Д Программа начального обучения. Развитие речи




Скачать 313.8 Kb.
НазваниеД Программа начального обучения. Развитие речи
страница1/2
Дата публикации02.07.2013
Размер313.8 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Программа
  1   2
Обучение написанию сочинений в начальных классах

по системе Л.В. Занкова.
Проблема. Формирование умения младших школьников свободно и правильно выражать свои мысли и чувства с помощью языковых средств.

Цель проекта: обобщить опыт работы и разработать методическое портфолио для учителей начальных классов по данной проблеме.

Задачи проекта:

  1. Изучить научно-методическую литературу по теме проекта.

  2. Проанализировать детские сочинения по тематике, типу речи, стилевой принадлежности и языковому оформлению.

  3. Предложить методические рекомендации по обучению написанию сочинений в начальных классах. (Из личного опыта.)

^ Ожидаемый результат: субъективация методики написания сочинений.

Конечный результат: обобщение опыта работы.


План.

I. Введение. Значение, актуальность проблемы.

  1. Основная часть.

1. Проблемы совершенствования речевого развития младших школьников.

а) Необходимость последовательности, целенаправленности в работе по развитию речи.

б) Условия речевого развития ребенка.

в) Сферы работы школы по развитию речи.

г) Значение начальной школы в работе по речевому развитию.

д) Программа начального обучения. Развитие речи.

е) Требования к речи учащихся.

2. Методика работы по развитию речи учащихся. Речевые упражнения. Написание обучающих сочинений в ходе коллективной и групповой работы по программе Л.В. Занкова. (Из опыта.)

  1. Заключение. 1. Ценность сочинений и их значение.

2. Нерешенные проблемы.

Использованная литература.


  1. Введение. Значение, актуальность проблемы.


Психологами давно установлена связь между творческим потенциалом человека и сложным взаимодействием его сознания с подсознанием, мира мыслей с миром чувств, предчувствий, ощущений.

Но сегодня основная деятельность школьника носит словесно-логический характер. Даже на начальной ступени обучения мы гораздо больше заботимся о развитии логики ребенка, чем о его воображении, а вопрос об уровне знаний, умений, навыков заслоняет проблему воспитания чувств, в том числе и эстетического чувства.

Личность самовыражается и самоутверждается через творчество, - созидание нового и прекрасного, противостояние разрушению, шаблону, банальности, отсталости. Творчество наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности –креативностью.

Совместимо ли творчество с обучением, особенно – начальным? Творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее.

Язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

На первых уроках в первых классах учителя сталкиваются с тем, что ученики не могут правильно, связно строить свои высказывания, не могут выразить словами то, о чем думают и что чувствуют. Словарный запас беден. Вины детей здесь нет. Причины плохо развитой речи различны: наследственные данные, речевая среда, отсутствие подготовки к школе (многие дети не посещали детские дошкольные учреждения) и многое другое.

Поэтому большое значение имеет развитие речевой деятельности на всех этапах обучения.

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Нам всем интереснее общаться с человеком, который умеет рассказывать, умеет выражать и доносить до слушателя свои мысли.

Речь – важнейший показатель уровня культуры человека, его мышления, интеллекта. Речь – способ познания действительности. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе.


II. Основная часть.
1. Проблемы совершенствования речевого развития младших школьников.

а) Необходимость последовательности, целенаправленности в работе по развитию речи.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Человек всю жизнь совершенствует свою речь. В младенчестве, до 1 года, у ребенка возникает потребность эмоционального общения. Младенец радуется, увидев знакомые лица, услышав привычные голоса, спокойную речь.

Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется. Ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания.

Первоначально ребенок выражает свои чувства, мысли отдельными словами. Но примерно с 2-летнего возраста он начинает интуитивно улавливать систему в языке. Появляются в высказываниях различные части речи, употребленные в нужных падежных, временных, родовых формах, конструируются предложения. Наблюдается такое явление как словотворчество. Дети образуют совершенно новые слова, придерживаясь законов словообразования (по образцу «не хочу-хочу» образуют «ненавижу-навижу»).

К моменту поступления в школу (6-7 лет) дети, в основном, владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля.

Итак, дети овладевают языком через речевую деятельность. Вот почему так важно заниматься развитием речи учащихся, заниматься постоянно, целенаправленно. Недостаточно было бы расширять словарный запас детей. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе.
б) Условия речевого развития ребенка.

Первое условие речевого развития ребенка – потребность в общении. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Речевая среда – это второе условие речевого развития ребенка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Бедная речь родителей не способствует речевому развитию их ребенка. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Речь становится богаче, если ребенок обогащается различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития. Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек владеет ими, тем успешнее он познает сложные связи в природе и в обществе. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью всегда отстают, часто оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.
в) Сферы работы школы по развитию речи.

Речь ребенка, стихийно усвоенная, как правило, примитивна и не всегда правильна. Только школа может научить литературному языку. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых значений уже известных слов, множество сочетаний, синтаксических конструкций.

В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Третья сфера работы школы по развитию речи – это совершенствование речи учащихся, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.
г) Значение начальной школы в работе по речевому развитию.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом языка, с необходимостью совершенствовать речь. Речь – очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием, работа над связной речью. Все эти три вида работы тесно взаимосвязаны. Словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением. Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения и т.п. – высшая ступень в сложной системе речевых упражнений. Важное требование, предъявляемое к речевым упражнениям – систематичность. Каждое новое упражнение связано с предыдущим, в то же время вносит что-то новое, обеспечивающее движение вперед. Важно предусмотреть определенную, конкретную цель каждого речевого упражнения. Необходимо разнообразие видов упражнений: пересказ, близкий к тексту, пересказ сжатый, пересказ с творческими дополнениями, рассказ по наблюдениям, рассказ по серии картин и по одной картине, рассказ по аналогии с прочитанным и пр.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей.
д) Программа начального обучения. Развитие речи.

Программа начального обучения по системе Л.В. Занкова состоит из двух взаимосвязанных разделов: 1) «Русский язык как речевая деятельность», в котором раскрыты линии работы по развитию устной и письменной речи, по формированию навыков чтения и письма;

2) «Грамматическая система языка и правописание» - то, что придает речевой деятельности формальную правильность.

В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо прежде всего «разговорить» детей. Этой цели служат специальные задания по драматизации. Например, в 1 классе дети ставят сценки, инсценируют сказки, декламируют. Всё это дети проделывают с огромным энтузиазмом. К праздникам «Золотая осень», «Встреча Нового года», «День мам», к утренникам «Мы любим сказки», «Прощание с первым классом» дети готовятся основательно. Такая работа продолжается и во 2 классе.

Цели «разговорить детей» служат заинтересованное, содержательное общение детей в процессе поиска решения проблем на разных уроках, при непосредственном, во время экскурсий, ознакомлении школьников с окружающим миром. Весь окружающий ребенка мир должен стать предметом его мысли, рассуждений на уроке. С большим увлечением дети рассказывают о природе, делятся своими впечатлениями во время экскурсий в лес, парк, к реке. Все это, а также эмоциональные рассказы учителя, создают радостную атмосферу познания. Дети делают маленькие открытия. И речь школьников становится внутренне необходимой, она возникает в естественной, жизненной ситуации.

Беседы, обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие решений и ситуаций на уроках и вне урока способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения (аргументировать), выразить согласие и несогласие. Поэтому на самом начальном этапе школьной жизни необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движением. Такой опыт дети приобретают в работе с букварем Н.В. Нечаевой. Примером интеллигентного общения является учитель.

В этот же период начинается систематическая работа по адекватному восприятию чужого высказывания (текста) на слух и зрительно. Придумывая к тексту названия, вопросы и выполняя другие задания, дети подводятся к осознанию признаков текста и умению его анализировать.

На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности его анализа.

Хочу выделить очень важный момент на уроках развития речи, впрочем, как и на остальных. Когда дети хотят высказаться, надо, по возможности, послушать всех желающих, т.е. несколько вариантов ответов детей. Никого при этом не перебивать. Надо научить детей слушать друг друга. Это качество, как считал Л.В. Занков, мало у кого сформировано. Ученики должны научиться внимательно, с уважением выслушивать мнение товарищей по тому или иному вопросу, в случае несогласия в тактичной форме поправить его. Достичь этого можно, если с самого начала учитель будет привлекать внимание детей к удачным ответам их одноклассников, призывать их послушать интересный рассказ какого-либо из учеников, а главное – будет давать им возможность высказаться.
е) Требования к речи учащихся.

Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?

  1. Требование содержательности.

Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Дети неплохо рассказывают по результатам наблюдений, накопив необходимый материал. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают нам книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания – вся окружающая ребенка жизнь.

  1. Требование логичности, последовательности, четкости построения речи.

Правильная речь предполагает обоснованность выводов, если они есть; умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.

  1. Требование точности речи.

Это умение говорящего и пишущего выбрать такие слова, сочетания, которые передают характерные черты изображаемого предмета.

  1. Требование выразительности речи.

Выразительность речи – умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это – способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, общим настроением рассказа.

  1. Требование ясности речи – доступности для адресата.

И выразительность, и ясность речи предполагают также ее чистоту, то есть отсутствие лишних слов (слов-паразитов, грубых слов и т.д.)

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, то есть ее соответствие литературной норме.
2. Методика работы по развитию речи учащихся. Речевые упражнения. Написание обучающих сочинений в ходе коллективной и групповой работы по программе Л.В. Занкова (Из опыта.)
Особое значение в развитии речевой деятельности учащихся придается сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство развития личности. Сочинение возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.

Сочинение – от старого русского слова «чин», то есть «порядок». Сочинять, создавать сочинение – значит приводить в порядок свои мысли, свои знания.

По типу речи различают следующие сочинения: описание, повествование, рассуждение.

Сочиняя, дети описывают предметы и картины (описание), либо рассказывают о событиях, повествуют (повествование), либо связывают свои знания, сравнивают, делают выводы (рассуждение). Чаще всего сочинения бывают смешанными. Повествование – это наиболее часто создаваемый детьми тип речи. Из всех видов описаний для начальных классов самым доступным и необходимым в речевой практике является описание предмета. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей. Оно основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения.

Сочинения классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанрам и по языковым особенностям (по стилю). Источники материала для сочинений:

1) о виденном, пережитом, слышанном самими учениками, то есть сочинения на материале трудовой деятельности, экскурсий, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого непосредственного опыта;

2) сочинения на книжном материале, по картинам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредованного опыта;

3) сочинения, где используется материал разных источников.

По степени самостоятельности и способу подготовки сочинения бывают:

  1. коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовительной работы над материалом, языком;

  2. сочинения индивидуальные – на отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы.

По жанру: очерк, интервью, отзыв, рецензия, эссе, сочинение-письмо.

По языковым особенностям (стилю): эмоционально-образные (художественные) и деловые (научные).

При написании сочинений учащимся необходимо следовать обозначенной теме. Тема – предмет сочинения, то, что составляет его содержание, и которое определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков.

Тематика сочинений, при написании которых дети опираются на непосредственный опыт:

- «Самый памятный день лета» - описание, повествование.

- «Осенний наряд природы» – описание.

- «Листопад» - описание.

- «Первый снег» - описание.

- «Ну и мороз!» - смешанное сочинение (описание, повествование).

- «Неожиданная встреча» - повествование.

- «На катке» - повествование.

- «Мамин день» - повествование.

- «Первые весенние цветы» - описание.

- «Весной в лесу» -описание.

- «Что такое красота» - сочинение-рассуждение.

- «Любимая игрушка» - смешанное сочинение.

- «Мой лучший друг» - смешанное сочинение.

- «День Победы» - повествование, описание.

- «Воспоминания о начальной школе» - смешанное сочинение.

Тематика сочинений на основе опосредованного детского опыта:

- «Золотая осень» (по картине И.И. Левитана).

- «Утро в сосновом лесу» (по картине И.И. Шишкина).

- «Грачи прилетели» (по картине А.К. Саврасова).

- «Дети, бегущие от грозы» (по картине К.Е. Маковского).

- «Три богатыря» (по картине В.М. Васнецова).

- «Аленушка» (по картине В.М. Васнецова).

- «Сказка о снежинке».

- «Письмо сказочному другу».

- «Откуда появляется роса».

- «Перелетные птицы нашего края».
Сочинения, при написании которых дети используют разные источники и творческое воображение: «Покормите птиц зимой!», «Зима в лесу», «Скоро птицы прилетят», «Зимние забавы», «Как я был в зоопарке», «Новогодняя елка для птиц и зверей».

На первых этапах особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего – на основе его собственных наблюдений, впечатлений, на основе разворачивающегося содержания образования. Предоставляется полная свобода самовыражения ребенка в слове, поэтому перед написанием сочинений отсутствует обычно принятая подготовка.

Основное условие работы над сочинениями: от самостоятельных спонтанно написанных работ, без непосредственной подготовки – к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинения разных жанров. Это движение становится возможным за счет активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся: нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей, на умение работать с текстом и на их языковое развитие; серьезной работы над сочинением после его написания (устное обсуждение в классе, редактирование, использование детских работ на уроках).

Кроме того, детям предлагаются памятки по составлению сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения.

Как составить текст-повествование:

Определите:

  1. О чем вы будете рассказывать (какова тема текста)?

  2. Какая мысль в рассказе будет основной?

  3. Как лучше озаглавить текст?

  4. С чего можно начать рассказ (о чем будет говориться в вводной части)?

  5. О чем вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряженным, чем все завершилось)?

  6. Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?


Как составить текст-описание:

  1. Определите свое отношение к предмету, который будете описывать.

  2. Выделите признаки предмета.

  3. Подумайте, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точными и ярким, какие сравнения использовать.


Как составить текст-рассуждение:

  1. Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.

  2. Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.

  3. Вывод.

На протяжении всего начального обучения проводится лексическая работа. Учащиеся практически знакомятся с многозначностью слов, омонимией, расширяется их словарь синонимов, антонимов. Лексическое значение слов сопоставляется с грамматическим значением.

Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это – рассказы о событиях, например, «Как мы слепили снеговика» или «Как мы встречали птиц». В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся.

В процессе подготовки и проведения сочинений на начальном этапе необходимо выработать:

а) умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе;

б) умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;

в) умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения;

г) умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.

Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенного наращивания трудностей. Поэтому сочинениям предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным.

Общее понятие о тексте, о предложении складывается в сознании детей в ходе выполнения следующих упражнений:

- разделите текст на предложения, подберите заголовок:

^ Муравей нашел зерно оно было тяжелое муравей позвал товарищей дружно тащат муравьи зерно домой.

или:

Вот норка там мышка у норки кошка кошка ловит мышку она хитра.

- допишите первое слово в каждое предложение, используя слова для справок:

веселый ветерок. яркое солнышко. (Слова для справок: дует, светит)

или:

- составьте и запишите из слов каждой строчки предложение:

^ Коза, у Машка, жила, Юры, душистая, лугу, на, трава.
Более сложные задания, рассчитанные на сильных учащихся:

- спишите, исправив ошибки:

Катя сидит. Дома она смотрит. В окно дети лепят из. Снега куклу.
Следующий вид заданий:

-прочитайте и выпишите только предложения:

^ Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.
После знакомства со знаками в конце предложения (?, !, .) можно предложить такое задание:

- составьте и запишите из слов каждой строчки предложение, в конце каждого предложения поставьте нужный знак:

^ Воробей, обедал, где

В, лесу, хорошо, как, весной

Щебечут, в, птицы, саду
Ребята, где, были

Ходили, в, они, зоопарк

- прочитайте, найдите лишние слова; спишите предложения, исправив ошибки:

^ Ночью как ярко светит. Солнышко дети идут. На пруд.
Во втором классе мы пишем коллективное сочинение по картине, на которой изображены дети, подкармливающие птиц зимой. Ребята уже имеют подобный жизненный опыт, знают кое-что о зимующих птицах и могут составить чудесное сочинение, отражающее коллективный опыт всех детей класса. Конечно, дети уже имеют представление о составных частях сочинения, о связи между ними, о замене существительных местоимениями во избежание повторов и т.д. Сначала они внимательно рассматривают картину, отвечают на вопросы, а затем сами предлагают свои варианты, выслушивая каждого желающего. Лучшие предложения записываются на доске. И что же получилось у моих учеников?

Покормите птиц зимой!

План.

  1. Какая была зима?

  2. Что смастерили дети для птиц?

  3. Что они насыпали птицам?

  4. Как помогли дети зимой пернатым друзьям?


Опорные слова (на доске): сделали, повесили, стали прилетать, всю
Была холодная зима.

Дети сделали кормушку и повесили на дерево. Скоро прилетела маленькая синичка и села на кормушку. Она стала клевать крошки и зерна. Потом стали прилетать и другие птички.

^ Дети всю зиму кормили пернатых друзей.
Для закрепления умения строить простые предложения, правильно располагать в них слова, соблюдать связь между частями текста, я часто на уроках развития речи показываю детям картинки с пейзажами, серии сюжетных картин и даю задание описать картину (если это - пейзаж), придумать рассказ по сюжетным картинам. Ученики экспромтом составляют небольшие тексты. Мы их коллективно корректируем, «оттачиваем». Лучшие тексты записываем. Постепенно мы отходим от работы всем классом к групповой деятельности. Детям нравится работать группами, по 4 человека, когда можно уверенно высказать свою мысль, не боясь ошибиться; можно учиться более правильной речи, слушая более сильного одноклассника. По окончании групповой работы ребята «защищают» свой рассказ.

Итак, все группы получают сюжетные картинки на разные темы. Сначала они должны были расположить картинки в правильной последовательности, затем обсудить группой несколько вариантов рассказов и представить классу лучший вариант. Остальные слушатели (эксперты) оценивают данный текст.

Во время проведения таких работ на каждой парте лежал школьный орфографический словарик, чтобы дети могли проверять написание выбранных ими слов.
Л.В. Занков рассматривал детское сочинение как форму самовыражения, самосознания ребенка, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом. Ценность детского сочинения он определял по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка…

Развитие ума, воли, чувств школьников определяют общее развитие. А это – главная задача. Это – основа усвоения знаний, умений, навыков.

^ Я хочу рассказать, как мы готовимся во 2 классе к сочинению «Зима в лесу», как пополняется запас знаний о зиме у детей.

На одном из уроков русского языка в январе я знакомлю детей со словами: иней, мороз, ветер. Дети записывают их, объясняют значение слов, ставят знак ударения, составляют с этими словами предложения. На следующих уроках мы продолжаем лексическую работу с ними: подбираем родственные слова, объясняем их значение (ветер - ветерок, ветерочек, ветрище); мороз - морозить, морозный и т.д.); подбираем синонимы (мороз – холод, стужа); знакомимся со словами «ураган, смерч, вихрь», с фразеологизмами «Прокатись с ветерком», «Не бросай слов на ветер» и т.д. Закреплению знаний об этих словах помогает решение кроссворда и проведение КВН-а «Зима».
Кроссворд.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Д Программа начального обучения. Развитие речи iconПояснительная записка «Развитие речи младших школьников». 3 класс...
Рабочая программа «Развитие речи младших школьников» для 3 класса на 2013- 29914 учебный год составлена на основе основной образовательной...

Д Программа начального обучения. Развитие речи iconРабочая учебная программа Развитие речи «Природа в живописи, литературе и музыке» 1 год обучения
...

Д Программа начального обучения. Развитие речи iconОбразовательная программа по пдд (модифицированная)
Программа предназначена для работы с детьми, начиная с первого класса. Знания и навыки, полученные учениками в первом классе, расширяются...

Д Программа начального обучения. Развитие речи icon«Развитие речи учащихся средствами литературно-художественного текста...
Ость и актуальность проблемы развития речи подтверждается государственными документами. «Федеральный государственный образовательный...

Д Программа начального обучения. Развитие речи iconПрограмма обучения в 3 классе в основу всех вариантов программ для...
Кроме того, проверяется понимание устной речи и способность разговаривать на русском языке

Д Программа начального обучения. Развитие речи iconРабочая программа по разделу «Развитие речи»
Рабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой» образовательной области «Коммуникация» для...

Д Программа начального обучения. Развитие речи iconПрограмма начального общего образования
Охватывают период после обучения грамоте. Програм­ма на другом уровне включает сведения о соотношении между зву­ками и буквами, полученные...

Д Программа начального обучения. Развитие речи iconРабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комлекта: «Методика развития речи детей дошкольного возраста»...

Д Программа начального обучения. Развитие речи iconПрограмма «Воспитание и обучения в детском саду»
Развитие речи, ознакомление с окружающим миром, трудовое воспитание, изобразительная деятельность, сюжетно – ролевая игра

Д Программа начального обучения. Развитие речи iconРабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса специальной...
«Грамматика, правописание и развитие речи 5 – 9 классы» по ред. А. К. Аксенова,А. П. Антропова, допущенной Министерством образования...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница