План. Введение Великая Отечественная война «война моторов», «дуэль умов», «сражение мыслей»




НазваниеПлан. Введение Великая Отечественная война «война моторов», «дуэль умов», «сражение мыслей»
Дата публикации16.06.2013
Размер91 Kb.
ТипРеферат
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Реферат
Реферат. Физика и оружие Победы.

Руководитель: Л.А. Егорова
Автор: ученик 10 класса Честных Андрей

План.
Введение
1.Великая Отечественная война – «война моторов», «дуэль умов»,
«сражение мыслей»
2.Оружие победы, созданное во время войны

2.1.В небе фронтовом
2.2.Броня крепка и танки наши быстры
2.3.Выходила на берег «катюша…»

3.Ученые – фронту
4.Помощь ученых оборонной промышленности
Заключение
Литература
Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Тема моего реферата «Физика и оружие Победы».
Чем дальше в прошлое уходит война, тем более значимым для нас становится подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, тем весомее считается вклад учёных и конструкторов в эту победу.
Физика – одна из наук на основе, которой базируется техника. Во время войны роль науки в развёртывании военного производства была огромна, что позволило не только выстоять в войне, но и победить.
Цель реферата: показать роль физики в создании оружия Победы; рассказать о вкладе учёных-физиков в победу. Для достижения цели мне потребовалось решить следующие задачи:
– прочитать и проанализировать книги об учёных-физиках, работавших
в годы войны над созданием новой военной техники;
– показать роль физической науки в создании оружия Победы;
– подобрать иллюстрированный материал для демонстрации образцов техники.
В процессе работы над рефератом я познакомился с содержанием книг. В книгах М.Арлазорова «Фронт идет через КБ» и Левитина Б.В. «Академия наук СССР в годы войны» рассказывается о научных изысканиях учёных-физиков и конструкторов при создании новых образцов оружия.
^ П.Асташенков в своей книге рассказывает о создании легендарных Илов авиаконструктором С.В. Ильюшиным.
«Оружие Победы» – иллюстрированный сборник образцов оружия, созданного и усовершенствованного в годы войны.

^ 1. Великая Отечественная война – « война моторов», «дуэль
умов», «сражение мысли».
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину, чтобы поработить ее и уничтожить. Смертельная опасность нависла над первым в мире государством рабочих и крестьян. Для всех советских людей началась священная и грозная битва за жизнь, свободу и независимость, началась Великая отечественная война.
Советские ученые, конструкторы, инженеры с первых дней войны были полны решимости отдать все свои силы, знания, весь свой труд и опыт великому делу разгрома фашизма.
«Все для фронта, все для победы!» – эти слова стали девизом миллионов. Как никогда был ясен тезис о войне: «…берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины…» Развернувшаяся битва стала не только смертельной схваткой двух миров -социализма и фашизма, – но и « войной моторов», «дуэлью умов», «сражением мысли», линия фронта как бы незримо прошла через конструкторские бюро и исследовательские институты. В них ковалось оружие победы. Набатом звучал призыв: «Всегда опережать технику врага». «Я не вижу моего врага – немца – конструктора, который сидит над своими чертежами…в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним…я знаю, чтобы не придумал немец, я обязан придумать лучшее. Я собираю свою волю и фантазию,…все мои знания и опыт,…чтоб в день, когда два новых самолета – наш и вражеский столкнулись в военном небе, наш оказался победителем» – писал авиаконструктор.

^ 2. Оружие победы, созданное в годы войны.

2.1. В небе фронтовом.

В суровые военные будни, отводя на сон два-три часа в сутки, Семен Алексеевич Лавочкин создавал новый быстроходный, маневренный, хорошо вооруженный истребитель Ла-5. Чтобы сделать машину стремительной и более «живучей», конструктор поставил на нее звездообразный двигатель конструкции А. Д. Швецова; этот двигатель имел большую мощность и воздушное охлаждение, что делало его более надежным (в случае пробоя системы охлаждения двигатель не выходил из строя за счет перегрева). Была также переделана головная часть самолета, сменено горизонтальное «оперение» и крыло, усилена броневая защита летчика. Новый самолет был создан в кратчайший срок. Уже через две недели после испытания опытного образца его производство было запущено в серию, вскоре машины пошли в бой. Первые полки истребителей Ла-5 участвовали в сражениях уже осенью 1942 года: они громили фашистов под Сталинградом и помогли превратить небо над городом в «грандиозную мясорубку для немецкой авиации». В 1943 г, когда страна подводила итоги битвы на Волге, С.А. Лавочкин за свой творческий вклад в эту победу получил высокое звание Героя Социалистического Труда. В 1943 г Военно-воздушные силы получили еще одну отличную машину. Под руководством авиаконструктора А.С. Яковлева на базе самолета Як-1 был сконструирован самый легкий (всего 2650 кг) и маневренный истребитель второй мировой войны Як-2. Во время войны были созданы и усовершенствованы другие типы самолетов. В 1943 году был создан пикирующий бомбардировщик Ту-2 конструктора А.Н. Туполева, поднявший 3000 кг бомб, развивающий скорость 547 км/ч, а в 1944 году – штурмовик ИЛ-10 конструктора С.В.Ильюшина с устойчивой броней и вооружением. Этот самолет покрыл себя неувядаемой славой, прозванный фашистами «летающим» танком, «черной смертью». О наших самолетах говорили:
«Славьтесь гордые в атаке «Илы», «Лавочкины», «Яки» – боевые корабли».

2.2. Броня крепка и танки наши быстры.

И в конструкторских бюро танкостроителей полным ходом шла напряженная творческая работа. В 1943 г под руководством инженеров Ж. Я. Котина, А.И. Благонравова, Н.А. Духова в краткие сроки был создан новый советский тяжелый танк Ис-2. Его масса была 45 т., по технической характеристике значительно лучше: толщина брони 90-120 мм, скорость до 52 км/ч. Танк имел мощное вооружение: пушку 122 мм калибра, и 4 пулемета. Создание Ис-2 явилось блестящим научно-техническим достижением. Эта машина была признана одной из самых лучших в истории войны. На базе танка Ис-2 – в 1944 г„ был создан ряд тяжелых самоходных артиллерийских установок, в том числе Ису-152 своими огневыми залпами эта гусеничная «царь-пушка» громила врага в конце войны. Появление на полях сражений машин Ис-2 и Ису-152 похоронило надежды гитлеровских захватчиков на техническое превосходство их танков – «пантер, тигров, фердинандов». Вначале 1942 г. коллектив под руководством В.Г. Грабина пополнил вооружение нашей армии новым могущественным орудием – 76-миллиметровой пушкой Зис-3, ставшей самой массовой в годы ВОВ. Зис-3 делала 25 выстрелов в минуту, снарядами массой по 6,23 кг, дальность стрельбы составляло 13 км. Весной 1943г. была создана противотанковая пушка — 100-миллиметровая, стреляла 10 ударов в минуту снарядами массой по 16, 3 кг, поражала на дальности 1500 метров, все типы танковых самоходных установок противника. В 1943 году нашим артиллеристам был передан на вооружение 160-миллиметровый миномёт – грозное наступательное оружие, подобных ему не имела ни одна армия мира. Создателем его был И. Г. Теверовский. Советская артиллерия, названная «богом войны» завоевала себе в боях заслуженную славу. Битва на Курской дуге явилась одной из ярких страниц в ее истории. Большую роль сыграла она и в других военных операциях.

^ 2.3.Выходила на берег «катюша…»

Большая группа ученых вложила свои знания и труд в совершенствование реактивной артиллерии. К началу военных действий был создан 1 образец нового грозного реактивного оружия – гвардейский миномет Бм-13, вскоре любовно названный в народе «Катюша». Установка заряжалась 16 снарядами, каждый массой по 42,5 кг и своим ураганным огнем поражал противника на расстоянии до 8 км. Эта установка сочетала в себе три важных качества: подвижность, мощность, шквальность огня. Первые выстрелы по врагу батарея из семи реактивных минометов произвела 14 июля 1941 г в районе города Орши. Командовал батареей капитан И. А. Флеров.
Залп…Донесся рев и скрежет, леденящий кровь. Вверх вырвались клубы дыма, а из него взметнулись вверх сотни краснохвостых ракет. На эшелоны врага, скопившегося на станции, обрушился огненный смерч. Все дрожало как при землетрясении. Рвались вагоны с боеприпасами, бензоцистерны. Через несколько минут железнодорожный узел превратился в море огня… Советские «Катюши» внесли свой вклад в историческую победу нашей армии над гитлеровскими полчищами.
Вначале 1943 г. было испытано изобретение военного специалиста И.А. Ларионова – авиационная бомба остронаправленного действия предназначена для борьбы с танками. Она легко пробивала броню, любые прочные материалы. Впервые эти бомбы применялись в битве на Курской дуге. В январе 1944 г. Ларионов был награжден орденом Ленина. Академия Наук СССР уже в начале войны перестроила свою работу на военный лад. Только в одном Московском университете было решено
свыше 500 проблем оборонного значения.

^ 3.Ученые – фронту

Академик С.А. Христианович построил теорию изменения основных аэродинамических характеристик крыла самолета при переходе к полетам на больших скоростях, дал обоснование для выбора наилучшей формой крыльев, обеспечивающий их минимальное лобовое сопротивление.
^ Академик Н.Е. Кочин развил теорию «круглого крыла», которая позволила точно рассчитывать силы, действующие на крыло.
Профессор А.А. Дородницыч (впоследствии академик) создал теорию пограничного слоя в сжимаемом газе и дал расчет крыла малого удлинения.
Творческие работы М. Г. Бруевича позволили улучшить точность авиационного бомбометания. Сотрудник Физико-технического института Н.Н. Давиденков выполнил цикл исследований механических свойств сталей, в первую очередь их прочности и пластичности. Этот труд имел важное оборонное значение и в 1942 году был отмечен государственной премией.
Благодаря трудам профессора Л.Ф. Верещагина была создана на основе использования сверхвысоких давлений, первая в мире установка по упрочению стволов минометов и других артиллерийских систем в процессе их производства. Она позволила увеличить срок службы и дальнобойность орудий и дала возможность использовать для их изготовления менее качественные стали.
Под руководством И.И. Китайгородского в 1942-1943 гг. была решена сложнейшая научно-техническая задача: разработан рецепт получения стекла прочностью в 25 раз большей, чем у обычного – бронестекла, – и на его основе создана прозрачная пуленепробиваемая броня для кабин самолетов. Наши летчики получили возможность более безопасного обзора окружающего пространства во время боя.
Академик А.Ф. Иоффе предложил специальное устройство, получившее название «партизанский котелок». В нем размещались термоэлементы. Если в такой котелок налить воду и поместить его в огонь костра, то за счет разности температур термоэлементы будут вырабатывать электроэнергию. Это устройство оказало огромную помощь партизанам: в их руки был передан простой, удобный и всегда готовый к действию источник электроэнергии для питания рации.
Сотрудники Физико-технического института профессор А.П. Александров и И.В. Курчатов развернули широкую работу по защите кораблей от магнитных мин, на которые фашисты возлагали большие надежды, ибо обычными способами их обнаружить было нельзя. Примененный советскими учеными метод заключался в том, что на корабле размещались специальные обмотки, по которым пропускался электрический ток; судно при этом размагничивалось, что позволяло ему беспрепятственно проходить над заминированным местом.

^ 4. Помощь ученых оборонной промышленности

Фронт ежедневно и ежечасно нуждался в его технике и боеприпасах, причем во всех возрастающих количествах и всего лучшего качества. Удовлетворить эту потребность можно было лишь повысив производительность труда и превратить производство в быстрый и дешевый процесс. Решить эти сложные проблемы обязаны были ученые. В Институте Электросварки АН УССР Е.О. Патоном и A.M. Макаровым был разработан метод скоростной автоматической электросварки под слоем флюса. Внедрение метода экономии рабочей силы на 86% приготовление брони (лист стали толщиной 35 мм автоматически сваривали в 30 раз быстрее, чем в ручную). В годы войны сотрудники института создали около 200 различных автоматов для
электросварки корпусов танков, авиабомб, артиллерийских систем. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков писал: «Наша армия в труднейших условиях сумела за годы войны произвести почти в 2 раза больше современной боевой техники, чем гитлеровская Германия, опирающиеся на военный потенциал Европы». Роль науки в развертывании военного производства была огромна. Почти каждая деталь военного оборудования, военные материалы, медикаменты – все это имело на себе отпечаток предварительной научно-технической мысли.
6 лет бушевал над планетой пожар Второй мировой войны. Он охватил гигантскую территорию 22 млн. км квадратных, в войну были вовлечены более 60 государств, в которых проживало 80% населения.110млн. человек стали солдатами. В ходе сражения было убито 55 млн. человек и 90 млн. раненных. Такой ценой человечество заплатило за безумство фашистских захватчиков. Победа над гитлеровской Германией – незабываемая страница в нашей истории.

Заключение
Вся страна была свидетелем того, как героически и самоотверженно, «денно и нощно, не щадя сил и времени, с истинным энтузиазмом трудились советские ученые в годы войны, чтобы оказать реальную помощь фронту». Академик А. Ф. Иоффе по этому поводу говорил: «…видел, как в Казани физики, выполняя оборонное задание, работали на открытом воздухе при сорокоградусном морозе с приборами, к которым прилипала кожа рук». За научные исследования, способствовавшие укреплению военной и хозяйственной мощи нашей Родины, выполненные в период Великой
Отечественной войны, свыше 500 ученых были награждены Государственными премиями. Солдаты, моряки, летчики, партизаны, те, кто непосредственно сражался с врагом, были бесконечно признательны людям науки за их серьезную поддержку в борьбе с захватчиками. Вот только один документ, свидетельствующий об этом,— выдержка из письма моряков-балтийцев: «нам никогда не забыть, что в тяжелые дни зимы 1941—42 г. советские ученые и специалисты, работавшие… в Ленинграде, истощенные голодом и холодом, находили в себе силы, чтобы деятельно помогать нам строить и оснащать новейшей техникой боевые корабли и готовить их к бою. Большое краснофлотское спасибо за все это работникам советской науки!» Родина высоко оценила вклад ученых, конструкторов, инженеров, техников, изобретателей в разгром фашизма.
И молодежь, выросшая в мирные послевоенные годы, должна знать об этом гражданском подвиге, совершенном в годину тяжких для Родины испытаний в научных кабинетах и лабораториях, на полигонах, где проверялось новое оружие, в цехах предприятий, где создавалась более совершенная промышленная технология. И не только знать, но и с благодарностью помнить тех, кто помог завоевать для нас мирную счастливую жизнь.

Литература
1. Арлазоров М. Фронт идет через КБ. М.: «Знание», 1969.
2.Асташенков П. Конструктор легендарных Илов. М., «Политиздат»,1970.
3. Левшин Б. В. Академия наук СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: «Наука», 1966.
4. «Оружие Победы». Центральный музей Вооруженных Сил СССР. М.,1974.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План. Введение Великая Отечественная война «война моторов», «дуэль умов», «сражение мыслей» iconБ. сказка М. Лермонтов «Парус»
Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»: а Отечественная война 1812 года, б Великая...

План. Введение Великая Отечественная война «война моторов», «дуэль умов», «сражение мыслей» iconТема урока –«Великая война –Великая Победа» Тип урока
Великая Отечественная Война, Вторая Мировая война, битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, фашизм

План. Введение Великая Отечественная война «война моторов», «дуэль умов», «сражение мыслей» iconКонспект занятия «Женщины и война»
В 1941 году немецкие фашисты напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война

План. Введение Великая Отечественная война «война моторов», «дуэль умов», «сражение мыслей» iconКонспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была война…»
Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не...

План. Введение Великая Отечественная война «война моторов», «дуэль умов», «сражение мыслей» iconВойна в судьбе человека
Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской...

План. Введение Великая Отечественная война «война моторов», «дуэль умов», «сражение мыслей» iconУрок мужества, посвященный сталинградской битве
Ведущий: Более 68 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. 20 миллионов жизней унесла...

План. Введение Великая Отечественная война «война моторов», «дуэль умов», «сражение мыслей» iconПоклонимся великим тем годам
Давным-давно была война. Великая Отечественная война… Великие битвы. Великие победы

План. Введение Великая Отечественная война «война моторов», «дуэль умов», «сражение мыслей» iconУрок мужества, посвященный сталинградской битве
Ведущий. Отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет...

План. Введение Великая Отечественная война «война моторов», «дуэль умов», «сражение мыслей» iconРабота с историческим источником стр. 226 «Из выступления по радио И. В. Сталина 3 июля 1941 г.»
Учитель: 22 июня 1941 г. Германия вероломно, без объявления войны напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война,...

План. Введение Великая Отечественная война «война моторов», «дуэль умов», «сражение мыслей» icon«Централизованная библиотечная система города Рязани» Центральная...
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница