Сценарий историко- литературной гостиной «Через года, через века…»




Скачать 82.28 Kb.
НазваниеСценарий историко- литературной гостиной «Через года, через века…»
Дата публикации29.04.2014
Размер82.28 Kb.
ТипСценарий
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Сценарий
Сценарий

историко- литературной гостиной «Через года, через века…»

(посвящается 200-летию Бородинского сражения)

Ведущий:

Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен сказать: Россия!

(на фоне музыки Баха читаются стихи)


Бородино!.. Да кто в России
Не знает про Бородино?
Века идут, но с прежней силой
Волнует нашу грудь оно.
Отвага, мужество и слава,
И небывалый героизм,
И гордость за свою державу
Навечно в слове том слились.
Оно как символ русской славы
Вошло в историю навек,
И без него своей державы
Не мыслит русский человек.


Презентация «Бородино»

“У всякого народа своя история, а в истории свои критические моменты, по которым можно судить о силе и величии его духа…” В.Г.Белинский.

Французский император Наполеон, покорив почти всю Европу, решил убрать последнее препятствие к мировому господству. На рассвете 12 июня 1812 года “Великая армия” Наполеона (640 тыс.человек), переправившись через Неман , вторглась в пределы Российской империи. Главной целью Наполеон считал взятие Москвы. Он говорил: “Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но заняв Москву, я поражу ее в самое сердце”.

Москва в эти дни жила необычной жизнью. Большинство тех, кто мог носить оружие, записывалось в ополчение. Старики, женщины, дети готовились в путь. Замечательный русский поэт В.А.Жуковский, ушедший с ополчением, был человеком совсем не военным. Он писал, что пошел “под знамена не для чина, не для креста и не по выбору собственному, а потому , что в это время всякому должно быть военным, даже и не имея охоты”. Л.Н.Толстой писал: “Дубина народной войны поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”.

Завершив войну с Турцией, в Петербург вернулся М.И.Кутузов. В ту пору ему шел 67 год. Ученик и соратник Суворова, он обладал широким стратегическим мышлением, был опытным военачальником. Он был назначен главнокомандующим.

. Бородинское сражение, в котором с обеих сторон приняло участие 240 тысяч человек (110 тысяч россиян и 130 тысяч – армии Наполеона) и только за один день убито, ранено и погибло 100 тысяч человек, относится к тем сражениям, в которых не было ни победителя, ни побежденного: обе стороны имели и потери, и трофеи. Французская армия уже не может победить россиян, а русская армия еще не в силах разгромить французов.

Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях.
      Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию, он отводит ее на новые рубежи южнее Москвы Кутузов говорил: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибли Москва и Россия…Властью, данной мне государем и Отечеством, повелеваю, повелеваю отступление”. Ни одно сражение, даже грандиозная Бородинская битва, не оказало столь сильного влияния на мощное слияние всех дум и стремлений российского народа в одно страстное желание – освободить Москву во что бы то ни стало, изгнать захватчиков из России и отомстить неприятелю за любимую столицу. Жители спешно покинули город. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.
      Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями.

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

. Так и не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России.

( Фрагмент художественного фильма «Война и мир»)
История в лицах (рассказы учащихся 9-х классов о героях Отечественной войны 1812 года)

Проверим наши знания о войне двенадцатого года.
Команды «Богатыри» и «Гусары»

1..Разминка

Вопросы

1. Кто назвал Бородинское сражение “битвой гигантов”? (Наполеон.)
2. Зачем нужен конский хвост драгунам? (Защищать шею от ударов.)
3. Почему существуют две даты Бородинской битвы? (По старому стилю 26 августа, по новому стилю 7 сентября.)
4. Как переводится с французского слово “флешь”? (Стрела.)
5. Какова форма редута? (Шестиугольник.)
6. Чем сражались партизаны, у которых не было оружия? (Орудия труда: вилы, цепы, топоры; дубинки.)
7. Чем на императорском знамени Наполеона были заменены лилии Бурбонов? (Пчёлы
8. По какой дороге пришлось отступать Наполеону от Москвы? (По Старой Смоленской дороге.)

9.Сколько было у гусаров поперечных шнуров? (На груди доломана и ментика нашивались 15 поперечных рядов двойных шнуров с тремя рядами выпуклых пуговиц, из которых центральный находился на правом борте, а два другие — при углах шнуров, уложенных завитками)

10.А сколько рядов пуговиц? (Три ряда)

11. Кого из полководцев называли «вихрь-атаманом» (Платов) 12. Он дважды получил смертельные раны в голову, но выжил. Прожил после ранения еще 20 лет и свои главные военные подвиги совершил на склоне лет. Как его звали? (Кутузов)

Вторая команда

1. Кто командовал  русской армией в начале войны 1812 года? (Барклай - де - Толли)

2. Какова была численность французской армии  на начало войны? (приб. 610 тыс. чел.)

3. Какое важное событие произошло 26 августа 1812 года? (Бородинская битва)

4 Что такое редут? (земляное укрепление) 

5. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны? (Александр Первый)

6. Из скольких частей состояла русская армия? (из 3 частей)

7. В каком городе скончался Кутузов? (Бунцлау, Пруссия)                                

8. Кто командовал русской армией после Смоленской битвы? (Кутузов М.И.)

9. Какова была численность русской армии к началу войны? (приблизительно 200 тыс.чел)

10.В каком городе произошло первое сражение между русскими и французами? (Смоленск)                  

11. Война – дело мужское. Но история войны 1812 года сохранили имена двух женщин, которые сражались наравне с мужчинами. Как звали этих  дам. (Дурова, Василиса Кожина)

12. По свидетельству современников, в момент Бородинской битвы он с ледяным спокойствием оказывался в самых опасных местах, как будто намерено искал смерть. Под ним было убито 4 лошади, рядом с ним погибли 2 его адъютанта. Кто это был? (Барклай-де-Толли)

Вопросы залу

1. Продолжите поговорку: « Пришел Кутузов  …..»? (бить французов!)

2.Что такое фураж? (корм для лошадей)

3. Назовите лидера партизанского движения? (Давыдов)                               

4. Какое время Наполеон находился в Москве? (1 месяц)

5. Кто по национальности был БАГРАТИОН? (Грузин)

6. Поэт, гусар, герой войны 1812 года? (Давыдов)







7. Он должен был стать юристом, а стал императором: сначала — всей Европы, потом — одного острова. Кто он? (Наполеон.)
8. По происхождению шотландец, но возглавлял русскую армию в начале и конце войны России с Францией. Кто он? (Барклай-де-Толли.)
9. Он был учеником Суворова и Потёмкина, главнокомандующим в войне России против Турции и Франции. Кто он? (Кутузов.)
10. Кто из русских генералов водил своих сыновей, одному из которых было 11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат: (Раевский)                   

^ 2. Конкурс «Обмундирование гусара». Выбери необходимое для гусара (выделено жирным шрифтом)

1.Банник

2 Бивак

3 Вензель

4 Лафет

5 Доломан

6 Кивер

7 Ботики

8 Макинтош

9 Ментик

10 Пелерина

11 Чепец

12 Чикчиры

13 Ташка

^ 3. Рыбалка –шуточная игра

4. Следующий этап игры посвящён героям войны 1812 года и условно называется «Чей портрет?»(учащимся предлагаются портреты героев Отечественной войны 1812 года)

5 Домашнее задание. Расскажи о герое Бородинского сражения

6. Конкурс: Ловкие (от каждой команды девочка и мальчик по 5 бросков дротиками)

7.С залом (игра). Дополни цитату

Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
^ Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.


(2)

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
^ Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.


(3)

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
^ У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.


(4)

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
^ Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.


(5)

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
“Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?”


(6)

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
^ Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!


1812 год явился не только важнейшей страницей истории России, но и принципиального значения вехой в истории русской литературы. Какие произведения об этой войне вы знаете?

Поэтическая летопись Отечественной войны богата и выразительна. Здесь и мудрый Крылов, и знаменитые Жуковский, Пушкин, Лермонтов, страстный в торжестве Языков, провидец Тютчев, талантливый Ф. Глинка, бравый гусар Денис Давыдов и др.

8.Домашнее задание: инсценирование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»; басни И.А.Крылова «Волк на псарне»

Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь в предложенном поэтическом тексте.

9.^ Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:

…которого Россия,
В свои годины роковыя,
Радушно видит на коне,
В кровавом зареве пожаров,
В дыму и прахе боевом,
Отваге, пламенных гусаров
Живым примером и вождем.

^ Ответ: Н. М. Языков о:.(Д. Давыдове)

Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:

Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом -
И след простыл!... То невидимкой он, то рядом,
То, вынырнув опять, следом:! Это ты, поэт и партизан!...

^ Ответ: Ф. Н. Глинка о :.(Д. Давыдове)

Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:

Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом,
И сколь врагу ужасен!

^ Ответ: В. А. Жуковский о :(М. И. Кутузове)

Определите, о каком герое Отечественной войны 1812 года идет речь:

Надменный! Кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердце русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?

^ Ответ: А. С. Пушкин о :(Наполеоне)

10.С залом- беседа

  1. Как вы охарактеризуете самого юного 16-летнего героя романа Петю Ростова, участника партизанского движения в войне 1812 года? (доброта, искренность, наивность, душевность, честность, смелость, неопытность, эмоциональность, желание сделать так, чтобы всем было хорошо, желание быть взрослым, защищать Родину).

  2. Что чувствовал Петя перед боем? (желание оказаться в самом центре событий)

  3. Как Толстой передает чувства Денисова, именно под его командованием находился мальчик? (потрясение Денисова писатель передает через описание его состояния).

  4. Какие чувства вы переживали, читая о гибели Пети?

  5. Какое значение, по-вашему, имеет этот образ в романе? (Да, Петя смел и решителен, но неопытен и опрометчив в поступках, он не мог реально оценить свои возможности. Желание быть взрослым, эмоции заглушили чувство опасности. Гибель Пети - страшная трагедия для его родителей, близких. Смертью мальчика Толстой показывает неестественность, жестокость, разрушающую силу войны, бесчеловечность, а значит, призывает к миру.

- Да, юный Петя Ростов и русские герои, о которых мы сегодня говорили, защищали свою Родину. Как вы думаете, какие качества надо вырабатывать в себе, чтобы стать настоящим защитником Родины?

26 августа Россия отмечает День воинской Славы - День Бородинского сражения.

11.Конкурс: назовите пять качеств, присущих героям Отечественной войны

- Сейчас, где можно применять качества, позволяющие стать патриотом? Как их воспитывать? Кого из современных героев вы знаете? (майор Солнечников)

Музыкальный фрагмент из увертюры П.И.Чайковского «1812 год»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий историко- литературной гостиной «Через года, через века…» icon«Через года, через века»
Мкоу «Общеобразовательный лицей-интернат а. Хабез им. Хапсироковой Е. М.» по организации и проведению месячника спортивной и оборонно-массовой...

Сценарий историко- литературной гостиной «Через года, через века…» iconСценарий внеурочного воспитательного мероприятия по русскому языку....
Развивать: память через заучивание стихов; внимание через упражнения по самоконтролю и взаимоконтролю; логическое мышление через...

Сценарий историко- литературной гостиной «Через года, через века…» iconСценарий третьих районных набоковских чтений «страна стихов владимира набокова»
Так 3 года назад за общим чайным столом мы обсуждали «Другие берега», через год собрались в гостиной у потрескивающего камина и новогодней...

Сценарий историко- литературной гостиной «Через года, через века…» icon«Мой стих дойдет через хребты веков…» Поэты ХХ века юбиляры 2013 года Каталог выставки
«Мой стих дойдет через хребты веков…» : поэты ХХ века юбиляры 2013 года : каталог выставки / Ленинградская областная универсальная...

Сценарий историко- литературной гостиной «Через года, через века…» iconСценарий литературной гостиной
Он и она заходят в кафе, где за столиками сидит разная публика. Звучит популярная музыка

Сценарий историко- литературной гостиной «Через года, через века…» iconУрок географии в 6 классе на тему: «Внутреннее строение Земли»
Способствовать развитию самостоятельных навыков работы уч-ся через работу с учебным пособием в группах, через систему само и взаимоконтроля,...

Сценарий историко- литературной гостиной «Через года, через века…» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Сценарий музыкально-литературной гостиной «Творчество английского поэта Роберта Бёрнса»

Сценарий историко- литературной гостиной «Через года, через века…» iconСценарий спортивного праздника, посвященного «23 февраля»
Цель: Через различные формы работы способствовать общему укреплению здоровья детей, сближению детей и родителей через совместные...

Сценарий историко- литературной гостиной «Через года, через века…» iconСценарий проведения спортивного праздника в старшей группе
Цель: Через различные формы работы способствовать общему укреплению здоровья детей, сближению детей и родителей через совместные...

Сценарий историко- литературной гостиной «Через года, через века…» iconЗанятие в «Музыкальной гостиной»
Развивать познавательно – речевую активность детей через интеграцию образовательных областей



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница