Цель игры: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета




Скачать 209.26 Kb.
НазваниеЦель игры: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета
Дата публикации08.01.2015
Размер209.26 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Военное дело > Документы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №155

«Центр развития ребенка – детский сад»

Адрес: 650025, Россия, Кемеровская область, город Кемерово, улица Рукавишникова, 1А

Телефон: 8(3842)364460

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ВОЛШЕБНЫЕ ВАЗЫ ДЛЯ ЦВЕТОВ»

(для детей 3-4 лет)

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

Соловьева Юлия Александровна



^ ЦЕЛЬ ИГРЫ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦВЕТОМ, ФОРМОЙ И ВЕЛИЧИНОЙ ПРЕДМЕТА

Актуальность. Во второй младшей группе (возраст детей 3-4 года) центральными задачами развития умственных способностей яв­ляются развитие сенсорных способностей, усвоение сенсорных эталонов, действий с ними и простейших форм символизации. С вос­приятия предметов и явлений окружающего мира начинается по­знание. Поэтому сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает полу­чение отчетливых представлений об окружающем, а с другой - со­ставляет фундамент общего умственного развития ребенка, кото­рое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное воспитание. Цель работы - формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствова­ния - использование сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы - это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.), в области цвета - семь цветов спектра, белый и черный цвета. Конечно, в природе существует бесконечное разнообразие красок и форм. Человечество сумело их упорядочить, свести к немногим разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.

Любой цвет можно определить либо как оттенок одного из семи цветов спектра (темно-красный), либо как результат их сочетания (желто-зеленый), либо как промежуточный между черным и белым (серый). Точно так же форму любого предмета можно свести к определенной геометрической фигуре (овальная, прямоугольная) или обозначить как сочетание нескольких таких фигур, определенным образом расположенных в пространстве. И дело тут не только в словесных обозначениях. Мы видим свойства предметов именно как разновидности и сочетания знакомых нам образцов.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов - это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов (или какому их сочетанию) соответствует свойство того предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами - это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить.

Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду - это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Решению этой задачи были посвящена дидактическая игра «Волшебные вазы для цветов».

С 3 лет начинается новый этап сенсорного развития ребенка. Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Важнейшее место начинает занимать ознакомление детей с разными видами эталонов и способами их применения.

Рассмотрим, что собой представляют сенсорные эталоны разных видов и какие пути ознакомления с ними могут быть использованы.

В области цвета эталонами являются цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), которые называются хроматическими, и белый, серый и черный цвета, носящие названия ахроматических.

Цвета представляют собой определенную систему: хроматические цвета расположены в строгой последовательности от красного к фиолетовому в соответствии с длиной световой волны. При этом смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет.

Кроме различий по цветовому тону, цвета различаются между собой по светлоте и насыщенности. Светлотой называется степень близости данного цвета к белому, насыщенностью - степень его чистоты, т. е. примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.

Полное овладение системой цветовых эталонов включает как знакомство со всеми цветовыми тонами (хроматическими и ахроматическими), так и овладение их связями и отношениями (представлением о последовательности расположения цветовых тонов в спектре, о возможности получения цветов путем смешения других, об изменении цвета по светлоте и насыщенности).

Однако не все эти представления целесообразно формировать в дошкольном детстве в их полном объеме, тем более что не все они одинаково важны для развития у детей цветового восприятия.

Знакомство с цветовыми эталонами начинается с формирования у детей представлений о хроматических цветах, белом и черном цветах и с усвоения их названий.

Следующим этапом является усвоение порядка расположения цветовых тонов в спектре. Затем следует ознакомление с оттенками цвета. При этом нецелесообразно знакомить детей отдельно со светлотой, отдельно с насыщенностью цвета. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая разную яркость оттенков. В обиходе принято давать характеристику оттенков того или иного цвета, указывая только их светлоту (темно-красный, светло-красный). Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте.

В области формы эталонами служат геометрические фигуры. Система форм, рассматриваемая геометрией, чрезвычайно сложна, и ее усвоение выходит за рамки сенсорного воспитания, являясь составной частью умственного развития ребенка и овладения математическими представлениями.

Задачи развития детского восприятия предполагают лишь необходимость ознакомления с несколькими геометрическими фигурами, отражающими в обобщенном виде наиболее характерные формы реальных предметов, и формирование представлений об их основных разновидностях. Фигурами, с которыми должны знакомиться дети, являются квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник и многоугольник.

В число разновидностей геометрических фигур, с которыми целесообразно знакомить детей в ходе сенсорного воспитания, входят разные варианты овалов, прямоугольников и треугольников. Первые различаются по отношению осей, вторые - по отношению сторон, третьи - по величине углов (длинные и короткие овалы и прямоугольники, прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники).

Важное значение имеет вопрос о целесообразности обучения детей использованию в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия форму предмета - его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных, и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду е ними объемных фигур (шара, куба и др.) может вызвать лишь дополнительные трудности.

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования - особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя ее применение вполне возможно).

Определение величины предметов происходит обычно на основании установления места, занимаемого ими в ряду однородных предметов. Так, большая собака - это собака, величина которой больше величины большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т. д.). Усложнение представлений об отношениях предметов по величине заключается в постепенном переходе от освоения отношений между двумя-тремя предметами к освоению отношений многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка. Но специальные исследования показали, что эта задача вполне посильна для дошкольника.

Перейдем к вопросу о путях ознакомления детей с системами сенсорных эталонов. Общим моментом для разных видов эталонов является то, что сначала дети должны знакомиться с основными образцами, а позднее — с их разновидностями. Важно, чтобы ознакомление с эталонами происходило не просто путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование их названий. Это ведет к закреплению представлений о каждом эталоне и к возможности выполнения действий по словесной инструкции.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. При ознакомлении с цветами спектра и особенно с их оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми (например, получение все более бледных оттенков при разведении красок). В ознакомлении с геометрическими формами и их разновидностями существенную роль играет обучение детей приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставление фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего).

Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее - и об их оттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени (цвет морской волны, кофейный, бордовый и т. п.).

Обучение применению представлений о цветах предполагает выработку умения группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее необходимо научить детей группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.

Более сложный и развернутый характер приобретает обучение детей обследованию формы предметов. Прежде всего, возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждая фигура сопоставляется с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображения) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход от использования реальных образцов к использованию образцов представляемых, к словесному обозначению формы предметов (круглый, овальный и т. п.). Но только немногие предметы имеют простую форму, приближающуюся к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких (второстепенных) частей, наконец, отдельные дополнительные детали.

Обучение обследованию предмета включает приучение детей к использованию определенной схемы, к соблюдению строгой последовательности, в которой производится осмотр1. Этому порядку должно соответствовать и словесное описание формы. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.

Особенность представлений об отношениях предметов по величине состоит в определении на глаз тонких количественных различий между сопоставляемыми предметами. Такое определение различий носит название глазомера. Для совершенствования глазомера необходимо учить детей решению все более сложных глазомерных задач. Простой глазомерной задачей, которую могут решить дети к 3 годам, является выбор на глаз большего (или меньшего) предмета из двух, затем - выбор предмета по образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему). Более сложно, когда нужно произвести глазомерное «сложение» - подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. Наконец, на протяжении дошкольного возраста дети могут овладеть соизмерением на глаз не только величины отдельных предметов, но и отношений между ними, т. е. зрительной оценкой пропорций.

В процессе обучения детей способам обследования величины предметов хорошо познакомить их с употреблением простейшей мерки, выступающей в качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Так, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.

Схема обследования формы предметов разработана Н. П. Сакулиной в связи с задачами сенсорного воспитания при обучении детей изобразительной деятельности.

Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру.

Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенку нужно научиться обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных, контрастные сочетания от мягких, пастельных сочетаний, содержащих гармоничные переходы оттенков.

Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, из которых они состоят, и связей между элементами, называется аналитическим. Путь к овладению обследованием цветовых сочетаний лежит через обучение их построению, вначале направляемому образцом, а затем собственным замыслом ребенка.

Глубокое восприятие формы предполагает умение раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой.

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета - длины, ширины, высоты. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем, ведущим к выделению разных измерений величины, является организация сопоставления предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.

Таким образом, можно определить основные задачи в ознакомлении детей с цветом, формой и величиной предметов.

Начиная с четвертого года жизни у детей нужно формировать сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о хроматических и ахроматических цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из значительного количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

На основе этих задач разработана дидактическая игра «Волшебные вазы для цветов».
Описание игры.

^ Вариант 1. «Красивый букет»

Дидактическая задача. Познакомить детей с цветами спектра и их названиями. Учить детей сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.

Руководство. Воспитатель предлагает детям подойти к столу и посмотреть, как много красивых цветов. Рядом лежат лепестки. Один ребенок собирает лепестки в корзиночку и дает ее воспитателю.

«Я буду давать вам лепесток какого-нибудь цветка, растущего на полянке, и называть его окраску, а вы должны будете по лепестку найти и сорвать точно такой же цветок, - говорит воспитатель. - Если окраска лепестка и цветка совпадут, значит, цветок выбран правильно и его можно «срывать». Воспитатель показывает, как это делается. Затем он дает кому-либо из детей красный лепесток, просит назвать его цвет и найти по этому лепестку цветок.

В ходе занятия дети знакомятся с названием всех цветов спектра. Когда все цвета будут собраны в букет, их ставят в вазочку и дети еще раз называют тона каждого цветка.

Длительность и повторность. Длительность игры – 10-15 минут. Если дети без труда отыскивают нужный цветок, игра в следующий раз усложняется за счет увеличения количества этих цветков (до 28, по четыре на каждый цвет спектра). Как и в первом варианте игры, дети по лепестку-эталону выбирают по одному цветку. Игра проводится в каждом варианте 1 раз.

^ Вариант 2. «Цветочная радуга»

Дидактическая задача. Познакомить с последовательным расположением цветов в спектре. Упражнять детей в сопоставлении предметов по цвету. Прочитать стихотворение о радуге. Обратить внимание детей на то, что цвета радуги даются в одинаковой последовательности как в стихотворении, так и на картинке.

Руководство. Воспитатель обращает внимание детей на изображение радуги. Вместе с детьми вспоминает название семи цветов спектра. Читает стихотворение

Вышла радуга-краса,

Разноцветная коса.

Ленты пестрые в косе –

А всего их ровно семь.

Дарит их красавица –

Бери, какая нравится.

Красная

Если красный помидор, То поспел он, ясно, Если красный светофор, То идти опасно, Ну, а если красный кос — Значит, на дворе мороз.

Оранжевая

Что за мяч оранжевый Весело наряженный? Мячик не резиновый. Мячик апельсиновый.

Желтая

Желтый лимон на цыпленка похож, Только вот ног у него не найдешь. Желтый цыпленок похож на лимон, Только растет не на дереве он.

Зеленая

Вот кузнечик Кузька - Зеленое пузико. Спинка, лапки, голова — Весь зеленый, как трава.

Голубая

Нравятся Насте голубые краски:

Голубые платья,

Голубые глазки,

Голубика в лесах,

Дали голубые.

Голубые чудеса -

Выбирай любые.

Синяя

Слышал я, будто стащила синица В небе лоскутик синего ситца. Сшила синица из ситца косынку, Синими стали крылья и спинка.

^ Лиловая (фиолетовая)

Цвет лиловый - цвет сирени, Цвет фиалок, Цвет весенний. Цветет он и колышется, И в нем приятно дышится.

После чтения воспитатель предлагает выбрать геометрические фигуры цветов радуги и выложить их по порядку.
^ Вариант 3. «Украсим вазочку»

Дидактическая задача. Учить детей подбирать цвета по оттенку.

Воспитатель предлагает детям вазы и геометрические фигуры для их украшении.

- Ребята, давайте украсим вазы. Но украшать можно только геометрическими фигурами точно такого же цвета, как сама ваза (по принципу игры «Спрячь мышку»).

Примечание: для детей с опережением в развитии можно предложить украсить вазы геометрическими фигурами, но цвета побрать отличные от цвета вазы (например, для красной вазы – желтые фигуры и т.д.).
^ Вариант 4. «Подбери такой же»

Дидактическая задача. Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету.

Материал. Цветные бумажные геометрические фигуры основных цветов спектра и их оттенков (по одному на каждого ребенка).

Руководство. Детям раздают геометрические фигуры нескольких оттенков одного и того же цвета (от темного к светлому). Воспитатель называет какой-нибудь цвет. К нему подходит ребенок с фигурой данного цвета. Затем ребенок выбирает себе товарищей (в соответствии с цветовой градацией оттенков). Все остальные дети следят за действиями играющих детей. Если цветовая гамма подобрана правильно, они приглашают товарищей к себе, если неверно, хором объясняют: «Исправьте ошибку и тогда приходите». В случае затруднений воспитатель помогает детям правильно составить цветовую гамму.

Длительность и повторность. Продолжительность игры – 10-15 минут и зависит от интереса детей к игре. Игра проводится 2 раза.
^ Вариант 5. «Вазы какого цвета не стало?»

Дидактическая задача. Учить детей самостоятельно определять и называть цвет предметов с указанием признака (зеленый, синий и т. д.).

Руководство. Воспитатель показывает детям одну за другой несколько ваз разного цвета. Дети называют их цвета. Воспитатель раскладывает на столе вазы так, чтобы они были хорошо видны, затем предлагает детям закрыть глаза и в этот момент убирает одну из ваз. Дети должны внимательно посмотреть и сказать, какого цвета ваза отсутствует.



При повторном проведении игры воспитатель по своему усмотрению может менять предметы. Следует помнить, что они должны отличаться друг от друга только по цвету.
^ Вариант 6. «Назови геометрическую фигуру»

Дидактическая задача. Учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Руководство. Игра проводится с подгруппой (5-б детей). Воспитатель достает из конверта геометрические фигуры и предлагает детям рассмотреть их рассмотреть и обследовать - движением руки обвести контуры фигур, называет их, просит детей повторить название. На одном занятии используется не более двух-трех фигур. Детям, затрудняющимся самостоятельно провести контуры фигур, воспитатель помогает - рукой ребенка проделывает нужные действия в воздухе.
^ Вариант 7. «Домино цветов из геометрических фигур»

Дидактическая задача. Учить детей находить среди многих одну определенную геометрическую фигуру, называть ее. Игра закрепляет знания о геометрических фигурах.

Руководство. В игре принимают участие 2-4 детей. Воспитатель кладет на стол геометрическую фигуры, а ребенок должен положить следующую фигуру. Которая либо такого же цвета, либо такая же (например, желтый треугольник – желтый квадрат/ зеленый треугольник).

^ Вариант 8. «Угадай фигуру»

Дидактическая задача. Учить детей способам осязательного обследования знакомых геометрических фигур, их узнаванию на ощупь. Дети должны понять, что, обучившись этим способам, они смогут легко узнавать фигуры, не видя их. Упражнять детей в назывании геометрических фигур.

Руководство. Воспитатель раскладывает на столе знакомые детям геометрические фигуры, предлагает одному ребенку взять какую-либо фигуру, внимательно рассмотреть ее, затем ощупать кончиками пальцев контур фигуры. «Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю фигуры. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз. Еще один уголок...» - говорит воспитатель и следит, чтобы все дети поняли, как выполняется обследование фигуры. «Как называется эта фигура? - спрашивает воспитатель и тут же уточняет: - Правильно, квадрат». После этого воспитатель предлагает ребенку определить и другие свойства фигуры: «А теперь погладь пальцами фигуру, узнай, гладкая она или шероховатая, надави кончиками пальцев и узнай, твердая фигура или мягкая, на ощупь определи, из какого материала сделана фигура». После осматривания и ощупывания фигуры воспитатель помещает ее в «чудесный мешочек», где находятся еще две фигуры, и просит ребенка выбрать на ощупь ту фигуру, которую они рассматривали. Если он ошибся, фигура вновь рассматривается и ощупывается.

Игра проводится с подгруппой (5-6 детей).
^ Вариант 9. «Выкладывание орнамента»

Дидактическая задача. Выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур в пространстве Игра подготавливает к последующему расчленению сложных форм. Дети составляют орнамент из отдельных геометрических фигур, используя прием наложения каждой фигуры на ее контурное изображение.

Руководство. Воспитатель выкладывает несколько вариантов «цветов» из геометрических фигур и показывает детям. Далее педагог предлагает детям самим выложить из геометрических фигур «цветы», называя фигуры.

Если дети не устали, что педагог предлагает подобрать к «цветку» стебелек и поставить «цветочек» в «вазу».
^ Вариант 10. «Из каких фигур цветок»

Дидактическая задача. Учить детей зрительно расчленять форму контурного изображения предмета на составные части, соответствующие знакомым геометрическим фигурам, воссоздавать форму предмета из геометрических фигур.

Руководство. Воспитатель заранее выкладывает разные цветы из геометрических фигур и просит детей назвать составляющие всех цветов.

При повторном проведении ребенок сам выкладывает цветок из фигур и называет их.
^ Вариант 11. «Что изменилось?»

Дидактическая задача. Учить детей запоминать взаимное расположение геометрических фигур в сложном целом (узоре, конструкции).

Руководство. В игре принимают участие все дети. Они сидят полукругом вокруг стола. Один ребенок подходит к столу и выкладывает узор из геометрических форм, располагая фигуры по своему усмотрению. После этого он уходит в другую комнату, а воспитатель делает замену - переставляет фигуры. Дети внимательно смотрят и запоминают, какие изменения произошли в узоре. Ребенок возвращается из другой комнаты и определяет, что изменилось. Все оценивают результат выполнения задания, поправляют и помогают найти ошибку в случае затруднения.

Можно усложнить правила игры: воспитатель раскладывает на столе узор из фигур и предлагает детям запомнить количество фигур и их расположение, а на соседнем столе составить узор из таких же плоскостных фигур.

Повторность игры зависит от степени овладения умением находить фигуры по памяти.
^ Вариант 11. «Наши цветы – разной высоты»

Вариант 11.1

Дидактическая задача. Дать детям представление об отношениях трех предметов по величине; научить обозначать эти отношения словами («больше», «меньше», «самый большой»)

Поскольку дети к этому времени уже способны устанавливать соотношение двух предметов (больше - меньше), основное внимание уделяется введению третьего предмета (самый большой, самый маленький).




Руководство. Воспитатель выкладывает на столе тор цветка разной высоты (на линии). После этого воспитатель вызывает одного ребенка и просит определить высоту одного из кругов, учитывая его соотношение с другими. Ребенок называет высоту всех цветов. Дети оценивают выполнение задания и сами находят самый большой или самый маленький из трех цветов В случае затруднения воспитатель советует использовать прием промеривания к образцу.
Вариант 11.2

Дидактическая задача. Учить детей устанавливать отношения между пятью объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины. В этой игре дети впервые знакомятся с отношениями элементов в ряду.

Руководство. В игре принимают участие четверо детей. Воспитатель выкладывает на столе в ряд пять «цветков» и предлагает их рассмотреть.

Затем убирает и просит детей самостоятельно разложить «цветки» по мере их убывания и возрастания.
Примечание. Данную игру можно использовать и с детьми 4-5 лет, ориентируясь на задачи образовательной программы того ДОУ, в котором проводится игра.

Библиографический список

  1. Берлайн,Д. Любознательность и поиск информации / Д.Берлайн // Вопросы психологии, 1966.- № 3.- С. 54-60.

  2. Венгер,Л.А., Венгер,А.Л. Домашняя школа мышления / Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. – М.: Знание, 1985. – 80с.

  3. Венгер,Л.А., Дьяченко,О.М. и др. Программа «Развитие»: основные положения / Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др. – М.: Новая школа, 1994. – 64с.

  4. Дьяченко,О.М., Лаврентьева,Т.В. Психическое развитие дошкольника / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984. – 127с.

  5. Землянухина,Т.М. Особенности формирования любознательности / Т.М.Землянухина // Дошкольное воспитание. 1986. № 11.- С.32-35.

  6. Мухина,В.С. Детская психология / В.С.Мухина. - М.: Эксмо-ПРЕСС, 2000. – 352с.

  7. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А.Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.

  8. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддъякова. – М.: Педагогика, 1980. – 216с.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель игры: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета iconТематический план по ознакомлению детей дошкольного возраста с русской народной культурой.
Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с историей, культурой и бытом русского народа

Цель игры: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета iconПрограмма эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста крюкова С. В
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста:...

Цель игры: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета iconКонспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Воспитание...
Цель: объединение усилий семьи и дошкольного учреждения в воспитании самостоятельности у детей

Цель игры: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета iconЦель: развитие речевого дыхания (целенаправленной воздушной струи);...
Цель: развитие устной речи, мелкой моторики, сенсорных навыков, пространственных представлений, воображения, внимания, памяти и мышления...

Цель игры: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета iconПроекта, иллюстрации и фотографии, видео и аудиозаписи, дидактические игры, атрибуты и др
Проект посвящен домашним любимцам – декоративным животным и разработан для детей младшего дошкольного возраста

Цель игры: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета iconПраздник «Дорожной Азбуки»
Цель: прививать навыки правильного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста

Цель игры: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета iconПубличный отчет муниципального автономного образовательного учреждения...
Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Северодвинская прогимназия...

Цель игры: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета iconПубличный отчет муниципального автономного образовательного учреждения...
Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Северодвинская прогимназия...

Цель игры: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета iconПрограмма спортивной секции «Оздоровительные игры для детей младшего школьного возраста»
Программа предназначена для реализации в школе. Рассчитана для детей младшего школьного возраста 6,5-10 лет, Объем: 99 часов. (3...

Цель игры: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета iconРабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу- в соответствии...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница