Уроки 8-9: «Тема гражданской войны в литературе. Роман А. Фадеева «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Современная полемика о романе». (Презентация)




Скачать 67.05 Kb.
НазваниеУроки 8-9: «Тема гражданской войны в литературе. Роман А. Фадеева «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Современная полемика о романе». (Презентация)
Дата публикации05.09.2013
Размер67.05 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Урок
Уроки 8-9: «Тема гражданской войны в литературе. Роман А.Фадеева «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Современная полемика о романе». (Презентация)
Дата проведения:
Цели:
-освещение темы гражданской войны в литературе,
-анализ нравственной проблематики романа,
-взгляд на роман с позиции наших дней.
Братья, вот она,

Ставка крайняя,

Третий год уже

Авель с Каином

Бьется…

М.Цветаева

Тема революции и гражданской войны - одна из главных тем русской литературы XX века. В этой смертоносной схватке столкнулись люди, живущие в одной стране, нередко - родные по крови. Гражданская война породила конфликты неимоверной остроты.

В этой братоубийственной войне не было победителей. Разгул насилия, самосудов, грабежей, желание на горе всем буржуям раздуть "мировой пожар в крови" вытеснили из сознания людей идеалы добра и сострадания. "Озверение" было всеобщим. Революция заставила каждого сделать свой выбор, дать ответ на вопрос: с кем я? за кого я?

Особенно остро эти вопросы встали перед представителями интеллигенции, с одной стороны, сочувствующими народу, его освободительным идеям; с другой - защищавшим ценности культуры от разрушения и дискредитации, отстаивающими принципы гуманизма, духовности как высшие критерии человеческого существования.

Наряду с другими темами ("переплавка человеческого материала в горниле революции", создание нового литературного типа - человека в кожаной куртке) тема "интеллигенция и революция" становится одной из ведущих в русской литературе XX века.

Фадеев задумал написать роман о гражданской войне, запечатлеть в книге образы замечательных героев и события этих лет. Хотелось рассказать людям о величии лет гражданской войны и подвигов простых, сдержанно-суровых ее участников.

Действие в романе "Разгром" происходит в партизанском отряде на Дальнем Востоке. Однако хотя герои Фадеева на стороне большевиков, писатель вовсе не вводит в роман их рассуждения о власти, Боге, старой и новой жизни. Весь исторический и культурный контекст ограничивается упоминанием "Миколашки", Колчака, японцев и максима -   листов. Главное, что занимает писателя,- изображение самой жизни партизан: мелких и крупных происшествий, переживаний, размышлений. Герои Фадеева вроде бы вовсе не борются за светлое будущее, а живут ближайшими, конкретными интересами. Однако попутно они решают сложные нравственные проблемы выбора, проверяются на прочность внутреннего стержня.

Поскольку главное для автора - внутренний мир героев, событий в романе очень мало. Завязка действия возникает лишь в шестой главе, когда командир отряда Левинсон получает письмо от Седого. Отряд приходит в движение, получают объяснение слова повествователя в третьей главе: «Трудный крестный путь лежал впереди". На этих "путях-дорогах» (заглавие двенадцатой главы) партизан ждут вода, огонь, ночь, тайга, враги - как внешние преграды, так и внутренние препятствия и конфликты. Действие романа строится на сюжете преодоления и сюжете испытания.

В сюжете испытания крупным планом даны два эпизода с корейцем и раненым Фроловым. Чувствуя за собой полтораста голодных ртов, Левинсон с болью в сердце конфискует свинью корейца, понимая, что обрекает его и его семью на голодную смерть. Не первый раз в русской литературе встает вопрос о том, что тяжелее на весах человечности: жизнь одного или жизнь многих. Раскольников в романе Достоевского "Преступление и наказание" пытался свести проблемы нравственности к простой арифметике и убедился, что никто не вправе лишать другого жизни, даже если смерть ничтожнейшего и бесполезнейшего повлечет за собой благоденствие многих. Фадеев вновь обращается к этой ситуации и ставит своего героя на место Раскольникова, предоставляя ему право выбора.

 По приказу Левинсона врач Сташинский дает яд смертельно раненому партизану Фролову. Тот воспринимает смерть как долгожданное избавление, как последний человеческий поступок по отношению к себе. При описании отравления Фролова Фадеев фиксирует нервную, истерическую реакцию Мечика, не приемлющего такого открытого убийства. В обоих эпизодах Фадеев воспроизводит этически неразрешимую ситуацию. В романе царят законы военного времени. Фролов обречен: он или умрет, или будет убит врагом. Выбор, который делает Левинсон, в таком случае предстоит не между добром и злом, а между двумя видами зла, причем даже неясно, какое из них -меньше. То же самое можно сказать и об эпизоде со свиньей корейца. Жалость Мечика понятна, но неконструктивна. Романтик, интеллигент, он чувствует там, где надо что-то делать выбирать.    Возможно, именно неумение выбирать, брать ответственность за поступок на себя приводит Мечика к предательству. В критической ситуации встречи с врагом лицом к лицу именно Мечик, а не бесшабашный разгильдяй Морозка не может пожертвовать своей жизнью и спасти товарищей. Морозка геройски погибает, как раньше это делает Метелица, а Мечик спасает себя. Никакие красивые фразы не оправдают теперь его в собственных глазах.

Итак, всего полторы сотни страниц потребовалось Фадееву, чтобы воссоздать в своем романе вечные ситуации нравственного выбора, показать, какими непростыми путями стремится человек к лучшему. Граница между добром и злом пролегает в сердце каждого фадеевского героя. И нравственная жизнь изображенных им партизан оказывается такой же сложной, как жизнь дворянских интеллигентов Льва Николаевича Толстого.

События в романе происходят во времена гражданской войны. Сюжет очень несложен вследствие его психологической направленности. За короткий промежуток времени от начала разгрома и до последнего прорыва отряда вырисовываются характеры героев. Центральное место в романе занимают несколько фигур: Левинсон, командир отряда, Метелица, которому посвящена целая глава, где полностью раскрывается его характер.

Мечик -- совсем другой тип человека, ничего не имеющий общего с Метелицей и Морозкой. Все они связаны одинаковыми условиями жизни, и это помогает глубже понять героев романа. Наиболее ярко в произведении раскрываются взаимоотношения между Мечиком и Морозкой. Метелица выдвинулся в число основных героев только в середине романа. Он живет так, как ему хочется. Это смелый, горячий, преданный своему делу парень. Об этом говорят его поступки: разведка, в которую мог пойти только такой бесстрашный человек, как Метелица, достойное поведение в плену, смерть ради спасения других. Каждый его шаг смел и решителен. В плену, зная, что его ждет смерть, Метелица думает об одном: принять ее нужно достойно. Автор любит Метелицу, и поэтому он не пишет о нем с насмешкой, как делает это, говоря о Морозке.

Морозка не имеет достоинств, присущих Метелице, но зато он естествен в своих поступках. Худшее качество его на виду: расхлябанность, близкая к хулиганству. В целом Морозка -- хороший человек. Ему присуще важное, ценное качество -- любовь к людям. Первый раз он доказал это, спасая Мечика. Это выявляется даже на суде: «...Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтоб позор или как!..» Автор заставляет читателя симпатизировать Морозке. В конце романа он героически погибает. Средоточием лучших качеств является Левинсон. Все мысли и поступки Левинсона выражают интересы отряда. Ему не хватает чудесных качеств -- жизненной силы, любви к жизни -- иначе Левинсон был бы идеальным человеком. И все же он прекрасный командир.

Каждый человек, живущий в обществе, обязан приносить ему пользу. Левинсон, Метелица, Морозка сделали это ценой своей жизни, что нее касается Мечика, то он не сделал ничего хорошего людям. Не зря Фадеев еще в начале романа называет его словами Морозки -- «желторотый». В самые решительные моменты он поступал подло, сам того не осознавая. Роман ставит перед читателем ряд вопросов, касающихся межличностных отношений, взаимоотношений человека и общества, человека с человеком. Идея романа заключается в том, что в ходе гражданской войны происходит отбор «человеческого материала», идет «огромнейшая переделка людей». Погибают герои, живущие ради других людей, осуждены трусливо бежавшие с поля боя.

Почти инстинктивное стремление человека сохранить свою жизнь отражено и в описании, например, боя с японцами в самом начале романа: “Слева в панике, расстроенными кучками, метались по златоколосому ячменю, на бегу отстреливаясь из берданок”. Командир “хлестал плеткой во все стороны и не мог удержать людей.

Видно было, как некоторые срывали украдкой красные бантики”.

И даже в написанном на потребу идеологии финале любовное отношение Мечика к своей белой и грязной немощной руке, стонущему голосу не стоит понимать как всецелую негативную характеристику героя, в ней есть и объективное, по-человечески понятное содержание, как и в описании Старика в “Таежной болезни”. У Фадеева мы находим явное предвосхищение экзистенциально ориентированного творчества, художественно-философской антропологии (исследование человека через отдельное человеческое существование, его экзистенцию).

Герой определяет свое отношение к миру прежде всего через отношение к реальностям своего уникального бытия, которые в условиях военных катаклизмов обретают наиболее очевидные черты: приходит ощущение жизни как жизни тела, мысль и сознание погружаются в тело, отказавшись от трансцендентного воспарения. Думается, что в “Разгроме”, в описании бегства Мечика, Фадеев, подчиняясь весьма характерной для него самоцензуре, скомкал столь блестяще намеченные ранее экзистенциальные мотивы. Читая в воспоминаниях В.Герасимовой, “он не мог не сознавать, что в нем погиб большой, истинный русский писатель” (7; 119), думаешь, прежде всего, об этих нереализованных мотивах. Нельзя исключать, что Фадеев - художник, которого мы потеряли.

Отрадно, что всерьез размышляющие над художественным текстом учителя понимают и противоречия “Разгрома” и всю неординарность фигуры его автора; примером могут служить проникновенные и искренние слова одного из учителей:

“Фадеев помог мне заставить ребят задуматься над тем, что жизнь сложна, что она не терпит однозначных оценок, что худшая из позиций, которую может в ней занять человек,- это позиция бескомпромиссного судьи, не способного на человечность. Нет, Фадеев не апологет сталинщины. Он - художник, тонко понявший и изобразивший людей в жестоких обстоятельствах беспрерывного выбора. Его книга волнует читателя, “пропитывает” сочувствием к героям, помогает ему понять значимость каждой человеческой жизни. Это произведение по праву входит в число тех, которые определяют ценности общечеловеческой культуры” (9).

Итоги уроков: Благодаря своему общечеловеческому звучанию, “Разгром” стал настоящим классическим произведением, способным открывать в своем содержании все новые и новые смыслы, вступать в контакт с новым поколением читателей, исповедующих иные мировоззренческие установки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки 8-9: «Тема гражданской войны в литературе. Роман А. Фадеева «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Современная полемика о романе». (Презентация) iconГражданской войны в советской литера Нравственные проблемы в романе «Разгром»
Преподавание литературы в ХI классе: Сборник методических и справочных материалов в 2-х частях. / Под редакцией Г. А. Обернихиной....

Уроки 8-9: «Тема гражданской войны в литературе. Роман А. Фадеева «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Современная полемика о романе». (Презентация) iconТема урока Кол-во часов
А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Творческая история романа. Изображение эпохи в романе. Онегинская строфа

Уроки 8-9: «Тема гражданской войны в литературе. Роман А. Фадеева «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Современная полемика о романе». (Презентация) iconУрок литературы в 10 классе. Тема : «Образ Петербурга в романе Ф....
Образовательная цель: создать предпосылки для совершенствования анализа художественного произведения: помочь представить учащимся...

Уроки 8-9: «Тема гражданской войны в литературе. Роман А. Фадеева «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Современная полемика о романе». (Презентация) iconУрок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество...
Анализ эпизода. Исследование образного строя, композиционной и смысловой роли сна Татьяны в романе

Уроки 8-9: «Тема гражданской войны в литературе. Роман А. Фадеева «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Современная полемика о романе». (Презентация) iconКлестова Л. В
Нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Уроки 8-9: «Тема гражданской войны в литературе. Роман А. Фадеева «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Современная полемика о романе». (Презентация) iconПланы практических занятий (бакалавриат)
Новый тип героя и повествования в романе: сочетание эссе, описаний произведений искусства с воспоминаниями героя. Роль субъективного...

Уроки 8-9: «Тема гражданской войны в литературе. Роман А. Фадеева «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Современная полемика о романе». (Презентация) iconХудожественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов»
В статье о романе «Обрыв» И. А. Гончаров писал: «Писатель перестанет быть художником, если удалится от образа… Рисуя, я вижу героя...

Уроки 8-9: «Тема гражданской войны в литературе. Роман А. Фадеева «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Современная полемика о романе». (Презентация) iconКонцепция России в романе И. А. Гончарова "Обломов". Образ столицы...
Мечты, мечты, где ваша сладость " (Роман И. А. Гончарова "Обломов" в русской культуре.)

Уроки 8-9: «Тема гражданской войны в литературе. Роман А. Фадеева «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Современная полемика о романе». (Презентация) iconМетодическая разработка урока Тема : Нравственные уроки в рассказе...
Тема: Нравственные уроки в рассказе Александра Викторовича Костюнина «Рукавичка»

Уроки 8-9: «Тема гражданской войны в литературе. Роман А. Фадеева «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Современная полемика о романе». (Презентация) iconРеферат на тему: Интертекст и миф в романе Татьяны Толстой «Кысь» Работу
Пронина А.]. Выход романа «Кысь» ознаменовало обращение Т. Н. Толстой к более широкому кругу вопросов, связанных с историей и современностью....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница