Учебная программа дисциплины «философия» I. Целевая установка и организационно-методические указания




НазваниеУчебная программа дисциплины «философия» I. Целевая установка и организационно-методические указания
Дата публикации12.08.2013
Размер100 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Программа дисциплины


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «ФИЛОСОФИЯ»

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Целевая установка
В результате изучения дисциплины курсант должен:

иметь представление:

об истории военно-философской мысли;

о роли основных учений, законов, категорий и понятий философии в формировании мировоззрения военнослужащих;

о роли сознания в военном деле;

о месте и роли философии в анализе основных проблем военного строительства;

о содержании современных военно-философских концепций мира и войны;

знать:

базисные ценности военно-философских учений, законов, категорий и понятий;

структуру и методологию военно-научного познания;

категории диалектики, их применение в военно-научном познании и практике;

философские основы организации воинской деятельности;

сущность, специфику, методологию и методы военно-научного исследования;

военно-философские аспекты мировых религий;

философские учения о причинах возникновения, сущности и содержании войн (военных конфликтов);

философскую сущность, предназначение, функции Вооруженных Сил Российской Федерации;

уметь:

использовать полученные знания в военно-профессиональной деятельности;

организовывать взаимодействие с религиозными организациями при работе с верующими военнослужащими;

логически стройно излагать свои мысли и вести дискуссию.

^ 1.2. Организационно-методические указания
Преподавание дисциплины «Философия» должно быть направлено на раскрытие, прежде всего, мировоззренческих и методологических аспектов проблем человека, природы, общества, армии и их взаимодействия в объёме требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Теоретической и методической основой преподавания дисциплины является весь потенциал мировой и отечественной философской мысли, культурно-исторические традиции, достижения в изучении других наук, анализ общественно-политической ситуации как в России, так и во всем мире. Особое внимание в ходе изучения философии образуется на ее значении как методической основы естественных и гуманитарных наук, военной теории и практики, теории обучения и воспитания воинов Российской армии.

Основными видами учебных занятий по дисциплине являются: лекции, семинары, самостоятельная работа (в том числе под руководством преподавателя).

Лекции по философии должны включать: раскрытие актуальности темы, постановку проблемы, основные теоретические положения и опыт решения практических вопросов в различных философских системах, выводы, задание на самостоятельную работу. Изложение материала должно быть доступным к восприятию, строгим и объективным. Для повышения эффективности преподавания философии целесообразно использовать различные активные формы проведения лекций, технические средства обучения, средства наглядности.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя служит одной из форм углубленного изучения курсантами наиболее сложных тем, выработки методов самостоятельной работы с учебным материалом, навыков самостоятельного научного поиска и исследовательской работы. Самостоятельная работа под руководством преподавателя помогает курсантам готовиться к семинарским занятиям, в ходе нее курсанты разрабатывают рефераты, доклады, научные сообщения.

Семинары проводятся по наиболее сложным темам, с целью углубления и закрепления знаний курсантов, выработки у них навыков ведения дискуссий, умения отстаивать свою точку зрения, а также контроля знаний, полученных курсантами в ходе лекций и самостоятельной работы.

Текущий контроль успеваемости курсантов осуществляется в форме, избранной преподавателем или установленной кафедрой.

Промежуточная аттестация – зачет с оценкой в 3-м семестре.
^ II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ,

ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Номера и наименование

разделов и тем

Всего часов учебных занятий по расписанию

В том числе учебных занятий с

преподавателем

Из них по видам учебных занятий

Время, отводимое на

самостоятельную работу

Лекции

Семинары

Групповые упражнения

Групповые занятия

Лабораторные работы

Практические занятия

Тактические и тактико-специальные занятия

Учения

Курсовые работы (проекты,

задачи)

Самостоятельная занятия под руководством преподавателя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Третий семестр

Тема 1. Становление философии

16

12

4

6






















2

4

Тема 2. Онтология – учение о бытии

18

12

8

4

























6

Тема 3. Сознание и познание

14

10

6

4

























4

Тема 4. Человек, общество, культура

12

8

4

4

























4

Тема 5. Смысл человеческого бытия

10

6

2

4

























4

Тема 6. Проблемы насилия, войны и мира глобальные проблемы современности

16

8

4













4













8

^ Зачет с оценкой:

4

4
















4
















^ Итого за семестр:

90

60

28

22










8










2

30

^ Всего по дисциплине:

90

60

28

22










8










2

30


III. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

^

Тема 1. Становление философии


Введение в дисциплину. Предмет философии. Философия как способ осмысления действительности. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре. Место и роль философии в анализе основных проблем военного строительства. Философское знание и военное дело. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития.

^

Тема 2. Онтология – учение о бытии


Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Научная, философская и религиозная картины мира. Пространство, время. Понятие материального и идеального. Материя как форма существования бытия. Принципы всеобщей связи и развития мира. Детерминизм и индетерминизм. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности. Движение и развитие, диалектика. Принципы, законы и категории диалектики. Методологическое значение основных категорий диалектики в военно-научном познании и практике. Законы и категории диалектики в военном деле.
Тема 3. Сознание и познание

Структура сознания. Сознание, самосознание и личность. Действительность, мышление, логика и язык. Функции сознания. Роль сознания в военном деле. Сознание как основа морально-психологических состояний военнослужащих. Познание как предмет философского анализа. Познание, творчество, практика. Методы и формы познания. Принципы познания в военном деле. Понимание и объяснение. Сущность, цель и виды познания. Проблема истины. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Научное и военно-научное познание. Научное и вненаучное знание. Наука и военное дело. История философской военной мысли. Сущность, специфика, методология и методы военно-научного исследования. Структура научного познания, его методы и формы. Критерии научности. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Тема 4. Человек, общество, культура

Человек и культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Диалектика взаимодействия армии и общества. Философия армии. Сущность, предназначение и функции армии. Философия воинской деятельности. Воинская деятельность, её специфика, основные виды и формы организации. Закономерности строительства Вооруженных Сил. Концепции общественного развития. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
^


Тема 5. Смысл человеческого бытия


Проблемы духовности. Нормы, ценности и идеалы. Ценности как ядро культуры. Природа морали. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Нравственные ценности. Нравственность и воинская деятельность. Мораль, справедливость, право. Свобода и ответственность. Религиозные ценности и свобода совести. Армия и религия. Воспитательный потенциал религии и его роль в работе с верующими военнослужащими. Смысл человеческого бытия. Феномен жизни. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Свобода личности как философская проблема. Проблема свободы в условиях воинской деятельности.
Тема 6. Проблемы насилия, войны и мира – глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы современности. Сущность, истоки, причины войн и военных конфликтов. Война и человек. Будущее человечества. Война и социальный прогресс. Философия войны и мира. Методология классификации войн и военных конфликтов. Проблемы насилия, войны и мира. Насилие и ненасилие. Сущность, истоки, причины войн и военных конфликтов. Война и человек. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Заключение по дисциплине.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная программа дисциплины «философия» I. Целевая установка и организационно-методические указания iconПрограмма по дисциплине «история, философия и методология технических наук»
Целевая установка и организационно-методические указания

Учебная программа дисциплины «философия» I. Целевая установка и организационно-методические указания iconРабочая учебная программа дисциплины > Цели и задачи курса Курс лекций «Психическая травма»
Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы 6

Учебная программа дисциплины «философия» I. Целевая установка и организационно-методические указания iconРабочая учебная программа дисциплины > 1 Цели и задачи курса Курс...
Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы 9

Учебная программа дисциплины «философия» I. Целевая установка и организационно-методические указания iconРабочая учебная программа дисциплины > 1 Цели и задачи курса Курс...
Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы 10

Учебная программа дисциплины «философия» I. Целевая установка и организационно-методические указания iconРабочая учебная программа по дисциплине «философия»
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...

Учебная программа дисциплины «философия» I. Целевая установка и организационно-методические указания iconПрограмма по дисциплине «Системный анализ в сфере сервиса»
Предназначена для студентов специальности «Сервис», изучающих данную дисциплину в рамках специальных дисциплин. Содержит организационно-методические...

Учебная программа дисциплины «философия» I. Целевая установка и организационно-методические указания iconМетодические указания по анализу финансового 12 состояния организации 12
Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» для студентов...

Учебная программа дисциплины «философия» I. Целевая установка и организационно-методические указания iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Методические указания составлены в соответствии с Учебно-методическим комплексом дисциплины на основе требований Государственного...

Учебная программа дисциплины «философия» I. Целевая установка и организационно-методические указания iconМетодические указания по выполнению самостоятельной исследовательской...
Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы 9

Учебная программа дисциплины «философия» I. Целевая установка и организационно-методические указания iconМетодические указания Нижний Новгород 2011 ббк 620. 9 Ж 87 Транспортная...
Методические указания предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности 190701. 65 Организация перевозок...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница