Всеобщая история




НазваниеВсеобщая история
страница1/10
Дата публикации26.06.2013
Размер1.26 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ВАРДАН ВЕЛИКИЙ

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Ввиду большого объема комментариев их можно посмотреть здесь (открываются в новом окне)

На шестом году Констанция Магнснций, усилившись, завладел Италией, Африкою и воцарился в Сирмии 158. Ободренные этим, некоторые злые люди убили Констанция и его племянника (по брату). Средний брат, узнав это, идет на Магненция, убивает его, становится самодержавным, Галла назначает кесарем в Антаке, а Юлиана отправляет в Афины на учение. Вскоре Галл задумал отложиться, вследствие чего и погиб. Просьбами царицы спасен Юлиан, которого император назначает кесарем на запад, дав ему в супружество сестру свою, Алине; сам же отправляется в Антиохию. Юлиан побеждает варваров 159 и, возложив на себя корону, возвращается в Константинополь. Против него идет Констант, принявший крещение от Зоия (?), и умирает между Киликией и Исавриeй. Говорят, что он перед смертью принес раскаяние и в православной вере скончался о Господе Христе. [57]

После него Юлиан царствовал два года и девять месяцев. — За ним Иовиан один год: о нем с похвалой отзывается Сократ. Некоторые говорят, что он был apиaнин, преследовал православных, за что, говорят, задушили его. — После него Валенс царствовал четырнадцать лет; он также был apиaнин. Сорок дней спустя, брат его, Валентиниан, присоединился к нему и царствовал двенадцать лет: он умер вследствие сильного разговора, с угрозой обращенного к варварам. Валенс, заточивший нашего Нерсеса 160, пораженный громом, погибает в Адрианополе, имея перед собою в перспективе ад.

Наш Хосров, (вступивший на престол) на втором году нарсийского царя, Ормизда, и на восьмом году Констанция, царствовал в отечестве своем девять лет. Он построил Дунн, что означает холм 161, куда переселил жителей Арташата по добровольному их согласию и там построил себе дворец, вынужденный к тому знойным воздухом Аштишата. Во дни его тридцать тысяч народа 162, соединившись в сырых местностях, произвели нападение на Айрарат, где Вахан Аматуни оказал чудеса храбрости и убил их предводителя, покрытого густым войлоком: его побежденное войско обратилось в бегство. На этом сражении пал военачалник Ваче: святый Верт'анес приказал поминать его во время обедни. Хосров кончил дни свои и был похоронен подле отца своего в Камахе 163.

Самодержец Константин на семнадцатом году своего царствования, возложив корону на Тирана, [58] сына Хосрова, отправил его в Армению: он не пошел по стези добродетельных своих отцев. На третьем году его царствования переселился из сего Mиpa св. патриарх Верт'анес и положен в Т'ордане. Престол его паследует сын его, св. Юсик, шесть лет. Он жестоко порицал царя за мерзкие дела его. Когда изображение Юлиана было принесено к царю, и он в области Тцопк' хотел поставить его в церкви, Юсик разбил и попрал его ногами на паперти. Тогда разгневанный царь приказал бить его кнутом, до тех пор, пока он не испустит духа. Тело его перенесли и положили подле его отца. Тогда явился старец, хорепископ святый Даниил, бывший ученик св. Григopия, и предал Тирана проклятию. Разгневанный царь велел задушить его 164: он похоронен в своем монастыре, называемом Хациац-драхт 165. Патриарший престол наследует добрый муж, П'арнерсех, из Аштишата — четыре года. В это время пришел парсийский военачальник с большим полчищем, обманом пригласил к себе Тирана и ослепил его в округе Апахуник' 166 в деревне, которая по этому случаю и получила название Артцив 167, и тем дал право Тирану сказать: “Я погасил два светила, вот почему и оба мои глаза покрылись тьмою”.

Говорят, что св. Юсик раз только познал жену свою, которая родила ему двух сыновей-близнецов, названных Папом и Афанагинесом, которые были посвящены в диаконы. В последствии они вдались в мерзости и в один и тот же день были поражены громом 168. У Афанагинеса остался один [59] сын, по имени Нерсес, бывший в Kecapии в учении. Когда воцарился Аршак, сын Тирана, Нерсес пришел к нему и служил ему с покорностью, нося неред ним его булатный меч 169. Большими просьбами и мольбами успели наконец согласить Нерсеса, отправили его в Kecapию на принятие престола святых Фаддея и Григория. Там-то сошел на него Дух святый, в виде голубя, на удивление всех зрителей 170. По возвращении своем в Армению Нерсес занялся благоустройством страны нашей: он построил монастыри, гостинницы, приюты, больницы для недужных и прокаженных; старался искоренять распри, жестокосердие, тризны совсршаемые над умершими и брак между сродниками. Тогда наша страна уподобилась горнему Иерусалиму своим благолепием 171. Когда царь, нахарары, мудрые начальники церкви увидали это, назвали Нерсеса патриархом, “на том основании, говорили они, что у нас (также) находятся непоколебимые столпы — Варфоломей, Фаддей и св. Просветитель, названный в Риме папою наравне с тем, который восседает на престоле Петра”. Первоначально было только четыре престола: в Антиохии Матфея, в Риме Луки, в Эфесе Иоанна и Марка в Алсксандрии. Во время сыновей Константина Великого жители Константинополя и Иерусалима начали называть патриархами начальников своих церквей; назначили престолы: в Константинополе потому, что туда был перенесен престол Иоанна, и в Иерусалиме потому, что там совершилось воплощение. И мы основываться будем на том, сказали Армяне, что составляет великую нашу [60] гордость”. — Епископов же, находившихся в Севасте, в Мелитине и в Мартирополе, назвали митрополитами и устроили в Армении иepapxию девяти небесных чинов, т. е. чин пaтpиapxa, митрополита, епископа, священника, диакона, иподиакона и чтеца — далее следует монашество, освященный народ 172.

В эти дни отложился Аршак от императора Валентиниана, который в порыве гнева убил Тердата, брата Аршака, бывшего у него заложником. — Нерсес Великий отправляется к императору, который принимает его с почестями, поздравляет с патpиapшим саном и, поручив ему сына убитого, отпускает его в Армению с большими дарами. По кончине Валентиниана нечестивый Валенций, парушив мир с Apмениeю, через посредство военачальника своего, Феодосия, потребовал к себе Аршака. Снятый патриарх в сопровождении Пана, сына Аршака, отправился к Феодосию и с ним вместе представился ко двору. Увидев царя, Нерсес начинает проповедывать ему православие, которое было отвергнуто царем, вследствие чего и умирает сын последнего. Разгневанный царь отправил Персеса в девятимесячное заточение на необитаемый остров и с ним 70 человек. Здесь не покидала их благодать божия: они питались по субботам и воскресениям рыбою, выбрасываемою волнами моря вместе с огнем и топливою. Говорят, что мученик Гeopгий убил Валента, тело которого пожрал огонь 173.

Феодосий Великий наследует его корону. Он возвращает с острова св. мужа и вместе с ним сзывает против духоборца собор ста пятидесяти [61] епископов, на котором предали анафеме Македония и всех заразившихся его учением. Патриарх Нерсес, утвержденный свидетельством ста пятидесяти епископов, возвращается в Армению. Аршак по наущениям Тирит'а убил двоюродного своего брата, Гнела, и взял жену его П'арандцем, за что св. Нерсес, предав его проклятию, ушел в Грецию, оставив своим наместником Хада, епископа Багревандского, житницы которого не оскудевали, как при Ильи у вдовицы 174. В это время царь пapcийcкий, Шапух, прибыл в Атерпатакан и, вьзвав к себе Аршака и заключив его в оковы, отправляет в крепость, названную Ануш 175, где он и умер, наложив на себя руку. Св. Нерсес, узнав об этом, просит императора воцарить Папа, сына Аршака, что тот и исполнил, отправив его вместе с патриархом Нерсесом, в сопровождении многочисленного войска. По прибытии своем они нашли Мехружана Артцруни, отступника от Христа, единодержавно властвующим в Армении при помощи пapcийcкогo войска. Они дали ему сражение, на котором при содействии молитвы святого мужа истребили Парсов. Сембат Багратуни (на этом сражении) взял Мехружана и венцом из раскаленного железа увенчал его, вследствие чего он и погиб, покрытый позором 176. Страна наша в продолжение семи лет находилась под управлением Папа. В это время греческий военачальник, Анатолий, построил в честь императора (город) Феодосополь 177. Пап по причине частых упреков, делаемых ему Нерсесом за постыдные дела, дал ему тайно смертоносный напиток в деревне Хахе в [62] округе Екехеац: его похоронили в Т'иле; он управлял престолом тридцать четыре года 178. На его место Пап, по примеру патриархов, без (участия) кеcapийcкогo митрополита назначил какого-то Шахака, уроженца Апахуник'ского округа, но не надолго: он управлял престолом (только) четыре года 179.

Военачальник Анатолий, обманом вызвав к себе Папа, заключил его в оковы и отправил к Феодосию, который, не удостоив его даже своего лицезрения, приказал бросить в море 180. Он назначил армянским царем какого-то Вараздата Аршакуни, управлявшего четыре года. На втором году его почил владыка Шахак, которому наследует брат его, Завен, — муж добрый как и он, (и правит престолом) четыре года 181. — Вараздат задумал убить храброго Мушех'а, в следствие чего весь род Мамиконский начал его преследовать, Феодоcий сослал его на остров Т'улис 182, а в Армении поставил царями обоих сыновей Папа — Аршака и Вахаршака. На третьем году Аршака почил Завен, которого престол занял Аспуракес, брат их, такой же добродетельный как и они, и управлял семь лет 183.

Царь парсийский, Шапух, и Аркадий, сын Феодоcия, заключив между собою союз, разделили Армению: Аргнак взял греческую половину по причини единоверчества, между тем как Вахаршак владел восточною частью — уделом парсийским. Но (последний) скоро умер, и Шапух назначил на его место какого-то Хосрова Аршакуни, которого через три года удалили от власти по доносам [63] коммисаров страны. Этот Хосров возвел на патриарший престол святого Саака, сына Нерсеса Великого, который управлял святым престолом 50 лет. Но парcийский царь поставил на место Хосрова брата его, Врамшапуха, (царствовавшего) 15 лет 184.

На седьмом году его царствования и на первом году Арташира, сына Шапуха, св. Месроп устроил армянскую азбуку. Двадцать две буквы, (бывшие) у Даниила сирянина и изобретенные в древния времена, но оказавшиеся недостаточными для выражения всего разнообразия языка нашего, были брошены древними, которые после того стали довольствоваться греческими, cиpийcкими и пapcийcкими буквами 185. При такой азбуке Месроп не мог приступить к переводу богодухновенных книг на армяиский язык; и потому, предавшись молитвам, при содействии св. Сака, получает от Бога четырнадцать букв, начертанных Его десницею перед Месропом, как великому Моисею на Синайской горе, так и ему на горе Балу, где до сих пор видны на скале Богом начертанные изображения письмен 186. Местные жители: Татчики и христиане, равно чествуют то место фимиамом и свечами. — Существование армянских письмен, (оставшихся) от древности, было доказано во время царя Лсвона, когда в Киликии нашли монету, на которой армянскими буквами было изображено имя языческого царя Хайкида 187. Недостаток именно этой азбуки восполнил возобновитсль и устроитель нового Израиля — новый наш Ездра, осененный божественной благодатью. Через посредство этого дара, Богом данного, Месроп принял луч Св. Троицы и [64] (вместе) с пророками, апостолами, евангелистами, небесными чинами и сонмом всех праведных вступил в Землю армянскую 188 и в сокровищницу церквей наших внес эту непостижимую лепоту на украшение душ и тел и на вечную славу, чего не всякий народ удостоивается от Господа всего. Ибо не художники и не ходатаи умудрили и вели нас к Нему; но десницею, создавшею мир и распростертою с небес были начертаны письмена учения. Память о Боге и Господе нашем жива в наших книгах, и сообщаст мощь и благодать приступающим к ним с верою и разумностью. Поэтому слава, честь и благодарение тому, кто принес их нам от Господа, и да останется светлою память о Месропе в книге жизни, (в книги) зеленеющей, т. е. в вечно-радостном месте отца нашего, память о котором да будет с святейшими. Нам же — его ученикам и духовным сынам, молитвами его да будет милость и милосердие от Бога.

Св. патриарх Саак, обрадованный с неба посланным даром, выбирает украшенных добродетелью юношей и отправляет их к народам, дабы они у всех народов могли учиться книжному искусству 189, а именно — Иосифа, Леонтия, Иoaннa, Авраама, Ардцана, Муше, Езиака, Корьюна и других; а потом немного спустя, Моисея, Давида, Ехише и Мамбре - брата Моисея; за ними Ардцана Артцруни, Хосрова и Лазаря историка 190. Через их посредство переведены все книги по точным спискам св. Леонтия 191.

Св. Саак возобновил храм святых (дев-сопутниц) Рип'симе, разрушенный Шапухом, мощи [65] которых оставались под спудом, пока наконец, по просьбе Саака, Бог не открыл их ему. Он видел прекращение царства (в династии Аршакуни) и священства из рода Пахлавуни и вторичное их возобновление в последствии времени 192. У него была единственная дочь, которую он выдал замуж за Хамазаспа мамиконского и от которой родился св. Вардан.

После того муж божий, дивный Месроп, отправился в Иверию и создал для ее жителей письмена при содействии какого-то Джахела 193, бывшего своего ученика. Оттуда пошел он в Ах'ованк', создал и для них письмена, сообразуясь с их языком, при помощи Вениамина, также бывшего своего ученика.

Врамшапух прекрасно кончил жизнь свою. Св. Саак, отправившись к Язкерту, стал ходатаем за Хосрова, бывшего в темнице, и вторично возвел его на престол, которым впрочем он правил не более года и скончался 194.

По смерти Язкерта вступил на престол Верам II, который много замышлял зла против нашей веры. Св. Саак, узнав это, отправился в греческий удел (Армении), а святого Месропа с внуком своим, Варданом, послал к Феодосию, сыну Аркадия, который, приняв их с радостью, назначил Вардана стрателатом, а Месропа — учителем учителей 195. Феодосий и патриарх Аттик приказали учредить школы и назначили содержание от казны. По возвращении своем к святому Сааку они исполнили (полученное ими) приказание. Вскоре после того Саак послал Вардана к Вераму просить о мире и возведении на престол Арташира, сына Врамшапуха, что царь и [66] исполнил. Моисей же говорит, что Язкерт после Хосрова воцарил сына своего, Шапуха, (который правил) три года и по получении известия о кончине своего отца ушел и был убит (парсийскими) войсками 196. Говорят, что страну нашу в продолжение одиннадцати лет терзали безначалие и смуты, и что после воцарился Арташир, которого возненавидели нахарары за предосудительную его слабость к женщинам: они просили Саака Великого низвергнуть Арташира с престола. И когда тот не согласился, они сами пошли ко двору Верама, заставили вызвать Арташира и сослать в Хужастан 197. Они свели с престола и святого Саака и на его место назначили Сурмака, соучастника своего в деле доноса; но этот последний через год уже был изгнан. Они поставили потом сирянина Бергишо, и то на один год; за тем Шмуела, также сирянина, беспутного и безнравственного. Наконец армянские нахарары почувствовали к нему омерзение, прогнали его и обратились с просьбою к св. Сааку, дабы тот принял престол, на что он не соглашался. (Несмотря на это), он не переставал день и ночь напоять духовных своих агнцев от небесного источника. — Некоторые говорят, что после Бергишо и Шмуела (патриаршим) престолом управлял Сурмак в течении семи лет. Св. Саак после кратковременного пребывания в Багревандском округе в деревне Белуре, почил о Христе и был похоронен в Аштишате
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всеобщая история iconПрограмма дисциплины Всеобщая история для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...

Всеобщая история iconАвтор, название учебного пособия, учебника
Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История нового времени

Всеобщая история iconУчитель – Дорофеева Г. В
...

Всеобщая история iconИстория России. Всеобщая история
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона...

Всеобщая история iconУчебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России с древнейших...
Учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: «Просвещение» 2013; М. В. Пономарев,...

Всеобщая история iconВсеобщая история
Ввиду большого объема комментариев их можно посмотреть здесь (открываются в новом окне)

Всеобщая история iconДополнительная литература по истории Древнего мира
Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история. Сост. Елманова Н. С., Савичева Е. М

Всеобщая история icon1. Особенности западной цивилизации XIX в. (1800-1880-е гг.)
Модули 1 и 2: учебник «Всеобщая история Нового времени», авт.: Данилов Д. Д. и др

Всеобщая история iconВсеобщая история. Средние века. (6 «Г» класс)
Историческая игра между 6 классами «Средневековый бал» команда 5 человек (примерно 28-29 мая)

Всеобщая история iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира....
Под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2011 г



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница