Учебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета филологического факультета Даггосуниверситета. Горбанев Н. А. Роман-эпопея Л. Н. Толстого "Война и мир"




НазваниеУчебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета филологического факультета Даггосуниверситета. Горбанев Н. А. Роман-эпопея Л. Н. Толстого "Война и мир"
страница1/6
Дата публикации21.01.2015
Размер0.8 Mb.
ТипУчебное пособие
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6
Дагестанский государственный университет

Н.А. Горбанев

роман-эпопея л.н. толстого

"война и мир"
Учебное пособие

Махачкала - 2002
Печатается по решению Ученого Совета филологического факультета Даггосуниверситета.

Горбанев Н.А. Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир".

Учебное пособие. Махачкала, 2002.

В учебном пособии рассматриваются узловые вопросы, связанные с историей создания, жанровой структурой, проблематикой и поэтикой романа Л.Н. Толстого "Война и мир".

Пособие предназначено для студентов-филологов, учителей литературы и учителей-словесников.

В настоящее время перечитываю "войну и мир".

Вот это пища для всех времен, для всех людей.

Д. Роллан

  1. ^ История создания романа

Трудно лучше, чем это сделал Ромен Роллан, определить непреходящее значение великого романа Льва Толстого.

Созданный в России в 60-е годы XIX века, роман "Война и мир" перешагнул границы государств и континентов, рубежи столетий, став источником познавательной, эстетической и духовной радости для миллионов людей.

Будучи историческим романом об эпохе Отечественной войны 1812 года, "Война и мир" отразила вместе с тем важнейшие проблемы русской жизни 1860-х годов, подняла и осветила целый ряд "вечных" вопросов философско-исторического и философско-этического характера.

"Война и мир" неисчерпаема по своему содержанию, необозрима по богатству поэтики.

В учебном пособии для студентов-филологов и учителей литературы, каким является предлагаемая работа, можно, конечно, лишь наметить решение тех главных, узловых вопросов истории создания, жанровой специфики, проблематики и поэтики "Войны и мира", которые возникают при изучении романа в вузе или школе.

Разговор уместно начать с творческой истории романа.

^ История создания и печатания "Войны и мира" была сложной и длительной (сравнимой разве лишь с творческой историей пушкинского "Евгения Онегина"). Она прослежена в ряде капитальных исследований, в которых выявлены истоки замысла "книги о прошедшем" и ее источники, установлено, как менялись хронологические рамки произведения, судьбы главных и второстепенных персонажей, заглавия и главное - как преображался и менялся его жанр, перерастая из романа в роман-эпопею1.

В самом сжатом виде история эта такова. Л.Н. Толстой работал над романом почти семь лет - с 1863 по 1869 год. И даже больше, если учесть, что еще в 1860 году им была начата повесть о декабристе, вернувшемся в 1856 году из сибирской ссылки в Москву (в ней за фигурами Петра Ивановича и Натальи Николаевны Лабазановых легко угадывались будущие Пьер Безухов и Наташа Ростова). Из этого замысла, как из зерна, и выросла "Война и мир", но выросла не сразу, а после семи лет "непрестанного и исключительного труда при наилучших условиях жизни", как скажет об этом и сам писатель.

В одном из черновых набросков предисловия к незаконченному еще роману Толстой рассказал о том, как он по причинам творческого и нравственного характера вынужден был обратиться от 1856 года к 1825-му ("эпохе заблуждений и несчастий" героя-декабриста), а затем к 1812-му (времени "его молодости") и 1805-му (ко времени первых испытаний характера русского народа "в эпоху неудач и поражений). "Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов"1 - такими виделись писателю хронологические границы романа на ранней стадии творческого процесса.

Действие завершенной "Войны и мира" происходит между 1805 и началом 1813 года, а в эпилоге рассказывается о событиях зимы 1820 года.

На протяжении семи лет менялись рабочие заглавия романа: "С 1805 по 1814 год", "Три поры", "Все хорошо, что хорошо кончается". Последние из этих заглавий Толстой собирался дать первой завершенной редакции романа, содержанию которой оно вполне соответствовало: здесь благополучными были не только исход борьбы за отечество, но и судьбы главных действующих лиц, оставались живы Андрей Болконский и Петя Ростов2.

Масштабное, емкое и многосодержательное заглавие произведения - "Война и мир" появляется в 1867 году.

Первые части романа публиковались в 1865-1866 годах в журнале "Русский вестник" под заглавием "Тысяча восемьсот пятый год".

В 1869 году появилось первое полное издание "Войны и мира" в шести томах.

В издании романа в 1873 году было принято деление его на четыре тома.

Для уяснения замысла и смысла "Войны и мира" важно иметь в виду тот конкретный исторический контекст времени, в которое она создавалась. По крайней мере три события современной истории стимулировали, направляли и актуализировали замысел Толстого.

1855 год - падение Севастополя и в итоге - поражение России в Крымской войне, в которой Толстой участвовал в качестве офицера-артиллериста и которой посвятил свои "Севастопольские рассказы". От них идут прямые нити к "Войне и миру", к ее батальным сценам и ее концепции русского народно-национального характера1.

1856 год - возвращение в Россию из Сибири декабристов, ссылка которых продолжалась все тридцать лет царствования Николая I. "Декабристский элемент" в русской жизни интересовал писателя не только на ранней стадии творческого замысла (роман "Декабристы", 1860), но и в эпилоге "Войны и мира", в художественном исследовании духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского2.

1862 год - пятидесятилетие со времени победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, праздник, к которому примешивалась горечь от недавнего поражения в Крымской войне. Два события - победа и поражение сравнивались современниками по контрасту и по последствия3, о чем Толстой писал в панорамном и горько ироничном вступлении к роману "Декабристы": "состояние, два раза повторившееся для России в XIX столетии: в первый раз, когда в двенадцатом году мы отшлепали Наполеона I, и во второй раз, когда в пятьдесят шестом году нас отшлепал Наполеон III. Великое, незабвенное время возрождения русского народа!!!". В первом случае победа имела одним из своих следствий возникновение декабристского движения, во втором поражение привело к подъему демократического движения 1860-х годов , в атмосфере которого создавался толстовский роман.

Из сказанного очевидно, что автор "Декабристов" и "Войны и мира" рассматривал свою современность - 1860-е годы - как одно из звеньев большой исторической эпохи, начало которой приходится на время французской революции и крупными событиями которой стали затем возвышение Наполеона и борьба с ним в 1805-1807 годах, Отечественная война 1812 года и движение декабристов.

В масштабе этого "большого времени" Толстой рассматривал и идеи, проблемы эпохи, зародыши, истоки которых, он находил в далеком и не совсем далеком историческом прошлом. Вопрос о роли личности и проблема "наполеонизма", философско-этическая проблематика (в форме борьбы двух концепций - "жизнь для себя" или "жизнь для других"), идея народности в ее многоаспектном содержании - все это и многое другое было характерно, хотя и в разной степени выраженности, для всей большой исторической эпохи, а не только для какого-то ее отрезка.

Вот почему Пушкин размышляет над проблемами "мнения народного" и наполеонизма ("Мы все глядим в Наполеоны, / Двуногих тварей миллионы / Для нас орудие одно"), а современник Толстого в романе "Преступление и наказание" делает своего героя носителем этой наполеоновской идеи. Вот почему проблему эгоизма исследует тот же Достоевский и его идейный противник Чернышевский (теория "разумного эгоизма" которого восходит к учению материалистов-просветителей XVIII века, идейно подготовлявших французскую революцию) и т.д. и т.п.

Эта "связь времен" ощутима в "Войне и мире" и вытекает в известной мере из особенностей ее жанра, из своеобразного - эпического - характера мышления писателя.

То, что казалось некоторым критикам "анахронизмом", нарушением исторической конкретности, "осовремениванием" мыслей героев, на самом деле было выражением особого, крупномасштабного историзма писателя, который неотъемлем был от особого жанра его произведения.


  1. ^ Жанровая структура

Вопрос о жанровой природе и структуре "Войны и мира" до сих пор вызывает споры, хотя в научной литературе возобладал взгляд на нее как на исторический роман-эпопею1. Этот взгляд был подвергнут сомнению в работах Е.Н. Купреяновой, где обосновывалось понимание "Войны и мира" как "романа-истории", "во всех его компонентах философско-исторического"2.По мнению других исследователей, "Война и мир" - это "роман-поток" [Н.К. Гей], "романтический эпос" [В.А. Недзвецкий] и т.п.

Принятое понимание "Войны и мира" как романа-эпопеи характеризует жанровую доминанту произведения. Оно не исключает наличия в нем других жанровых аспектов, связанных со сложным составом "Войны и мира" как романа.

Это обнаружилось уже во второй половине 1860-1870-х годах, когда "Война и мир" впервые предстала перед читателем и когда впервые возник вопрос о ее жанре. Почти все критики отмечали в произведении Л.Н. Толстого черты эпоса и вместе с тем дополняли это определение другими, характеризуя "Войну и мир" как произведение сложного синтетического жанра.

Так, Н.Н. Страхов, автор лучших до этого времени статей о "Войне и мире", с одной стороны, замечательно глубоко для своего времени характеризовал жанровое новаторство "Войны и мира" (" это - действительно неслыханное явление - эпопея в современных формах искусства"), а с другой - считал едва ли не главным компонентом ее жанровой структуры семейную хронику: "это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника - это хроника семейная"1.

П.В. Анненков называл "Войну и мир" "колоссальной эпопеей" и в то же время рассматривал ее как исторический роман особого типа, в котором он критически оценивал уравнивание в художественных правах истории и собственно романа2.

Сложную жанровую природу и структуру "Войны и мира" отмечали в своих откликах на нее и такие писатели-современники, как Н.С. Лесков и И.С. Тургенев. По мнению Лескова, "Война и мир" - эпопея великой и народной войны", на многих страницах которой "автор обнаружил в себе все необходимые качества для истинного эпоса", и в то же время она - это "наилучший исторический роман"3. В духе понимания многоплановости произведения выдержаны и итоговые суждения о "Войне и мире" со стороны И.С. Тургенева. "Война и мир", смело можно сказать, - одна из самых замечательных книг нашего времени", - писал он, высоко оценивая ее достоинства как исторического романа и отмечая ее "эпический дух". По Тургеневу, "Война и мир" - это "произведение оригинальное и многостороннее, заключающее в себе вместе эпопею, исторический роман и очерк нравов"1.

Как известно, сам Л.Н. Толстой отчетливо осознавал непохожесть "Войны и мира" на жанры современной ему литературы с их условностями и границами и писал: "Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось"2. Не будучи ни романом, ни поэмой, ни хроникой в тогдашнем и толстовском понимании этих жанров, "Война и мир" - "это одновременно и то, и другое, и третье, сплавленное воедино, в нерасторжимое идейно-художественное целое"3.

Пониманием сложности, синтетичности жанровой природы и структуры "Войны и мира" проникнута одна из лучших работ о ней - глава в труде С.М. Петрова "Русский исторический роман XIX века". По мнению исследователя, "Война и мир" - это и национальная эпопея о подвиге русского народа в Отечественной войне 1812 года, и дворянская "семейная хроника", и исторический роман о "годах молодости" декабристов; и художественная энциклопедия жизни человеческой"4. В этом последнем аспекте "Война и мир" Толстого "является философско-этическим и психологическим романом, имеющим не только историческое, но и громадное общечеловеческое значение, привлекшее к нему внимание всего мира"5.

Что характеризует "Войну и мир" как эпопею?

1. В первую очередь это, конечно, то, что главным предметом художественного изображения и исследования в ней является историческое событие - война 1812 года, в ходе которого решался вопрос о жизни и смерти отечества, событие, главным действующим лицом котором выступает народ, все здоровые силы нации.

По словам Л.Н. Толстого, в "Войне и мире" он любил мысль народную вследствие войны 1812 года и старался писать историю народа.

2. Постановка масштабной задачи - написать историю народа в эпоху грозных испытаний 1812 года определила такую особенность "Войны и мира" - эпопеи, как своего рода эпический хронотоп, большое время и пространство произведения (действие происходит в течение пятнадцати лет, с 1905 по 1820 годы, на территории Австрии и России, в Москве и Петербурге, под Смоленском и Бородино, в Воронеже и деревне). В романе более пятисот действующих лиц, из них около двухсот - исторические; огромность и масштабность событий передается через большое количество массовых сцен, главным образом народных (особенно много их в главах, посвященных решающему событию войны - Бородинскому сражению). Такие важнейшие события двух войн с Наполеоном, как Щенграбенское, Аустерлицкое и особенно Бородинское сражения являются здесь не фоном действия или его эпизодами, а составляют мощный пласт повествования, даны крупным планом.

3. Для "Войны и мира" как эпопеи характерна универсальность содержания.

По точному замечанию С.Г. Бочарова, "Война и мир" - это ведь все в человеческой жизни, ее и вправду универсальный охват и вместе с тем ее самое глубокое противоречие"1, и эта полнота бытия с несравненным мастерством воссоздана и передана в произведении Толстого.

Одним из первых об этом хорошо сказал в своей "критической поэме" о романе Н.Н. Страхов: "Какая громада и какая стройность! Ничего подобного не представляет нам ни одна литература. Тысячи лиц, тысячи сцен, всевозможные сферы государственной и частной жизни, история, война, все ужасы, какие есть на земле, все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все радости и горести, доступные человеку, всевозможные душевные настроения, от ощущений вора, укравшего червонцы у своего товарища, до высочайших движений героизма и дум внутреннего просветления - все есть в этой картине"1.

О том же, но оттеняя другие аспекты "Войны и мира" как национально-исторической эпопеи, писал в свое время И.С. Тургенев в связи с переводом романа на французский язык: "это обширное произведение овеяно эпическим духом; в нем частная и общественная жизнь России воссоздана мастерской рукой. Перед читателями проходит целая эпоха ..., развертывается целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащим ко всем слоям общества". Иностранным читателям "Война и мир" дает "более непосредственное и верное представление о характере и темпераменте русского народа и о русской жизни вообще, как если бы они прочитали сотни сочинений по этнографии и истории"2.

Как бы в развитие мысли Тургенева современный исследователь пишет: "семья, любовь, война, охота, азартная игра, дуэли, придворные балы и деревенские святки "обеды, рауты, опера, усадебный быт, сражения, отступления и биваки, дипломатические салоны и крестьянская сходка, покои императоров и солдатские костры, масонские ложи и купеческие лабазы" - таков эпический размах "Войны и мира", дающий представления о целой полосе русской жизни"3.

Все процитированные здесь авторы говорят об одном и том же и вместе с тем о разном в эпическом содержании "Войны и мира", что лишний раз свидетельствует о его неисчерпаемости. В стремлении выразить эту неисчерпаемость и бесконечность критики и исследователи и прибегали к таким жанровым определениям "Войны и мира" как "роман-поэма", "роман-поток" и т.п.

4. Важнейшая особенность "Войны и мира" как эпопеи заключается в том, что в ней запечатлено особое, эпическое состояние мира, когда вследствие войны расшатаны и сдвинуты обычные условия общественного бытия и когда развязаны и отпущены на свободу народно-национальные силы, мало заметные в обычных обстоятельствах жизни.

"Свобода, соединенная с катастрофой, с великим кризисом, - такова ситуация "Войны и мира"1 - ситуация, характерная и для страны в целом, и для различных социальных групп и кругов, и для состояния отдельных людей в 1812 году.

В канун вступления неприятеля "...Москва невольно продолжала свою обычную жизнь, - пишет Толстой, хотя знала, что близко то время погибели, когда разорвутся все те условные отношения жизни, которым привыкли покоряться". В одном месте, описывая бал в Воронеже в 1812 году, он отмечает: "... как и во всем, что происходило в то время в России, заметна была какая-то особенная размашистость - море по колено, трын-трава все в жизни...". А вот как передает Толстой чувство Пьера: он "знал только одно, что пришло время, когда хорошо стало таким людям, как он, которые рады тому, что так или иначе, но расстраивается скучный порядок жизни... "А мне то и хорошо, то пришло время показать, что все это - вздор". От этого приятного чувства он был беспокоен, ему все хотелось... совсем, совсем изменить свою жизнь".

5. Другая грань эпической ситуации "Войны и мира" и вместе с тем эпического мышления и эпического угла зрения ее автора выражалась в преимущественном внимании художника к военно-историческому конфликту и в сравнительно незначительном - к конфликту социальному. Демократическая критика упрекала Толстого за то, что в нарисованной им широкой картине русской жизни эпохи "грозы 12 года "мало раскрыты социальные противоречия времени и не показаны "ужасы крепостного права" (за такими редкими исключениями, как бунт богучаровских мужиков или упоминание о положении крепостных помещика Илагина и т.п.). Отводя эти упреки в статье "Несколько слов по поводу книги "Война и мир" (1868), Толстой указывал, что "преобладающий характер того времени", который он стремился выразить в романе, заключался для него не в "ужасах крепостного права", не в розни социальных классов, сословий и групп, а в другом - в единстве, в смятении народного и национального. "Толстой выдвигает на первый план общность национального чувства перед лицом врага, когда на время стушевываются противоречия, уступая место героической борьбе за существование нации"1.

Во время молебни за спасение отечества любимая героиня писателя Наташа Ростова думает: "Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью - будем молиться".

Без такого понимания "характера времени" и поднявшегося на борьбу за свободу отечества народа как "целого, особенного и единого народа" невозможны были бы в "Войне и мире" ни грандиозное эпическое полотно Бородинской битвы, ни поэтически прекрасные описания охоты в Отрадном, сборов Наташи Ростовой на был и т.п. Важнейший аспект "мысли народной" в "Войне и мире" заключается в утверждении народно-национального единства, основой которого является та скрытая теплота патриотизма, которая объединяет в едином чувстве всех участников Бородинской битвы - от рядового солдата до Кутузова да и не только их, но и москвичей, покинувших город, партизан и многих-многих других.

6. Эпической масштабности изображения в "Войне и мире" соответствует не только ее "грандиозная композиция" [П.В. Анненков], о которой речь впереди, но и такие малые" элементы художественной структуры и стиля, как сравнения метафоры и образы-символы.

"Война и мир" вобрала в себя - в преображенном виде - некоторые конкретные черты гомеровской поэтики и стиля, что сказалось прежде всего в целом ряде развернутых сравнений, в которых неожиданным образом спрягаются разные сферы жизни. Таковы сравнения Москвы, покинутой жителями и армией, с ульем, оставленным пчелами, французского войска в Москве - с распущенным стадом, толпы московских дворян на обеде в честь Багратиона - с пчелиным роем и многие другие.

В ряду метафор и образов-символов выделяются своей художественной выразительностью и значимостью такие, как "дубина народной войны" и сквозные, проходящие через весь роман образы моря и неба.

"... Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие" - такой метафорой выразил писатель особый характер войны 1812 года, войны, в которой "решался вопрос о жизни и смерти отечества".

Образ моря - человеческого моря возникает уже в первом томе романа (в картине переправы русских войск через Энс), ярко выступает в сцене убийства толпой Верещагина, затем уходит в глубь текста, чтобы потом стать выражением авторской философской мысли в суждениях о московском градоначальнике Ростопчине и о послевоенной Европе.

Вот какой глубокий смысл заключает этот образ в первом случае:

"...До тех пор, пока историческое море спокойно, правителю-администратору, с своей уткой подачкой упирающемуся шестом в корабль народа и самому двигающемуся, должно казаться, что его усилиями двигается корабль, в который он упирается. Но стóит подняться буре, взволноваться морю, и двинуться самому кораблю, и тогда уж заблуждение невозможно. Корабль идет своим громадным независимым ходом... и правитель вдруг из положения властителя, источника силы, переходит в ничтожного, бесполезного и слабого человека.

Ростопчин чувствовал это"...

"Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега" - такой метафорой открывается эпилог романа, в котором образ этот становится сквозным, выражая мысль автора о мощи и масштабности движения европейских народов, неподвластного воле отдельных лиц.

Через весь роман проходит также образ неба: он является лейтмотивом образа Андрея Болконского(в том же значении "неба", которое открылось ему после ранения под Аустерлицом), сопровождает образ Пьера Безухова (являясь небом духа в эпизоде спора Богучарове и в конце второго тома, после объяснения Пьера с Наташей), в небо рвется душа Наташи (ночной разговор в Отрадном с Соней, который слышит Андрей Болконский) и т.п.

Говоря о "Войне и мире" как эпопее, исследователи проводят твердую грань между произведением Л.Н. Толстого и древним эпосом. Они справедливо называют "Войну и мир" современной эпопеей: это, по их мнению, "Эпопея нашего времени, современная "Илиада" [Р. Роллан], "современная эпопея народной жизни" [Д. Лукач], "эпос нового времени" [В. Лакшин].

По верному заключению В.В. Ермилова, "Война и мир" одновременно и новый вид романа и новый вид эпопеи"1, в основе ее - взаимопроникновение народно-национального, эпического начала и начала личного, являющегося жанровым признаком романа.

Одна из отличительных черт "Войны и мира" как эпоса нового времени заключается в наличии в произведении Толстого мощного аналитического и тем самым критического, полемического, отличительного начала. "Автор "Войны и мира" - большой критик и отрицатель. И в этом его главное отличие от Гомера"2, - писал Д.Н. Овсянико-Куликовский. Диапазон толстовской критики необычайно широк: под ее огонь попадают и и придворные круги, и военные-карьеристы, и реформаторы типа Сперанского, и дворянские трутни, и сам Наполеон, и ученые-историки, искажавшие смысл событий и фигуры некоторых их участников - словом, все официальное, показное, фальшивое: не отвечающее критериям добра, правды и красоты. Но, может быть, главное отличие "Войны и мира" как романа-эпопеи от древнего эпоса и традиционного романа состоит в том, что здесь роман соединился с эпосом, в результате чего произошло обогащение и углубление самого жанра романа, был создан роман нового типа.

В отличие от типового социально-психологического романа XIX века, у Толстого в "Войне и мире" личность - этот главный объект романтического изображения - дана в эпическом контексте, под эпическим углом зрения. В чем это выразилось прежде всего? В решении центральной для классического романа XIX века проблемы человека и среды.

Как замечено многими исследователями, герои Толстого существенно отличаются от персонажей социально психологического романа и в первую очередь тем, что это не социальные типы, а характеры, и не просто продукты и представители определенной социальной (в данном случае дворянско-аристократической) среды, а личности богатым и сложным духовным миром. Они сформированы не узкими социальными условиями жизни, а широкой исторической, эпической средой, эпической ситуацией Отечественной войны 1812 года. Вся суть и оригинальность главных героев "Войны и мира" в том и заключается, что они выходят (каждый по-разному и в разной степени) за рамки своей социальной среды, сбрасывают с себя "бремя внешнего человека" благодаря тому, что эпическое содержание вливается в их личность и характер, расширяет, углубляет и обогащает их1.

В романе Толстого в центре внимания находится человек не столько как представитель той или иной среды, обусловленный ее обстоятельствами, сколько как суверенное духовное существо, реализующее в своей судьбе свой свободный нравственно-духовный выбор. "Все это герои, духовно-психологическая организация которых и вся их романная жизнь, вся их судьба всецело и прежде всего определены... устремленностью к высшим, безусловным целям и ценностям бытия, к поискам "последней" истины человеческого существования, и вне этого измерения ни один из них просто не может быть понят. Ни одного из них как личность, как духовное "я" просто невозможно себе представить живущим как-то иначе"1.

В романе "Война и мир" Толстого, как и в написанном в одно время с ним романе "Преступление и наказание" Достоевского (хотя в последнем на основе иных, не эпопейных предпосылок) был создан новый тип романной структуры, новый тип романического героя и новый тип реализма.

Таковы главные особенности "Войны и мира" как эпопеи и романа.

Вместе с тем роман-эпопея Л.Н. Толстого включает в себя и объединяет в своей содержательно-художественной структуре такие жанровые начала, как исторический роман, семейная хроника и философско-этический и психологический роман.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета филологического факультета Даггосуниверситета. Горбанев Н. А. Роман-эпопея Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconУчебное пособие Санкт-Петербург Издательство «Дидактика Плюс»
Печатается по решению Ученого Совета Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени...

Учебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета филологического факультета Даггосуниверситета. Горбанев Н. А. Роман-эпопея Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconПроверочный тест №6 по теме «Очерк жизни и творчества Л. Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир»
Как называлось первое произведение Л. Н. Толстого, опубликованное в журнале «Современник» Н. Некрасова?

Учебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета филологического факультета Даггосуниверситета. Горбанев Н. А. Роман-эпопея Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconУчебный словарь стилистических терминов
Печатается по решению кафедры общего и русского языкознания от 3 октября 1998 года и по решению ученого совета гуманитарного факультета...

Учебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета филологического факультета Даггосуниверситета. Горбанев Н. А. Роман-эпопея Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconВладимир Козлов Владимир Майков Трансперсональный проект: психология,...
Печатается по решению редакционно-издательского Совета Международной Академии Психологических Наук и Ученого Совета факультета психологии...

Учебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета филологического факультета Даггосуниверситета. Горбанев Н. А. Роман-эпопея Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconИстория русской литературы XIX века
Печатается по решению кафедры русской литературы и Совета филологического факультета ргпу им. А. И. Герцена

Учебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета филологического факультета Даггосуниверситета. Горбанев Н. А. Роман-эпопея Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconУчебное пособие Северо-Кавказский социальный институт 2004 удк 572...
В пособии раскрываются морфо-функциональные и психофизиологические основы изменений, происходящих с человеком на протяжении всей...

Учебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета филологического факультета Даггосуниверситета. Горбанев Н. А. Роман-эпопея Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconФ. М. Достоевского и Л. Н. Толстого ("Преступление и наказание",...
К. И. Мегаева. Русский универсальный социально- психологический роман Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого ("Преступление и наказание",...

Учебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета филологического факультета Даггосуниверситета. Горбанев Н. А. Роман-эпопея Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconМинистерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации...
Пособие печатается в соответствии с решением Ученого Совета Факультета социальной работы и менеджмента и высшего сестринского образования,...

Учебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета филологического факультета Даггосуниверситета. Горбанев Н. А. Роман-эпопея Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconПропедевтика и критика
Печатается по решению ученого совета Института философии и права ан армянской сср

Учебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета филологического факультета Даггосуниверситета. Горбанев Н. А. Роман-эпопея Л. Н. Толстого \"Война и мир\" iconВ современном мире
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета филологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница