Урока "Математика и оборона страны"




Скачать 310.12 Kb.
НазваниеУрока "Математика и оборона страны"
страница1/2
Дата публикации30.09.2014
Размер310.12 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Урок
  1   2
ТЕМА УРОКА
"Математика и оборона страны"

ЦЕЛИ УРОКА:

Воспитательные
- военно-патриотическое воспитание учащихся на уроке через содержание задач;

- показать роль математики как науки в деле обороны страны в годы войны и теперь, роль ученых - математиков;

-демонстрировать силу и мощь нашего оружия, любовь народа к отечеству, желание и способность закрепить его;
Обучающие
- показать необходимость знаний, роль смекалки и сообразительности;

учить применять знания в нестандартных задачах, жизненных ситуациях;

Развивающие
- умение логически мыслить, рассуждать, конструировать

По ходу урока идет устная газета "Математика и оборона страны", страницы которой готовили все ученики класса, как конкурс на лучшего корреспондента.
Из сообщений учащихся учитель вместе с учениками выпускает стенную газету (вывешивается в классе)

^ ПОДГОТОКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

1. Сообщение ученикам темы урока, плана урока, формы проведения, даты за 2 недели.
2. Задания ученикам:
а) познакомиться с выставкой книг по теме урока;

б) подобрать материал для устной газеты;

в) принять участие в конкурсе задач, посвященном 60-летию Победы;

г) собирать задачи с военно-патриотическим содержанием, военно-прикладного характера, краеведческого;

д) принять участие в конкурсе рисунков "60-лет Победы" (виды оружия);

е) задачи можно сопровождать соответственными рассказами о войне или иллюстрациями военной техники;

ж) подготовка игрового материала, личной карточки;

з) подобрать иллюстрации, репродукции картин военной тематики.

3. Составить список рекомендуемой литературы совместно с библиотекарем. Оформить в кабинете выставку книг, рисунков, лучших тетрадей.
4. На уроках математики отводить по 5-7 мин. на беседы по теме урока, интеллектуальные задачи и задания, включить таковые в домашние задания, объяснить смысл терминов, слов, встречающихся ученикам впервые, трудные для понимания.
5. Подбор игрового материала, выбор формы проведения урока, продумывание плана, составления конспекта, проверка решения конкурсных задач.
6. Оформление наглядности в кабинете, необходимой к плану проведения урока.



  1. Перед уроком, вместе с ассистентами, на столы ученикам раскладывается все необходимое к уроку.


^ План урока
I. Сообщение темы урока, целей, задач. 3

Проверка домашнего задания. 10
II. 1 страница устной газеты (вступление) 3

2 страница «Авиация»
Письменное задание "Установи маршруты самолетов" 8

Решение уравнений.

Головоломка 7

Собрать разорванное (разрезанное) на 7 частей,

донесение вражеского разведчика (в форме квадрата), расшифровать
3 страница

«Морское дело» 3
Лабиринт "Какой корабль с какой лодкой связан?" 5

Фрагмент игры "Морской бой" 8
4 страница

«Артиллерия» 3
Письменное деление Соревнование по рядам 8

"Лото" разрезное: собери рисунок,

индивидуальные задания каждому
1 ряд - "моряки", собрать рисунок корабля

2 ряд - "летчики", собрать рисунок самолета

3 ряд - "танкисты", собрать рисунок танка
Устные задания. Викторина. 4
5 страница 6

Ученые математики на фронте.

Математика и армия сегодня.
Самостоятельная работа. 15

(Решение разноуровневых задач, многовариантных)
^ III. Итог урока. Результаты конкурса. Самооценка. Награждение. 7

Домашнее задание. Заключение.
Конспект урока:

1. Учитель сообщает тему урока, цели урока и задачи, по плакату на доске (см. зачетный лист ученика) напоминает план проведения.

2. Проверка домашнего задания: конкурсное решение задач. Предлагалось 8 задач на плакате (см. приложение 1)

Защита желающими своего решения у доски любой задачи на выбор

(сопровождается рисунком, рассказом, иллюстрацией)

3. 1 страница (Приложение 2.. см. материал стенной газеты "Математика и оборона страны"). Вступление.
2 страница «Авиация»


4. Письменное задание:

на доске изображения-схемы трех самолетов, под ними уравнения для каждого ряда. Решить, поставить стрелки от уравнения к самолету. (Марка самолета соответствует корню уравнения)
Проверка по рядам, выставление оценок в зачетный лист. Выполнение в тетрадях.

  1. Головоломка.

Представьте себе, что в штаб, где вы находитесь, привели вражеского лазутчика с донесением, которое было у него на листочке квадратной формы, он его порвал на 7 мелких частей. Восстанови форму: собери из 7 частей квадрат (см. приложение).

Каждый пробует свои силы, нуждающимся оказывается помощь со стороны самых сообразительных учеников, учителя.

Самопроверка (по доске), самооценка.

^ 6. 3 страница "Морское дело"

Сообщение учеников по желанию
7. Лабиринт "Какой корабль с какой лодкой связан?"

На доске схемы трех кораблей и трех лодок и запутанная связь нитевидная, что и требуется определить.

Один ученик отвечает у доски.

Остальные проверяют и уточняют его ответ
Ответ: 1 лодка со 2 кораблем

2 лодка с 3 кораблем

3 лодка с 1 кораблем

^ 8. Фрагмент игры "Морской бой".

С правилами игры ученики знакомы. Играют в паре. Время ограничено. Игра останавливается при "Победе" одного из игроков: "уничтожена" одна единица "противника" катер, эсминец, подводная лодка. (см. приложение 3)
^ 9. 4 страница "Артиллерия"

Сообщения учеников по желанию.

  1. Учитель:

Как вы видите, ребята, знания математики нужны всем: и солдату, и командиру, конструктору, ученому, в мирное и военное время.

Проведем соревнование по рядам (задания могут быть в разных классах разные).

"Лото" Каждый из вас имеет на столе карточку-задание и кусочек пластилина. Задание выполняете в тетради.
^ 1 ряд "моряки" (картинка-кораблик)

Выполнив, выходи к доске и прикрепи на своем "поле" карточку обратной стороной, сверив свой ответ с тем, что на поле.

2 ряд "летчики" (картинка-самолет)

Играют 3 ряда по 8 человек, все 24 ученика.

Какой ряд быстрее выполнит задание.

Выставление оценок в зачетный лист.

^ 3 ряд "танкисты" (картинка – танк)

Самооценка. Оценка учителя.

Например: (5 класс)

8487:207


12

36

17

204

66

41

21

27
Верные ответы: (см. приложение 5) 7344:36

9095:85

5280:80

14175:675

2592:72

564:47

8748:324

11. Устные вопросы - вопросы викторины.

а) На перемене вы смотрели на доске репродукцию с картины?

Задание на внимание, наблюдательность.

Сколько бойцов изображено? Верный ответ: шесть

б) 1 мая - понедельник. Каким днем недели будет 9 мая? (вторник)

Как записать римскими цифрами 9 мая 1945 г.? (IX/V-МСМXLV)

в) Солдаты шли строем по два. Один из них насчитал впереди себя 9 пар, сзади 5 пар. Сколько солдат было в строю? (30)

г) Парад войск. 50 колонн, в колонне 20 рядов по 12 солдат в ряду. Сколько всего солдат? (1200)


  1. 5 страница


Ученые-математики на фронте

Математика и армия сегодня

13. Самостоятельная работа.

Учитель:

Ребята, на столе перед каждым лежат карточки с задачами. Задачи подобраны у всех почти разные и по содержанию и по степени трудности. Прочитайте условие, подумайте над решением, краткое решение запишите в тетрадь. Этими карточками вы можете обменяться с соседом - это будет ваше домашнее задание. На обороте карточки тоже задача, но потруднее, ее также попытайтесь решить дома.

(Решение задач проверяется учителем по ответам, таблица ответов к задачам - на доске)

Выставление оценок в зачетный лист.


  1. Итог урока:

Учитель оценивает работу класса в целом на уроке, отмечает, выполнены ли цели урока, похвала самым активным.

Ученики подсчитывают общее количество баллов.

Определяются победители урока - конкурса, они награждаются книгами. Самому смекалистому вручается символическая медаль.

(см. приложение)



Заключение
Вместе с многими именами, заслуженно ставшими хрестоматийными сколько имён из миллионов тех не знаменитых, не отмеченных наградами и славой при жизни, которые в трудную минуту для отчизны годину до конца выполнили свой долг и отдали ей самое дорогое - жизнь! Среди них были признанные учёные и только начинающие математики, учителя и студенты. Сколько замыслов осталось неосуществлёнными, какие россыпи математических сокровищ, они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этой невосполнимой потери.

Время отделяет нас от событий тех лет, но никогда не сотрётся в памяти поколений подвиг народа в годы испытаний, не забудутся имена его славных сыновей, потому что каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

^ КОНКУРС ЗАДАЧ
1. Разведчики, двигаясь вдоль реки, обнаружили две огневые точки противника: одну у моста, другую – на опушке леса. Где могут находиться наблюдатели, чтобы быть на одинаковых расстояниях от обеих вражеских огневых точек?

2. 12 солдат одновременно были доставлены в пункт назначения, в 20 км. от их места расположения, при помощи маленького автомобиля, вмещающего 4 солдат и двигающегося со скоростью 20 км/ч. Скорость движения солдат 4 км/ч. Шофер автомобиля хорошо знал математику и данное ему задание легко выполнил. Как?

3. Бойцам надо переправиться через реку. Есть лодка, вмещающая 2 мальчиков или одного бойца. Как им переправиться через реку? Бойцов 5 человек.
4. Гонец из точки "С" должен по возможности скорее добраться до дороги SA, (чтобы с попутной машиной передать донесение), но сначала нужно напоить коня в реке SB. Как он должен ехать?
5. Шесть дивизий на параде войск надо расположить в виде шестиугольной звезды так, чтобы каждая соприкасалась с четырьмя другими. Как это построить?
6. В "Памятнике", составленном из 12 спичек, переложить 5 спичек так, чтобы получилось 3 квадрата. (рис.1.)
7. Переложить у 12-конечной звезды 4 конца так, чтобы получился 4-конечный георгиевский крест. (рис.2.)



8. Двум воинским частям, расположенным на одном берегу реки на разных от нее расстояниях, нужно срочно од ним мостом переправиться на другой берег. Где следует построить временный мост, чтобы он был на одинаковом расстоянии от воинских частей?

^ РЕШЕНИЯ И ОТВЕТЫ К КОНКУРСНЫМ ЗАДАЧАМ.

1.


  1. Шофер берет 4 солдат, и везет их часть пути, затем возвращается назад, берет 2-ую группу из 4 солдат, провозит их на часть пути, дальше они идут снова пешком. Водитель возвращается в третий раз, забирает 4-х и других идущих пешком из последней группы и везет их до пункта назначения. 1 и 2-я группа одновременно туда подходят.


3. Сначала переправились оба мальчика. Один из них остался на берегу, а другой пригнал лодку назад. Затем переправился через реку 1 боец, а находившийся на том берегу мальчик, пригнал лодку обратно, взял другого мальчика и они оба переправились через реку. Обратно вернулся только один мальчик и вышел на берег, а через реку переправился второй боец. Так переправа продолжалась до тех пор, пока все бойцы не оказались на другом берегу.




.













Для самостоятельной работы

З А Д А Ч И

^ КОГДА БЫЛА ВОЙНА

В то время в городах, близких к фронту, приходилось делать светомаскировку. Как-то в одной из квартир, когда пришла пора затемнить окна, не нашли шторы для квадратного окна размером 120 х 120 см2. Под рукой ничего не оказалось, кроме прямоугольного листа фанеры, площадь которого равнялась площади окна, но размеры были не те:

90 х 160 см2. Сначала все как-то даже растерялись, но прошло немного времени и Вася, вооружившись линейкой, начал быстро расчерчивать прямоугольный лист фанеры. По этим линиям он разрезал лист только на 2 части, из них составил квадратный щит нужного размера и закрыл окна. Как это сделал Вася?

Ответ:


^ КУДА ПРИШЕЛ СЕРЖАНТ? (8-9 кл.)
Выполняя приказ командира, сержант вышел из населенного пункта и по азимуту 330 гр. Дойдя до кургана, он пошел по азимуту 30 гр. и дошел до отдельно стоящего дерева. Отсюда он повернул на право, на 60 гр. Дойдя по этому направлению до моста, сержант пошел берегом реки по азимуту 150 гр. Выйдя через полчаса к мельнице, сержант опять изменил направление. Теперь он пошел по азимуту 210 гр., ориентируясь на дом мельника. Придя к дому мельника, он еще раз свернул на право и, идя по азимуту 270 гр., вышел точно на заданное место. Пользуясь транспортиром, аккуратно постройте в своей тетради весь маршрут сержанта и определите, куда пришел сержант, если известно, что по каждому азимуту он проходил 2.5 км?
Ответ: Солдат пришел в тот же пункт, откуда начал движение.

^ В КОТОРОМ ЧАСУ НАЧАЛОСЬ И КОНЧИЛОСЬ СОВЕЩАНИЕ?
Совещание военного совета началось между 6 и 7 часами вечера, а окончилось между 9 и 10 часами вечера. Определить точно, в котором часу началось и окончилось совещание, если минутная и часовая стрелка за время совещания поменялись местами

Ответ:


^ ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ РЕКУ.
Небольшой воинский отряд подошел к реке, через которую надо переправиться. Мост сломан, а река глубока. Как быть? Вдруг офицер замечает у берега двух мальчиков, забавляющихся в лодке. Но лодка так мала, что на ней может переправиться только один солдат или только двое мальчиков - не больше! Однако все солдаты переправились через реку именно в этой лодке.

Каким образом?

Решайте эту задачу "в уме" или практически - используя шашки или что-то в этом роде, передвигая их по столу через воображаемую реку.

Ответ: Мальчики переехали реку. Один остался на берегу, а другой пригнал лодку солдатам и вылез. В лодку сел солдат, переправился на другой берег. Мальчик, остававшийся там, пригнал лодку обратно и взял своего товарища, отвез его на другой берег и снова доставил лодку обратно. После чего вылез, в нее сел 2-ой солдат и переправился. Таким образом, после каждых двух перегонов лодки через реку и обратно переправлялся один солдат. Так повторялось столько раз, сколько человек было в отряде.
^ ЗАЩИТА КРЕПОСТИ
Снежную крепость защищает отважный гарнизон. Ребята отразили 5 штурмов, но не сдались. В начале игры гарнизон состоял из 40 человек. "Комендант" снежной крепости первоначально расставил силы по схеме, См. рис.

Противник видел, что каждую из 4 сторон крепости защищают 11 человек. По условию игры при 1-ом, 2-ом, 3-ем, 4-ом штурмах гарнизон терял" каждый раз по 4 человека. В последний, 5-ий штурм "неприятель" своими снежками вывел из строя еще 2-х человек. И все же, несмотря на потери, после каждого штурма любую из сторон снежной крепости продолжало защищать по 11 человек. Как "комендант" снежной крепости расставлял силы своего гарнизона после каждого штурма?
Ответ: После 1-го штурма осталось 36 человек (рис.1)

После 2-го штурма осталось 32 человека (рис.2)




Все 22 человека должны расположиться по углам.



«Математика и оборона нашей страны»

Приложение 2.
История военных лет показала, что математика сыграла большую роль в осуществлении оборонной мощи страны во время Великой Отечественной войны и играет огромную роль теперь. Обратимся к фактам.

Великая Отечественная Война.

23 июня 1941г.

Состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук. Учёные заявили, что отдадут « все свои знания, силы, энергию и свою жизнь за победу над врагом».

Отложив свои привычные дела, многие математики возводили оборонительные сооружения, с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах.

Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях выдающийся математик и педагог, член- корреспондент Александр Михайлович Ляпунов. Вместе с другими слушателями Академии имени Жуковского не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации выдающийся геометр академик АН А.А.Погорелов.

Храбрым воином был известный математик академик, директор института математики Юрий Александрович Митропольский.

В частях тяжёлой артиллерии на Пулковских высотах воевал выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей академик Юрий Владимирович Линник.

Война не только бои на фронтах, как производство вооружения, боеприпасов и других изделий, необходимых для жизни и действия армии. Расход боеприпасов огромен. Только во время операций на Курской дуге было израсходовано несколько миллионов патронов для пулеметов и автомобилей и многие миллионы артиллерийских снарядов. Их нужно было не только изготовить, но и проверить качество. Проверка же порой занимает больше времени, чем изготовление. Методы проверки качества боеприпасов были предложены ещё в 19 веке простым математиком Михаил Васильевич Остроградским, но получили развитие и широкое применение лишь в нашем веке, особенно в период Великой Отечественной войны и после её окончания. Активное участие в этой работе принял академик Андрей Николаевич Колмогоров и его ученики.

Война показала необходимость для обороны страны развитой науки, способность решать сложнейшие проблемы.

Например, авиацию, где участие математики особенно впечатляюще. Война требовала от авиации больших скоростей самолетов.

Но, увы! При освоении больших скоростей авиация столкнулась с внезапным разрушением самолетов из-за вибрации особого рода-флаттера. На определенных режимах работы моторов в конструкциях возникли самовозбуждающиеся вибрации.

Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. При взлете или посадке самолета его колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, нередко вызывало катастрофы самолётов на аэродромах.

Выдающийся советский математик Мстислав Всеволодович Келдыш и возглавляемый им коллектив учёных исследовали причины флаттера и шимми. Созданная учёными математическая теория этих опасных явлений позволила авиационной науке своевременно защитить конструкции скоростных самолётов от появления таких вибраций вибраций. В результате наша авиация больше не зала случаев разрушения самолётов. Тем самым были спасены жизни многних лётчиков и боевые машины. Академик С. А. Христианович дал теоретическое решение основных закономерностей построения крыла самолёта в режиме полёта на больших скоростях. Полученные им результаты имели большое значение при расчёте прочности самолётов.

Большую помощь авиаконструкторам оказали исследования академика Н. Е. Кочина, профессора А. А. Дородницына и Н. Г. Чатаева.

Важная для ПВО задача об устойчивости формы аэростата воздушного заграждения, а также о прочности тросов заграждения была решена профессором Х.А.Рахматуллиным, им же разрабатывалась теория парашютов.

Советские учёные опередили врага и в создании реактивной авиации. Первый испытательный полёт нашего реактивного истребителя был произведён в мае 1942г., немецкий реактивный «Мессершмитт» поднялся в воздух через месяц после этого.

Все эти исследования в комплексе с достижениями учёных из других областей науки позволили А.С.Яковлеву и С.А.Лавочкину создать грозные истребители, С.В.Илюшину – неуязвимые штурмовики, А.Н.Туполеву, Н.Н.Поликарпову и В.М.Пошлякову – мощные бомбардировщики, заметно

увеличить их скорость.

Математическая теория вероятностей использовалась во время Великой Отечественной войны и для определения наилучших методов нахождения самолётов, подводных лодок противника, и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага.

Возьмём задачу.

Как лучше провести караван торговых судов по океану, в котором действуют вражеские подлодки?

Задача не из лёгких! Если составить караван из большого числа судов,

то можно будет обойтись меньшим числом караванов, благодаря чему вероятность встречи с подводными лодками противника будет меньше. Это одно. Но нельзя забывать другое. Увеличится убыток, если встреча большого каравана судов осуществится с подводными лодками противника. Вот тут и математика пришла на помощь. Она указала, какие должны быть размеры караванов судов и та частота их отправления, чтобы потери были наименьшими.

В апреле 1942г. коллектив математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности.

Уже в 1943г. они находят широкое применение в боевой практике авиации дальнего действия. Какая их ценность? Расчеты всех дальних полётов, выполнение по этим таблицам, значительно повысили точность самолётовождения.

Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику академику А.Н.Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими славными Военно-морскими силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности.

Идёт жесткая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Её успешно решает академик А. Н. Колмогоров / наш земляк /. По заданию Главного артиллерийского управления он, используя свои работы по математике в области теории вероятности, дал определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов.

Математика помогла рассчитать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолёту противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность сбить его. Научная работа не прекращалась и в самых тяжёлых условиях жизни фронтовых и прифронтовых городов. В изнурительные дни блокады учёные Ленинграда успешно решили задачи огромной сложности и создали капитальный труд - Большой астрономический ежедневник на 1943, 1944, 1945. Это исключительно важное пособие для авиации, флота и артиллерии ученые выполнили образцово.

Командование ВВС Красной Армии дало высокую оценку работе ленинградских ученых. Об условиях, в которых ученые создавали свой труд, говорит тот факт, что треть сотрудников, работающих над ним, погибла.

В те трудные дни испытаний они считали своим долгом быть там, где этого требовали интересы защиты Отечества.

Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности боя и устойчивости снарядов при полете. Эту сложную математическую задачу успешно решил член-корреспондент Академии наук Н. Г. Четаев. Он предложил наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете, их непереворачиваемость.

В начале войны молодые ученые А. А. Космодемьянский и Л. П. Смирнов выполнили исследования, имеющие прямое отношение к первым образцам пороховых ракет, получивших название «катюш».

Всему миру известна «Дорога жизни» по льду Ладожского озера и ее роль в обороне Ленинграда и спасении многих ленинградцев. В создании этой дороги принимали участие профессор кафедры теории упругости М. М. Филоненко-Бородич, решивший задачу о прочности ледового покрытия.

В годы войны подготовка боевых операций, а их было много, была сопряжена с огромным количеством расчётов, которые требовали хороших знаний по математике. Всё это было раньше. А как теперь?

На современном этапе в условиях возможной войны объём вычислительных работ станет неизмеримо больше. Теперь на вооружении Военно-Воздушных Сил находится множество ракет различного назначения. В состав Российского флота входят новые атомные подводные лодки-ракетоносцы, оснащённые баллистическими ракетами с подводным стартом.

Как видно оружие стало очень сложным, мощным и результативным. Поэтому неизмеримо возросла ответственность за его применение. Точность попадания ракеты в цель во многом зависит от качества выполнения необходимых математических расчетов. Это усложняет деятельность каждого командира и, в конечном счете, всю задачу управления войсками. Отсюда, чтобы умела руководить войсками, командные кадры должны иметь хорошие знания по математике, уметь широко использовать вычислительные средства.

Теперь многие вопросы управления войсками, ракетным оружием решаются в исключительно сжатые сроки.

В этом деле много помогают математические машины ЭВМ.

В разработке теории вычислительных машин очень много сделали ученые математики нашей страны.

Большая работа проделана в этом направлении под руководством академика В. М. Глушков.

В современной армии не только командиру, но и солдату, чтобы успешно справляться со своими обязанностями, нужно владеть основами электротехники, радиотехники, хорошо знать математику.

Новые изобретения в области науки и техники сделают оборону нашей страны столь мощной, что всякое нападение на нее станет невозможным.

^ Зачётный лист


По математике ученика (цы) класса
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока \"Математика и оборона страны\" iconЭлективный курс. «Химия и оборона страны» Элективный курс «Химия...
Элективный курс «Химия и оборона страны». Предназначен для учащихся 9 классов в пред профильной подготовке

Урока \"Математика и оборона страны\" iconУрок математика + литература Авторы урока
Цель урока: рассмотреть рассказы, сказки, стихотворения Льюиса Кэрролла не только как литературное произведение, но и как учебник...

Урока \"Математика и оборона страны\" iconУрока: «Избирательное право» Цель урока
Цель урока: формирование у учащихся представления о голосовании, как одной из форм участия граждан в политической жизни страны

Урока \"Математика и оборона страны\" iconКалендарно-тематическое планирование на 2 полугодие (экстернат)
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии. Страны Закавказья. Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии. Страны Южной Азии....

Урока \"Математика и оборона страны\" iconКалендарно-тематическое планирование на 2 полугодие (экстернат)
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии. Страны Закавказья. Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии. Страны Южной Азии....

Урока \"Математика и оборона страны\" iconУрока математика 1 класс «Понятия «много», «один». Число и цифра 1»
Технологическая карта урока математика 1 класс «Понятия «много», «один». Число и цифра 1»

Урока \"Математика и оборона страны\" iconУрока «математика и муза»
Цель урока: познакомиться с биографией, трудами, произведениями, поэзией замечательной женщины С. В. Ковалевской, уметь пользоваться...

Урока \"Математика и оборона страны\" iconВнеклассное мероприятие «Математика в стихах»
Почему математику считают скучной и «сухой»? Она так же прекрасна, как литература. Математика нужна всем. Поэты знакомы с теоремами...

Урока \"Математика и оборона страны\" iconРабочая программа по предмету «Математика»
Составитель: Михалева Татьяна Борисовна, математика, высшая квалификационная категория

Урока \"Математика и оборона страны\" iconФевраль (2012г.)
«Интегрированный урок «Математика в середине века» (математика +история) 6Акласс 02. 02. 12. Учителя Кирпичникова О. И., Бородина...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница