Урок -погружение по повести В. Закруткина «Матерь человеческая»




Скачать 84.04 Kb.
НазваниеУрок -погружение по повести В. Закруткина «Матерь человеческая»
Дата публикации09.03.2014
Размер84.04 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Урок
Пояснительная записка.

Урок –погружение по повести В.Закруткина «Матерь человеческая» можно проводить с учащимися 7-11 классов средней общеобразовательной школы. Это ученики 14-17 лет, находящиеся в том возрасте, когда закладывается основы нравственности.

Урок призван выработать у учащихся чувство гуманности, человечности, умение понимать людей, особенно будущих матерей, от которых зависит судьба мира.

Знакомство с содержанием повести поможет учащимся в выборе верного пути в жизни в разных жизненных ситуациях.

^ Урок можно проводить по-разному. Это и урок-размышление, урок-конференция, урок-семинар, урок-творческая мастерская, урок-постановка…

На уроке в качестве примера можно использовать и другие произведения о войне. Это: «А зори здесь тихие» Б.Васильева, «У войны не женское лицо» С.Алексиевич, стихотворение М.Исаковского «Русской женщине»,песню «Враги сожгли родную хату», С.Михалков «Мать солдатская»

^ Урок должен способствовать выработке навыков анализа текста художественного произведения методом погружения и умению выделять в нём главную мысль.

В качестве материально-технической обеспеченности урока можно пригласить женщин-тружениц, ковавших Победу в тылу врага, ветеранов; использовать, проектор с презентацией(см.в приложении), иллюстрации на тему «Память в сердце не мертва», воспоминания в виде писем, , сочинения самих учащихся на тему «Война в судьбе моей семьи» - всё то, что должно затронуть душу самих учащихся.

Перечень использованной литературы:

1. В.А.Закруткин «Матерь человеческая». М.1982.

2. «Венок славы». Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в 12 томах. М.»Современник» 1989.Издание 2.

^ 3. Методические журналы и пособия.

Урок- погружение по повести В.Закруткина «Матерь человеческая»

Тема урока: «Великий гуманизм простой души» или «Что же нас на Земле держит?» ( почему-то хотелось дать этому уроку именно два названия).

^ Цели урока:

Общие:

  1. способствовать соединению обучения и воспитания в единый процесс, формированию гармонически развитой личности, Человека.

  2. подвести учащихся к пониманию, что гуманизм – самое святое для человека, основа счастья, добра и любви;

  3. особый упор сделать на то, что именно проявление любви, уважения, понимания другого человека помогли выжить Марии в невыносимых условиях жизни.

  4. дать понять учащимся (особенно современным школьницам) , что природа создала женщину для того, чтобы быть матерью, быть хорошей женой.

частные:

  1. формировать навыки погружения в текст художественного произведения;

  2. развивать речь учащихся;

  3. воспитывать любовь к матери – источнику всепобеждающей жизни на земле.

  4. способствовать укреплению в учащихся чувства гуманизма-любви к ближнему

^ Оборудование к уроку:

-репродукция картин художников на тему «Женщина и война»

-иллюстрации учащихся к повести ;

запись музыки Шуберта «Ave, Maria!»;

- репродукции картин Леонардо да Винчи;

-изображение Богоматери.

-строчки из повести ( на слайдах) см. приложение.

Эпиграф к уроку Гимн человечности.

^ ХОД УРОКА.

  1. Вводное слово учителя. Вызов интереса к уроку.

Сегодня у нас необычный урок – урок- погружение по повести В.Закруткина «Матерь человеческая». И этот урок сегодня мы с вами посвятим 65-летию Победы над фашистской Германией. Мы, поколение, не слышавшее грохота орудий, хотя кое-где на земном шаре он и по сей день раздаётся, не можем и не имеем просто права в эти дни не прикоснуться к великому подвигу нашего народа в грозные 1941-1945 годы.

2010 год. 65–ый раз прозвучит салют Победы. 65 лет нашей Памяти. Нет в нашей стране, в нашем микрорайона человека, которого война не коснулась бы не только прямо, но и косвенно. А теперь послушаем отрывки из сочинений учащихся «Война в судьбе моих родных» (прослушивание наиболее ярких строчек). Сначала читаю сама. Моя мама –Борисова( Палейкина) Мария Мария Порфирьевна 1929 года рождения. Детские годы её совпали со страшными годами.

^ Осень. Красота последнего покоя. Грустная пора чувствуется везде: в природе, в лицах прохожих…

Мы идём по аллее по музыку шелестящих под ногами листьев. Грустная пора- грустные мысли. В мою память внезапно врываются воспоминания моей мамы. Она не то с печалью, не с радостью, прямо со слезами на глазах поведала вот о чём:

«Жили мы бедно, но весело. Семья была многодетная. На стене,- продолжала мама,- висели на первом месте гусли, на которых играл мой тятя( так мы называли отца), затем мандолина, скрипка, гитара и барабан. На них играли мои братья. Тятя был музыкально одарённым человеком и сумел передать этот талант всем своим сыновьям. По вечерам музыка, лившаяся из нашего дома, привлекала разный люд.

И ещё в нашем доме была одна вещь, к которой мы относились как к святыне- это ручная мельница. Она мне дороже всего на свете. Почему? Благодаря ей я сейчас хожу по этой земле, любуюсь каждый день этим голубым небом, дышу и не надышусь этим воздухом!

За год до окончания войны целые деревни косил голод. Погибло и у нас полдеревни. Мы втроём стоим на улице, указываем пальцами на дома: « этом доме есть что кушать, в этом есть, в этом нет, в этом нет». Над деревней светило яркое весеннее солнце. Может быть, оно согревало землю, траву, а нас- нет, потому что чувство голода было сильнее. Мы ходили в близлежащий лес, приносили жёлуди буквально по 1 -2 штуки и размалывали на этой мельнице. Кое-как так продержались… К нам ходила вся деревня. Тятя никому не отказывал. Поэтому , наверное, самыми последними словами тяти перед смертью были: «Дети мои, берегите мельницу!»

^ Мельница как реликвия хранится с 18 века по сей день в моём родном доме. Ею сейчас пользуются племянники.

( Далее чтение учащихся) .

2. Об одной из женщин и пойдёт у нас свами сегодня речь. Запись темы урока ( эпиграф пишем в конце урока).

а) слово об авторе – В Закруткине

Виталий Александрович родился в 1908 году в Феодосии. Семье часто приходилось переезжать с места на место. Жили в крымских Чалбасах, молдавском селении Велегоцулово, а затем десять лет в украинской деревне Екатериновке. Здесь будущий писатель проходил свои университеты, закончил семилетку и курсы избачей, работал в избе-читальне. Им владела тяга к знаниям, но учиться дальше не пришлось. Семья переехала на Дальний Восток, осела в маленьком поселке Амурской области, и ему пришлось заняться самообразованием. Когда началась война, пошел на фронт, так что все тяготы войны испытал на своих плечах, своими глазами видел кровь, слезы, смерть, разрушения. Поэтому он знал то, о чем писал.

^ Ребята! Скажите, пожалуйста, а что помогло нашему народу одержать победу над вооружённой до зубов, мощной фашисткой армией?

(Рассуждения учащихся)

Конкретно на уроке мы поговорим о том, что же помогло русской женщине – матери в годы Великой Отечественной войны, оказавшейся одной в сожжённом хуторе без семьи, без жилья, без одежды не умереть, не погибнуть, т. е сохранить жизнь несмотря на то, что страшные минуты самоубийства нападали часто. Что же уберегло Марию от такого страшного шага?

^ Выяснить и понять всё это поможет нам метод погружения в художественный текст.

(Задолго до урока учащиеся получили вопросы и задания:

1. Какова тема повести «Матерь человеческая»?

2.Как сложилась жизнь героини повести?

3.Почему Мария не убила Вернера Брахта?

4.Что побуждало женщину так самоотверженно работать в поле в тылу врага?

5. Отметьте эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

6. Выберите отрывки для выразительного чтения.

7. как вы объясните смысл заглавия повести?

8.Какие мысли и чувства она у вас вызвала?)

Осмысление повести.

б) анализ содержания повести.

- Какие чувства вы испытали, когда читали дома повесть «Матерь человеческая»?

( потрясение, жалость, вера в добро, восхищение главной героиней)

- Вспомним основные моменты сюжета повести:

* гибель мужа и сына;

* угон всех жителей хутора в Германию;

* одиночество, отчаяние, страх;

* собака Дружок и коровы;

* Вернер Брехт;

* голуби над разрушенным хутором;

* работа на колхозном поле;

* появление детей и рождение сына;

* на коленях перед Матерью.

^ 3. Анализ темы и проблематики.

- Какие темы звучат в повести? (Родины, семьи, любви, жизни и смерти, труда, героизма и подвига, мужества, силы духа, памяти…)

- Какие проблемы поднимают эти темы? (война и дети, война и материнство, война и гуманизм, основа жизни, подпорки человека на земле)

^ 4. Анализ содержания методом погружения.

1. Как сложилась жизнь героини повести?( читаем эпизод из книги)

2. Найдите в повести строки, где говорится о том, что чувствовала, о чем молила Бога Мария, дрожа от страха и ужаса в кукурузе?

(подумала, что пришел конец, что сейчас она умрет, потому что ни один человек не может пережить то, что пережила она)

- Что пробудило ее к жизни? ( «По запыленным щекам Марии бежали слёзы. «Живой незрячий комок не видит,..прохладой»)

(жизнь, зародившаяся в ней самой – будущий ребенок, желание дать ребёнку жизнь, это то, что связывало её с мужем Иваном и сыном Васяткой, )

- Почему Мария не убила Вернера Брахта?? (читаем эпизод)

-Что значило для Марии убить беззащитного раненого мальчика?

(. «Живой незрячий комок не видит,..прохладой»)

- Как Мария обращается к животным, птицам, к детям?

( бедные вы мои, дитя мое милое, голубяточки мои)

-Почему Мария самоотверженно работала на колхозных полях?

(зачитываем эпизод – вывод – Чувство уважения к другим людям, ко всем хуторянам)

- Как бы вы назвали повесть?(«Гимн гуманизму», «Гимн человечности», «Гимн вечному»,»Вечный зов»)

5. Работа над наглядными пособиями к уроку.

- Как связаны эти картины с темой нашего урока?

Вывод. Что же помогло простой русской женщине вынести все тяготы страшных военных лет? ( Мысль о других, желание помочь, понять других, любовь к самым близким, стремление,хотя это было очень тяжело, не оборвать нить жизни-гуманизм, т. е. человечность).

Пишу на доске эпиграф

6.Подведение итогов урока.

- Чему учит нас эта книга?

- О чём она будет нам напоминать всегда?

7.Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру 1.«Гимн человечеству»;

2. «Что же нас на земле держит?»

( звучит запись музыки Шуберта «Ave, Maria!»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок -погружение по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» iconУрок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс»
Урок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс» (Литература на рубеже веков)

Урок -погружение по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» iconУрок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс»
Урок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс» (Литература на рубеже веков)

Урок -погружение по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» iconУрок-исследование «Тема труда в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе
Исследовать связь образа Вакулы с темой труда в повести; показать, как в повести отразилась мечта Гоголя о сильной, гармоничной натуре,...

Урок -погружение по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» iconУрок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в...
...

Урок -погружение по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» iconУрок Панорама Или погружение в океан «методика»
Это урок демонстрации приемов и методов, применяемых в обучении учителями математики нашей школы, которые помогают в реализации целей...

Урок -погружение по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» icon«Прогулка по улицам Томска»
Этим стихотворением Галины Аксёновой «Город, честь к тебе причалить» нам хотелось бы начать сегодняшний урок. А урок у нас необычный,...

Урок -погружение по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» iconУслышьте меня, или Странное дело…
«Эгей» нашего русского писателя Валерия Болтышева. И до этого была знакома с его произведениями, читала рассказы из «Сюжетов» и повести...

Урок -погружение по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» iconУрок-погружение Тема: «Экспрессивные возможности конструкции с однородными членами»
Помочь понять некоторые аспекты мировоззрения Л. Н. Толстого, погрузившись в его язык

Урок -погружение по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» iconУрок русского языка 1 класс Тема урока: «Знакомство с буквой Цц»
Погружение в проблемную ситуацию (разминка, чистоговорки) с целью постановки детьми учебной задачи

Урок -погружение по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» iconПлан-конспект урока литературы в 11 классе б состоятельна ли человеческая...
Тема: «Состоятельна ли человеческая претензия на господство?» (По рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница