Войны отходит на второй план. Образ воина и героической смерти в поэзии Гумилева: «Но молчи: ненавистное право самому выбирать свою смерть»




Скачать 24.54 Kb.
НазваниеВойны отходит на второй план. Образ воина и героической смерти в поэзии Гумилева: «Но молчи: ненавистное право самому выбирать свою смерть»
Дата публикации19.10.2014
Размер24.54 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Документы
Скрябина Т. Л.
Поэт на войне: эволюция мировоззренческой концепции

в военных стихах Н. Гумилева 1914 — 1918 годов



  • Идеологическая миссия русских литераторов в годы Первой мировой войны: Ф. Сологуб, Вл. Маяковский, И. Северянин, А. Куприн, Л. Андреев. Особое место Н. Гумилева в ряду литераторов, пишущих о войне: 1914 — 1916 гг. поэт находится в действующей армии и участвует в боевых действиях. Н. Гумилев: «У меня три заслуги: мои стихи, мои путешествия и эта война». Биографическая канва жизни поэта в 1914 — 1918 гг.: уход добровольцем на фронт, зачисление в Лейб-гвардии уланский полк, награждение двумя Георгиевскими крестами, чтение в Петрограде (1915) стихов, посвященных войне, участие в кровопролитных боях 1915 г., окончание фронтовой жизни в 1917 году (назначение на Салоникский фронт, приезд в Париж). От активного участия в боевых действиях к отходу от войны.

  • Эволюция творчества: от военных стихов и «Записок кавалериста» к «Отравленной тунике» и «Фарфоровому павильону». Тема войны отходит на второй план. Образ воина и героической смерти в поэзии Гумилева: «Но молчи: ненавистное право самому выбирать свою смерть».

  • Военный цикл: «Война», «Наступление», «Смерть», «Солнце духа», «Год второй», «Рабочий» и др. Отсутствие агит-поэзии. Взгляд на войну, не зависящий от идеологических шаблонов («С криком «Дейчланд юбер аллес!»\ Немцы с поля убирались...» — агитки Вл. Маяковского): трезвая оценка политических целей войны: «... Те работы по ассенизации Европы, которыми сейчас заняты миллионы рядовых обывателей, в том числе и я».

  • «Торжественно-боевая музыка» и романтизация «величавого дела войны» в стихах 1914-1916 гг. Современники о сборнике «Колчан» (1916): война показана празднично и идиллически, «война радует Гумилева»: «И воистину светло и свято\ Дело величавое войны\ Серафимы ясны и крылаты \ За плечами воинов видны».

  • Чувство новой эпохи как эпохи потрясений и войн. Война — иррациональная стихия, «гроза», «заря зловещая», «зарево пожара», очистительный огонь, очищение от темных страстей, искупительная жертва. Символика метафорических рядов военного цикла: «Как собака на цепи тяжелой, \Тявкает за лесом пулемет, \ И жужжат шрапнели, словно пчелы, \ Собирая ярко-красный мед». Преображение вместо одичания, ужаса и страданий. Неожиданное сближение с поэзией А. Блока («Ты помнишь, в нашей бухте сонной...» и др.). Адамизм Гумилева как идейная и художественная платформа военного цикла: утверждение «простых, первобытных» начал человеческой натуры, противопоставление «изогнувшейся» души современника первобытно-девственной душе, очищенной от сомнений и рефлексии.

  • Трансформация взглядов поэта на войну в 1917-м году. Отталкивающий образ войны в стихотворении «Год второй»: «Огромные гвоздики красные, \ А на гвоздиках спит дикарь». Противоречие между истинным и мнимым обликом войны: «И сосчитают ли потопленных\ Во время трудных переправ\ Забытых на полях потоптанных\ Но громких в летописях слав». Война как обесценивание человеческой личности. Безоговорочное осуждение войны.

  • Стихотворение «Рабочий» — вариация на тему «смерть поэта»: «Все товарищи его заснули, \ Только он один еще не спит. \ Все он занят отливаньем пули, \ Что меня с землею разлучит\ Пуля им отлитая просвищет\ Над седою вспененной Двиной, \ Пуля, им отлитая отыщет\ Грудь мою, она пришла за мной. \ И Господь воздаст мне полной мерой\ За недолгий мой и краткий век.\ Это сделал в блузе светло-серой\ Невысокий старый человек». Кто «изготовил» смерть? «Изготовление», «производство» смерти, смерть, поставленная на конвейер — новые для русской поэзии темы. Носитель смерти, не враг, судьба, противник, а анонимный пролетарий, штампующий смерть.

  • Пересмотр художественной системы: от романтического, декадентского идеала к ориентации на гуманистические ценности русской литературы 19 века.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Войны отходит на второй план. Образ воина и героической смерти в поэзии Гумилева: «Но молчи: ненавистное право самому выбирать свою смерть» icon«Охотники за удачей». Авантюрный роман о криминальных бандформирования...
Разрушающий будет раздавлен, опрокинут обломками плит и, Всевидящим Богом оставлен, он о муке своей возвопит. Не избегнешь ты доли...

Войны отходит на второй план. Образ воина и героической смерти в поэзии Гумилева: «Но молчи: ненавистное право самому выбирать свою смерть» iconВ 50 60-е годы ХХ века еще молоды были солдаты, вернувшиеся живыми...
Они выносили невыносимое, видели кровь, мучения раненых и смерть товарищей, сами бывали тяжко ранены, а некоторые гибли, но и погибшие...

Войны отходит на второй план. Образ воина и героической смерти в поэзии Гумилева: «Но молчи: ненавистное право самому выбирать свою смерть» iconЖизнь, смерть, бессмертие в универсуме китайской культуры
«Жизнь — лишь плавание по теченью, смерть — всего только отдых в пути», — эта фраза из знаменитой оды «Птица смерти» древнекитайского...

Войны отходит на второй план. Образ воина и героической смерти в поэзии Гумилева: «Но молчи: ненавистное право самому выбирать свою смерть» iconТиппельскирх История Второй мировой войны. Блицкриг «История Второй...
Второй мировой войны. Этот капитальный труд увидел свет в 1954 году и до сих пор не потерял актуальности. Данная книга представляет...

Войны отходит на второй план. Образ воина и героической смерти в поэзии Гумилева: «Но молчи: ненавистное право самому выбирать свою смерть» iconРеферат: «Роль антонимов в произведениях Н. С. Гумилева»
Н. С. Гумилева, истоки его поэтического творчества; во второй главе дается обзор и толкование лексики и конкретно – антонимов, какие...

Войны отходит на второй план. Образ воина и героической смерти в поэзии Гумилева: «Но молчи: ненавистное право самому выбирать свою смерть» iconМоей работы «Роль антонимов в произведениях Н. С. Гумилева»
Н. С. Гумилева, истоки его поэтического творчества; во второй главе дается обзор и толкование лексики и конкретно – антонимов, какие...

Войны отходит на второй план. Образ воина и героической смерти в поэзии Гумилева: «Но молчи: ненавистное право самому выбирать свою смерть» iconЛитература 15
Лев Николаевич как никто другой показывает развитие, эволюцию человека. На протяжении всего повествования многие персонажи Толстого...

Войны отходит на второй план. Образ воина и героической смерти в поэзии Гумилева: «Но молчи: ненавистное право самому выбирать свою смерть» iconДмитрия Мережковского «Пушкин»
Гёте, Шекспиром, Данте, Гомером — места, на которое он имеет право по внутреннему значению своей поэзии. Может быть, во всей русской...

Войны отходит на второй план. Образ воина и героической смерти в поэзии Гумилева: «Но молчи: ненавистное право самому выбирать свою смерть» iconКоллектив Авторов Итоги Второй мировой войны. Выводы побежденных спб.: Полигон; М.: Аст,; 1998
В книге разбираются также вопросы развития вооружения и боевой техники, использования различных видов транспорта, организации финансирования...

Войны отходит на второй план. Образ воина и героической смерти в поэзии Гумилева: «Но молчи: ненавистное право самому выбирать свою смерть» iconКак пережить смерть близкого человека
Несмотря на свою естественность, смерть близкого всегда вызывает самые тяжелые, болезненные эмоциональные состояния. В чем настоящая...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница