей Тема урока: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг» (предмет история, 11класс, базовый уровень) Работу iconПанарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование
Запад Восток, Север Юг подошли неодинаково подготовленными. Подозрительность и отсутствие взаимопонимания между ними грозит конфликтами...

Конкурс педагогических идей Тема урока: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг» (предмет история, 11класс, базовый уровень) Работу iconЗанятие в подготовительной группе на тему «Четыре стороны света». Цели
Цели: познакомить детей с основными сторонами света: север, юг, запад, восток учить устанавливать взаимосвязь временных и пространственных...

Конкурс педагогических идей Тема урока: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг» (предмет история, 11класс, базовый уровень) Работу iconВ. Г. Маранцман Литература (базовый уровень)
Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Матвеев А. И. /Под ред. Боголюбова Л. Н. Обществознание (базовый уровень)

Конкурс педагогических идей Тема урока: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг» (предмет история, 11класс, базовый уровень) Работу iconВосток-запад
Специальный выпуск о влиянии украинского кризиса на церковь и христианское служение

Конкурс педагогических идей Тема урока: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг» (предмет история, 11класс, базовый уровень) Работу iconУмк 10 класс Предмет Класс Конкретное название программы, автор программы, год
Литература. Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной. Москва. Издательство «Просвещение»....

Конкурс педагогических идей Тема урока: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг» (предмет история, 11класс, базовый уровень) Работу iconУмк 11 класс Предмет Класс Конкретное название программы, автор программы, год
Литература. Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной. Москва. Издательство «Просвещение»....

Конкурс педагогических идей Тема урока: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг» (предмет история, 11класс, базовый уровень) Работу iconУчебные пособия : Практический курс китайского языка, Москва изд....
Учебные пособия: Практический курс китайского языка, Москва изд. Восток-Запад в 2х томах 2009, дополнительные материалы из китайских...

Конкурс педагогических идей Тема урока: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг» (предмет история, 11класс, базовый уровень) Работу iconРабочая программа по литературе для средней общеобразовательной школы...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) и Программы общеобразовательных учреждений...

Конкурс педагогических идей Тема урока: «Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг» (предмет история, 11класс, базовый уровень) Работу iconТема Объект и предмет курса
Вопрос Социально-экономические и познавательные функции науки и источники инновационных идей



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница