Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа»




НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа»
страница1/9
Дата публикации14.09.2013
Размер1.19 Mb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

для студентов специальности 040400.62 «Социальная работа»


Авторы: Грашевская О.В., канд. ист.наук, доцент кафедры «Социальных наук», Шовина Е.Н., к.ф.н., доцент кафедры «Социальных наук»

Целью освоения дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» является раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование у студентов целостного представления о профессионально значимых в социальной работе этических нормах и ценностях, основ этико-аксиологического мышления, что должно способствовать личностному и профессиональному развитию будущих бакалавров социальной работы.

Учебная дисциплина «Этические основы социальной работы» - важнейший компонент профессиональной подготовки специалиста по социальной работе. Данный курс относится к дисциплинам профессионального цикла. «Этические основы социальной работы» изучаются на первом курсе, когда студентам еще предстоит освоить в полном объеме теоретические и практико-технологические основы социальной работы. Поэтому данный курс включает основные компоненты профессионально этико-аксиологических знаний, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности, подготавливает к дальнейшему освоению таких дисциплин как теория социальной работы, история социальной работы, технологии социальной работы.

^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Курс «Этические основы социальной работы» позволяет сформировать следующие компетенции: ОК-1-3, 8-9; ОП – 1-8.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:

- основные этапы развития и становления профессионально-этических оснований социальной работы, их особенности;

- основные компоненты иерархии профессиональных ценностей социальной работы;

- основные элементы профессиональной этической системы социальной работы;

- смысл и содержание профессионального долга социального работника;

- основные положения профессионально-этического кодекса;

- профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.

  1. Уметь:

- применять системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, форм и методов социальной работы в целом и отдельных ее видов, а также актуальной социальной реальности;

- выявлять, обосновывать и анализировать тенденции в развитии ценностно-этических оснований социальной работы;

- анализировать и применять на практике знание основных элементов профессиональной этической системы;

- выявлять деонтологическую компоненту в конкретной ситуации в социальной работе;

- интерпретировать в конкретной ситуации основные положения профессионально-этического кодекса социального работника;

- выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе;

- учитывать особенности и противоречия формирования в современной России этико-аксиологического сознания личности и профессионального социального работника в частности.

  1. Владеть:

- знаниями в области этико-аксиологических оснований социальной работы, знать их существенные элементы и взаимосвязи;

- навыками этико-аксиологического анализа процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов и т.п.;

- методикой разработки профессионально-этического кодекса;

- навыками разрешения ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе;

- навыками этико-аксиологической самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования.
^ Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




Наименование раздела, темы

Количество часов




Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Часов на СРС

I

Раздел I. Этико-аксиологический компонент социальной работы



















Тема 1. Введение в профессиональную этику. Этика социальной работы.

6

4

2

-

3




Тема 2. Место и роль ценностей в социальной работе.

2

2

-

-

4




Тема 3. Профессионально-значимые ценности социальной работы, их сущность и типология

8/4

4

4/4

-

3




Тема 4. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом.

8

4

2

-

4

II

Раздел II. Профессионально-этическая система социальной работы



















Тема 5. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы

8

4

4

-

3




Тема 6. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы. Особенности этического кодекса социальной работы

8/4

4

4/4

-

3




Тема 7. Деонтологические вопросы социальной работы

6/4

2

4/4

-

4




Тема 8. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника

6/4

2

4/4

-

4

III

Раздел III. Этическое регулирование практики социальной работы



















Тема 9. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты

4/2

2

2/2

-

3




Тема 10. Этикет в социальной работе

6/2

2

4/2

-

3




Тема 11. Этические аспекты социальной работы с пожилыми людьми

4/4

-

4/4




4




Тема 12. Этика взаимоотношений с людьми группы риска

2/2

-

2/2




3




Тема 13. Этика социальной работы с инвалидами

2/2

-

2/2




3




Тема 14. Этика социальной работы с этническими группами

2/2

-

2/2




3




Итого:

70/ 28

30

40

-

47


Содержание практических занятий
Семинар 1

Тема: Введение в профессиональную этику. Этика социальной работы (2 часа)

План:

  1. Этика как наука о морали и нравственности. Этика, этос и этикет.

  2. Происхождение и эволюция нравственности. Краткая характеристика основных этических учений.

  3. Структура этики. Теоретическая и прикладная этика. Краткая характеристика прикладной этики.

  4. Профессиональная этика как структурный компонент этики. Социально-историческая эволюция профессионально-этических норм. Уставы, кодексы поведения и системы ценностей профессиональных сообществ. Профессиональная этика как наука о профессиональной морали.

  5. Профессиональная этика и социальная работа. Значение и необходимость этической регламентации профессионального поведения в социальной работе в России.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что Вы понимаете под общими моральными понятиям: добро и зло, долг и совесть, свобода, добродетель и порок, счастье и др.

  2. Что Вы понимаете под милосердием? Каковы этические основания милосердия?

  3. Что такое милосердие как практическая задача? Каким образом возникла профессиональная этика?

  4. Какие виды профессиональной этики существуют?

  5. Что Вы понимаете под профессиональной моралью?

  6. Насколько необходима этическая регламентация профессиональной социальной работы в России?

  7. Существуют ли в обществе отношения, которые были бы нейтральными по отношению к нравственности?

  8. Почему необходимо соблюдать нормы морали? Какие нормы морали необходимо соблюдать всем?

  9. Каким нормам морали трудно следовать? Как вы считаете, можно ли их отменить?

  10. Какое отношение возникает у вас к тем людям, у которых «слова моральны», а «поступки аморальны»? Можно ли согласиться с утверждением Ф. Ницше: «Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх».


Задания для студентов:

  1. Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

  2. Выпишите определения следующих понятий: этика, профессиональная этика, мораль, норма, ценность, моральный принцип, ригоризм, альтруизм, аскетизм, цинизм, утилитаризм, гедонизм, нигилизм, аксиология.

  3. Аристотель писал, что юноши - самые неподходящие слушатели лекций по этике. (При этом он отмечал, что основной признак юноши - не возраст, а незрелость характера). Семена же этики упадут только на благодатную почву, коей являются умение владеть страстями, желание направить их на прекрасные цели. Как вы считаете, какие требования должен предъявить к себе всякий человек, приступивший к изучению этики? Согласились ли бы Вы с Аристотелем? Обоснуйте свой ответ. Как Вы думаете, доложен ли быть возрастной ценз для желающих обучаться и работать по специальности «социальная работа» в связи с высоким уровнем ее этической ответственности и нравственно-гуманистического содержания?


Основная литература:

  1. Выгорбина А. Е. Этика социальных отношений. Опыт философско-социологического исследования нравственных аспектов права и социальной жизни / Выгорбина А. Е. - М. : Вузовская книга, 2011. - 371 с.

  2. Горелов А. А. Этика : учеб. пособие / Горелов А. А., Горелова Т. А. ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : Флинта, 2008 ; МПСИ. - 415 с.

  3. Езова С. А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты : науч.-практ. пособие / Езова С. А. - М. : Либерея-Бибинформ, 2012. - 94 с.

  4. Иванюшкин А. Я. Биомедицинская этика : учеб. пособие для студ. учреждений высш. и сред. мед. образования / под общ. ред. И. В. Ковалева. - Мурманск : МОЦПК СЗ, 2008. – 271 с.

  5. Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений : учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 423 с.

  6. Медведева Г. П. Этические основы социальной работы : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Медведева Г. П. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2012.

  7. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Медведева Г. П. - М. : Академия, 2012.

  8. Наместникова И.В. Этические основы социальной работы : учебник для бакалавров. – М.: Юрайт Издательство ООО, 2012.

  9. Подольская Е. А. Этика : кредитно-модульный курс : учеб. пособие для бакалавров / Подольская Е. А. - М. : Дашков и К, 2012. - 420, [1] с.

  10. Хрусталев Ю.М. Биоэтика / Хрусталев Ю. М. - М. : Медицина, 2011. - 406 с.


Дополнительная литература:


  1. Беликова Т.И. Профессиональная этика. – М., 1975.

  2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности [сборник] : пер. с англ. и фр.сост.: Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева ; ввод. ст. Ю. А. Шрейдера. - М.: Прогресс, 1990. - 495 с.

  3. Голубева Г.А. Этика. - М.: Экзамен, 2007. – 320 с.

  4. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики. – М., 2005.

  5. Гуревич П. С. Этика: Учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 416 с.

  6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарики, 2004. – 472 с.

  7. Канке В.А. Современная этика. – М.: Омега-Л, 2007. – 394 с.

  8. Капто А. Корпоративная этика//Безопасность Евразии. - 2004. – № 1. - С.363-375.

  9. Махова Н.П., Филатов В.А. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003.- 90 с.

  10. Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. - М., 2007

  11. О человеческом в человеке. – М., 1991.

  12. Разин А.В. Этика. – М.: Академический Проект, 2006. – 624 с.

  13. Цвык В. Профессиональная мораль и ее роль в формировании профессионализма // Безопасность Евразии. – 2004. - № 3. – С.290-301.

  14. Щербак Ф.Н. Профессионально-нравственная культура труда. – М.. 1985.

  15. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

  16. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. – М, 1999.


Семинар 2

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов предназначены...
Федосеев А. И. Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте: Методические рекомендации по изучению дисциплины...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное...
Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии»...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13 «История русской литературы»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 13 «История русской литературы» для студентов, обучающихся по специальности...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Европейский...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 7 Европейский Север в 20 в для студентов, обучающихся по специальности 050401....

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 5 История русского языка для студентов, обучающихся по специальности 050301....

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины управление персоналом для студентов
Крупица В. В., Яшкова Е. В., Егоров Е. Е. Управление персоналом: Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов –...

Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы социальной работы» для студентов специальности 040400. 62 «Социальная работа» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница