2 о специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы




Скачать 345.59 Kb.
Название2 о специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы
страница1/5
Дата публикации11.06.2014
Размер345.59 Kb.
ТипАнализ
www.lit-yaz.ru > Туризм > Анализ
  1   2   3   4   5


Вернуться назад


Глава 2. Психодиагностика мотивационных потенциалов личности и группы
Раздел 1
Диагностика интегративных мотивационных образований личности и группы


2.1.1.О специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы 3

2.1.2. Диагностика личностных и групповых базовых потребностей 3

2.1.3. Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман) 5

2.1.4. Диагностика эмоциональной направленности личности 8

2.1.5. Диагностика интерактивнойнаправленности личности(Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина) 10

2.1.6. Диагностика полимотивационных тенденций в «Я-концепции» личности (С. М. Петрова) 14
^






2.1.1.О специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы


Анализ психологической литературы показывает, что ведущая роль в жизнедеятельное личности и группы принадлежит направленности, включающей многообразие мотивационных проявлений. Направленность личности и группы является не только сложным, но и базовым их образованием. Данное понятие, введенное С. Л. Рубинштейном, интерпретируется как ведущая подструктура личности и коллектива и представляет собой совокупность или систему мотивационных образований. По мнению В. С. Мерлина, направленность личности может проявляться по отношению к другим людям, к обществу, к самому себе.

В настоящее время направленность чаще всего рассматривается по трем критериям: знаку, форме и видам. Интегративными составляющими направленности личности и группы по форме чаще всего выступают убеждения, стремления, идеалы, интересы и социальные установки. Социальные установки, как правило, связаны с межличностными и социально-личностными отношениями, охватывающими всю гамму социального поведения. Социально-психологические потенциалы личности чаще всего рассматриваются с позиций деятельностной продуктивности и самореализации, а группы - с позиций отношения к людям и коллективу, включающих межличностные, эмоционально-нравственные, конвенциональные и другие мотивы.

Общеизвестно, что особые проблемы появляются, когда в качестве субъекта деятельности выступает не один человек, а малая группа. В этом случае взаимодействие по горизонтали и по вертикали опосредуется мотивами, обусловленными многообразием социально-психологических явлений и процессов (направленность группы, подготовленность, организационное и психологическое единство малой группы, уровень группового развития).

В данной работе представлены методики, направленные на изучение мотивационной направленности и структуры личности, групповой мотивации и организационного поведения, ориентации в межличностных коммуникациях. Должное место отведено диагностике личностных и групповых потенциалов в учебной и трудовой деятельности. В соответствии с контекстом развития в данной главе приведены психодиагностические методики, касающиеся структуры учебной мотивации разновозрастных школьников и типологий мотивов учения, а также парциальной направленности личности педагога, его мотивационных предпочтений.

^

2.1.2. Диагностика личностных и групповых базовых потребностей


Назначение. Данная методика позволяет выявить базовые потребности - мотиваторы (А. Маслоу) личности и группы. Ее основой является процедура парных сравнений. Знание таких потребностей позволяет руководителю эффективно строить систему мотивации в рабочей группе. Так, если у одних сотрудников доминируют материальные потребности, то повысить их трудовое усердие можно, прежде всего дав им возможность хорошо заработать (например, посредством предоставления сложного, хорошо оплачиваемого задания, сверхурочных работ и т. п.).

Работников, у которых ярко выражены потребности в безопасности (опасения потерять работу, получить выговор, быть скомпрометированным в глазах товарищей и т. п.), следует успокоить, заверить, в стабильности их положения. При доминировании социальных потребностей для человека наиболее важны добрые, дружеские отношения в коллективе, хороший нравственный климат.

Если же у работника ведущей является потребность в признании, то для него приоритетными стимуляторами будут перспектива должностного роста, знаки и символы признания и уважения, карьера.

Для тех сотрудников, у которых доминирует потребность в самореализации, важнейший стимулятор - творческий труд, автономия, участие в принятии решений. Умело используя различные стимулы на основе индивидуального подхода к сотрудникам, знания их ведущих потребностей, руководитель сможет повысить их мотивированность.
Инструкция. Сначала сравните приведенные ниже (поочередно) утверждения, а затем каждый результат впишите в колонку таблицы. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную пустую клеточку первой колонки впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с третьим, потом с четвертым и вписывайте результат во вторую колонку.

Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.
^ Бланк ответов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15





























































































































































































































































































































Опросник
Вслух проговорите фразу «Я хочу...» применительно к каждому утверждению:

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт,

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей,

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе влиятельное положение среди окружающих.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

Обработка и интерпретация результатов

При обработке эмпирических данных используется следующий ключ:

• материальные потребности; 4, 8, 13;

• потребности а безопасности: 3, 6, 10;

• социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;

• потребности в признании: 1, 9, 12;

• потребности в самовыражении; 7, 11, 14.

1. Закончив работу, определите количество баллов {то есть предпочтений или выборов), выпавших на каждое утверждение. Выберите пять утверждений, получивших наибольшее количество баллов, и расположите их по иерархии. Это ваши главные потребности.

2. Для определения степени удовлетворенности пяти типов главных потребностей подсчитайте сумму баллов по пяти соответствующим шкалам ключа.

Личностные и групповые результаты изучения базовых потребностей-мотиваторов

можно представить в форме графических профилей.


42


Зона неудовлетворенности

28


Зона частичной неудовлетворенности

14


Зона удовлетворенности


1

2

3

4

5

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2 о специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы iconКнига посвящена неизменно привлекательной и актуальной теме психологии...
Психология изучения личности: Учеб пособие. — Спб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с

2 о специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы iconЛ. В. Жаров Ребенок в мире Эроса «Жаров Л. В. Ребенок в мире Эроса.»
Монография посвящена анализу эволюционно-биологических, социально-психологических и культуральных аспектов бытия ребенка в мире эротических...

2 о специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы iconЗакон РФ «Об образовании»
Образовательный процесс в ддт строится на дифференцированном, вариативном, индивидуальном подходах, на специфике, мотивации включенности...

2 о специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы iconМетодические рекомендации по разработке и внедрению учебно-мотивационных...
Методические рекомендации предназначены для помощи в организации и проведении учебно-мотивационных познавательных игр, направленных...

2 о специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы iconЛичность преступника и уголовная ответственность издательство ленинградского университета 1968
В книге рассказано, каковы пределы изучения личности пре­ступника в стадии предварительного расследования и каково значение особенностей...

2 о специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы icon§1 Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений...
I теоретические основы изучения психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений

2 о специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы iconПсихосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений
I теоретические основы изучения психосемантической сферы личности сотрудников исправительных учреждений

2 о специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы icon12. Усталость и насыщение Мы не хотели бы заканчивать наш обзор феноменов...
Мы не хотели бы заканчивать наш обзор феноменов насыщения, не предста­вив результатов исследования значения усталости, хотя мы и...

2 о специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы iconЛюбовного романа в произведениях А. С. Пушкина. Коллизия долга и страсти
Менталитет конца 18 века: Масонские сообщества. Зарождение социальной группы профессиональных мыслителей и профессиональных литераторов....

2 о специфике изучения мотивационных феноменов личности и группы iconВиды мотивационных образований
В разделе 5 уже говорилось, что актуальную потребность можно рассматривать как потребностное состояние. Поскольку оно связано с мотивацией,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница