Учебной дисциплины Русский текст в синхронии и диахронии Для направления подготовки магистров «Филология»




Скачать 168.3 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины Русский текст в синхронии и диахронии Для направления подготовки магистров «Филология»
Дата публикации06.07.2013
Размер168.3 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Документы


программа учебной дисциплины


Русский текст в синхронии и диахронии




Для направления подготовки магистров «Филология»



(Магистерская программа «Русский язык: функционально-коммуникативный аспект»)
Квалификация (степень) «магистр»




  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Русский текст в синхронии и диахронии» являются:

  • сопоставительное изучение древних и современных русских текстов разной жанровой принадлежности;

  • освоение теоретических основ современных методов лингвистики текста;

  • выработка навыков лингвистического анализа древнего и современного текстов.



  1. Место дисциплины в структуре ООП



  1. Требования к результатам освоения дисциплины.



4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).



п/п

Раздел

дисциплины
Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции*

с.р.с.

семинары / практические занятия

с.р.с.




1

Вводная лекция. Генристика и жанроведение

I

1

2

2










2

Жанровые системы

I

2

2

2







тест

3

Дискурс и текст

I

3

2

2










4

Коммуникативное событие и его структура

I

4

2

2







контрольная работа

5

Теория речевых актов

I

5

2

2










6

Неэксплицитная информация

I

6

2

2







тест

7

Коммуникативные постулаты и импликатуры дискурса

I

7

2

2










8

Текст как носитель информации

I

8

2

2







контрольная работа

9

Объективное и субъективное содержание текста

I

9


2

2










10

Категория авторства

I

10

2

2







тест

11

Способы передачи чужого слова

I

11

2

2










12

Когнитивная база

I

12

2

2







контрольная работа

13

Пространственные и временные категории

I

13

2

2










14

Типы нарратива и типы повествователя

I

14

2

2







тест

15

Понятие языковой личности

I

15

2

2










16

Коммуникативная организация

текста

I

16

2

2







контрольная работа

17

Речевые регистры

I

17

2

2










18

Заключительная лекция

I

18

2

2







зачет




Итого







36

36










* Лекции проходят в интерактивной форме.

^ 4.2. Содержание дисциплины

1. Возможности сопоставительного изучения древних и современных текстов. Основы генристики и жанроведения. Исторический аспект изучения жанров (на материале древнерусских хожений и современных путеводителей).

2. Жанровые системы древнерусской и современной письменности в их сопоставлении: сходства и различия. Эволюция жанра (на материале древнерусских и современных завещаний).

3. Дискурс и текст. Дискурсивная и текстовая деятельность. Отражение дискурсивной деятельности в древнерусских и современных русских письменных текстах (на материале древнерусских берестяных грамот и современных интернет-текстов).

4. Коммуникативное событие и его структура. Наивное представление носителя языка о коммуникативном событии (на материале «Повести временных лет» и современных текстов).

5. Категории теории речевых актов, возможность их применения к древнерусскому тексту (на материале «Повести временных лет»).

6. Неэксплицитная информация в древних и современных текстах, способы ее «извлечения» (на материале древнерусских, церковнославянских и современных русских текстов разной жанровой принадлежности).

7. Коммуникативные постулаты и импликатуры дискурса Древней Руси (на материале «Повести временных лет»).

8. Текст как носитель информации. Информативная глубина текста. Способы передачи информации в текстах разной природы (на материале древних и современных законодательных текстов).

9. Объективное и субъективное содержание древнерусского текста. Типология и репертуар древнерусских и современных эгоцентриков. Аксиология древнерусского текста (на материале древних и современных дидактических текстов).

10. Категория авторства в древней и современной словесности. Ориентация на текст-модель в текстовой деятельности. Жанровый стандарт (на примере традиционных и современных сказок).

11. Способы передачи чужого слова. Чужое слово в своем, отношение к чужому слову в древнем и современном тексте. Категория интертекстуальности. Цитаты, клише, топосы (на материале древнерусских, церковнославянских и современных русских текстов разной жанровой принадлежности).

12. Когнитивная база говорящего и пишущего, ее составляющие. Прецедентные феномены. Когнитивная база древнерусского книжника.

13. Пространственные и временные категории древних и современных текстов. Понятие дейксиса, средства выражения дейктических значений в древних и современных текстах (на материале древнерусских хожений и современных путеводителей).

14. Нарратив, его характерные признаки. Типы нарратива и типы повествователя древних и современных текстов (на материале древнерусских, церковнославянских и современных русских текстов разной жанровой принадлежности).

15. Понятие языковой личности в древних и современных текстах (на материале текстов, созданных князем Владимиром Мономахом и писателя и ученого И.А. Ефремовым).

16. Коммуникативная организация (актуальное членение, способы введения темы, понятие рематической доминанты) древнего и современного текста (на материале «Физиолога» и современных журнальных текстов).

17. Речевые регистры и древнерусский текст. Сопоставление организации древнего и современного текста, содержащих информацию одного типа (на материале древнерусских хожений и современных путеводителей).

^ 5. Рекомендуемые образовательные технологии

Курс предполагает использование интерактивных форм обучения, в том числе с привлечением сетевых технологий.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В качестве средства текущего контроля теоретических знаний магистрантов используется тестирование. В качестве формы текущего контроля практических навыков магистрантов предлагаются аудиторные и внеаудиторные письменные задания (контрольные работы).

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины – зачет. Зачет должен выявить освоение магистрантом теоретических знаний и практических навыков по изученной дисциплине. Контроль теоретических знаний магистранта осуществляется за счет ответов на вопросы. Контроль практических навыков магистранта предполагает выполнение им задания, состоящего в сопоставлении древнерусского и современного русского текстов одной жанровой принадлежности: магистрант должен суметь описать структуру текстов, определить черты сходства и различия между этими текстами, установить лингвистические признаки, маркирующие данный жанр, определить характеристики, свидетельствующие об эволюции жанровой модели.
Вопросы к зачету:

1. Устный и письменный текст: различия порождения и восприятия. Текст и дискурс.

2. Коммуникативное событие и его структура.

3. Говорящий и его роли в коммуникации.

4. Понимание и взаимопонимание. Причины коммуникативных неудач. Неэксплицитная информация, ее виды.

5. Коммуникативные постулаты. Случаи их нарушения, намеренного и ненамеренного. Связь коммуникативных постулатов и импликатур дискурса.

6. Когнитивная база говорящего, ее составляющие. Прецедентные феномены.

7. Презумпции, их типы. Отличие презумпций от следствий.

8. Иллокутивная функция, локутивный акт и перлокутивный эффект, их соотношение.

9. Иллокутивные функции высказывания. Прямой и косвенный речевой акт.

10. Соотношение семантики, прагматики, синтактики. Пропозиция, предложение, высказывание, их соотношение. Типы значений, относящихся к разным сферам семиозиса.

11. Текст как носитель информации. Информативная глубина текста. Способы передачи информации в текстах разной природы.

12. Объективное и субъективное содержание. Понятие пропозиции, ее составляющие, способы выражения предиката.

13. Эгоцентрические слова, их типы. Связь между эгоцентриками и ипостасями говорящего.

14. Понятие дейксиса, средства выражения дейктических значений. Дейктики в «недейктическом» употреблении.

15. Понятие дейктической проекции. Особенности организации хронотопа в письменном тексте.

16. Каноническая ситуация общения и нарратив, различия между ними.

17. Типы нарратива. Нарратив и свободный косвенный дискурс.

18. Повествователь, его типы.

19. Субъект восприятия, способы его выражения. Экспериент и наблюдатель. Способы выражения идеи восприятия в художественном тексте.

20. Актуальное членение, параллельное и последовательное. Способы введения темы. Понятие рематической доминанты.

21. Диалог, его типы. Чужая речь в «своей», особенности ее передачи.

22. Речевые регистры, их типы.

23. Генристика и жанроведение, их сходства и различия.

24. Возможности диахронического изучения жанров.
Образец зачетного задания:

Сопоставьте предлагаемые тексты, опишите их структуру, определите черты сходства и различия между ними, определите их жанровую принадлежность. Относятся ли они к одному жанру? Какие из установленных признаков можно считать жанрообразующими?

I.

ст. 79 Аже зажгуть гумно. то на потокъ на грабежь домъ его. переди пагубу исплатившю. а в проце князю поточити и. тако же аже кто дворъ зажьжеть

II.

ст. 15 Иже за етеры вражды. или грабления деля имения. огнемь врагъ вжагаеть храмы. аще въ граде да огнемь съжагають и. ли въ вси или в селе. мечемь да усекають.

III.

Ст. 167, ч. 2. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенные путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, – наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание сочинений в семи томах. Т. 5. Работы 1940-х – начала 1960-х годов. М., 1997.

Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

Борисова И.Н. Русский разговорный диалог. Структура и динамика. М., 2005.

Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 2007.

Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005.

Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2007.

Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000.

Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб., 2004.

Конявская Е.Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI – середина XV в.). М., 2000.

Лайонз Дж. Лингвистическая семантика. Введение. М., 2003.

Лихачев Д.С. Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы // Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986.

Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. СПб., 2001.

Лихачев Д.С. Текстология. СПб., 2001.

Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XVII. М., 1986.

Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 2001.

Падучева Е.В. Семантические исследования. М., 1996.

Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М., 2008.

Седов К.Ф. Дискурс и личность. Эволюция коммуникативной компетенции. М., 2004.

Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) М., 1994.
б) дополнительная литература:

Антология речевых жанров. Повседневная коммуникация. М., 2007.

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Бахтин М.М. Из архивных записей к работе «Проблемы речевых жанров» // Бахтин М.М. Собрание сочинений в семи томах. Т. 5. Работы 1940-х – начала 1960-х годов. М., 1997.

Бергельсон М.Б., Кибрик А.Е. Прагматический «принцип приоритета» и его отражение в грамматике языка // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. М., 1981. т. 40. № 4.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы. М., 2005.

Гоготишвили Л.А. Непрямое говорение. М., 2006.

Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2006.

Кожевникова Кв. Спонтанная устная речь в эпической прозе. Прага, 1970.

Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Бытие и быт. СПб., 2004.

Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Добро и зло. СПб., 2001.

Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб., 2000.

Колесов В.В. Слово и Дело. Из истории русских слов. СПб., 2004.

Ларин Б.А. Разговорный язык Московской Руси // Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. Избранные работы. М., 1977.

Левшун Л.В. Категория жанра в средневековой восточнославянской книжности: жанр и канон // Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2006, № 4 (26).

Лотман Ю.М. Устная речь в историко-культурной перспективе // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992.

Успенский Б. Этюды о русской истории. СПб., 2002.

Успенский Б.А. Ego Loquens. Язык и коммуникационное пространство. М., 2007.

Ширяев Е.Н. Семантико-синтаксическая структура разговорного диалога // Русский язык в научном освещении. № 1. М., 2001.
в) Интернет-ресурсы и программное обеспечение:

Портал «Славянское письменное наследие»: http://manuscripts.ru/mns/portal.main?p1=23

Библиотека Фронтистеса: http://www.ksana-k.narod.ru/

Некоммерческая электронная библиотека «ImWerden»: http://www.imwerden.de/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает:

  • доступ к Интернету в аудиторное и внеаудиторное время;

  • доступность указанной литературы.


Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению подготовки магистров «Филология».

Разработчик:
доцент кафедры русского языка

филологического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова В.С. Савельев

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплины Русский текст в синхронии и диахронии Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Основы этнолингвистики» Для направления подготовки магистров «Филология»
Наименование дисциплины: «Основы этнолингвистики» для направления подготовки магистров «Филология»

Учебной дисциплины Русский текст в синхронии и диахронии Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Коммуникативно-грамматический анализ переводного...
Общепрофессиональный блок, вариативная часть Составная часть дисциплины «Прикладные аспекты специализированной области филологии»...

Учебной дисциплины Русский текст в синхронии и диахронии Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Теория текста и дискурса» Для направления подготовки магистров «Филология»
«Теория текста и дискурса» является составной частью дисциплины «Теория специализированной области филологии» для магистерской программы...

Учебной дисциплины Русский текст в синхронии и диахронии Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «История и методология специализированной области...
Методологические аспекты взаимодействия литератур Западной Европы, России, Америки

Учебной дисциплины Русский текст в синхронии и диахронии Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Теория специализированной области филологии»...
В программе даны краткие характеристики периодов и авторов; предполагается ин­дивидуальное их «наполнение» лектором

Учебной дисциплины Русский текст в синхронии и диахронии Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Теория специализированной области филологии»...
«русский взгляд» на глобальные мас­сивы чело­ве­ческого опыта усваивается западным культурным миром – вот наиболее общий круг проблем,...

Учебной дисциплины Русский текст в синхронии и диахронии Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Специализированный лингвистический анализ текстов»»...
Целями освоения дисциплины «Специализированный лингвистический анализ текстов» являются

Учебной дисциплины Русский текст в синхронии и диахронии Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Коммуникативный анализ семантики звучащего текста»»...
Демонстрация функциональных возможностей использования его базовых единиц (целеустановок, вариативных рядов конструкций, им соответствующих,...

Учебной дисциплины Русский текст в синхронии и диахронии Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Актуальные проблемы специализированной области...
«Сравнительное литературоведение»; вторая часть – «Литературы Востока и их связи с русской литературой», которую читают ученые из...

Учебной дисциплины Русский текст в синхронии и диахронии Для направления подготовки магистров «Филология» iconУчебной дисциплины «Актуальные проблемы специализированной области...
Ближний и Средний Восток; ознакомиться с проблемами развития жанров и стилей названных литератур, с литературной деятельностью крупнейших...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница