Конкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории»




Скачать 139.11 Kb.
НазваниеКонкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории»
Дата публикации02.07.2013
Размер139.11 Kb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Конкурс
Конкурс методических и дидактических разработок

« По страницам истории»
ГБОУ СПО

«Ставропольский государственный политехнический колледж»
Внеклассное мероприятие:
«Дети войны»

516_1184232128_big

Ставрополь 2012 год.

Цель медиамероприятия: способствовать расширению представлений об истории Великой Отечественной войны, о подвиге нашего народа.

Читательское назначение: учащиеся 1-2 курсов.
Задачи:

• рассказать о детях войны, ставших героями в столь раннем возрасте;

• воспитанию чувства уважения к людям, отдавшим жизнь во имя Победы;

• развивать познавательный интерес учащихся к истории малой Родины.

Оборудование: большой экран, мультимедийный проектор, системный блок

(ноутбук) с программным обеспечением Windows XP.

Фонограммы:

  1. Музыку песни можно подобрать по усмотрению преподавателя.

  2. Это могут быть:

мелодия “Бухенвальдский набат”;

Песня И. Резника “Дети войны” с видеорядом фотографий (можно использовать фотографии военных лет, с изображениями детей).

Составитель: преподаватель истории высшей категории – Коптяева Н.В.

Ведущий 1: У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70 -80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны стар и млад. Но насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Ведущий 2: Много подвигов было совершено нашими соотечественниками во время Великой Отечественной войны. И всюду рядом с взрослыми были подростки, а то и совсем дети. Они были и разведчиками, и танкистами, и партизанами. И не только мальчики, но и девочки. Все от мала до велика, помогали своей Родине в борьбе с фашистами. В июне 1941 года война пришла и на нашу землю. В здании Дома пионеров расположилась медицинская часть, но занятия в кружках продолжались. Юные радиолюбители готовили для госпиталей радионаушники. Танцоры и певцы по нескольку раз в день выступали перед ранеными и бойцами, уезжающими на фронт. Дети вязали теплые носки и варежки, шили кисеты и посылали их на фронт. На многих фронтах Отечественной войны сражались бывшие воспитанники и кружковцы.

Ведущий 1: Когда фашисты оккупировали Ставрополь (август 1942 года), в актовом зале Дома пионеров они устроили конюшню, отправили в Германию почти весь танцевальный коллектив, но наши войска освободили детей.

Возле Ставропольского городского дворца детского творчества возвышается памятник юным защитникам Отечества 1941-1945 годов, который выполнен скульптором Н. Санжаровым и является символом славных дел и подвигов маленьких солдат Великой Отечественной войны для многих поколений нашей Родины. Более десяти тысяч юных защитников ставропольской земли были замучены и убиты фашистами, умерли от болезней, голода и холода. Идея создания скульптуры родилась в краевом объединении юных участников ВОВ перед празднованием 50-летия Победы в войне, ее поддержали администрация Ставрополя, школьные коллективы края, предприятия, учреждения, коммерческие структуры, граждане Ставрополья и других регионов России. И сегодня в краевом центре есть своеобразный символ памяти и преклонения перед теми подростками, которые наравне с взрослыми приближали желанный день Победы.

Учитель:

Во имя жизни на огромной планете,

Во имя мира всего человечества,

Встали грудью ставропольские дети –

Юные защитники Отечества!

В честь детства, опаленного пожарами,

Вечно звучать будет в наших сердцах

«Патетическая соната» Санжарова,

Застывшая, в камне у ступеней Дворца!

Этот памятник поистине народный!

Это памятник - великой нашей Родине –

Памятник детям, ее защищавшим,

Словно веточкам, ее укрывавшим

От ураганной жестокой войны.

Помните, дети! Помните, взрослые,

В печальную музыку вслушайтесь вы!

Это десять тысяч детей Ставрополья –

Наших с вами земляков:

Партизан и бойцов подполья,

Сыновей и дочерей полков!

Им бы в школах еще учиться,

Им бы в игры еще играть!

Но пришла беда на Отчизну –

Они вышли ее защищать!

Во имя жизни на огромной планете,

Во имя мира всего человечества,

В вечном строю ставропольские дети –

Юные защитники Отечества!

Ведущий 2: Девчонки и мальчишки военной поры уже давно повзрослели, стали бабушками и дедушками. Многие из них тогда помогали фронту, получали ордена и медали, но не многие увидели Победу. Однако их жизнь, труд, подвиги не остались незамеченными. Об участниках помнят их сверстники, знают современники. Оставшиеся в живых юные участники Великой Отечественной войны очень хотят, чтобы подрастающее поколение хранило добрую память о героизме нашего многонационального народа в годы войны, любило свою родину так, как любили ее те мальчишки и девчонки – защитники Отечества. Дети, не достигшие призывного возраста, добровольно шли на фронт. Как и взрослые, юные солдаты получали правительственные награды, вместе со взрослыми и погибали. Детям не делали никаких поблажек. Согласился воевать - не сдавайся!

Учитель: Крестьянский труд никогда не был лёгким, а в годы войны стал еще тяжелее. Возникли трудности с рабочими руками. Многие мужчины ушли на фронт. Было ясно, что ждать помощи не откуда, надо рассчитывать на собственные силы. Осень 1941г. выдалась очень дождливой. Богатый урожай оказался под угрозой гибели. На поля было мобилизовано все трудоспособное население. Четырнадцатилетний токарь Русско-Борковской МТС Саша Батов ежедневно выполнял норму на 145-150%. А школьник Купченко из села Васильевка говорил: « Наша работа в поле – это помощь отцам на фронте. Своим трудом, участием в уборке урожая мы бьём немца, куём победу над врагом».

В 1942-1943 гг. в сельском хозяйстве сложились ещё более тяжёлые условия. Новая техника в колхозы и совхозы не поступала, а старая изнашивалась, выходила из строя. Приходилось обрабатывать землю с помощью лошадей и коров, а иногда и вручную. В колхозе из села Васильевка при площади засеваемых культур 2 тыс. га вручную убиралось 55% полей. Всё трудоспособное население выходило в поле на работу. Женщины, имеющие грудных детей, выходили вместе со всеми. Погодные условия поджимали, поэтому работали и по ночам. Так в исключительно тяжёлых условиях труженики тыла делали всё, чтобы обеспечить фронт и тыл продовольствием.

Ведущий 1: Жители Ставропольского района отличались не только своей ударной работой на колхозных полях, но и в промышленности, где в связи с уходом мужчин в армию образовался дефицит кадров. Он преодолевался двумя путями: увеличением рабочего дня до 10 - 11 часов и призывом на работу в промышленность сельской молодежи.

Учитель: Воспоминания Раисы Ивановны из села Константиновского «Многих слов из страшного сообщения по радио о начале войны я тогда просто не понимала, ведь, когда началась война, мне было всего пять лет. Семья наша была уже в то время немаленькая: мама, папа и трое детей. Сначала мы не сознавали всего ужаса того, что случилось. Только почему-то мама и папа перестали улыбаться и шутить, все стали какие–то напряженные, озабоченные. Но мы, мальчишки и девчонки, не сразу поняли, какая страшная беда вошла в нашу жизнь. Наверное, это шло от взрослых, ведь никто не знал, что война затянется на долгие, страшные четыре года, все верили в скорую победу. Но проходили дни, и мы с фронтов получали нерадостные вести. Самым страшным воспоминанием о тех годах был голод. Продукты выдавали по продовольственным карточкам. Карточки... Современные дети не знают, что это такое! Не знают, что в этом маленьком листочке размером с ладошку, разделенном на крохотные квадратики с числами, была заключена вся жизнь человека. Продавец в магазине вырезал один квадратик и выдавал дневную порцию хлеба. В те голодные времена любой ребенок, даже трехлетний, знал, что такое карточки. Их берегли больше, чем деньги и документы.

На сутки выдавали всего 400 граммов хлеба на человека и больше никаких продуктов. Этот кусочек делили на три части: на завтрак, на обед и на ужин. Мама варила жидкую манную кашу и кормила ей маленького Гешу, а нам, чтобы было сытнее, намазывала кашу на хлеб. До сих пор помню эти самые вкусные в моей жизни бутерброды. Отец запрещал чистить картошку, мы мяли ее вместе с кожурой, так было больше. Не выбрасывалось ни единого грамма того, что можно было съесть. Вы когда-нибудь видели, как бабушки едят хлеб? Подставляют ладошку, чтобы ни одной крошечки хлебушка не уронить. Наверное, такая привычка у них осталась с тех голодных военных времен. Вот так трепетно и мы относились к каждой хлебной крошке. До сих пор не могу позволить себе бросить хотя бы маленький кусочек хлеба. Летом было проще: ели все, что родила земля. Я помню, в нашем селении совсем не было травы: ее съедали, как только даже маленькая травинка появлялась из земли. Особенно голодно было в 1943 году. А когда в 1944 году в семье родилась еще одна девочка, в подарок маме принесли пачечку какао и кулечек манки. Такими были самые дорогие подарки в то голодное время.

При всех тяготах лихолетья мы все-таки оставались детьми. Нам хотелось бегать, играть, веселиться. Мы собирались с ребятами во дворе и играли в лапту, «Чижика», «Камушки», хоть на какое-то время, забывая о войне, голоде, страданиях. У многих из ребят игрушек не было, а мне мама однажды принесла откуда-то куклу. Эта кукла стала для меня всем. Я не расставалась с ней ни на одну минуту, кутала ее в тряпочки, спала с ней. На всю жизнь она осталась для меня единственной и самой любимой игрушкой.

Когда мне исполнилось восемь лет, меня отдали в школу. Это было уже в 1944 году. Портфеля у нас, конечно, не было, мама сшила мне сумку из полотна. С ней я и ходила в школу. В связи с эвакуацией на Ставрополье людей из оккупированных территорий детей школьного возраста стало больше, а некоторые школы была заняты госпиталями, поэтому занятия проводились в 3-4 смены. В школе было очень холодно, и на уроках мы сидели в стеганках и шапках. Ноги пухли от голода. Таких красивых тетрадок, как сейчас, у нас тогда не было, писали мы на оберточной бумаге.

Ведущий 2:В историю борьбы с оккупантами вошли имена юных патриотов - пионеров и школьников города. Навсегда останутся в памяти людей имена Жени Алферова, Миши Драгунова, Володи Косинова, Миши Строганова, Феди Нелюбова, Пети Слезавина, Коли Мартынова, Сережи Попова. Они действовали в одиночку и группами, добывали себе оружие, уничтожали фашистов, выводили из строя военную технику, помогали избавиться от неволи военнопленным.

Ведущий 1: В Ставрополе 16-тилетний учащийся школы №7 Геннадий Голенев установил на чердаке своего дома радиоприёмник, принимал сводки Совинформбюро и распространял их среди населения, собирал фашистское оружие, выводил из строя автомобили врага, похищал секретные документы. Когда немцы отступали из города, забрасывал их с чердака гранатами. По предательскому доносу Геннадий был схвачен и после жестоких пыток, был брошен в горящее здание. Сегодня одна из улиц города носит его имя.

Учитель: О детях, живших в военное лихолетье, написано много произведений. Среди них - «Дети Отечества» - так называется еще одна книга, о которой хотелось бы упомянуть. Ее автор и составитель - В.Я. Мовзалевский, почетный работник общего образования РФ, председатель общественной организации «Юные защитники Отечества», в неполных 13 лет сын полка, с апреля 44 года по октябрь 48-го года – воспитанник 101 кавказского полка, затем 32-го горно-стрелкового полка, суворовец. Майор в отставке.

В ней собраны документальные материалы о детях разных поколений, защитниках Отечества. В мирное время прославивших страну, край, город, село, в которых они родились, различными добрыми делами, высокими достижениями в науке, искусстве, литературе и спорте. Все из детства и юности шагнули в бессмертие. Девочки и мальчики военной поры давно повзрослели, стали для нас сегодняшних бабушками и дедушками, а многие, увы, ушли в мир юной.… Но в своих воспоминаниях они остались юными, с беспокойными сердцами. Дети войны не дрогнули перед жестоким и беспощадным врагом. Они стали настоящими патриотами, беззаветно преданным ей.

Также в составе общественной организации «Юные защитники Отечества» есть Григорьев Юлиан Петрович – юный патриот Ставрополя, В 14-летнем возрасте оказывал помощь нашим войскам при освобождении города от немцев в 1943 году.

Лапин Иван Дмитриевич - юный патриот Ставрополя, 13-летним подростком оказывал помощь нашим войскам при освобождении города от немцев в 1943 году.

Ведущий 2:Советские патриоты сдавали свои сбережения и материальные ценности не только в Фонд обороны, но и организовывали сбор средств на конкретную помощь. Трудящиеся Ставропольского района собирали денежные средства на строительство танковых колонн:

«Куйбышевский колхозник»,

«Медицинский работник», «Нефтяник», и др.

Пионеры и школьники собирали деньги на строительство танковой колонны «Юный пионер». По три тысячи рублей внесли ученики нижнесанчелеевской и васильевской семилетних школ. «Пусть наши сбережения пойдут на постройку боевых машин, которые в борьбе с ненавистным врагом ускорят часть победы над немецко-фашистскими захватчиками».

Ведущий 1: До оккупации на Ставрополье было 40 детских домов. За пределы края было эвакуировано 29 детских домов, на территории осталось 11 детских домов. Эти дома никто не финансировал, не давалась одежда и обувь, не давались продукты. Немцы отобрали и то, что осталось в кладовых. Они также следили, чтобы детям не давали больше хлеба, чем положено (норма 300 граммов) позже норму уменьшили до 200 граммов хлеба в день. По указанию комендатур при приютах были организованы карцеры и введены телесные наказания. Здания детских домов, которые успели эвакуироваться, немцы приспособили под казармы, склады, фабрики, конюшни …. «Дети детдома ст. Григорополисской не успели эвакуироваться. Немцы ограбили детдом. Первое время детям дошкольного возраста выдавали по 50 граммов хлеба, а школьного возраста по 100 граммов. После исчерпался скудный остаток продуктов питания, и дети начали голодать. От истощения умерло 7 человек. Дети подвергались избиениям и пыткам. Один воспитанник 7 лет спросил у немца:

- Правда, у Гитлера горло стальное?

Ребёнка забрали, публично пороли, а затем ребёнок долгое время лежал больной».

Ведущий 2: В последний месяц пребывания на Ставрополье, в январе 1943 года, фашисты особо бесчинствовали, грабя и уничтожая народное добро. Решив спасти стадо коров от оккупантов, 12-ти летний пастух молочной ташлянской фермы г. Ставрополя Иван Лапин, вместе с другими работниками, угнал стадо на хутор Маслопрес. Свой геройский поступок патриоты совершали ночью, в канун 1943 года, в метель, встретив на своём пути стаю волков. Скрывались на хуторе, пока немцы не покинули город.

Учитель: При отступлении гитлеровцы планомерно разрушали город Ставрополь. В спасении многих зданий ангелами - хранителями стали, как не удивительно, подростки и даже дети. Недавно установлено, что здание краеведческого музея, где помимо экспонатов хранились документы госархива, было спасено подростками во главе с 16-ти летним Володей Косиновым. В городе действовали группы подростков во главе с Андреем Бабенко, Петром Жуковым, 18 -ти летним Михаилом Строгановым, Володей Махновым и даже 8-летним Витей Морозовым, который спас от взрыва здание военной бани, прачечной и водокачки. Большинство вооружалось брошенными немцами оружием, рискуя собой, погибая в перестрелках с подрывниками, спасали свой город от разрушения. « Помогая советским воинам, народные мстители взорвали склады боеприпасов и хранилища с горючим, а в центре города вступили в вооружённую борьбу с отступающими фашистами, предотвратили разрушение мельзавода №5, зданий крайисполкома, горсовета, горкома партии, крайпотребсоюза, Дома летчиков. Всего в этот день народные мстители уничтожили в Ставрополе 69 немецких солдат и офицеров, обезоружили и взяли в плен 25 полицейских агентов, захватили много военнонй техники и оружия».

Ведущий 1: После ухода оккупантов остались разрушенные города, разорённые деревни, запущенные пашни. Огромный урон был нанесён технической базе края. За короткий срок из руин и пепла ставропольцы возрождали производство, транспорт, поднимали сельское хозяйство. Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. Учащиеся края активно участвовали в восстановлении тысячи школ по краю. Множилось движение фронтовых бригад.

В период весеннего сева 1943 года число звеньев, боровшихся за право носить звание фронтовых, достигло более 2500. В севе приняло участие более 62 тысяч молодых людей, работало 320 молодёжных тракторных бригад, 1500 бригад по ремонту сельхозмашин и инвентаря, развернулось соревнование между 10 тысячами плугаторов. Лучшим молодым плугатарем края был признан В.Будалев из колхоза « 17 партсъезд», который за 48 дней вспахал 95 га, выполнив более 10 сезонных норм. 14-ти летний Дмитрий Конев, вспахавший 84 га, награждён грамотой ЦК ВЛКСМ и значком Наркомзема СССР « Отличник социалистического хозяйства СССР».

Ведущий 2: На весеннем севе и уборке урожая 1943 года подростками, женщинами и стариками был выполнен такой объём работы, для которого, по действовавшим тогда нормам требовалось более года. Живой тягловой силой – лошадьми, быками, коровами, на них работали подростки 13- 17, было выполнено 42% пахоты, 34% сева, а при уборочной кампании 40% работ было выполнено вручную. Они помогали колхозам убирать урожай, подбирать на полях колоски, собирать лекарственные растения. «Что боец фронтовой, что боец трудовой – все на линии передовой»! – так мыслили и действовали все труженики Ставрополья, в том числе и юные патриоты нашего края. Еще хочется привести пример о маленьких героях-тружениках. В Изобильненском районе каждому было известно имя Ивана Ивановича Шевякова из колхоза им. Ворошилова. Работая, на поле (на волах), он ежедневно перевыполнял нормы выработки. Не было ему равных в труде, с ним почтительно здоровались колхозники. Имя передовика красовалось на Доске почёта. А было Ивану Ивановичу от роду всего 13 лет!

Учитель: более тысячи ребят награждены медалью «За доблестный труд» в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Около пятидесяти юных ставропольцев получили медали «За оборону Кавказа». А сколько детей погибли в те годы! Более 10 тысяч детей Ставропольского края умерли от голода, холода, замучены фашистами и убиты в боях! Их было около 300 человек – юных защитников Отечества в Ставропольском крае.

Если бы мы захотели почтить минутой молчания каждого из них, то человечеству пришлось бы онеметь на 25 лет.

  1. Каждый день мы теряли - 9168 детей

  2. Каждый час – 382 ребенка

  3. Каждую минуту – шестерых детей

  4. Каждые 10 секунд – одного ребенка

Что есть у народа дороже детей? У любой матери, у любого отца? Не для вражды, не для убийства и разорений растили мы их, а готовили из них строителей и учителей, врачей и инженеров. Будь проклята война! На Земле, самый лучший народ – дети. Как сохранить его в тревожном XXI веке?

Ведущие: Мы выступаем сейчас от имени 13 миллионов погибших детей, которые не могут ничего сказать, ибо жизнь их оборвалась…

- От имени детей, которых отрывали от матерей

- От имени детей, которых закапывали заживо

- От имени детей, которых отправили в крематории

- От имени детей, которых лишили детства.

Учитель : Давайте почтим минутой молчания всех погибших в годы Великой Отечественной войны.

Используемая литература:

1. Катаев, В. Сын полка. / В. Каиаев. - М.: Детская литература, 1982.

2. Кошевая, Е. Повесть о сыне. / П. Кошевая. -- М.: Детская литература, 1985.

3. Медаль за бой. Медаль за труд: Сборник документальных материалов. - М.: Детская литература, 1978.

4. Симонов, К. Стихотворения и поэмы. / К. Симонов. М.: Детская литература, 1982.

5. Смирнов, С. Брестская крепость. / С. Смирнов. - М.: ACT, 2001.

Используемые интернет ресурсы:

  1. war-psu.ucoz.ru›publ/deti_geroi_velikoj…vojny/1-1…

  2. 60let.org.ua›deti.htm

  3. pobeda-info.ru1944 г.

  4. victory.rusarchives.ru

  5. dnny.ru›615-voyna-1941-1945…fotografiyah.html

  6. Фотография на оформлении титульного листа:

Место съемки: Украина, Николаевская область

Автор съемки: Гаврилов

РГАКФД , 0-78270



Приложение 1. http://img-fotki.yandex.ru/get/4429/10159719.7a/0_7e2b3_f69710b2_xlкартинка 475 из 49952c:\users\андрей\desktop\мамина ерундаа, которую она обещала убрать!!!\фото патриотизм\0_23299_286cb5be_xl.jpg


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории» iconКонкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории»
Разработка урока по Истории Древнего мира «Повторение и обобщение изученного материала. Чудеса света»

Конкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории» iconКонкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории»
Мбоу «Основная общеобразовательная школа №6» Чистопольского муниципального района рт

Конкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории» iconКонкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории»
Курской битвы, Прохоровского танкового сражения; показать роль солдат, полководцев в победе над фашистской Германией

Конкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории» iconКонкурс методических и дидактических разработок «по страницам истории»
Ивана Грозного, обстоятельствах и причинах учреждения опричнины, о некоторых личных качествах самодержца, содержание поэмы, элементы...

Конкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории» iconКонкурс методических разработок педагогов образовательных учреждений...
Региональный конкурс методических разработок педагогов образовательных учреждений

Конкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории» iconРегиональный конкурс методических разработок внеклассных мероприятий...
Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории

Конкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории» iconТема урока: в каком пространстве мы обитаем. Дом в котором мы живем. Ф. И. О
Районный конкурс методических разработок уроков-экскурсий по истории 2008-2009 учебный год

Конкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории» iconПоложение о республиканском конкурсе методических разработок учителей...
Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения республиканского конкурса методических разработок учителей начальной...

Конкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории» iconКонкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий...
Общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов «Лучшее творческое занятие»

Конкурс методических и дидактических разработок «По страницам истории» iconРегиональный конкурс методических разработок внеклассных мероприятий...
Воспитание уважения к Подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам рядовых солдат Победы, тружеников...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница