Краткое содержание лекции: На доске показываем карту России сер 19в и выделяем направления внешней политики. Политика России на европейском направлении: Познавательная задача.




Скачать 218.19 Kb.
НазваниеКраткое содержание лекции: На доске показываем карту России сер 19в и выделяем направления внешней политики. Политика России на европейском направлении: Познавательная задача.
Дата публикации19.06.2013
Размер218.19 Kb.
ТипКраткое содержание
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Краткое содержание
Урок

Внешняя политика России в системе международных отношений

в правление Александра II

Цели: задачи лекции:

дать общее представление о внешней политики Александра П и сформулировать вопросы и проблемы для групповой работы.

Метод: обзорная лекция с элементами проблемного диалога.

Краткое содержание лекции:

На доске показываем карту России сер 19в и выделяем направления внешней политики.
Политика России на европейском направлении:

Познавательная задача.

Русский писатель Шелгунов писал «Война окончилась. Всем стало легче, но за этим чувством скрывалось чувство злобы, обиды, чувство побеждённого народа, до сих пор привыкшего только побеждать» о какой войне идёт речь?

-Крымская

Каковы были итоги Крымской войны и содержание Парижского мирного договора?

Какое положение было самым болезненным для России? Почему?

Какие задачи будут стоять перед Россией на данном направлении?

- Отмена унизительных статей Парижского мирного договора

- Выход из международной изоляции
^ Политика России в Средней Азии:

Политика России всегда была направлена на захват чужих территорий и расширение своих границ, это хорошо проявилось в первой половине 19в.

В период правления Александра II полем деятельности для российской экспансии были избраны относительно слабые в военном и экономическом отношении государства Средней Азии – Бухарское, Кокандское, Хивинское, Гератское ханства, Кабульский эмират.

Министерство иностранных дел не желало обострять отношений с Англией, которая считала Среднюю Азию районом своего влияния. Какие интересы заставили Россию вступить в борьбу за Среднюю Азию ? Удалось ли России завоевать Среднюю Азию.

^ Политика России на Кавказе

Вспомните когда началась Кавказская война? (1817г)

Каковы были причины?
Причин Кавказской войны было несколько. Современные исследователи полагают, что важнейшей причиной её начала было вхождение Грузии в состав России. Грузия была единственным христианским государством в Азии, и на неё постоянно совершали набеги соседние мусульманские страны – Иран и Турция, а Грузия неоднократно обращалась за помощью к России. После того как в 1801 году состоялось формальное вхождение Грузии в состав России, перед Россией стояла задача как можно более тесно связать новые территории с основной частью империи. Грузия в это время была отделена от России территориями других кавказских народов, в том числе и чеченцев. Поэтому перед царским правительством стояла задача покорить кавказцев. Русское правительство, спешившее поскорее навести порядок на Северном Кавказе и посчитавшее излишним глубоко вникать в местные тонкости, решило попросту разрубить мечом гордиевы узлы горской политики. Но вместо решения проблемы оно по­лучило Кавказскую войну (1817-1864 гг.).

Кавказская война была длительной и тяжёлой для России. Она стоила больших жертв и материальных средств. Какая главная задача будет стоять перед Россией на Кавказе?

- Завершение Кавказской войны. Выделить причины позволившие победоносно завершить Кавказскую войну.

^ Политика России на Дальнем Востоке

До середины XIX века Россия не имела официально признанных границ со своими соседями на Дальнем Востоке. Что изменилось в период правления Александра –II.?

Развитие отношений с Китаем, Японией и Америкой.
^ Решение Восточного вопроса.

Что включает в себя Восточный вопрос?

Почему Балканы являются очагом международной напряженности?

Причины войны.

К началу 70-х годов XIX в. значительная часть Балканского полуострова еще

находилась под властью турок. В их руках были (показ по карте):

Болгария, Македония, Босния, Герцеговина,Албания, Эпир, Фессалия.

Лишь Греция официально являлась независимым государством.

Сербия, Румыния признавали сюзеренитет турецкого султана и платили дань.

Черногория фактически завоевала самостоятельность, но не имела юридического статуса независимого государства.

Для балканских народов самой насущной задачей являлось освобождение от турецкой оккупации, образование национальных, независимых государств.
К началу 70-х гг. XIX века. Османская империя была на грани банкротства. Страна погружалась в болото финансовой зависимости от держав Запада.

Первое место в импорте Турции занимали английские товары. К продуктивному использованию полученных займов страна была не готова (султаны питали разорительное пристрастие к строительству дворцов, военного флота).

1875г. – в Турции было объявлено частичное государственное банкротство.

В итоге к 1876г. было получено 14 займов, задолжность по ним составляла 6 млрд. франков. По сути дела, турецкое правительство утратило контроль над финансами страны. Не выполнение Турцией обещаний по кредиторской задолжности вызвало недовольство кредиторов, особенно Англии.

Османская империя находилась в условиях распада. Либеральные элементы турецкого общества пытались при посредстве реформ предотвратить распад империи, ввести Конституцию, однако страх перед освободительным движением угнетенных народов обрекал их на неудачу.


^ Причины русско – турецкой войны 1877 – 1878г.г.:

  1. Национально – освободительное движение народов Балканского полуострова, для которых освобождение от турецкой оккупации, образование национальных, независимых государств становится главным вопросом.


Восставшие писали в своем воззвании: «биться за свободу или умереть до последнего человека»

Происходил геноцид целых регионов славянского населения.

В это время усилилась борьба балканских народов против ту­рецкого ига:

  • 1875 Сербия и Черногория объявили Турции войну.

  • в1875 г. вспыхнуло восстание в Боснии и Герцегови­не,

  • в 1876г. - в Болгарии.



Вывод:

Исход борьбы балканских народов зависел не только от собственных усилий, но и от международной обстановки, от столкновения интересов крупных европейских государств по так называемому восточному вопросу. К числу этих государств относились в первую очередь Англия, Россия,

Австро – Венгрия.

^ 2) Вмешательство великих держав.

Западные государства вынуждены были обратить внимание на события в Османской империи.

Россия оказала братьям-славянам всестороннюю поддержку.
Учащиеся по ходу лекции заполняют таблицу.


^ Позиции ведущих капиталистических государств

по Балканскому вопросу

Англия




^ Австро– Венгрия




Германия




Россия





Англия выступала защитницей целостности Османской империи. Это было традиционным средством противодействия внешнеполитическим планам России. Имела собственные планы территориальной экспансии на Ближнем Востоке.
Австро – Венгрия решительно выступала против освободительного движения в соседних балканских областях и образования там самостоятельных славянских государств. Для нее каждый успех национально – освободительного движения южно – славянского народа означал приближение того дня, когда тоже самое могло произойти и с ней. Влиятельные круги рассчитывали включить южно – славянские территории западной половины Балкан в свой состав, начав с захвата Боснии и Герцеговины. Тогда из двуединой монархии Австро – Венгрия превратилась в триединое государство. Сторонники триединой программы готовы уступить Восточную часть Балкан России.
Германия с целью сближения с Австро – Венгрией поддерживала ее экспансионистские планы на Балканах. Подталкивала Россию и Турцию к войне.

Бисмарк: «если Русский паровоз выпустит свои пары где – нибудь подальше от герменской границы», то Германия получит свободу рук по отношению к Франции. Вел сложную дипломатическую игру. Он хотел лишить Францию потенциальных союзников. А больше всего русско – английской войны. Однако опасался, что балканский вопрос может привести к русско – австрийской войне. Усиление России никак не удовлетворяло Бисмарка. Политика лавирования между Австрией и Россией. Упорно работал над достижением австро – русского согласия на основе раздела Балкан на сферы влияния между Россией и Австро- Венгрией. Стремился подтолкнуть Англию к захвату Египта, тем самым рассорить Англию с Францией.
Россия считала необходимым оказать помощь восставшим славянам, надеясь восстановить свой престиж, подорванный в Крымской войне. Не желая обострять отношения с Австро – Венгрией, русское правительство решило проводить вмешательство в Балканские дела в контакте с Австро –Венгерской империей («Союз трех императоров» 1873г.). Стремилась мирным путем решить балканскую проблему.


  1. ^ Общеевропейская опасность:

Если бы в сербско – турецкой войне победила бы Турция, то вмешательство России стало бы неизбежным, и ей бы было не легко избежать осложнений отношений с Австро -– Венгрией.

Победа Сербии могла ускорить развал Османской империи. В этих условиях началась бы схватка великих держав за турецкое наследство.
Учитель, подводя итог своему повествованию, просит учащихся еще раз сформулировать основные причины русско – турецкой войны? (причины выписываются на доске и в тетради)
В разгар освободительной борьбы Сербии против Турции по предложению

А.М. Горчакова Россия, Германия, Австрия потребовали от Турции уравнения в правах христиан и мусульман. Россия организовывает ряд конференций европейских государств, на которых были выработаны предложения по мирному урегулированию кризиса. Турции, подстрекаемая Англией, отвергла эти предложения.
^ Учитель ставит вопрос:

Почему императора Александра –II пытался мирным способом урегулировать Балканский вопрос (побуждает учащихся к высказыванию своей точки зрения).
Учащиеся:

Опасения императора Александра –II:

  • новая война с Турцией может обратится в войну европейских государств против России (опыт Крымской войны);

  • Россия не была готова к войне (решала внутренние вопросы, связанные с модернизацией России, военная реформа не завершена);

  • Военная компания не сулила материальных выгод.

  • Не хотелось терять статус великой державы;

  • Роль защитника славянского народа;

  • Общественное мнение (газеты, журналы и т.д.)

Краткий ход основных боевых действий

Заключение мирного договора
Учитель ставит проблемный вопрос: В войне участвовали Россия и Турция. Россия одержала победу. Воевавшие страны заключили мир. Европейские страны собирают новый кворум (Берлинскую конференцию) и пересматривают условия мира не в пользу России. Россия соглашается. ПОЧЕМУ?
Итак, мы определили круг проблем и задач связанных с внешнеполитическим курсом России. Теперь предлагаю поработать в группах и рассмотреть пути решения данных проблем. Каждая группа путём жеребьевки выберет направление внешней политики. В группах вы рассмотрите выделенные нами в ходе лекции проблемы, пути решения, события и результат. Свою работу представите в виде проекта в форме презентации. Давайте определим критерии оценивания работы

Критерии

Европ

Дальнев

Среднеаз

Кавказ

Восточный вопрос

причины
















события
















^ Работа с картой(показывать на карте)
















Результат(вывод)















^ Умение презентовать проект

















Макс за каждый вопрос 3 балла

Итого 15-13б-«5»

12-10б-«4»

9-7б-«3»

Рабочий лист урока

Тема Внешняя политика России

в правление Александра II

Учащиеся должны:
знать \ понимать:

    • основные направления внешней политики Александра П, ее задачи и пути их решения;

    • особенности внешней политики России в системе международных отношений изучаемого периода;

    • особенности внешней политики России в Средней Азии, Кавказе на Дальнем Востоке;

    • причины, основные события, итоги, последствия русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

уметь:

  • соотносить события, происходящие в России с событиями в других регионах (Западная Европа, Средняя Азия, Кавказ, Дальний Восток, Балканский полуостров);

  • работать в группе, предъявлять результаты совместной работы.

  • показывать территории, присоединившиеся к России в результате проводимой внешней политики периода правления Александра П;

  • рассказывать и описывать важнейшие события внешней политики Александра П, характеризовать исторические личности (А.М.Горчаков, М.Д.Скобелев), правильно применять исторические термины и понятия, фактами аргументировать свой ответ, определять свое отношение к историческим событиям.;

  • конспектировать историческую учебную литературу, работать с опорными конспектами, схемами, таблицами

  • обобщать основные события внешней политики России в системе международных отношений в период правления Александра П.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  • понимать исторические причины и историческое значение присоединения к России территорий Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа; значение Балканского вопроса для российской внешней политики; место России в системе европейских отношений, и значение дальневосточного региона для России.

  • показать необходимость сотрудничества народов, вошедших в состав России во имя развития каждого из народов и пути решения межнациональных проблем.

^ Европейское направление


Задачи

События

Исторический деятель

Результат














^ Дальневосточное направление


Задачи

События

Историческая личность

Результат














^ Среднеазиатское направление



Задачи

События

Историческая личность

Результат














^ Восточный вопрос



Задачи

События

Историческая личность

Результат













^ Кавказское направление


Задачи

События

Историческая личность

Результат













Тест по теме: «Внешняя политика России в период правления Александра II».

Вариант 1.


  1. Задание на знание дат.

Выберите правильный ответ.


  1. Создание Союза трех императоров:

А) 1867г.

Б) 1861г.

В) 1873г.
2. Лондонский конгресс состоялся:

А) 1873г.

Б) 1878г.

В) 1871г.


  1. Пекинский договор был подписан:

А) 1860г

Б) 1867г.

В). 1855г.
II. Задание на знание фактов.

1. Русский дипломат, добившийся отмены Парижского мира:

А) К.В. Нессельроде

Б) А.М. Горчаков

В) С.Ю. Витте
2. Как стала называться территория бывших Бухарского и Кокандского ханств после присоединения к России?

А) Восточно – Сибирская губерния.

Б) Ташкентское генерал – губернаторство

В) Туркестанское генерал – губернаторство


  1. В ходе русско – турецкой войны 1877 – 1878г.г. Кавказский театр военных действий:

А) складывался в пользу России (освобождена Абхазия, взяты Сухуми, Баязет, Карс)

Б) был не открыт

В) был открыт, но активные боевые действия почти не велись
^ III. Задание на знание понятий.
Выберите правильный ответ.
1.«Союз трех императоров» – это военно- политический союз

А) Австро - Венгрии, России, Германии.

Б) Франции, России, Англии.

В) России, Италии, Японии


  1. Сан – Стефанский договор – это

А) пересмотр русско – турецкого договора по требованию европейских государств

Б) мир по окончанию Кавказской войны

В) договор Турции и России по окончании русско – турецкой войны.
^ IV. Задание на установление причинно – следственных связей.
1. К причинам Русско – турецкой войны относится стремление России:

А) преодолеть международную изоляцию.

Б) укрепить свое влияние на Балканах

В) завоевать Турцию

2. Установите правильную последовательность событий русско – турецкой войны, обозначив их цифрами:


А

Подписание Сан – Стефанского мирного договора




Б

Переход через Балканы Западный отряд генера­ла Гурко в труднейших условиях при 20-градусном морозе




В

Выход к Стамбулу (Константи­нополю)




Г

Русские войска под командованием генерала ^ М. И. Драгомирова форсировали р. Дунай




Д

Восстание в Болгарии





3. Одним из итогов внешней политики Александра -II накануне русско – турецкой войны на западном направлении было:

А) расширение границ за счет территории Польши

Б) создание «Священного союза»

В) Отмена условий Парижского мира на Лондонской конференции.
^ V. Задание на установление соответствий.
1. Обозначьте «+» положения, относящиеся к решениям Берлинского конгресса.


А

Независимость Сербии, Черногории, Румынии




Б

Англия оккупирует о.Кипр




В

Выплата Турцией России контрибуции в размере 1,5 млрд. руб.




Г

Болгария была разделена на три части, одна из кото­рых составила Болгарское княжество, а две остались за Турцией.




Д

Сокращены приобретения России на Кавказе.





2. Установите соответствие между личностями и сферами их деятельности.



А

А.М. Горчаков




1. Русские генерал, совершивший переход через Шипку

Б

И.В. Гурко




2. Русский дипломат. Участник Берлинского конгресса

В

Д.А. Милютин




3. Русский генерал. Участник русско – турецкой войны, военных экспедиций в Средней Азии. Получил прозвище среди русских солдат «Белый генерал»

Г

М.Д. Скобелев




4. Министр военных дел России. Автор военной реформы.

Д

Н.Н. Муравьев




5. Генерал – губернатор Восточной Сибири.

Тест по теме: «Внешняя политика России в системе международных отношений в период правления Александра II».

Вариант 2.


  1. Задание на знание дат.

Выберите правильный ответ.


  1. Хронологические рамки Франко – прусской войны:

А) 1863 - 1864г.г.

Б) 1870 – 1871г.г.

В) 1877-1878г.г.


  1. Курильские острова, о. Сахалин становятся территорией России

А) 1875г.

Б) 1878г.

В) 1856г.
3) Берлинский конгресс состоялся:

А) 1873г.

Б) 1878г.

В) 1881г.
^ II. Задание на знание фактов.

1. Событие, использованное Россией для отмены Парижского мира.

А) Поражение Франции в войне с Пруссией.

Б) Русско – турецкая война.

В) Завершение Кавказской войны
2.Какая страна, кроме России была заинтересована в завоевании Средней Азии?

А) Великобритания

Б) Германия

В) Франция


  1. В результате чего произошло обострение ситуации на Балканах в середине 70-х годов XIX века?

А) из – за вмешательства России во внутренние дела Турции

Б) в результате национально – освободительного движения балканских народов.

В) как итог происков британских секретных служб
^ III. Задание на знание понятий.
Выберите правильный ответ.


  1. Айгунский договор - это

А) договор России и США о продаже Аляски.

Б) договор между Россией и Китаем об установлении границ по реке Амур до впадения в него реки Уссури, о совместном пользовании Уссурийским краем.

В) договор между Россией и Японией о совместном владении островом Сахалин.


  1. Берлинский конгресс – это

А) пересмотр русско – турецкого договора по требованию европейских государств

Б) договор Турции и России по окончании русско – турецкой войны.

В) мир по окончанию Кавказской войны

^ IV. Задание на установление причинно – следственных связей.
1. К причинам международной изоляции России после русско – турецкой войны относится стремление Европейских государств:

А) не допустить новой русско – турецкой войны

Б) усилить контроль Турции над проливами Босфор и Дарданеллы

В) не допустить усиления влияния России на Балканах.
2. Установите правильную последовательность событий внешней политики России, обозначив их цифрами


А
^

Берлинский конгресс





Б

Союз трех императоров





В

Продажа США Аляски




Г

Начало Русско – турецкой войны




Д

Франко – прусская война





3.Одним из итогов внешней политики Александра -II на Дальнем Востоке было:

А) Русско – японская война

Б) приобретение Курилиских островов, острова Сахалин

В) аренда Порт - Артура
^ V. Задание на установление соответствий.
1.Обозначьте «+» положения, относящиеся к решениям Сан – Стефанского договора.



А
^

Независимость Сербии, Черногории, Румынии





Б

Англия оккупирует о.Кипр




В

Выплата Турцией России контрибуции в размере 1,5 млрд. руб.




Г

Босния, Герцеговина и Болга­рия получили автономию.




Д

Присоединены крепости Карс, Баязет, Батум и Ардаган.





2. Установите соответствие между личностями и сферами их деятельности.



А

Э.И. Тотлебен

1

Русский врач, участник русско – турецкой войны.

Б

М.Т. Лорис - Меликов

2

Военный инженер, наладивший методичную осаду Плевны

В

Шамиль

3

Русский генерал, под руководством которого были взяты на Кавказском фронте крепости Баязет, Карс, Ардаган.

Г

М.Г. Черняев

4

Русский генерал. Овладение Ташкентом в 1865г.

Д

С.П. Боткин

5

Глава религиозного государства – имамата, возникшего на территории Чечни и Дагестана.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краткое содержание лекции: На доске показываем карту России сер 19в и выделяем направления внешней политики. Политика России на европейском направлении: Познавательная задача. iconВозникновение и развитие Древнерусского государства (ix--начало XII в.)
Основные направления внешней политики России и рост ее территории в XV--XVI вв

Краткое содержание лекции: На доске показываем карту России сер 19в и выделяем направления внешней политики. Политика России на европейском направлении: Познавательная задача. iconПлан лекции. Организационный момент. Проверка присутствия студентов...
Лекция № Внутренняя и внешняя политика России в начале 19 в. (1801 – 1825 гг.). Отечественная война 1812 г

Краткое содержание лекции: На доске показываем карту России сер 19в и выделяем направления внешней политики. Политика России на европейском направлении: Познавательная задача. icon«Опричнина» #
Основные направления внутренней и внешней политики России в период правления Ивана IV, Петра I, Екатерины II, Александра I, Александра...

Краткое содержание лекции: На доске показываем карту России сер 19в и выделяем направления внешней политики. Политика России на европейском направлении: Познавательная задача. iconПлан лекции. Организационный момент. Проверка присутствия студентов...
Лекция № Дворцовые перевороты и эпоха просвещённого абсолютизма в России 18 в

Краткое содержание лекции: На доске показываем карту России сер 19в и выделяем направления внешней политики. Политика России на европейском направлении: Познавательная задача. iconСодержание Введение Внешняя политика России накануне Первой мировой...
Россия не дотягивала даже до среднемирового уровня, значительно уступая армиям не только высокоразвитых индустриальных держав ( Германии,...

Краткое содержание лекции: На доске показываем карту России сер 19в и выделяем направления внешней политики. Политика России на европейском направлении: Познавательная задача. iconНа доске записан эпиграф, висит карта России, таблицы с изображением...
На доске записан эпиграф, висит карта России, таблицы с изображением ландшафтов России, флаг и герб России

Краткое содержание лекции: На доске показываем карту России сер 19в и выделяем направления внешней политики. Политика России на европейском направлении: Познавательная задача. iconСеминар Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики
Семинар Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования

Краткое содержание лекции: На доске показываем карту России сер 19в и выделяем направления внешней политики. Политика России на европейском направлении: Познавательная задача. iconМаоу «Малозоркальцевская средняя общеобразовательная школа» Твой родной край
Помочь учащимся уточнить название родного края и его границы; научить работать с Толковым словарем и условными обозначениями, анализировать...

Краткое содержание лекции: На доске показываем карту России сер 19в и выделяем направления внешней политики. Политика России на европейском направлении: Познавательная задача. iconТема: Внешняя политика России в 1801-1812 гг
Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая...

Краткое содержание лекции: На доске показываем карту России сер 19в и выделяем направления внешней политики. Политика России на европейском направлении: Познавательная задача. iconКраткое содержание проекта На уроках изо и трудового обучения сталкиваясь...
«Народное декоративно-прикладное искусство» мы видим, что дети уже не знают о сувенирах, прославлявших России на весь мир, о мастерах-умельцах,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница